СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эти интересные частицы НЕ- и НИ-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщённый материал для использования при изучении темы "Отрицательные частицы"

Просмотр содержимого документа
«Эти интересные частицы НЕ- и НИ-»

Мирошина Ольга Евгеньевна

учитель русского языка и литературы

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ШКОЛА № 28 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

[email protected]

ЭТИ ИНТЕРЕСНЫЕ ЧАСТИЦЫ НЕ И НИ

(В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ)

Аннотация. Цель данной работы – помочь учителю сориентироваться в приёмах

изложения учебного материала, показать возможности использования разнообразных

приёмов работы, позволяющих развивать у учащихся интеллектуальные

способности мыслительных умений (сравнивать, классифицировать, обобщать).

Предоставленный материал может использоваться учителем как мини-справочник при составлении поурочного плана, с целью доступного изложения темы с учётом того, что учащиеся должны научиться анализировать, сопоставлять, «находить сходные и различающие понятия». Данная разработка носит характер «открытого урока», когда учитель может что-то взять для своей работы, с чем-то согласиться, что-то не принять и оспорить. Упор сделан на материал, совсем не рассмотренный в современных учебниках или изложенный в малом объёме. Упражнения подобраны для закрепления материала; теоретические сведения изложены в форме опорных конспектов и алгоритма рассуждений. Одним из элементов являются текстовые диктанты обобщающего характера, помещённые в конце работы. Предлагаются тексты диктантов (проверочные, выборочные, объяснительные, свободные), которые можно использовать в течение изучения темы; дополнительно они несут в себе большую воспитательную функцию.

Ключевые слова: различие частицы и местоимения, слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи, отличие частиц НЕ и НИ, алгоритм рассуждений, обобщённая таблица.

«Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту врождённую душевную способность, которую называют даром слова, во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка... Эти цели достигаются не одна после другой, но совместно» - так определил задачи изучения языка К.Д.Ушинский.

В школьной практике тема «Частицы» является одной из трудных. Учащиеся с

большими усилиями понимают специфику частиц как части речи, допускают ошибки

при написании частиц и местоимений.

После повторения материала по теме «Слитное раздельное написание НЕ с разными частями речи», изученной в 6-7 классах, можно перейти к более сложным случаям правописания «НЕ и НИ».

Тема. Не и ни с местоимениями и наречиями.

Главная задача этого урока - научить безошибочно отличать наречия от местоимений, научить правильно определять, не или ни надо писать в местоимениях и наречиях, научить различать смысловую роль частиц в данных частях речи, повторить правописание НЕ с разными частями речи

Возможны следующие формы работы:

1.Повторение по вопросам, изученным в предыдущих классах:

- К какому разряду частиц относится не, к какому - ни? Что они обозначают?

- Когда не пишется со словами слитно? Когда частица не пишется раздельно? - От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ со словами (от части речи, к которой относится слово)

Несутся поезда в неведомые дали, чтоб люди никогда туда не опоздали. (Садов.) 2) Это песню, непоседы, в рюкзаки с собой возьмите. (Олев.) 3) Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной. (А. К. Т.) 4) О, синьор, маленький человек, когда он хочет работать, - непобедимая сила. (М.Г.) 5) Мы бредем по тем дорожкам, где не скошена трава. (Исак.) 6) Дремотой разовой объята трава некошеной межи.

- Орфографическая пятиминутка «Слова заблудились» по ранее изученному материалу (распределить слова по столбикам в зависимости от написания с НЕ-)

Ему мешает нездоровье

неробкий человек

не далеко, а близко

недоумение

никто бы не пришел

не переставая, шел дождь

дом не освещен

незасеянное ржаное поле

перепутанные звериные следы

невареные овощи

ты же сказал неправду

не легко, а трудно

неширокая река

ниоткуда не получал писем

неряшливость

город не освобожден

собрались, не сговариваясь

разбросанные шерстяные вещи

непостроенная стеклянная терраса

нежареная рыба.


2. Работа по теме урока

- Запись предложений:

1) И никто с начала мира не видал такого пира. (П.) 2) Нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. (Т.)

- Определяем, к каким частям речи относятся слова никто, нигде, никакого

  1. никто (кто? - именительный падеж) → это местоимение

б) нигде (где? – место) → это наречие

в) никакого (какого? – родительный падеж) → это местоимение

- Наблюдаем, что изменится, если между частицей и местоимением появляется предлог (можно изменить форму слова).

Ни с кем, ни у кого, ни о ком

Ни с каким, ни о каком, ни для какого

Можно ли поставить предлог между частицей и наречием? (нет)

- Наблюдаем, что происходит в данных словах при изменении ударения

Никто - некто;

Нигде - негде

- Вопросы после записи примеров в тетради и их анализа: Что общего в правописании отрицательных местоимений и наречий? В чем различие?

Далее намечаем схему рассуждений, которая записывается в тетрадях-справочниках.

Отличай отрицательное местоимение от отрицательного наречия

1. Установи часть речи (для этого поставь вопрос к данному слову)

А. Если это местоимение или наречие, определи ударение: пиши не - под ударением, ни - без ударения

а) если это местоимение

2. Смотри, есть ли предлог

а) если есть предлог, пиши в три слова

б) если нет предлога, пиши в одно слово.

Б. Если наречие, пиши в одно слово.

- Учимся рассуждать. Объяснить правописание местоимений и наречий, используя материал сегодняшнего урока

Мне неоткуда и не от кого ждать письма. Я ниоткуда и ни от кого не жду писем.

II. Сравни и объясни:

некому - никому

неоткуда - ниоткуда

некогда - никогда

негде - нигде


некто - нечто

некого - нечего


Домашнее задание: составить текст на тему «Весеннее половодье» или «Ледоход», используя следующие местоимения и наречия: никто, негде, нигде, никак, ничуть, некому

Тема. Различие частиц НЕ и НИ (отрицание, утверждение).

Главная задача этого урока - научить правильно определять смысловую роль частиц в предложении (утверждение или отрицание), обосновывать выбор написания не или ни в данных предложениях.

Многие методические пособия рекомендуют начинать изучение этой темы с сопоставления предложений утвердительных и отрицательных. Например, И. А. Лавров в книге «Изучение частицы не и ни в средней школе» предлагает для начала такую таблицу:

Ни - усиление утверждения

Кто ни смотрел нашу школьную елку, всем она понравилась.

(смотрели елку многие, и всем она понравилась)

а) усиливает имеющееся или подразумевающееся отрицание: Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами. (П.)

б) частица ни, превращаясь в соединительный союз ни - ни при однородных членах, усиливает перечисление: Тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна. (Л.Т.)

в) частица ни, употребляющаяся для связи придаточного предложения с главным, усиливает утверждение, к таким предложениям надо задавать вопрос: Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, все те же мы... (П.)

Бросила судьбина? - Да, бросила. Сказуемое утверждает, а не отрицает .

Не - отрицание

Кто не смотрел нашу школьную елку, тем советую посмотреть (надо посмотреть тем, кто елку еще не видел)



Подобная таблица хороша и нужна, но не в начале изучения темы, а при закреплении, когда учащиеся твердо уяснят, что значит утвердительное предложение, как его определить.

Изучение темы более целесообразно, на мой взгляд, такое:

I. Актуализация знаний и вытекающие из неё целеполагающие урока.

Мне рассказывал смоленский паренёк: В нашей школе деревенской шёл урок.

Проходили мы частицы «не» и «ни». А в селе стояли фрицы в эти дни.

Обобрали наши школы и дома. Наша школа стала голой, как тюрьма.

Из ворот избы соседской угловой к нам в окно глядел немецкий часовой.

И сказал учитель: «Фразу дайте мне, чтобы в ней встречались сразу «ни» и «не».

Мы взглянули на солдата у ворот и сказали:

«От расплаты ни один фашист проклятый не уйдёт».

Выделяются все трудные орфограммы, объясняются знаки препинания. Особое внимание уделяется объяснению правописания слов с НИ и НЕ. (Обращаем внимание учащихся, что правописание НИ со словом один будет рассмотрен на следующих уроках)

II. Сообщение темы урока. Как же узнать: последнее предложение в тексте утвердительное или отрицательное? Даем алгоритм рассуждений.

Чтобы определить, отрицательное или утвердительное предложение, надо задать к нему вопрос (по смыслу предложения): если получается положительный ответ, значит – утвердительное предложение; если нет, значит – отрицательное предложение.

В утвердительном предложении частица ни, в отрицательном – не.

- Исследовательская работа:

Предложение

Вопрос

Ответ

Изъять частицу

Что (ни-не) видел в пути, все волновало меня

Видел?


Да, все, что видел, волновало.


Что_ видел в пути, все волновало меня

Куда (ни-не) оглянусь, повсюду рожь густая.

Оглянусь?


Да, всюду, куда оглянусь...


Куда_ оглянусь, повсюду рожь густая.

Кто (ни-не посетил выставку картин русских художников, все были довольны.

Посетил?


Да, все, кто посетил...


Кто_ посетил выставку картин русских художников, все были довольны.


- После разбора предложения записываются, и делается вывод:

  1. предложения утвердительные;

  2. предложения сложные;

  3. предложения невосклицательные;

  4. частица ни стоит перед сказуемым;

  5. частица ни может быть изъята, но смысл останется утвердительным.

вывод: пишем НИ

- Затем составляем несколько примеров для сопоставления:

Предложения утвердительные

Предложения отрицательные

Как я ни старался нарисовать пруд, рисунок получился плохой. (Старался? Да.)

Кто ни приходил на наш вечер, все слушали интересный рассказ о мужественных путешественниках.

Я не старался нарисовать пруд, поэтому рисунок получился плохой. (Старался? Нет.)

Кто не приходил на наши вечера, тот не слышал рассказов о мужественных путешественниках.


- Комментированное письмо, или объяснительный, или предупредительный диктант.

1) Земля, земля! Где бы ни вырос человек, как бы ни прятался от лесов и полей в камни городов, каким бы делом он ни занимался, ты сохраняешь над ним свою неизменную власть!2) И куда ни глянешь, радуется глаз: пашни плодородные, реки быстротечные, травы сенокосные – все теперь у нас. (Исак.)3) Сколько ни смотрю на Неву, не могу налюбоваться ею. 4) Кто бы ни пытался, никто не мог завладеть русской землей. 5) Как ни трудно, как ни худо, – не сдавай, вперед гляди. (Тв.) 6) Солнце встает, и куда ни попадет луч, везде все просыпается. 7) И где бы ни бывали мы, тебя не забывали мы, как мать не забывают сыновья. (Ош.)8) Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись. (Исак.)9) Как ни тепло чужое море, как ни красна чужая даль, не им размыкать наше горе, развеять русскую печаль. (Н.)10) Льются птичьи переборы, стелются поля, и, куда ни кинешь взора, все моя земля. (Исак.) 11) С кем ни встретится он, любил поздороваться сердечно. (Тв.) 12) Гнилое дерево никуда не годится: что ни сделаешь, все развалится. 13) Как месяц ни свети, а все не солнышко.14) Лягушке волом не быть, сколько воды ни пить. (Посл.)15) И что бы ни случилось, сколько бы раз ни пришлось стаскивать шапки, когда люди узнают о гибели своих товарищей, все равно надо и дальше делать свое дело – опасное и тяжелое, завещанное отцами и дедами. (Пауст.)

- Продолжаем закрепление знаний. Учитель читает отрывок из басни. Ученики указывают, из какой басни он взят; называют частицы, определяют их смысловую роль.

1) А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Кр.)

2) Тут бедный Фока мой, как ни любил уху,

Схватив в охапку кушак и шапку,

Скорей, без памяти домой. (Кр.)

3) Что ни станет разбирать,

Имеет дар одно худое видеть. (Кр.)

- Используем для закрепления еще один прием. Учитель пишет на доске незаконченные предложения, учащимся предлагается их закончить и записать полный текст в своих тетрадях:

Куда ни посмотришь… Где бы ты ни был… Куда бы ни послали…

- Примеры для выразительного чтения.

Где бы люди меня ни спросили,

Я отвечу им так, не солгу:

Мне не жить без России,

Я дышать без нее не могу.

Но где б ни шел я, коль спросили б:

«Кто был с тобой?» отвечу я:

Со мной была и есть Россия,

Моя весна, любовь моя.

Но где б я ни был, где б я ни был –

Пусть за туманною грядой,

Я вижу волн сердитых глыбы

И небо, слитое с водой.

Весна моя! Ты вся открыта взору,

Тебя, твой облик в сердце сберегу!

Где б я ни шел в твоих цветных просторах,

Не думать о тебе я не могу.

И сколько б дум я здесь ни передумал,

И сколько б ни стоял перед мечтой,

Я полонен твоим зеленым шумом,

Твоею статью, русской красотой.

(А. Прокофьев)

Тема. Частица ни и не в зависимости от типа предложения

и цели высказывания.

Главная задача этого урока – научить выбирать написание частиц НЕ и НИ в зависимости от типа предложения.

На этом уроке логично также рассмотреть употребление частицы не в восклицательно-вопросительных предложениях.

Мы уже выяснили, что придаточные предложения усилительно-обобщенного значения имеют сами по себе утвердительный смысл; частица ни в них лишь усиливает, подчеркивает его. Риторический же вопрос (Где он только не побывал!) является отрицательным вопросительным предложением и по форме (частица не) и по существу.

Утвердительный смысл в риторическом вопросе присущ ответу (мысленному или даже выраженному). Утвердительный смысл мысленного ответа на отрицательный риторический вопрос переносится на сам вопрос, и сам вопрос начинает казаться утвердительным суждением. Где я только не побывал! Ответ мыслится такой: Много где побывал, всюду или почти всюду. Чтобы не ошибаться, нужно прежде всего понять смысл риторического вопроса.

- Разбираем еще примеры. Кого ты только не видел! Какой же русский не любит быстрой езды! (Г.) Куда он только не ездил!

НЕ

Пишется в вопросительных и восклицательных предложениях ! ?

В повествовательном предложении ответ на вопрос к сказуемому отрицательный

НИ

Пишется в повествовательных предложениях.

Ответ на вопрос к сказуемому положительный



1. Комментированное письмо или объяснение правописания частиц.

1) Какие только мысли не приходили в голову! (Н.-П.) 2) Кто не трепещет перед величием природы! (Ч.) 3) Кого только не носил на себе Гульсары (конь. - Г.С.)! Кто только не ездил на нем! (Айт.) 4) Когда бы я ни приходил, тебя не заставал.

2. Предупредительный или объяснительный диктант.

Матушка русская земля!

Кто не топтал тебя, не бил копытами!

Какая жадная орда не бесновалась по тебе, не жгла и не палила прекрасное лицо твое!

Какой заморский владыка не жаждал сделать тебя рабыней!..

Все выдержала ты, вспоила и вскормила великий народ русский - великодушный и щедрый, как ты сама...

Недосыпая, недоедая, неслыханно добрая, ты века поднимала нас на ноги, ничего не требуя от нас для себя...

3. Спишите, вставляя нужную частицу не или ни, объясните свой выбор.

1) Где только ... воевал Суворов! Где ... воевал Суворов, всюду победа была за русскими. 2) Каких только книг ... читал Горький! Каких бы сторон жизни ... касался Горький, он всюду говорил правду. 3) Кто в море ... бывал, тот горя ... видал. 4) Кто на море ... бывал, тот должен побывать обязательно. 5) Каких только приключений ... бывает с охотниками. 6) И чего только ... случалось с нашими странниками. 7) И, чего ... случалось ... разу, мул не кормлен вышел из дому. (Тих.)

Тема. Не и Ни в сочетаниях НЕ что иное, как…; НЕ кто иной, как…

нИкто иной не …, нИчто иное не…,

Главная задача этого урока - научить правильно определять смысловую роль частиц; выбор написания не или ни в данных сочетаниях.

При рассмотрении сочетаний не что иное, как...; не кто иной, как...; никто иной не... ничто иное не…важно обратить внимание на их смысл. В.Ф. Иванова в книге "Трудные случаи употребления и правописания частиц не и ни" сначала прослеживает, как разными лексическими средствами выражается в языке противопоставление. Полезно эти примеры проанализировать с учащимися:

В сад прибежал

» »

» »

» »

» »

» »

» »


не Олег,

не кто другой,

не другой кто,

не кто-либо другой,

не кто-либо иной,

не кто иной,

не кто иной,


а Иван.

а Иван.

а Иван.

как Иван.

а Иван.

а Иван.

Как Иван.

После осмысления этих предложений записываем два примера, чтобы уже в контексте показать употребление этих сочетаний.

Это было не что иное, как следы лисицы.

Никто иной не поможет в беде, кроме друга.

В первом предложении сочетание не что иное придает особую категоричность утверждению. Слово иное нельзя опустить, на него падает логическое ударение. При этом элементы сочетания могут быть переставлены местами: не иное что - не что иное.

Во втором предложении находим подлежащее и сказуемое. Кто не поможет? Никто иной (подлежащее). Что сделает никто иной? - не поможет (сказуемое). Предложение отрицательное. Сочетание никто иной является членом предложения. Без слова иной предложение сохраняет четкость, определенность. Слово иной служит лишь усилительным элементом при подлежащем никто. Частица ни, образуя отрицательное местоимение (никто), усиливает отрицание.

Можно составить таблицу и записать в словарь-справочник:

Различай сочетания

Не что иное, как...

Не кто иной, как...

Ничто иное не...

Никто иной не...

  1. сказуемое утвердительное (в утвердительном предложении)

2) возможна перестановка частицы


3) есть союз как

4) возможна замена сочетания частицами только, именно

5) сочетания не являются членами предложения

1) сказуемое отрицательное (в отрицательном предложении)

2) перестановка частицы невозможна

3) нет союз как

4) замена сочетания частицами только, именно невозможна

5) сочетания являются членами предложения

Предложения для записи и разбора.

1) А, пожалуй, никто другой, кроме местных жителей, не сумеет быстро найти на ярмарке все то, что вам нужно. (Г.) 2) Друг мой увлекался математикой, ничто иное его не интересовало. 3) Это не что иное, как простая выдумка. 4) Не кто иной, как Кулибин, сделал первый проект арочного моста. 5) Радио изобрел не кто иной, как русский ученый Попов. 6) Ничто иное не могло увлечь его так, как музыка. 7) Ничто иное, кроме письма матери, не могло его утешить. 8) Самое большое счастье было в том, что не кто другой, а именно он, Тема, первый увидел, что цветок расцвел. (Гарш.) 9) Все были уверены, что он (Дубровский), а не кто другой, предводительствовал отважными злодеями. (П.) 10) Вася тут же разглядел, что бумажка эта была не что иное, как только что полученное письмо от брата Павла. (А. Г.)

- Очень увлекают учащихся ответы на вопрос «Знаешь ли ты, что…» Учащиеся дают определение предметам, используя сочетание не что иной, как или не кто иной, как, - например: 1) Ветеринар (не кто иной, как врач, который лечит животных). 2) Винегрет (…холодное кушанье из нарезанных овощей). 3) Карикатура (…рисунок, изображающий кого-либо в смешном виде). 4) Телевидение (…передача и прием изображений на расстоянии).

- По данным образцам предлагается дать определение следующим словам: поликлиника, вода, звук, метеориты, фонетика, морфология, синтаксис, гербарий, феодалы, артиллерия, интеллигенция, дисциплина, препятствие, приемник, преемник, преподаватель, приключение.

Тема. Правописание сочетаний ни один - не один, ни раз - не раз.

I. Актуализация знаний. Грамматический разбор предложения: ...Сколько ни грозили ему (Метелице) револьвером, сколько ни упрашивали правдиво рассказать обо всем, обещая полную свободу, он не произнес ни одного слова, даже ни разу не посмотрел на спрашивающих. (Ф.)

Вопрос: В каких словах объяснение правописания частиц вызвало у вас замешательство?

II. В школьном учебнике специального разговора о написании словосочетаний ни один - не один, ни раз - не раз не ведется, а между тем в речевом употреблении они встречаются часто, есть смысл о них сказать.

Выясняем смысловую роль этих словосочетаний. В тетрадях-справочниках записываем вывод:

1. Ни один - никто

2. Ни раз(у) - полное отсутствие

Не один - много, несколько

Не раз - много раз

Приводим необходимый материал для закрепления по этому вопросу, который может быть использован для различных видов работы: комментированного письма, диктанта, грамматического разбора и т.п.

1) Жил отважный капитан, он объездил много стран, и не раз он бороздил океан. (Л.-К.) 2) Раз пятнадцать он тонул, погибал среди акул, но ни разу даже глазом не моргнул. (Л.-К.) 3) Лжец ни один у нас по нем (мосту) пройти не смеет, до половины дойдет - провалится и в воду упадет. (Кр.) 4) Ни один крик не выговорится ясно. (Г.) 5) Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. (Т.) 6) И грудь широкая не раз вздыхала тяжко в поздний час. (Огар.) 7) Пусть красное пламя снаряда не раз полыхало в цехах, работой на совесть, как надо, гони и усталость и страх. (Тих.) 8) Чтобы разбить, отбросить вражий вал, такие вынес город испытанья, каких еще ни разу не знавал за двести сорок лет существованья. (Инбер) 9) Не раз от скуки он свои мечты мне поверял. 10) Все эти дни я ни разу не отступал от своей системы. 11) Разноголосые речи потопляют друг друга, и ни одно слово не выхватится никем, не спасется от этого потопа. (Г.) 12) Ни один не колыхнется на березах лист. (П.) 13) Клим оттолкнул эти мысли, продуманные не один десяток раз. (М. Г.) 14) Ни одного часа не приходилось ему оставаться дома. (М. Г.) 15)Уходят поезда в загадочные дали, которых никогда, ни разу не видали.(Садов.)

В устойчивых сочетаниях (ни бе ни ме; ни то ни сё; ни больше ни меньше; ни жив ни мёртв; ни стать ни сесть; как ни в чём не бывало; во что бы то ни стало) пиши частицу НИ

Тема. Обобщение изученного по теме «Правописание частиц НЕ и НИ»

Главная задача этого урока – отработать умения и навыки обучающихся по теме «Частицы НЕ-НИ. Различие их на письме»

I. Разбираем предложение: Ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик. (Г.) Или: Сколько бы лет ни прошло, наследники революционеров всегда будут идти вперед.

Предлагаем учащимся алгоритм рассуждений по различению частиц не и ни.

1. Найди сказуемое

2. Смотри, нет ли двойного отрицания (не – не)

а) если есть, пиши при обоих глаголах не

Я не мог не заметить – я заметил его. Широта его интересов не могла не изумлять меня (М. Г.) – должна была изумлять. Не могу не согласиться с вами – должен согласиться. Не могу не верить (верю),что такой язык дан великому народу. (Т.) Петя не мог чувствовать приближения событий. (Кат.)

б) если нет двойного отрицания

3. Смотри, нет ли перед сказуемым слов пока, покамест, далеко не

а) если есть, пиши не

б) если нет

4. Смотри, какого типа предложение

а) если предложение простое восклицательное или вопросительное, пиши не

б) если предложение сложное или простое повествовательное

5. Определи, утвердительное или отрицательное сказуемое (для этого задай к нему вопрос)

а) если ответ нет, пиши не

б) если ответ да, пиши ни

Можно составить обобщённую таблицу

НЕ

НИ

В предложениях с двойным отрицанием пишется нене: Не мог не знать (т. е. должен знать).

Придаточные времени с союзами пока, покамест пишутся с не: Куй железо, пока не остыло.

В восклицательных и вопросительных предложениях (часто со словами только, уж) пишется частица не: Куда он только не обращался!

В сочетаниях с повторяющимися словами и формами (была не была; слыхать не слыхать)

В составе сложных союзов (не то…не то; не только не…но и)

В устойчивых сочетаниях (ни бе ни ме; ни то ни сё; ни больше ни меньше; ни жив ни мёртв; ни стать ни сесть; как ни в чём не бывало; во что бы то ни стало)

В односоставном предложении без подлежащего перед существительным в родительном падеже (Кругом ни деревца)

При словах нет и частице не

(Нет ни кустика)

После слов кто; что; как; куда

(Кто ни повстречается на дороге нам; кланяются дедушке; говорят: «Салам!»)



II Учимся рассуждать

Например: Кому не случалось обедать на траве, за городом или в городе? (Гонч.) 1. Находим сказуемое – не (ни) случалось. 2. Смотрим, нет ли двойного отрицания – частица при одном глаголе. 3. Смотрим, нет ли перед сказуемым слов пока, покамест, далеко не. 4. Смотрим, какого типа предложение, – предложение простое, вопросительное; следовательно, пишем не.

Еще пример коллективного разбора: Ни ягоды, ни грибы не растут в наших краях. Сказуемое – не (ни) растут. Сказуемое простое, слов пока, покамест нет; предложение простое повествовательное: растут или нет? – нет, следовательно, сказуемое отрицательное – при всех других словах предложения пишем ни (находим объяснение в таблице).

Для подробных рассуждений предлагаем следующие предложения.

1) Где бы ты ни шел, ни кружил и сколько бы ни ездил по свету, какие бы красоты ни любил, - родней Москвы на свете места нету. (Вас.) 2) Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был. (Ч.) 3) Ни один лист в саду на дереве не шевелился. 4) Рыбы даже сложили веселую песенку:

Никто и нигде

Никто и нигде

Не жил веселее,

Чем рыбы в воде!

Ни люди,

Ни звери,

Ни птицы,

Ни змеи -

Никто и нигде не живет веселее!

Да, никто и нигде!

Нет, никто и нигде

Не жил веселее, чем рыбы в воде! -

и распевали ее с утра до вечера. (Б. Заходер) 5) Золото как ни черни - черным не станет. 6) Кто опасности не боится, того опасность избегает. (Посл.)

III. Спишите, выбирая из скобок нужную частицу.

1) На небе (не, ни) было(не, ни) одного просвета. (Ф.) 2) Чего только (не, ни) было на столе. (Гонч.) 3) Я (не, ни) оставлю вас, пока (не, ни) дадите ответа. (П.) 4) Кто (не, ни) бывал в тайге Уссурийского края, тот не может представить, какая это чаща, какие заросли. (Арс.) 5) Сколько (не, ни) езжу я по нашим степям, как (не, ни) темны бывают иногда безлунные ночи, мне (не, ни) разу еще (не, ни) приходилось сбиваться с дороги. 6)Ни ветерка, ни крика птицы. Над рощей - красный диск луны, и замирает песня жницы среди вечерней тишины. (Блок)

IV.Можно предложить учащимся составить рассказ на любую тему: "У нас за окном", "Во дворе нашей школы", "Поездка по новому району" и т.д., включив частицы не и ни, или написать сочинение по данным словосочетаниям: Еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют; куда ни посмотришь, куда ни оглянешься, нет ни конца, ни краю; еще не растаявший на солнце снег; деревья, не одетые листвой; неокрепшая трава; солнце, почти не скрывающееся за тучей; весенняя голубизна неба.

Тема Обобщение изученного по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Раздельно

Слитно

1. С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями

2. С полными причастиями в причастном обороте

3. Если есть противопоставление

4. С наречиями в роли сказуемого в безличных предложениях

5. С краткими прилагательными, если они в полной форме не употребляются или получают другое значение (не рад, не готов)

6. С прилагательными, причастиями и наречиями на –о

а) если в качестве пояснительного слова стоит отрицательное местоимение или наречие, начинающееся с ни: ничуть не занимательный рассказ, ни для кого не интересно;

б) если не входит в состав усилительных отрицаний (далеко не, вовсе не, отнюдь не): далеко не единственный случай.

7. При слове совсем в значении «вовсе, отнюдь» : совсем не случайная ошибка.

8. При всех словах, пишущихся через дефис: не по-зимнему

9. Перед глагольной приставкой до-

(в значении «не до конца»)

10. С количественными и порядковыми числительными: не два, не первый;

1. Со словами, которые не употребляются без не

2. С полными причастиями без пояснительных слов

3. С прилагательными на

-емый (непроницаемый),

-имый (невозмутимый)

4. С неречиями на -0, существительными и прилагательными, когда не образует новое слово (друг→недруг)

5. Если можно заменить синонимом или словом без НЕ

6. С отрицательными наречиями

7. С прилагательными, причастиями и наречиями, если они поясняются словами весьма, крайне, очень, совсем, совершенно, в высшей степени, почти: совершенно неподготовленный урок.

При слове совсем в значении «весьма, очень»: совсем неинтересная книга.

8. С неопределенными местоимениями (некто, нечто, некий)

9. В глагольной приставке недо

(в значении "плохо, ниже нормы")

10. Если сопоставляются понятия совместимые: Брошюра небольшая, но интересная.



I. Объяснение слитного и раздельного написания не.

1) Ночей не спят, недоедают и болеют.

2) И как недосмотрел?

И как ты недослушал?

1) Нельзя не доедать суп, не допивать молоко.

2) Картину мы не досмотрели.


IІ. Самостоятельная работа: составить предложения со словами не понимал, ненастье, не ученье, не воин, не боясь, не был, не рад, невидимый, непобедимый, нестерпимый, несмолкаемый, несколько, нераспустившийся, не распустившийся до полудня.

ІІІ. Выборочный диктант (записать в две колонки: не слитно и не раздельно). Пользуясь толковым словарём, определить значение данных слов.

Невдалеке, невпопад, не жаль, неслыханно, не вполне, неспроста, не так, неряшливость, недомогание, невзирая, не под силу, ненавидеть, не один, негодуя, не ты, негде, неоткуда, не надо, негодование, невзначай, непременно.

ІV. Стилистическая работа: найти в предложении частицы, указать, какой оттенок высказыванию они придают, объяснить правописание.

О чем бы разговор ни был, он (Чичиков) всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе - он говорил о лошадином заводе, говорили о хороших собаках - и здесь он сообщал очень дельные замечания, было ли рассуждение о бильярдной игре - в бильярдной игре не давал он промаха. (Г.)

Можно провести и такие виды работ:

а) дать текст и предложить усилить его выразительность, используя частицы; б) порекомендовать написать рассказ на одну из тем: "Как меня принимали в команду", "Свежий номер газеты", "Что интересного и полезного я узнал сегодня"; в) составить юмореску, употребив вопросительные и восклицательные частицы г) составить сказку по теме «В стране невыученных уроков», используя слова (неизвестный, незнакомый, неожиданно, невидимка); д) написать рассуждение по пословице «Не видевши медведя, следов не бойся», «Не отведав горького, не узнаешь сладкого».




Список литературы

  1. Бабайцева В.В.,Чеснокова Л.Д.,Купалова А.Ю.,Никитина Е.И. Книга для учителя. Русский язык. 6 класс. Учебно-методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь»

  2. Иванова В.Ф. «Трудные случаи употребления и правописания частиц НЕ и НИ»: учебное пособие.-2-е изд., испр. и доп.-СПб.: изд.-во СПбГУ, 1997.-100с.

  3. Морозова М.А. Современный русский язык: морфология. (ч.ІІІ) Планы подготовки к практическим и индивидуальным занятиям, схемы и образцы разбора частей речи, вопросы для экзамена: учебное пособие. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015

  4. Розенталь Д.Э.Классическое учебное пособие. Русский язык. М.: Мир и образование, 2017.-448с.

  5. Соколова Г.П. Изучение частиц на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1988г.

  6. http://www.testsoch.info/ne-i-hi/2015

  7. http://books.google,com.ua/books?isbn=5447540712







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!