Этические принципы работы в школе: профилактика конфликтных ситуаций в среде участников образовательных отношений
Шилова Ирина Сергеевна
Педагог-психолог
СОШ №23
Рыбинск
2016г.
Конфликт - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Конфликтная ситуация - такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта - возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.
Педагогический конфликт возникшая в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форма проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающая конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.
Причины возникновения конфликтов
Конфликты этого типа возникают, по мнению учителей , по поводу:
- нарушения дисциплины на уроке;
- плохого выполнения домашнего задания;
- нездорового отношения между учащимися.
С точки зрения учеников причинами конфликтов с учителями являются:
- оскорбление со стороны учителя, грубость, несдержанность;
- необъективности при оценке знаний;
- неинтересное введение урока;
- неподготовленное домашнее задание;
- пропуск уроков.
Виды психологических конфликтов
• конфликты отношений , возникающие в сфере эмоционально – личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности;
• конфликты поведения , возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;
• конфликты деятельности , возникающие по поводу невыполнения учениками учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности.
Технология разрешения конфликта
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих.
- конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта ;
- инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта ;
- конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Технология разрешения конфликта
Разрешить конфликт – это значит:
- устранить конфликтную ситуацию;
- исчерпать инцидент.
Формула успешного решения школьных конфликтов
- доброжелательность ;
- установить причину конфликта, стараясь услышать и правильно понять друг друга ;
- тактичность ;
- разговор по существу ;
- поиск компромисса ;
- способность признать свою ошибку;
- соблюдение чужого персонального пространства ;
- правильный выбор роли ;
- умение слушать и слышать друг друга ;
- справедливость.
Рекомендации по решению конфликтов с учетом этических принципов
1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить.
2. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции
3. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.
4. Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.
5. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь.
6. Никогда не давайте негативных оценок деятельности личности других учителей, администрации школы, родителей.
7. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность.
Практическое задание
- Познакомиться с педагогической ситуацией
- Найти варианты развития событий (как положительные так и отрицательные)
- Спрогнозировать результат по каждому варианту развития событий (что нам это даст?)
Стили поведения в конфликтных ситуациях
Спасибо за внимание!