СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этические принципы работы в школе: профилактика конфликтных ситуаций в среде участников образовательных отношений

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум для педагогического коллектива с целью профилактики конфликтных ситуаций в среде участников образовательных отношений. 

Просмотр содержимого документа
«Обратная связь»

Уважаемые педагоги!
Благодарим Вас за оказанное доверие, гарантируем анонимность Вашего обращения.
Для повышения эффективности работы психолога, просим заполнить анкету, ответив на вопросы.


1. Вы присутствовали на семинаре...


______________________________________________________

(тема)


2. На сколько вы оцениваете степень активности Вашего внимания во время встречи? (нужное подчеркнуть)

1- минимальное; 10 – максимальное


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


3. На сколько вы оцениваете полезность данной встречи?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


4. Актуальна ли данная проблема ?


Да Нет

5. Оцените деятельность психолога.


1 2 3 4 5


6. Ваши пожелания или предложения психологу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Уважаемые педагоги!
Благодарим Вас за оказанное доверие, гарантируем анонимность Вашего обращения.
Для повышения эффективности работы психолога, просим заполнить анкету, ответив на вопросы.


1. Вы присутствовали на семинаре...


______________________________________________________

(тема)


2. На сколько вы оцениваете степень активности вашего внимания во время встречи? (нужное подчеркнуть)

1- минимальное; 10 – максимальное


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


3. На сколько вы оцениваете полезность данной встречи?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


4. Актуальна ли данная проблема ?


Да Нет

5. Оцените деятельность психолога.


1 2 3 4 5


6. Ваши пожелания или предложения психологу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«Ситуации для обсуждения»

Ситуация 1: Войдя в класс на урок, вы обнаружили на доске карикатуру на себя.








Ситуация 2: По просьбе завуча вы заменяете заболевшего учителя в чужом классе. Начался урок. Класс совершенно неуправляем. Вы здороваетесь — никакого внимания.











Ситуация 3 : Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хо­чется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».











Ситуация 4: В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».



Ситуация 5: Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»











Ситуация 6: Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, кото­рые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзья­ми, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)».











Ситуация 7: Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее задание и т.п.)











Ситуация 8: Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся







Ситуация 9: Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учить­ся) вместе с ним».







Ситуация 10: Учащийся считает, что его работу несправедливо оценили.

Просмотр содержимого документа
«Таблица Экспертам»

Жирным шрифтом выделены варианты ответов (реакции педагога), которые позволят не доводить дело до конфликта.

Ситуация

Возможные варианты развития

Экспертная оценка

Ситуация 1: Войдя в класс на урок, вы обнаружили на доске карикатуру на себя.


1.Учительница улыбнулась, подошла к доске, подправила рисунок и начала урок. Урок прошел нормально. Больше такого не повторялось.

2. Игнорирование.

3. Начать поиски «художника»

4. Пригласить представителя администрации






Ситуация 2: По просьбе завуча вы заменяете заболевшего учителя в чужом классе. Начался урок. Класс совершенно неуправляем. Вы здороваетесь — никакого внимания.


Учительница, совершенно не обращая внимания на класс, стала рисовать на доске очень интересную картинку. Разговоры потихоньку прекратились. Дети начали внимательно рассматривать рисунок. Тогда она спросила, что бы это значило.










Ситуация 3 : Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хо­чется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».


Реакции:

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».








Ситуация 4: В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».


Ваша реакция:

1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учить­ся у другого учителя?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».





Ситуация 5: Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»


1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение по­хоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окон­читься?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».







Ситуация 6: Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, кото­рые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзья­ми, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)».


1. «Попробуй только!»

2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родите­лями».

3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обя­зательно спрошу».

4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (про­гулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интерес­нее, чем занятия в школе».

8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интерес­нее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».






Ситуация 7: Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее задание и т.п.)


1-. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»







Ситуация 8: Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся


1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем дру­гих учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»






Ситуация 9: Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учить­ся) вместе с ним».


1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».

7. «Давай после уроков обсудим секреты успешного сотрудниества»








Ситуация 10: Учащийся считает, что его работу несправедливо оценили.


1. «Как ты смеешь сомневаться?»

2. «Учитель всегда прав!»

3. «Ты заслуживаешь только такую оценку!»

4. «Давай вместе посмотрим твою работу, возможно, я была невнимательна..»











Просмотр содержимого презентации
«Семинар Конфликты»

Этические принципы работы в школе: профилактика конфликтных ситуаций в среде участников образовательных отношений Шилова Ирина Сергеевна Педагог-психолог СОШ №23 Рыбинск  2016г.

Этические принципы работы в школе: профилактика конфликтных ситуаций в среде участников образовательных отношений

Шилова Ирина Сергеевна

Педагог-психолог

СОШ №23

Рыбинск

2016г.

Конфликт  - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.   Конфликтная ситуация - такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта - возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы. Педагогический конфликт  возникшая в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форма проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающая конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.

Конфликт - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

Конфликтная ситуация - такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта - возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.

Педагогический конфликт возникшая в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форма проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающая конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.

Причины возникновения конфликтов Конфликты этого типа возникают, по мнению учителей , по поводу: нарушения дисциплины на уроке; плохого выполнения домашнего задания; нездорового отношения между учащимися. С точки зрения учеников причинами конфликтов с учителями являются:

Причины возникновения конфликтов

Конфликты этого типа возникают, по мнению учителей , по поводу:

  • нарушения дисциплины на уроке;
  • плохого выполнения домашнего задания;
  • нездорового отношения между учащимися.

С точки зрения учеников причинами конфликтов с учителями являются:

  • оскорбление со стороны учителя, грубость, несдержанность;
  • необъективности при оценке знаний;
  • неинтересное введение урока;
  • неподготовленное домашнее задание;
  • пропуск уроков.
Виды психологических конфликтов •  конфликты отношений , возникающие в сфере эмоционально – личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности; •  конфликты поведения , возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы; •  конфликты деятельности , возникающие по поводу невыполнения учениками учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности.

Виды психологических конфликтов

конфликты отношений , возникающие в сфере эмоционально – личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности;

конфликты поведения , возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;

конфликты деятельности , возникающие по поводу невыполнения учениками учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности.

Технология разрешения конфликта Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих.  конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта ;  инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта ;  конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Технология разрешения конфликта

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих.

  • конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта ;
  • инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта ;
  • конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Технология разрешения конфликта Разрешить конфликт – это значит:  устранить конфликтную ситуацию;  исчерпать инцидент. Формула успешного решения школьных конфликтов

Технология разрешения конфликта

Разрешить конфликт – это значит:

  • устранить конфликтную ситуацию;
  • исчерпать инцидент.

Формула успешного решения школьных конфликтов

  • доброжелательность ;
  • установить причину конфликта, стараясь услышать и правильно понять друг друга ;
  • тактичность ;
  • разговор по существу ;
  • поиск компромисса ;
  • способность признать свою ошибку;
  • соблюдение чужого персонального пространства ;
  • правильный выбор роли ;
  • умение слушать и слышать друг друга ;
  • справедливость.
Рекомендации по решению конфликтов с учетом этических принципов 1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. 2. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции 3. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников. 4. Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности. 5. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. 6. Никогда не давайте негативных оценок деятельности личности других учителей, администрации школы, родителей. 7. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность.

Рекомендации по решению конфликтов с учетом этических принципов

1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить.

2. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции

3. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

4. Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.

5. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь.

6. Никогда не давайте негативных оценок деятельности личности других учителей, администрации школы, родителей.

7. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность.

Практическое задание

Практическое задание

  • Познакомиться с педагогической ситуацией
  • Найти варианты развития событий (как положительные так и отрицательные)
  • Спрогнозировать результат по каждому варианту развития событий (что нам это даст?)
Стили поведения в конфликтных ситуациях

Стили поведения в конфликтных ситуациях

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!