Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к деятельности
Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Психогимнастика «Улыбка». Звучит песня “Улыбка Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поработаем так, чтобы они за нас порадовались. Станьте в круг, возьмитесь тихонько за руки, почувствуйте дружеское тепло ваших рук и молча, глядя в глаза соседу, подарите ему улыбку. Ведь улыбка это радостное настроение. Возьмем это радостное настроение с собой. Подготовленный ученик читает стихотворение.
|
Следуют указаниям
Ты улыбкой, как солнышко брызни, Выходя поутру из ворот, Понимаешь, у каждого в жизни, Предостаточно бед и забот… Разве любы нам хмурые лица, Или чья та сердитая речь Ты улыбкой сумей поделиться, И ответную искру зажечь. учителя. | Личностные: воспитание положительной мотивации к учению; Выражать свои эмоции |
II. Актуализация имеющихся знаний
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. | 2 октября – Всемирный день улыбки. А вы знаете, что, оказывается, с улыбки начинается дружба. Посмотрите на экран и прочитайте предложение Твоя доброта – улыбка твоя. Какие слова, как вы думаете, здесь главные? Что означает это слово?
Какого человека можно назвать добрым? -
А тему нашего занятия подскажет сюжет из мультфильма «Кот Леопольд»
Скажите, о чем мы будем с вами говорить, что будем обсуждать? |
Отвечают на вопросы. «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь. - Добрый человек любит природу и бережёт её. - Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. - Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми. Смотрят отрывок из мультфильма и определяют тему занятия.
Мы поговорим о дружбе, о том, как важно уметь дружить, дорожить дружбой, быть хорошим другом. | Личностные: Воспитание положительной мотивации к учению; Ценить и принимать следующие ценности: «доброжелательность» Умение уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение. Выражать свои эмоции. Познавательные: Расширение кругозора; создать условия для развития познавательного интереса; Регулятивные: Формировать умение определять цель деятельности. |
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание Цели: 1.Зафиксировать причину затруднения. 2. Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. | Кого мы можем назвать другом? Что значит дружить? Расскажите о своем друге 1. Как зовут друга? 2. Где он живет? 3. Где и когда вы с ним встречаетесь? 4. В какие игры любите играть? 5. Приходил ли он к тебе на помощь?
Почему свои отношения вы называете дружбой? | Рассказывают о своих друзьях.
Высказывают своё мнение ( вместе мы сила, вместе играем, он мне помогает во всем, с ним интересно и т.д.) | Личностные: Умение уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение. Выражать свои эмоции. Познавательные: Отвечать на вопросы учителя. Умение рассуждать. Делать выводы о взаимосвязи между людьми выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации. Коммуникативные: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Формировать умение слушать и понимать других. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. Предметные: Формировать умения анализировать поступки других и собственные действия с учетом нравственных оценок .
|
IV. Совместное открытие знания
Цель: Формировать и расширить представления детей о взаимоотношениях людей, о дружбе и товариществе. | Как вы понимаете слово «дружба»? Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Что такое дружба? Это совесть чистая И душа открытая - Так считают исстари. Что такое дружба? Дружба – это равенство. А дружить без равенства Никому не нравится. Что такое дружба? Если станет туго, То во всём, как на себя, Положись на друга. Что такое дружба? Крепкая опора Вместе верные друзья Могут сдвинуть горы. Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою. Всё с друзьями пополам Поделить мы рады! Только ссориться друзьям Никогда не надо!
Какие пословицы о дружбе вы знаете? На интерактивной доске слайды с пословицами: Нет друга – ищи, а нашёл, береги. Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Человек без друзей, что дерево без корней. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Друзья познаются в беде. Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты. Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. Сам погибай, а товарища выручай. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Человек без друзей, что дерево без корней. Дерево живет корнями, а человек друзьями. | Дружба – это когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы. Если любую работу делать дружно, то будет получаться быстро и хорошо. Без дружбы и без друзей наша жизнь невозможна. Друг – это и любимая книга. Друг – это мама, которая всегда тебя приласкает. Друг – это школьный учитель, который ведёт по дорогам Знаний. Друг – это старенький плюшевый медвежонок, который выслушивает тебя, когда бывает плохо.
Называют пословицы и поговорки о дружбе.
Объясняют как понимают смысл пословиц | Коммуникативные: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Формировать умение слушать и понимать других. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: Расширение кругозора младших школьников; создать условия для развития познавательного интереса. Отвечать на вопросы учителя. Умение рассуждать. Делать выводы о взаимосвязи между людьми. Предметные: Пояснить понятие «дружелюбие» «дружба», «доброжелательность».
|
V. Первичное закрепление во внешней речи | Обсуждение ситуаций «Друг или не друг»
«Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что помяли цветы на клумбе. — Это Андрейка виноват! — сразу же закричал Саша, увидев воспитателя. — Андрей, это ты виноват? — строго спросила воспитательница мальчика. — Я, — ответил Андрейка и отвернулся от Саши. — Хотя виноват только Андрей, но я накажу вас обоих, — сказала Ольга Ивановна. Она внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся, сел к Саше чуть ли не спиной. — Тоже мне. друг еще называется, — пробурчал Саша, но Андрейка никак не отреагировал на его ворчание»
Вам понравилась история? - Почему Ольга Ивановна наказала и Сашу и Андрейку? - Почему вздохнула? -Хотели бы вы, чтобы Саша был вашим другом? «Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки – Весь перецарапали! Лопнул шар, а две подружки Посмотрели - нет игрушки, Сели и заплакали».
Можно ли девочек назвать настоящими подружками? Почему? Послушайте еще одну историю. «У Юры был день рождения. Пришли в гости дети. Принесли подарки, а Оля - самый лучший друг Юры, забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику »
Как вы думаете, что ответил девочке Юра? - Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок - повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок».
Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Можно ли его считать настоящим другом? А сейчас мы будем с вами придумывать слова к слову - друзья - какие они должны быть? Теперь вы знаете, кого можно назвать настоящим другом? |
Отвечают на вопросы.
Дети придумывают прилагательные. Того, кто спешит тебе на помощь, радуется и огорчается вместе с тобой, умеет прощать. Никогда тебя не обижает, не перекладывает на тебя свою вину. | Личностные: Ценить и принимать следующие ценности: «доброжелательность», «отзывчивость» Умение уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение. Познавательные: Расширение кругозора младших школьников; создать условия для развития познавательного интереса. Отвечать на вопросы учителя. Умение рассуждать. Делать выводы о взаимосвязи между людьми выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации. Предметные: Помочь детям осознать значение дружбы посредством игр, ситуаций. Ознакомить детей с правилами дружеских отношений, умением строить отношения, дорожить дружбой. Формировать умения анализировать поступки других и собственные действия с учетом нравственных оценок . |
VI. Самостоятельная работа с проверкой Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. Физминутка | Работа в группе. Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге (верность, уравновешенность, вежливость, аккуратность, доброта, миловидность, отзывчивость, честность, внимание, бескорыстие, заботливость, откровенность).
Остались те качества, которые вы бы не хотели видеть в своем друге (равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть).
Упражнение «Давайте жить дружно» Встаньте парами, повернитесь друг к другу. Представим, что мы с друзьями весело и дружно проводим время. Если услышите Хлопок - пожать друг другу руки. Колокольчик - смотреть в глаза друг другу и улыбнуться. Музыка – потанцевать Мы с вами немного отдохнули и теперь продолжим наше занятие. |
Выбирают карточки.
Выполняют движения. | Личностные: Формировать своё мнение. Познавательные: Делать выводы о взаимосвязи между людьми выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации. Регулятивные: Формировать умение определять цель деятельности. |
VI. Включение в систему знаний и повторений
Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала | Давайте с вами ещё раз повторим правила дружбы. Если мне тяжело Мне поможет друг мой, Если весело мне, Друг мой тоже со мной.
По секрету я подружке свои тайны расскажу. Только ей я доверяю, Её дружбой дорожу. Я своей подружке Всё расскажу на ушко. А подружка тайну мою Не расскажет уже никому.
Если друг работает Я тоже с ним тружусь. Если друг – отличник Я за него горжусь.
Для своей подружки Отдам свои игрушки Будем петь и танцевать. Нам с ней некогда скучать.
Друга в беде не брошу. Первым на помощь приду.
Я люблю свою подружку Никогда не подведу. Все что обещаю – Всегда выполняю.
Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.
Не смейся над недостатками друга. Останови друга, если он делает что-то плохое. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику. Умей признать свои ошибки, относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе. |
Формулируют правила
Один за всех и все за одного!
Доверять другу
Уметь хранить чужие тайны.
Уметь с другом разделить радость
Помогай другу в беде
Не подводите друзей, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
| Регулятивные: Формировать умение определять цель деятельности. Познавательные: Расширение кругозора младших школьников; создать условия для развития познавательного интереса. Отвечать на вопросы учителя. Умение рассуждать. Делать выводы о взаимосвязи между людьми. |
VII. Рефлексия Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Упражнение «Закончи предложение». - Настоящий друг – это тот… - Друзья всегда… - Я могу дружить с такими людьми, которые… - Со мной дружат потому, что… Ребята, нам часто в жизни приходится делать выбор: с кем дружить, с кем не дружить; кто настоящий друг, а кто нет. Чтобы встретить в жизни верного отзывчивого друга, нужно идти дорогою добра. Спешите делать добро! Старайтесь каждый день приносить людям пользу!
А вот что вам желает Кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»
Перед тем как нам расстаться И уйти всем по домам, Хочется мне попрощаться, Пожелав при этом вам, Чтобы добрыми вы были, Слов волшебных не забыли, Чтобы добрыми словами Говорили вы с друзьями.
Звучит песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь» Посмотрите, какое большое солнце нарисовано. Если ваше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Сейчас вы прикрепите на наше большое солнце свои маленькие бумажные лучики, символизирующие ваше хорошее настроение от добрых дел, которые вы друг другу будете дарить. И я думаю, что всегда у нас в классе будут царить согласие, дружеская поддержка и взаимопонимание. И мне думается, эту дружбу вы пронесете через всю жизнь. |
Высказывают свои мнения.
Прикрепляют лучики | Регулятивные: Формировать умение определять цель деятельности. Умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: Умение рассуждать. Делать выводы о взаимосвязи между людьми |