МБОУ «Починокинельская СОШ»
Комсомольского района Чувашской Республики
Адрес: Чувашская Республика, Комсомольский район,
д. Починок Инели, ул. Никитина, дом 38
Тема мероприятия: «Этикет юного пешехода»
в форме интеллектуальной игры «Эрудит»
Автор: учитель начальных классов МБОУ «Починокинельская СОШ»
Безрукина Надежда Васильевна
Класс: 3 (возраст 9-10 лет)
2022 год
Пояснительная записка
Когда человек собирается куда-то идти или ехать, друзья и родные всегда говорят ему: «Счастливого пути!». Но, чтобы это пожелание сбылось, надо быть очень внимательным. Ведь любая дорога, даже от дома до школы, таит опасности. А без знания дорожных знаков сегодня невозможно безопасное движение по улицам и дорогам. Поэтому после изучения тем по окружающему миру в 3 классе «Чтобы путь был счастливым» и «Дорожные знаки» я провожу внеурочное мероприятие «Этикет юного пешехода» в форме игры «Эрудит». Это мероприятие позволяет выявить всесторонне развитых и внимательных учеников и тех, с кем ещё лучше надо усвоить правила дорожного движения.
Конспект внеклассного мероприятия
Цель: сформировать у учащихся чёткое представление о правилах безопасного поведения на улице и дороге.
Задачи:
- обсудить, какие опасные ситуации могут возникнуть на улице, дороге;
- научить различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
Оборудование: жетоны, медали «Эрудит», компьютер, проектор, презентация
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой
- Добрый день, уважаемые ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведём с улыбкой.
- Наше мероприятие будет необычным.
1 слайд.
- Посмотрев внимательно на эту картину можете сказать, какое это мероприятие будет?
- Да, это мероприятие с элементами игры и называется оно «Эрудит».
- Как вы думаете, кто такой «эрудит»?
2 слайд.
- Давайте прочитаем на слайде и уточним: «Эрудит – человек, обладающий большими познаниями в какой-либо области или просто всесторонне развитый человек, который имеет своё мнение и может дать свой ответ на любой вопрос».
«Эрудиция – это глубокие и всесторонние познания в какой-либо области или нескольких областях, которые возникли в результате изучения и осмысления разных литературных и других источников».
- Я предлагаю всем принять участие в интеллектуальной игре и проверить свои знания по разделу «Наша безопасность». А тема мероприятия: «Этикет юного пешехода». Это будет повторение изученных тем по окружающему миру «Чтобы путь был счастливым» и «Дорожные знаки».
3 слайд.
- Прочитайте хором:
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто сейчас играет с нами,
Тот становится умней.
II. Ознакомление с правилами игры.
- У каждой игры свои правила. А у нашей игры следующие правила:
1) игра будет проходить по этапам;
2) каждый в этой игре может проявить свои лучшие качества: сообразительность, быстроту реакции, смекалку, внимательность;
3) за каждый правильный ответ вы получаете жетон;
4) учащиеся, набравшие наибольшее количество жетонов, в конце игры получат медаль «Эрудит».
- И так, мы начинаем! Всем желаю удачи!
II. Разминка
- Как можно быстрее ответьте на вопросы.
- Верно ли утверждение: «Дорогу надо переходить там, где есть знак перехода или светофор? (да)
- Что опасно делать на тротуаре? (играть в футбол)
- Верно ли утверждение «Дорогу можно переходить на зелёный свет светофора? (да)
- С какого возраста можно ездить на велосипеде по дороге? (с 14 лет)
- Верно ли утверждение «Автобус надо ждать на краю остановки»? (нет)
- Кому разрешается ездить на велосипеде по тротуару? (только маленьким детям, с 7 до 14 лет)
- Верно ли утверждение «Дорогу можно переходить, если все машины затормозили? (да)
III. Если ты пешеход
4 слайд.
- Назовите три главных правила пешехода.(1) ходить по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам или в пределах пешеходных зон; 2) переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным; 3) переходить дорогу только на зелёный сигнал светофора и никогда не переходить на красный!)
5 слайд.
- Какие ещё правила безопасности нужно соблюдать на улице? (1)всегда старайся держаться подальше от проезжей части; 2) когда загорится зелёный свет, не спеши переходить дорогу, подожди, убедись, что все машины остановились, а потом спокойно иди; 3) старайся переходить дорогу в группе людей, потому что идти вместе безопаснее; 4) нельзя переходить дорогу на красный свет, даже если нет машин; 5) переходя дорогу, всегда надо смотреть по сторонам и быть внимательным; 6) ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу, перед дорогой надо остановиться; 7) нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре; 8) автобус, троллейбус опасно обходить как спереди, так и сзади, надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти дорогу)
VI. Если ты велосипедист
6 слайд.
- Если вам родители купили велосипед, что вы должны знать в первую очередь? (детям в возрасте от 7 до 14 лет разрешено ездить на велосипеде только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам)
- А что категорически запрещено? (выезжать на проезжую часть дороги)
- Как правильно пересечь дорогу? (нужно сойти с велосипеда, перевезти его за руль по пешеходному переходу)
- Можно ли ехать на велосипеде, не держась за руль? (правила дорожного движения запрещают ездить на велосипеде, не держась за руль)
- Ещё что запрещено правилами дорожного движения? (не катать никого на раме или багажнике своего велосипеда)
VII. Физкультминутка
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим.
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём, и домой пешком пойдём.
VII. Если ты пассажир
- Как нужно правильно садиться в автомобиль и выходить из него? (со стороны тротуара и только после того, как автомобиль полностью остановится)
- Что запрещено во время движения? (отвлекать водителя, высовываться в окно)
- Какие правила безопасности нужно соблюдать, когда едешь в общественном транспорте? (не прислоняться к дверям, держаться за поручни, не трогать оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи и сразу сказать об этом взрослым)
- Расскажите о правилах безопасного поведения в метро. (стать подальше от края платформы, никогда не заходить за ограничительную линию на платформе, если случайно уронишь что-нибудь на рельсы, не пытайся достать самостоятельно)
VIII. Дорожные знаки
- Какие знаки понятны без слов жителям разных стран? (дорожные)
- Перечислите группы дорожных знаков. (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса)
- Что обозначают предупреждающие знаки? (предупреждают водителя о приближении к опасному участку дороги)
- Отличительные особенности предупреждающих знаков (представляют собой белые треугольники с красной каймой)
- Какие знаки что-либо запрещают водителю? (запрещающие)
- А что они запрещают? (въезд, остановку, обгон, подачу звукового сигнала, движение)
- Чем они отличаются от предупреждающих знаков? (это белые или синие круги с красной каймой, на некоторых из них есть красная перечёркивающая линия)
- Что обозначают предписывающие знаки? (предписывают водителю, в какую сторону можно двигаться по дороге)
- Как они выглядят? (это синие круги с белым рисунком)
- Что обозначают знаки особых предписаний? (указывают, где находится пешеходный переход, остановка автобуса, трамвая)
- Что такое сервис? (это самообслуживание)
- О чём подсказывают водителю знаки сервиса? (где можно поесть и отдохнуть, починить машину, где находится автозаправочная станция, больница и т.д.)
IX. Подведение итогов мероприятия
- О чем же главном мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового вы узнали сегодня? Чего раньше еще не знали?
- Что для вас показалось трудным?
- На сколько хорошо вы сегодня поработали?
- С каким настроением вы заканчиваете это мероприятие?
- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали на занятии, повторили еще раз правила дорожного движения, узнали много новых дорожных знаков.
X. Цветограмма.
Цель - оценивание учащимися степени усвоения нового материала на уроке.
-У вас в конверте по 3 кружка желтого, красного, зеленого цвета. Оцените степень усвоения нового материала на уроке и положите соответствующий кружок в файл.
Зеленый - Если тебе на уроке все было понятно, ты хорошо запомнил новую тему.
Желтый – Если у тебя остались вопросы по теме, дома нужно еще раз почитать статью, чтобы лучше запомнить.
Красный – материал показался сложным, на уроке тебе было трудно.