СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этикет от А до Я

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прграмма расчитана на 1 час в неделю. 

Просмотр содержимого документа
«Этикет от А до Я»







Рабочая программа по внеурочной деятельности 7 «Б» класса

«Этикет от А до Я»

(социальное направление)




















Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Этикет от А до Я» для учащихся 7 «Б» класса разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);

  • планируемых результатов основного общего образования;

  • требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);

  • авторской программы Насонкиной С. А. «Уроки этикета»  СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003г.;

  • Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат»;

  • учебного плана ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат».


Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

  • организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);

  • формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

  • познание людьми друг друга.

Программа внеурочной деятельности «Этикет от А до Я » направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.

Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:

  • обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;

  • поступков взрослых;

  • вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

Основные мотивы общения:

  • потребность во впечатлениях (познавательный мотив); потребность в активной деятельности;

  • потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

Цели:

  1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.

  1. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

  2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

  3. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

Задачи курса:

  • нацелить учащихся на познание общечеловеческих норм по этикету и поведения в обществе в повседневной жизни и деловых взаимоотношениях;

  • способствовать самовоспитанию учащихся, формированию качеств личности, осознающей общечеловеческие и национальные ценности, достоинства человека, знающего основы этикета, имеющего широкий кругозор, владеющего нормами устной и письменной речи, соблюдающей нормы этикета общения, сотрудничества, стремящейся к эстетике в жизни, в быту, к эстетике отношений, имеющей развитое творческое начало;

  • дать понятие об этикете;

  • способствовать воспитанию культуры поведения в общественных местах, в общении, в быту;

  • вызвать критическое отношение к собственному поведению и стремление к совершенствованию и изменению своей личности;

  • вызвать интерес учащихся к вопросам культуры и искусства, раскрыть важность и необходимость овладения внешней и внутренней культурой, этикетом;

  • сознательно формировать свой нравственно-духовной облик, используя формы самовоспитания и самопознания;

  • научить учащихся делать самостоятельные выводы из представленного материала и содержания урока.


Формы занятий:

тренинги (коммуникативные, поведенческие), этические беседы, ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные, дебаты, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии.

Методы:

проигрывание и анализ жизненных ситуаций, упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.), поведенческий тренинг, лекции с обратной связью, психологические игры, решение коммуникативных речевых задач, работа в парах, метод интервью, проблемное обучение.

Место курса внеурочной деятельности «Этикет от А до Я» в учебном плане.

На изучение курса внеурочной деятельности «Этикет от А до Я» в 7 классе согласно учебному плану ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» отводится 1 час в неделю (всего 34 часов в год).

Содержание курса внеурочной деятельности «Этикет оА до Я».

Раздел 1. История этикета. (5 часов)

Обучающиеся получат возможность узнать как, когда и при каких обстоятельствах зародилось такое понятие, как этикет, в какой стране ввелись нормы поведения, когда появился этикет в нашей стране, как развивался и какие нормы этикета дошли до нашего времени.

Раздел 2. Средства общения. (4 часа)

Познакомить обучающихся с вербальными и невербальными средствами общения, мимикой, жестами, нужными в той или иной ситуации.

Раздел 3. Этикетные ситуации. (11 часов)

В данном разделе обучающиеся познакомятся с правилами поведения и общения в той или иной ситуации (поведение в общественных местах, в очереди, правила телефонного этикета, за столом и т.д.). Посредством ролевых игр закрепят все на примере.

Раздел 4. Речевой этикет. (5 часов)

Учащиеся познакомятся с речевыми нормами и правилами, с этикетными формулами речевого общения, научатся устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации.

Раздел 5. Этикет в культуре внешности. (6 часов)

В данном разделе обучающиеся узнают о зависимости внешнего вида человека и межличностных отношений, у них выработается стремление заботиться о своем внешнем виде, соблюдать правила опрятности и аккуратности. Здесь осуществляется задания с девочками и мальчиками, так как о личной гигиене и внешнем виде целесообразно говорить отдельно.

Раздел 6. Этикет в культуре деловых отношений. (3 часа)

Данный раздел направлен на формирование умений и навыков соблюдать элементарные правила хорошего тона, которые помогут молодым людям чувствовать себя комфортно и уверенно в любой ситуации делового общения, что дает шанс на успех в деловой и частной жизни на укрепление репутации и достоинств. Кроме того, он отвечает в полной мере требованиям современного образования, ориентирован на формирование жизненно важных (в условиях быстро изменяющейся социокультурной и экономической ситуации) компетентностей



Универсальные учебные действия при изучении курса «Этикет от А до Я»


УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД:

  • действие смыслообразования (интерес, мотивация);

  • действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

  • формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

  • формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

  • эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

  • формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • формирования желания выполнять учебные действия;

  • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия:

- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

  • формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

  • формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

  • формирование умения работать в парах и малых группах;

  • формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • коррекция;

  • оценка;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;

  • знать особенности неподготовленной речи;

  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;

  • знать особенности диалога и монолога;

  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

Умение работать с информацией

  • умение находить главные тезисы в источнике информации;

  • умение делать выводы из полученной информации;

  • обучение поиску и локализации информации, фиксированию информации, презентации полученных результатов, подведению итогов.

Умение участвовать в совместной деятельности

  • вооружить детей средствами внутригруппового общения: научить работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным);

  • научить бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию, куда входит деловое общение на равных с определением способов эффективного достижения результатов деятельности.
    В результате изучения курса прогнозируется предполагаемый результат:

  • Учащиеся должны знать и владеть элементарными правилами вежливости (умение правильно здороваться, прощаться, благодарить за услуги, помощь, принести извинения и другие этикетные ситуации).

  • Иметь хорошие манеры и стараться выполнять основные правила этикета (культура застолья, внешнего вида, культура речи и т.д.).

  • Следить за своим внешним видом, за своей речью, манерами.

  • Одеваться со вкусом, вести здоровый образ жизни, соблюдать культуру тела и личную гигиену.

  • Правильно вести себя в общественных местах, быть вежливым.

  • Заниматься самообразованием (читать об искусстве, изучать литературу, посещать художественные и творческие кружки)

  • Знать и соблюдать нормы поведения в процессе общения, быть доброжелательным в общении.

  • Заботиться о создании своего имиджа.

  • Уметь анализировать свои поступки, своих товарищей, литературных героев.

Тематическое планирование

п/п

Название темы

Количество часов

1

История эикета.

5

2

Средства общения.

4

3

Этикетные ситуации.

11

4

Речевой этикет.

5

5

Этикет в культуре внешности.

6

6

Этикет в культуре деловых отношений.

3

Всего 34 часов


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Этикет от А до Я»

Количество часов: всего - 35 часов; в неделю - 1 час


 № п/п

Тема урока

Формы проведения занятий

Дата

План

Факт

История этикета – 5 часов


1

Введение в предмет. Что изучает этикет?

Беседа, объяснение

06.09


2

Культура человека. Этика и этикет.

Беседа, практикум

13.09


3

Возникновение и развитие этикета. Искусство хороших манер.

Беседа, презентация

20.09


4

Виды этикета. Принципы этикета.

Беседа, презентация

27.09


5

Основы этикета на Руси.

Беседа, презентация

04.10


Средства общения – 4 часа


6

Вербальные и невербальные средства общения.

Беседа, презентация

11.10


7

Вербальные и невербальные средства общения.

Беседа, презентация

18.10


8

Формулы общения.

Беседа, презентация, практическая работа

25.10


9

Употребление «Ты» и «Вы» обращений.

Беседа, презентация

08.11


Этикетные ситуации – 11 часов


10

Этикетные ситуации. Телефонный этикет.

Деловая игра

15.11


11

Этикетные ситуации. Сетевой этикет.

Презентация, практическая работа

22.11


12

Зачем и как люди здороваются?

Беседа, презентация, практическая работа

29.11


13

Повседневный этикет: в магазине, на работе, в транспорте и т. д.

Беседа, презентация

06.12


14

Школьный этикет.

Беседа, ролевая игра

13.12


15

Праздничный этикет.

Практическая работа

20.12


16

Подарки.

Беседа, практическая игра

27.12


17

Культура досуга. Приглашаем в театр.

Беседа, деловая игра

17.01


18

Культура приема пищи.

Беседа, практическая игра

24.01


19

Пользование столовыми приборами.

Беседа, практическая игра

31.01


20

Этикет за столом. Семейные праздники.

Беседа, презентация. Деловая игра.


07.02


Речевой этикет – 5 часов


21

Культура речи. Значение речевого этикета.
Беседа, ролевая игра

14.02


22

Речь, жесты, мимика, интонации. Коммуникабельность.

Практическая работа

21.02


23

Культура речи. Переписка. Письменная речь.
Беседа, презентация

28.02


24

Искусство беседы. Правила беседы.

Беседа, презентация

06.03


25

Речевой этикет разных стран.

Беседа, презентация

13.03


Этикет в культуре внешности – 6 часов


26

Личная гигиена. Занятие с девочками.

Беседа

20.03


27

Личная гигиена. Занятие с мальчиками.

Беседа

03.04


28

Индивидуальность. Внешность.

Беседа, презентация

10.04


29

Одежда. Прическа.

Беседа, презентация

17.04


30

Здоровый образ жизни - залог красоты.

Деловая игра

24.04


31

Стиль делового человека.

Практическое занятие

08.05


Этикет в культуре деловых отношений – 4 часа


32

Этикет деловых встреч и контактов.

Беседа, презентация

15.05


33

Деловые приемы.

Беседа, презентация

22.05


34

Устройство на работу. Профессиональный этикет.

Практическое занятие

29.05



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки».

Учебно-методическое обеспечение

    1. Андреев В.Ф. Золотая книга этикета. М: «Вече», 2008 г.

    2. Архангельская М.Д. Бизнес – Этикет или Игра по правилам. – СПб.: Питер, 2011г.

    3. Введенская, Л.А. Культура речи. Ростов н/Д : Феникс, 2009 г.

    4. Кузнецов. И.Н. Деловой этикет. М:ЮНИТИ, 2008 г.

    5. Энциклопедия этикета. – М.: Полиграфиздат, 2011 г.

Информационное обеспечение дисциплины

    1. Портал «Этикет от А до Я»: Подборка статей по этикету за столом, в общественных местах, на развлекательных и печальных мероприятиях. Советы по подбору гардероба. Тесты на знание правил хорошего тона. Режим доступа: etiket.ru

    2. Правила этикета в Европе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.womakineuerope.com

    3. Сайт «Основы делового этикета»: сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни Режим доступа: no-stress.ru› Основы делового этикета

    4. https://www.youtube.com видео о этикете

Материально-техническое обеспечение:

 кабинет для индивидуальной и групповой работы;

 мультимедийные (цифровые) средства (ноутбук, проектор, экран).












Список учащихся 7Б класса 2019 – 2020 учебный год.

п/п

ФИО обучающегося

Дата рождения

1.

Баринов Роман Николаевич

31.07.2005

2.

Барышев Антон Иванович

01.02.2006

3.

Дюжикова Анастасия Андреевна

21.12.2005

4.

Емцова Татьяна Анатольевна

08.10.2004

5.

Кабаков Александр Александрович

30.08.2003

6.

Михеева Мария Васильевна

23.01.2006

7.

Некрасова Ева Михайловна

18.10.2005

8.

Сурженко Вера Юрьевна

03.03.2006

9.

Фатеев Евгений Петрович

28.08.2006

10.

Хрипкова Алина Игоревна

26.03.2006

11.

Шевердяев Максим Вячеславович

29.03.2005