Рабочая программа по внеурочной деятельности 7 «Б» класса
«Этикет от А до Я»
(социальное направление)
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Этикет от А до Я» для учащихся 7 «Б» класса разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);
планируемых результатов основного общего образования;
требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов
федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
авторской программы Насонкиной С. А. «Уроки этикета» СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003г.;
Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат»;
учебного плана ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат».
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
познание людьми друг друга.
Программа внеурочной деятельности «Этикет от А до Я » направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:
обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
поступков взрослых;
вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.
Основные мотивы общения:
потребность во впечатлениях (познавательный мотив); потребность в активной деятельности;
потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Цели:
Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.
Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
Задачи курса:
нацелить учащихся на познание общечеловеческих норм по этикету и поведения в обществе в повседневной жизни и деловых взаимоотношениях;
способствовать самовоспитанию учащихся, формированию качеств личности, осознающей общечеловеческие и национальные ценности, достоинства человека, знающего основы этикета, имеющего широкий кругозор, владеющего нормами устной и письменной речи, соблюдающей нормы этикета общения, сотрудничества, стремящейся к эстетике в жизни, в быту, к эстетике отношений, имеющей развитое творческое начало;
дать понятие об этикете;
способствовать воспитанию культуры поведения в общественных местах, в общении, в быту;
вызвать критическое отношение к собственному поведению и стремление к совершенствованию и изменению своей личности;
вызвать интерес учащихся к вопросам культуры и искусства, раскрыть важность и необходимость овладения внешней и внутренней культурой, этикетом;
сознательно формировать свой нравственно-духовной облик, используя формы самовоспитания и самопознания;
научить учащихся делать самостоятельные выводы из представленного материала и содержания урока.
Формы занятий:
тренинги (коммуникативные, поведенческие), этические беседы, ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные, дебаты, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии.
Методы:
проигрывание и анализ жизненных ситуаций, упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.), поведенческий тренинг, лекции с обратной связью, психологические игры, решение коммуникативных речевых задач, работа в парах, метод интервью, проблемное обучение.
Место курса внеурочной деятельности «Этикет от А до Я» в учебном плане.
На изучение курса внеурочной деятельности «Этикет от А до Я» в 7 классе согласно учебному плану ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» отводится 1 час в неделю (всего 34 часов в год).
Содержание курса внеурочной деятельности «Этикет оА до Я».
Раздел 1. История этикета. (5 часов)
Обучающиеся получат возможность узнать как, когда и при каких обстоятельствах зародилось такое понятие, как этикет, в какой стране ввелись нормы поведения, когда появился этикет в нашей стране, как развивался и какие нормы этикета дошли до нашего времени.
Раздел 2. Средства общения. (4 часа)
Познакомить обучающихся с вербальными и невербальными средствами общения, мимикой, жестами, нужными в той или иной ситуации.
Раздел 3. Этикетные ситуации. (11 часов)
В данном разделе обучающиеся познакомятся с правилами поведения и общения в той или иной ситуации (поведение в общественных местах, в очереди, правила телефонного этикета, за столом и т.д.). Посредством ролевых игр закрепят все на примере.
Раздел 4. Речевой этикет. (5 часов)
Учащиеся познакомятся с речевыми нормами и правилами, с этикетными формулами речевого общения, научатся устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации.
Раздел 5. Этикет в культуре внешности. (6 часов)
В данном разделе обучающиеся узнают о зависимости внешнего вида человека и межличностных отношений, у них выработается стремление заботиться о своем внешнем виде, соблюдать правила опрятности и аккуратности. Здесь осуществляется задания с девочками и мальчиками, так как о личной гигиене и внешнем виде целесообразно говорить отдельно.
Раздел 6. Этикет в культуре деловых отношений. (3 часа)
Данный раздел направлен на формирование умений и навыков соблюдать элементарные правила хорошего тона, которые помогут молодым людям чувствовать себя комфортно и уверенно в любой ситуации делового общения, что дает шанс на успех в деловой и частной жизни на укрепление репутации и достоинств. Кроме того, он отвечает в полной мере требованиям современного образования, ориентирован на формирование жизненно важных (в условиях быстро изменяющейся социокультурной и экономической ситуации) компетентностей
Универсальные учебные действия при изучении курса «Этикет от А до Я»
УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД:
действие смыслообразования (интерес, мотивация);
действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);
эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
формирования желания выполнять учебные действия;
использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
В сфере личностных УУД будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Универсальные логические действия:
- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:
- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;
- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
формирование умения работать в парах и малых группах;
формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
знать особенности диалога и монолога;
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
пользоваться основными способами правки текста.
Умение работать с информацией
умение находить главные тезисы в источнике информации;
умение делать выводы из полученной информации;
обучение поиску и локализации информации, фиксированию информации, презентации полученных результатов, подведению итогов.
Умение участвовать в совместной деятельности
вооружить детей средствами внутригруппового общения: научить работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным);
научить бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию, куда входит деловое общение на равных с определением способов эффективного достижения результатов деятельности.
В результате изучения курса прогнозируется предполагаемый результат:
Учащиеся должны знать и владеть элементарными правилами вежливости (умение правильно здороваться, прощаться, благодарить за услуги, помощь, принести извинения и другие этикетные ситуации).
Иметь хорошие манеры и стараться выполнять основные правила этикета (культура застолья, внешнего вида, культура речи и т.д.).
Следить за своим внешним видом, за своей речью, манерами.
Одеваться со вкусом, вести здоровый образ жизни, соблюдать культуру тела и личную гигиену.
Правильно вести себя в общественных местах, быть вежливым.
Заниматься самообразованием (читать об искусстве, изучать литературу, посещать художественные и творческие кружки)
Знать и соблюдать нормы поведения в процессе общения, быть доброжелательным в общении.
Заботиться о создании своего имиджа.
Уметь анализировать свои поступки, своих товарищей, литературных героев.
Тематическое планирование |
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | История эикета. | 5 |
2 | Средства общения. | 4 |
3 | Этикетные ситуации. | 11 |
4 | Речевой этикет. | 5 |
5 | Этикет в культуре внешности. | 6 |
6 | Этикет в культуре деловых отношений. | 3 |
Всего 34 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Этикет от А до Я»
Количество часов: всего - 35 часов; в неделю - 1 час
№ п/п | Тема урока Формы проведения занятий | Дата |
План | Факт |
История этикета – 5 часов | |
1 | Введение в предмет. Что изучает этикет? Беседа, объяснение | 06.09 | |
2 | Культура человека. Этика и этикет. Беседа, практикум | 13.09 | |
3 | Возникновение и развитие этикета. Искусство хороших манер. Беседа, презентация | 20.09 | |
4 | Виды этикета. Принципы этикета. Беседа, презентация | 27.09 | |
5 | Основы этикета на Руси. Беседа, презентация | 04.10 | |
Средства общения – 4 часа | |
6 | Вербальные и невербальные средства общения. Беседа, презентация | 11.10 | |
7 | Вербальные и невербальные средства общения. Беседа, презентация | 18.10 | |
8 | Формулы общения. Беседа, презентация, практическая работа | 25.10 | |
9 | Употребление «Ты» и «Вы» обращений. Беседа, презентация | 08.11 | |
Этикетные ситуации – 11 часов | |
10 | Этикетные ситуации. Телефонный этикет. Деловая игра | 15.11 | |
11 | Этикетные ситуации. Сетевой этикет. Презентация, практическая работа | 22.11 | |
12 | Зачем и как люди здороваются? Беседа, презентация, практическая работа | 29.11 | |
13 | Повседневный этикет: в магазине, на работе, в транспорте и т. д. Беседа, презентация | 06.12 | |
14 | Школьный этикет. Беседа, ролевая игра | 13.12 | |
15 | Праздничный этикет. Практическая работа | 20.12 | |
16 | Подарки. Беседа, практическая игра | 27.12 | |
17 | Культура досуга. Приглашаем в театр. Беседа, деловая игра | 17.01 | |
18 | Культура приема пищи. Беседа, практическая игра | 24.01 | |
19 | Пользование столовыми приборами. Беседа, практическая игра | 31.01 | |
20 | Этикет за столом. Семейные праздники. Беседа, презентация. Деловая игра. | 07.02 | |
Речевой этикет – 5 часов | |
21 | Культура речи. Значение речевого этикета. Беседа, ролевая игра | 14.02 | |
22 | Речь, жесты, мимика, интонации. Коммуникабельность. Практическая работа | 21.02 | |
23 | Культура речи. Переписка. Письменная речь. Беседа, презентация | 28.02 | |
24 | Искусство беседы. Правила беседы. Беседа, презентация | 06.03 | |
25 | Речевой этикет разных стран. Беседа, презентация | 13.03 | |
Этикет в культуре внешности – 6 часов | |
26 | Личная гигиена. Занятие с девочками. Беседа | 20.03 | |
27 | Личная гигиена. Занятие с мальчиками. Беседа | 03.04 | |
28 | Индивидуальность. Внешность. Беседа, презентация | 10.04 | |
29 | Одежда. Прическа. Беседа, презентация | 17.04 | |
30 | Здоровый образ жизни - залог красоты. Деловая игра | 24.04 | |
31 | Стиль делового человека. Практическое занятие | 08.05 | |
Этикет в культуре деловых отношений – 4 часа | |
32 | Этикет деловых встреч и контактов. Беседа, презентация | 15.05 | |
33 | Деловые приемы. Беседа, презентация | 22.05 | |
34 | Устройство на работу. Профессиональный этикет. Практическое занятие | 29.05 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки».
Учебно-методическое обеспечение
Андреев В.Ф. Золотая книга этикета. М: «Вече», 2008 г.
Архангельская М.Д. Бизнес – Этикет или Игра по правилам. – СПб.: Питер, 2011г.
Введенская, Л.А. Культура речи. Ростов н/Д : Феникс, 2009 г.
Кузнецов. И.Н. Деловой этикет. М:ЮНИТИ, 2008 г.
Энциклопедия этикета. – М.: Полиграфиздат, 2011 г.
Информационное обеспечение дисциплины
Портал «Этикет от А до Я»: Подборка статей по этикету за столом, в общественных местах, на развлекательных и печальных мероприятиях. Советы по подбору гардероба. Тесты на знание правил хорошего тона. Режим доступа: etiket.ru
Правила этикета в Европе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.womakineuerope.com
Сайт «Основы делового этикета»: сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни Режим доступа: no-stress.ru› Основы делового этикета
https://www.youtube.com видео о этикете
Материально-техническое обеспечение:
кабинет для индивидуальной и групповой работы;
мультимедийные (цифровые) средства (ноутбук, проектор, экран).
Список учащихся 7Б класса 2019 – 2020 учебный год.
№ п/п | ФИО обучающегося | Дата рождения |
1. | Баринов Роман Николаевич | 31.07.2005 |
2. | Барышев Антон Иванович | 01.02.2006 |
3. | Дюжикова Анастасия Андреевна | 21.12.2005 |
4. | Емцова Татьяна Анатольевна | 08.10.2004 |
5. | Кабаков Александр Александрович | 30.08.2003 |
6. | Михеева Мария Васильевна | 23.01.2006 |
7. | Некрасова Ева Михайловна | 18.10.2005 |
8. | Сурженко Вера Юрьевна | 03.03.2006 |
9. | Фатеев Евгений Петрович | 28.08.2006 |
10. | Хрипкова Алина Игоревна | 26.03.2006 |
11. | Шевердяев Максим Вячеславович | 29.03.2005 |