СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этих дней не смолкнет слава...Презентация "Ярославль для фронта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ярославль в годы войны работал для фронта и для победы

Просмотр содержимого документа
«Этих дней не смолкнет слава...Презентация "Ярославль для фронта"»

Этих дней не смолкнет слава… К 80-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 – 1945 гг.

Этих дней не смолкнет слава…

К 80-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 – 1945 гг.

Из одного металла льют  Медаль за бой, медаль за труд...   Алексей Недогонов .   Мы помним! Мы гордимся!

Из одного металла льют Медаль за бой, медаль за труд... Алексей Недогонов .

Мы помним!

Мы гордимся!

Ярославский автозавод (позднее - Ярославский моторный завод) выпускал корпуса снарядов, узлы и детали для танков, пистолеты-пулемёты Шпагина (ППШ), артиллерийские тягачи.

В 1943 году на заводе был спроектирован и изготовлен опытный образец гусеничного артиллерийского тягача Я-II. Всего для нужд фронта было выпущено 1349 тягачей.

Огромная трудность заключалась в том, что из коллектива завода ушло на фронт 1670 квалифицированных рабочих и специалистов, у станков их заменили жены, матери, юноши и девушки, многие из которых впервые пришли на завод. 47,5% рабочих теперь составляли женщины и 25% - молодежь. Женщины работали и на тяжелых мужских профессиях в кузнечном и сварочном цехах.

За годы войны коллектив предприятия освоил свыше 13 видов военной продукции: автоматы, снаряды для зенитных орудий, ручные гранаты и другое. Было оборудовано 4 ремонтных базы для автомобилей и одна - для танков. Эти мастерские до конца войны работали в механизированных частях действующей армии.

В августе 1944 года Президиум Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий государственного Комитета Обороны по производству вооружения наградил орденами и медалями 36 человек.

Ярославский шинный завод – крупнейшее в стране и Европе предприятие отрасли – выпускало 70 процентов отечественных шин, в т.ч. большинство покрышек для авиации, артиллерии, воинских авточастей.  Фашисты прекрасно понимали значение ЯШЗ. В 1943 г. авиацией противника было нанесено два мощных бомбовых удара (в ночь с 9 на 10 и с 20 на 21 июня), в результате которых предприятие было разрушено и выведено из числа действующих. К ноябрю предприятие было восстановлено.  Коллектив завода за период Великой Отечественной войны выпустил продукции, которой хватило бы для укомплектования 800 танковых, 3138 артиллерийских, 13 800 авиационных полков. В годы войны на предприятии был освоен выпуск ряда новых изделий: автопокрышек для иностранных самолетов, автопокрышек высокой проходимости «вездеход», специальной резины и прорезиненной ткани для прокладки баков самолетов, новых размеров шин с губчатой камерой для пушек и броневиков, новых размеров катков для танков и другой продукции.

Ярославский шинный завод – крупнейшее в стране и Европе предприятие отрасли – выпускало 70 процентов отечественных шин, в т.ч. большинство покрышек для авиации, артиллерии, воинских авточастей.

Фашисты прекрасно понимали значение ЯШЗ. В 1943 г. авиацией противника было нанесено два мощных бомбовых удара (в ночь с 9 на 10 и с 20 на 21 июня), в результате которых предприятие было разрушено и выведено из числа действующих. К ноябрю предприятие было восстановлено.

Коллектив завода за период Великой Отечественной войны выпустил продукции, которой хватило бы для укомплектования 800 танковых, 3138 артиллерийских, 13 800 авиационных полков. В годы войны на предприятии был освоен выпуск ряда новых изделий: автопокрышек для иностранных самолетов, автопокрышек высокой проходимости «вездеход», специальной резины и прорезиненной ткани для прокладки баков самолетов, новых размеров шин с губчатой камерой для пушек и броневиков, новых размеров катков для танков и другой продукции.

Ярославский электромашиностроительный завод («Элдин») в начале войны освоил производство снарядов, узлов для реактивной артиллерии, стартеров и генераторов для танков, других электротехнических изделий для нужд армии.

Ярославский электромашиностроительный завод перешел на выпуск сопел для гвардейских минометов, военно-инженерного инструмента для возведения оборонительных сооружений, позднее — стартеров к танкам, тротиловых зарядов.

Осенью 1941 г. предприятие получило задание Государственного Комитета Обороны на изготовление деталей к гвардейскому миномету «Катюша» (делались сопла для снарядов), выпуск которых осуществлялся до 1943 г. Если изначально производились только корпуса снарядов, то осенью 1941 г. была создана специальная мастерская по зарядке снарядов тротилом, которые выпускались также на тормозном заводе, автозаводе Ярославля. А с начала 1942 года завод возобновил выпуск электротехнической продукции, необходимой тылу. За успешное выполнение заказов фронта коллектив завода получил благодарность Верховного Главнокомандующего.

После разгрома немецких войск под Москвой на предприятии началось восстановление электротехнических производств за счет частично возвращенного из эвакуации оборудования и изготовления собственными силами недостающих станков. Было восстановлено производство стартеров к танкам и реле к ним, зарядных генераторов. За 1942-44 гг. было выпущено свыше 7,0 тыс. стартеров. Это количество позволяло оснастить свыше 70 танковых дивизий. За годы войны на заводе было произведено 1,3 млн. снарядов и 200,3 тыс. деталей для «Катюш».

Ярославский судостроительный завод в первые месяцы войны осуществлял установку вооружения на подготовленные к выпуску катера, находившиеся на стапелях завода.

В октябре 1941 г. началась эвакуация основного оборудования, в Кострому было вывезено около 70% демонтированного оборудования, а также незавершенные производством катера. После разгрома немецких войск под Москвой в декабре 1941 г. завод получил распоряжение о возвращении эвакуированного оборудования в Ярославль. К концу февраля 1942 г. завод был восстановлен и начал выпускать продукцию в запланированных объемах. В течение 1942 г. завод дал фронту 115 катеров разных типов, в т.ч. 17 дивизионных катеров Я-5, 5 водолазных ботов, морской охотник за подводными лодками МО-4, 10 речных тральщиков МСВ-38. Наряду с боевыми катерами на заводе было освоено производство водолазных ботов, речных тральщиков, бензозаправщиков для гидроавиации.

В этот период руководство предприятием получило задание о срочном выпуске 10 катеров Я-5 («Ярославец»), оборудованных установками для гвардейских минометов «Катюша». Изготовленные на две недели раньше установленного срока, в первой половине сентября 1942 г., катера отправились в район г.Сталинграда, где шли ожесточенные бои. Катера с речными «Катюшами» участвовали не только в Сталинградской битве, но и других сражениях в составе Черноморского флота, Днепровской, Дунайской флотилий, участвовали весной 1945 г. на реке Шпрее, при штурме г. Берлина.

С ярославских катеров высаживались десанты в Крым, на «Малую землю». Два катера Я-5 ярославской постройки установлены в г.Новороссийске и г.Таганроге как памятники матросской славы.

Ярославский электровозоремонтный завод имени им.Б.П.Бещева (в годы войны – Ярославский паровозоремонтный завод) поставил для фронта 7 бронепоездов, 6 бронеплощадок, 16 башен зенитных орудий, 873 паровоза, отремонтировал 36 бронепоездов, 21 бронеплощадку. За первый месяц войны записались добровольцами на фронт 1065 человек из 2056 работающих тогда на заводе. В обстановке острого кадрового дефицита коллектив начал освоение спецпродукции (снарядов), под которые срочно приспосабливаются площади механического и литейного цехов. В цеха приходят 14-16-летние подростки – учащиеся школ ФЗУ, к станкам встают инженерно-технические работники. . По 2-3 смены подряд работают слесарь сборочного цеха Баранов, слесарь Гусев и многие другие, выполняя производственные задания на 300 и более процентов. Они становятся основной движущей силой в выполнении заданий Государственного Комитета Обороны.

Ярославский электровозоремонтный завод имени им.Б.П.Бещева (в годы войны – Ярославский паровозоремонтный завод) поставил для фронта 7 бронепоездов, 6 бронеплощадок, 16 башен зенитных орудий, 873 паровоза, отремонтировал 36 бронепоездов, 21 бронеплощадку.

За первый месяц войны записались добровольцами на фронт 1065 человек из 2056 работающих тогда на заводе. В обстановке острого кадрового дефицита коллектив начал освоение спецпродукции (снарядов), под которые срочно приспосабливаются площади механического и литейного цехов. В цеха приходят 14-16-летние подростки – учащиеся школ ФЗУ, к станкам встают инженерно-технические работники. . По 2-3 смены подряд работают слесарь сборочного цеха Баранов, слесарь Гусев и многие другие, выполняя производственные задания на 300 и более процентов. Они становятся основной движущей силой в выполнении заданий Государственного Комитета Обороны.

В ноябре 1941 года завод получает задание на изготовление в кратчайшие сроки двух бронепоездов. Эту работу возглавил технический директор Новиков. Задание было выполнено! Выполнил завод и другой срочный заказ – на изготовление двух тысяч солдатских котелков. Работать приходилось в неимоверно тяжелых условиях, на открытых площадках, при жесточайшем морозе, когда не выдерживал даже металл, а ладони юных рабочих «примораживались» к деталям и корпусам изделий. Образцы героического труда показывали все подразделения дороги. Коллектив Ярославского паровозоремонтного завода за годы Великой Отечественной войны изготовил и передал фронту 873 паровоза, 7 бронепоездов и 6 бронеплощадок. На предпри¬ятии было отремонтировано 36 бронепоездов и 21 бронеплощадка. Более 800 трофейных вагонов переоборудовали для работы на железных дорогах страны.

В ноябре 1941 года завод получает задание на изготовление в кратчайшие сроки двух бронепоездов. Эту работу возглавил технический директор Новиков. Задание было выполнено! Выполнил завод и другой срочный заказ – на изготовление двух тысяч солдатских котелков. Работать приходилось в неимоверно тяжелых условиях, на открытых площадках, при жесточайшем морозе, когда не выдерживал даже металл, а ладони юных рабочих «примораживались» к деталям и корпусам изделий.

Образцы героического труда показывали все подразделения дороги. Коллектив Ярославского паровозоремонтного завода за годы Великой Отечественной войны изготовил и передал фронту 873 паровоза, 7 бронепоездов и 6 бронеплощадок. На предпри¬ятии было отремонтировано 36 бронепоездов и 21 бронеплощадка. Более 800 трофейных вагонов переоборудовали для работы на железных дорогах страны.