СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этимология слов. Этимологический словарь кубанских говоров.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Этимология слов. Этимологический словарь кубанских говоров.»

Этимология слов. Этимологический словарь кубанских говоров.

Цель: научить определять происхождение слов, ознакомить учащихся с этимологическими словарями.

Оборудование: презентация, экран, проектор, компьютер.

Ход урока.

1. Инсценировка.

Хвастун (в обычном шарфе). Вот, приобрел себе воротник. Как вы думаете, из кого он?

Петя. Хм, насколько мне известно, воротники делают из лисиц, норок. Но ваш не похож ни на что.

Хвастун. Что вы? Ведь это выдра, невооруженным глазом видно.

Петя (с иронией). Да? А знаете ли вы, почему выдра называется выдрой?

Хвастун. Нет, я как-то над этим не задумывался. (Поглаживает воротник.)

Петя. Дело в том, что при обработке шкурки этого зверька из нее полностью выдирается шерсть, и остается только подшерсток. Следовательно, выдра – это шкурка, из которой выдрана шерсть. Позднее название шкурки было перенесено на название зверька. (Довольный, уходит)

Хвастун (озадаченно). Не может быть, почему же тогда она так ценится? (Уходит, задумавшись.)

– Ребята, почему хвастун оказался в нелепом положении? Как Петя проучил его?

– Найдите в словаре истинное значение слова выдра.

– Слово это встречается не только в русском, но и во многих родственных индоевропейских языках. Литовское слово udra (выдра), древнеиндийское udras (водяное животное), древнегреческое hydra (гидра, водяная змея) – вот некоторые из ближайших родственников нашего слова, которые позволяют ученым установить, что первоначально слово выдра имело значение водяное животное. В русском языке связь между словами выдра и вода представляется далеко не очевидной. А вот, например, в древнегреческом языке слова hydor(вода) и hydra(водяная змея) не оставляют никакого сомнения в общности их происхождения.

2. Объяснение учителя. Показ презентации.

3. Лингвистическая задача.

– Прочитайте о происхождении слова седой на с. 61. Как оно образовано? Выделяем ли мы сейчас суффикс -д- в этом слове? Обоснуйте свой ответ.

– Чем отличается морфемный разбор слова от этимологического?

– Являются ли сейчас однокоренными слова стрела и стрелять? А в истории языка? Вспомните, как и чем стреляли в древности.

4. Работа с карточками. «Бюро находок».

– Найдите хозяина по значению.

Ученик читает этимологическую справку, остальные должны догадаться, о каком слове идет речь, и сделать его морфемный разбор.

5. Анализ детского словотворчества.

– Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами «взрослого» языка?

***

– Смотрите, как деревья листеют!

***

– Мама, у меня в кармане есть тайные конфетки. Хочешь?

– Какие это тайные?

– А те, которые во рту тают.

***

– Смотри не лезь в лужу!

– А если это будет необходимая лужа?

– Какая это необходимая?

– Ну такая большая, что не обойти.

***

– Я пригласил гостей на день рождения.

– А с нами посоветовался?

– Что же мне их теперь отглашать?

6. Лингвистическая задача.

– Прослушайте отрывок из книги В. Ю. Откупщикова «К истокам слова».

Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.

– Попробуйте догадаться, что означают детские слова:

тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк.

7. Итог урока.

– Для чего нужно изучать этимологию слов?

Домашнее задание: упражнение 130. Попробуйте переосмыслить значение какого-нибудь слова (например, ельник – рот) и составить с ним рассказ.