СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этническая и языковая мозаика.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

использованы технологии развивающие, личностно- ориентированные . 

Просмотр содержимого документа
«Этническая и языковая мозаика.»

Курепина В.А - учитель географии в МБОУ ДСОШ№1 Ростовская обл., с. Дубовское


План конспект урока по географии

В 10 классе.

Технологии, запланированные на уроке. Развивающие, личностно- ориентированные – их можно рассматривать как создающие все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Тема: “Этническая и языковая мозаика”

Цель урока: Выявить географические особенности этнического и религиозного состава населения мира.

Задачи:

1)Обучающие: углубить представления об этническом составе населения мира, выявить географические особенности этнического и языкового состава населения мира. Познакомить с однонациональными, двунациональными и многонациональными государствами.

Дать определение понятий: консолидация, ассимиляции, интеграция

2)Развивающие: развивать аналитические и исследовательские умения у учащихся, создавать условия для развития коммуникативных навыков у учащихся.

3)Воспитывающие: воспитание толерантного отношения к представителям различных народов

Оборудование: карта народов мира, презентация учителя к уроку, презентации учащихся, задания для учащихся

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Проверка домашнего задания

4. Изучение нового материала. Демонстрация слайдов для самостоятельного определения темы учащимися.

Учащиеся дают название темы урока. Далее при помощи ряда проблемных вопросов учитель определяет цели и задачи урока. «На прошлом уроке мы изучали демографическую ситуацию в мире, а какая демографическая ситуация в нашей стране? Какие последствия подобной ситуации для экономики страны»? В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что если демографическая ситуация не изменится, будет увеличен процент трудовой миграции в страну и будет происходить замена коренных малочисленных народов пришлым населением. «Важно ли государству пытаться сохранить народы, проживающие на территории России и почему»? «Считаете ли вы тему сегодняшнего урока актуальной для себя?» Далее идет проверка домашнего задания. Учащимся на парты раздаю тесты и задания. Несколько работ собираю на проверку вместе с предыдущим письменным домашним заданием. Далее разбираем ответы с учащимися, ответы демонстрируются на слайде. Изложение нового материала дается учащимися (опережающее задание). Первый рассказывает о этническом составе, второй о языковом, а третий о проблемах . Учащиеся готовят презентации. После рассказа учащегося по 1 вопросу класс работает с таблицей “Тип стран по национальному признаку.” Работа проводится по рядам и далее всеми обсуждаются результаты. После рассказа 2 учащегося. Учащимся предлагается работа по закреплению материала. После выступления 3 учащегося. Учащимся предлагается выявить причины национальных конфликтов. И ответить на вопрос: « Существует ли закономерность проявления национальных проблем?» Ожидаемый ответ: национальные конфликты вспыхивают в многонациональных и двунациональных странах. Неравенство в уровне развития и жизни народов, живущих в одной стране, также может являться одной из причин межэтнических конфликтов.

Изложение нового материала. При характеристике состава населения Земли используют понятие “этнос” обычно совпадающее с понятием “народ”.Этнос – это исторически сложившаяся социальная группа, обладающая совокупностью следующих признаков: единство территории на начальных этапах развития, культуры на основе своего языка, хозяйственно- бытовых особенностей. Ученые выделяют 4-5 тыс. народов, численность которых колеблется от сотни миллионов, до десятков человек. В процессе своего развития народы проходят три стадии: племя, народность, нация. Племена возникли на первых стадиях существования человека. Каждое племя состоит только из родственников. В некоторых районах мира до сих пор сохранились племена. Например, в Африке, Океании, Австралии. Народности занимают промежуточное положение между нациями и племенами. Нации возникли в средние века в Европе. Национальный критерий лежит в основе образования государств. При совпадении этнических границ, образуются однонациональные государства, где основная нация составляет более 90 % населения Швеция, Польша, Япония, Дания, Саудовская Аравия, Египет, Италия. Около половины стран-однонациональные.

Двунациональные страны- Канада, Бельгия {валлоны и фламандцы},Шри-Ланка…

Многонациональные- Индия, Китай, Россия, Франция, Испания, Австралийский Союз..

Заполнение таблицы.

Языковой состав.

Чаще всего при классификации народов предпочтение отдают языку как важному элементу человеческой культуры. По языковому принципу народы объединяют в языковые семьи, которые в свою очередь, делятся на языковые группы, а группы на подгруппы. К каждой из подгрупп относится этнос. Самая распространенная языковая семья- индоевропейская, которая объединяет 150 народов общей численностью 3 млрд. человек. Она включает несколько групп, из них самые многочисленные романская {французы, итальянцы, испанцы, румыны, португальцы, латиноамериканцы..}, германская –немцы, англичане, американцы; славянская –русские, украинцы, чехи, сербы, хорваты, болгары…;индоарийская группа-хинди, урду, пенджаби…

Второй по численности является сино-тибетская семья, на языках которой говорит более млрд. человек, а крупнейшей языковой группой- китайская.

Около 300 млн. человек говорят на языках семито-хамитской или афразийской семьи. Прежде всего это арабы, евреи…

Однозначного совпадения языка и этноса нет. Англичане, американцы и австралийцы, будучи разными народами говорят на одном языке. Встречаются и случаи когда представители одного этноса разговаривают на разных языках- канадцы, швейцарцы. По оценкам ученых в мире примерно 5 тыс. языков, но распространенных мало. Язык является главным отличительным признаком народов на планете. В каждой стране свой государственный и официальный язык.

Учащиеся выполняют задание по карте

Вывод: Мы видим, что языковая классификация народов существенно отличается от национальной, поскольку распространение языков не совпадает с этническими границами. Например в бывших колониях говорят на языке метрополий.


В Африке и Южной Америке трудно определить тип страны по национальному признаку, так как на этих континентах границы проводились без учета границ проживания народа. Это является причиной частых межнациональных конфликтов.

Проблема межнациональных отношений в настоящее время остра. Это связано:

1) с неравенством народов в некоторых развитых странах, ущемлением культурной самобытности национальных меньшинств -баски в Испании, корсиканцы во Франции..

2).с последствиями европейской колонизации, при которых сохраняется угнетение коренного населения- аборигены Австралии, индейцы

3). с расовой дискриминацией

4). образованием новых государств.

Обратите внимание на карту конфликтов и горячих точек планеты. Существует ли закономерность проявления национальных проблем. Ожидаемый ответ: национальные конфликты вспыхивают на территории многонациональных и двунациональных государств. Проблемы межнациональных отношений приводят к тяжелым последствиям, их решение одинаково важно для всех государств мира.



5. Закрепление изученного материала. Рефлексия.

Давайте выясним, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Учащиеся отвечают что для них было новым.

Объявление результатов урока, домашнее задание.

Надеюсь вам урок понравился , досвидания!



Список использованной литературы:

Учебник по географии 10-11 класса под ред. Ю.Н Гладкий ,В.В Николина 2010г. Просвещение

методическое пособие с электронным приложением «Уроки географии с применением информационных технологий. 10-11 классы» Долгорукова С.В, Кугут И. А.

Е.А Жижина, Н.А Никитина «Поурочные разработки по географии. Экономическая и социальная география мира.» Москва

Приложение к уроку


Зад1 Определить: 1.тип воспроизводства в стране, 2. На что направлена демографическая политика.

1тип

2 тип

На понижение рождаемости

На повышение рождаемости

1вариант : Латвия, Пакистан

2вариант: Индия, Болгария

3 вариант: Италия, Австрия

4 вариант: Швеция, Франция

5 вариант: Бангладеш, Китай

6 вариант: Украина, Белоруссия

7 вариант: Эстония, Индонезия




Задания по теме “Население Земли- национальный состав”

Выбери из перечисленных стран

многонациональные:

.1. США; 2.Дания; 3. Индия ; 4Россия; 5. Швеция; 6. Канада; 7.Япония.


Выбери из перечисленных народов

наиболее крупный:

1. русские

2. китайцы

3. японцы


Определи, о каком этническом процессе

идёт речь:


1. Формирование швейцарской нации на основе немецких, французских, итальянских и ретро-романских этносов - ………….

2. В странах Карибского бассейна формирование этнических общностей на основе африканских, южноазиатских, европейских и индейских этносов - ……………….

3. Формирование англо-американского этноса в США - …………………

Тип стран по национальному признаку

Регион

Примеры стран

Народы

Однонациональные

Европа


Польша

поляки


Азия


Саудовская Аравия



Африка




Двунациональные

Европа


Бельгия

Валлоны и фламандцы


Азия



Тамилы

сингалы


Америка




Многонациональные

Европа





Азия


Индонезия

Яванцы, малайцы и др.


Америка





Африка




При помощи карты атласа заполнить пустые строки в таблице.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!