Этнические особенности
женского русского народного костюма
в разных губерниях России.
Их сходство и отличия.
Работу выполнила: ученица 8 «Б» класса МБОУ СШ №23 с УИИЯ Шагивалеева Александра.
Руководитель: учитель изобразительного искусства Гараева Раиса Альбертовна
Настоящее исследование посвящено изучению
особенностей женского народного костюма России, его традициям и особенностям.
Народный костюм –
это бесценное неотъемлемое
достояние этнической культуры народа,
накопленное веками.
Одежда, прошедшая в своём
развитии долгий путь,
тесно связана с историей и
эстетическими взглядами
создателей.
Цель исследования - изучить историю и особенности
Актуальность данного исследования
русского народного костюма, как одной из составляющих этнической культуры народа.
обусловлена тем,
что изучение культуры и этнических истоков
своего народа повышает духовно-нравственны й
уровень общества.
В соответствии с вышеизложенной целью были
поставлены следующие задачи:
-определить особенности русского народного костюма;
-изучить культурные и этнические традиции
русского народа посредством особенностей
костюмов и орнаментов, а так же их значения.
-выявить сходства и отличия русского народного
костюма в разных регионах России.
Объект исследования – русский народный костюм
Предмет исследования – история, этнические традиции, колорит, орнаменты и символика русского костюма.
Характер материала, а также поставленные цели и задачи определили
методы исследования : самостоятельное изучение литературы по теме, просмотр видеоматериалов об истории русского костюма, беседы с учителем изобразительного искусств Гараевой Раисой Альбертовной.
Практическая значимость
умение применять знания о культуре, быте и традициях своего народа,
материалы исследования и приложения могут быть использованы на уроках изобразительного, истории культуры, МХК.
Теоретическая значимость
данного исследования расширяет существующую информацию о народном костюме, систематизирует знания о культуре в жизни человека, повышает духовно нравственный уровень, прививает уважение к истории своего народа.
Девичий праздничный костюм
Этот вид сарафана известен в Вятской
губернии с конца XIX в.
Наибольшее распространение он получил
в Вятском уезде, где бытовал до 30-х г. XX в.
Его появление связано с интенсивным
развитием отхожих промыслов и,
как следствие, с проникновением в деревню
элементов городской культуры.
В отдельных местах Вятской губернии девятое
воскресенье после Пасхи было известно
как «девичий праздник».
В этот день нарумяненные девушки на выданье
прогуливались по улицам в своих лучших
нарядах в надежде привлечь к себе внимание
женихов, а женихи и их матери
высматривали будущих невест.
Девичий костюм Вятского уезда состоит
из рубахи, сарафана, передника,
вязаного пояса, нижних юбок .
Костюм новобрачной
Рассмотрим один из вариантов свадебного
костюма Вологодской губернии.
В его цветовом решении преобладают уже
традиционные для крестьянской одежды
контрастирующие красные и белые цвета.
Ярким цветовым пятном в художественном
решении костюма является сарафан из
красной клетчатой пестряди. В те времена
на Руси белоснежных нарядов не было,
так как белый цвет считался символом
святости и чего-то духовного.
Девушки самостоятельно их шили .
Русские народные свадебные платья были
уникальными,
но все они имели общие черты:
платья украшали характерными узорами:
цветами, ягодами и листьями,
которые являлись символом добра.
Женская праздничная шуба
XIX — начало XX в. Русский Север
Зимний женский праздничный костюм
обычно включал в себя добротную
меховую одежду. Наибольшее
распространение в крестьянской
среде получили шубы, сшитые из овчины.
Овчинная шуба занимала важное место в
обрядности восточных славян. Это было
связано с древними представлениями о
роли меха, дающего плодородие,
богатство, счастье.
Меховая шуба являлась обязательным
атрибутом русской свадьбы. В некоторых
местах России молодых благословляли
иконой, стоя на шубе, усаживали на шубу,
расстеленную мехом вверх, приговаривая:
«Шуба тепла и мохната —
жить вам тепло и богато».
В зимнее время , а в отдельных местах и
летом молодые могли венчаться в
расшитых шубах.
Символика народного костюма, композиция, его цвет, орнаментальная тайнопись.
Именно в народном костюме прослеживаются наиболее важные черты и
особенности народного самосознания, его социальные, нравственные,
религиозные представления. Слова "узор", "узорочье" происходят от слов "зоря", "гореть", "солнце" и идут от общеславянских понятий "свет", "блеск", "тепло". Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его "божественными изображениями", знаками-символами.
Художественный, образный язык орнамента многообразен.
Изначально орнамент являлся выражением народного мировоззрения.
Состав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того,
кому предназначались предметы - мужчине, женщине или ребенку .
Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде:
рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам. Важно отметить, что части
костюма, были тесно связаны с выбором
орнаментальных мотивов. Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление.
Подол - первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромботочечные
или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня).
В вышивке головных уборов преобладают наоборот солярные знаки, изображения
птиц и т.д. Таким образом, через такую композицию костюм
уподоблялся Мировому Древу.
Знак Воды - волнистая или
ломаная линия.
Дождь изображается
вертикальными
линиями. Реки, подземные
воды, "хляби небесные" –
горизонтальными.
Треугольник - символ человека,
человеческого общения.
Триединая природа вселенной:
Небо, Земля, Человек;
отец, мать, дитя;
человек как тело, душа и дух.
Условия исторического развития народного костюма
Начиная с XII — XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. В XIII — XV вв. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля. Начиная с XVIII в.Север оказался в сторон от
развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность
народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме
Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний. Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды.
Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников,
а затем в период образования Московского государства, влияние
соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья)
обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов.
Заключение
Всегда очень важно, что за человеком стоит. Русский крестьянин много бедствовал,
часто был неграмотен. Но за ним стояла родная природа, от которой он себя
не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом,
древнейшая из культур — земледельческая. Им крестьянин служил,
их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме.
Итак, основным сходством являются форма- сарафан, белая рубаха.
В русской женской одежде вплоть до XIX в. четко выделялись три типа:
комплекс с поневой(южнорусский), с сарафаном (северорусский), рубаха и юбка.
Наиболее распространены были первые два типа. В цветовом и орнаментальном
содержании есть отличия. Так же есть особенности, присущие только определённым
регионам России. Так, например северо-русские регионы предпочитали зелёный,
синий и жёлтый цвета. А южно-русские регионы- красный и белый цвета.
Символика в общем мало отличалась, но в одних регионах больше
присутствовала в аксессуарах- бусах, серьгах, поясах, в других же была
более богатая вышивка.
За время проведения научно-исследовательской работы
Мною было изучено много нового. Мои познания об истории
русского костюма стали более глубокими.
Я смогу найти применение этим знаниям в будущем при изучении
искусства и культуры. А так же смогу поделиться этими
знаниями со сверстниками для того что бы моё поколение относилось
с уважением к истории и традициям своего народа.
Значит цели и задачи, поставленные в начале работы достигнуты.