Иошина Оксана Владимировна, МБУ ДОДТТЮ «Дружба», методист, руководитель музея «Русская изба», г. Новый Уренгой
Этнокультурная направленность обучения и воспитания как средство формирования духовно-нравственной личности
Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина - Добро - Красота, Вера - Надежда - Любовь; и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики - воспитанию "человека будущего".
Однако, как сказал русский философ АлексейФёдоровичЛосев, "без прошлого нет будущего". Такого же мнения придерживался и Л.Н. Гумилев(советский историк-этнолог, археолог, востоковед, писатель, переводчик)любивший афоризм: "Кто владеет прошлым - тот владеет настоящим, кто владеет настоящим - тот владеет будущим". А прошлое -это наша связь с народной культурой, культурой нации, национальными традициями, с землей, гармоничные отношения между человеком и природой. В итоге на первый план выдвигаются следующие идеи: культура должна оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а индивид, в свою очередь, - испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями.
Каждый народ привносит в культуру изменения, выражая свою самобытность, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Но как показывает исторический опыт, незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом.
Поэтому большую ценность для обучающихся имеют этнографические знанияо происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников.
Отсюда вытекает педагогическая необходимость проектирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования, которая бы учитывала не только фундаментальные общероссийские традиции воспитания подрастающего поколения, но и этнокультурные ценности народовнашей страны.
Основными составляющими этнокультурной направленности обучения и воспитания в формировании духовно-нравственной личностиявляются следующие элементы: народные традиции, выражающиеся в фольклоре и обрядности, декоративно-прикладном искусстве, народной и современной архитектуре, обусловленной окружающей природной средой края, в народной музыке и хореографии.
Создание музея «Русская изба» в нашем учреждении – один из первых источников приобщения обучающихся к сокровищам истории, культуры, искусства, а также важнейший элемент формирования духовно-нравственной личности, где дети приобретают опыт соприкосновения с историей и культурой народа через предметный мир. Началом работы музея «Русская изба» можно считать март 2012 года, когда все предметы старины были собраны в одном помещении и оформлены в единую экспозицию.
Официальное открытие музея состоялось 12 октября 2012 года. Паспортизирован музей в 2015 году. Профиль музея – этнографический.
Музей оформлен в стиле русской избы. В нем собрано и хранится около 300экспонатов основного фонда, оформлены постоянные и сменные экспозиции, стенды, альбомы. Все экспозиции музея созданы в результате совместной деятельности педагогов, обучающихся и родителей.Большая работа проводится по комплектованию основного и вспомогательного фондов. Систематизируя музейный фонд, формируются музейные коллекции.В настоящее время организуется сбор экспонатов «Бабушкин сундук», «Ярмарка народных ремёсел» - это богатейший материал для формирования и обновления экспозиций музея. Для учета музейных экспонатов ведется учетная документация.
Также в экспозиции музея «Русская изба» экспонируются игрушки, куклы, сувениры, обереги выполненные руками педагогов и обучающихся объединений декоративно-прикладного направления.
Формы нашей работы достаточно разнообразны: экскурсии, лекции, выставки, праздники, музейные уроки, мастер-классы. Здесь обучающихсязнакомят с традициями народных праздников и обрядов, с русскими народными играми, традиционными праздничными блюдами. Обучающиеся участвуют в конкурсах, разучивают фольклорные песни, заклички, считалки, попевки, сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.Большая работа проводится по подготовке экскурсоводов из числа обучающихся. Их рассказы должны быть доходчивы, интересны.
Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах, которые рассказывают на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох.
Юные экскурсанты с интересом слушают рассказ экскурсовода, знакомятся с историей и бытом русского народа, с неподдельным любопытством рассматривают предметы. А самые маленькие посетители, знакомясь с экспонатами, могут не только посмотреть, но и подержать их.
Музейные праздники отражают колорит традиций русского народа. Такие праздники в музее, как «Супрядки», «Кузьминки», «Святки» и другие стали традиционными и вызывают большой интерес у всех присутствующих. Для участия в данных мероприятиях привлекаются детские коллективы:
Вокальная студия «Русская песня», хореографические ансамбли «Забава» и «Загадка» (исполнение народных песен и танцев); театральная студия «Пилигрим» (шествия и гулянья в народных костюмах, театральные постановки, народные игры и т.д.).
Очень оживляет и привлекает воспитанников Дома творчества и туризма юных «Дружба» к работе музея такой вид художественной деятельности, как проведение мастер-классов по различным видам декоративно-прикладного искусства. Основная цель таких мастер-классов – развитие у обучающихся способностей к самостоятельному творчеству, понимание утилитарных и эстетических начал декоративных искусств, обучение всех желающих важнейшим приёмам и способам изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.
Наиболее часто в «Русской избе» проводятся занятия для объединений направлений ДПИ и «Технология». Здесь обучающиеся знакомятся с техникой шитья, вязания, кружевоплетения, используя для этого образцы представленных в музее экспонатов: женские и мужские костюмы, рушники, кружевные изделия и вышивки. Девочки могут не только рассмотреть экспонаты, но и попробовать работать на прялке, растолочь зерно в ступе или «похозяйничать» возле русской печки.
Значение музея неоценимо и на занятиях объединений ИЗО. Обучающиеся имеют возможность не только любоваться подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства, но и делать наброски и фотографии для использования их в своём творчестве. Выбор методов и приёмов, используемых на занятиях, определяется целями и задачами образовательной программы и типом отобранных предметов.
В данный момент обучающиеся совместно с руководителем собирают материал и работают над оформлением стенда «Оберег в жизни наших предков», разрабатываются альбомы и презентации «Волшебное путешествие в русскую сказку», «Как строилась изба русская». Обучающиеся не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготавливают копии предметов быта, шьют и демонстрируют модели национальной одежды, организуют народные гулянья и праздники, вовлекая в них и родителей.
В условиях крайнего Севера наш музей «Русская изба» – это один из основных доступных источников, который обогащает обучающихся духовно и нравственно.
Вся работа, проводимая по этнокультурному образованию и воспитанию, направлена на развитие у обучающихся чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Дети будут любить, и по — настоящему ценить свой край, если мы научим их этому.
Список литературы:
Белая К.Ю., Комарова Т.С. «Музейная педагогика в ДОУ». Москва 2005.
Интернет-сайт «Первое сентября»,http://www.festival.1september.ru/
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.
Скобликова Т., «Музейные технологии приобщения к национальной культуре»//«Искусство в школе». 2007, №2.