СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнографическая экспедиция «Но из всей моей России милой ближе к сердцу Курская земля»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеурочного мероприятия с использованием экспонатов историко-этнографического  музея и музейной среды, в рамках городской воспитательной программы "Наследие предков в достойных руках".

Просмотр содержимого документа
«Этнографическая экспедиция «Но из всей моей России милой ближе к сердцу Курская земля»»

Этнографическая экспедиция

«Но из всей моей России милой ближе к сердцу Курская земля»


Для активистов - музееведов города

Разработчик: Пучнина Надежда Пантелеевна,

руководитель историко-этнографического музея

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8

им. К. К. Рокоссовского» г. Курска



Цель:

  1. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую родину, уважения к людям труда;

  2. Развитие интереса к истории своего края, семейным традициям;

  3. Знакомство с устным народным творчеством русского народа;

  4. Формирование положительного отношения к этнографическим традициям, истокам духовности.

Оборудование: музейные экспозиции историко-этнографического музея, компьютер, видеосюжеты, музыкальное сопровождение, свечи, стол с русскими народными кушаньями.

Оформление доски: тема «Но из всей моей России милой ближе к сердцу Курская земля», конверт для любознательных, генеалогическое древо, колосок как символ экспедиции, рисунки учащихся.


Ход мероприятия:

Звучит композиция «Земля Курская». На фоне музыки звучит стихотворение о Курске.

Руководитель музея: «О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься. Реками, высокими дубравами. Бесчисленными городами великолепными, селениями славными. Всем ты преисполнена земля Русская..

Тема нашей экспедиции – «Но из всей моей России милой ближе к сердцу Курская земля». И выбор ее не случаен, потому что сегодня в обществе происходит процесс восстановления народной памяти, осмысления исторического прошлого. Я предлагаю вам отправиться в этнографическую экспедицию по стране этнографии.

А символом нашей экспедиции будет колосок, как принадлежность к крестьянскому труду, народу. Но он пока незрелый, хилый, слабый, и поэтому цель экспедиции - прикоснуться к культуре, к истокам духовности русского народа, найти корни высоконравственного русского характера через глубинные потребности в самореализации творческой личности.

Ребята, мы должны будем в ходе экспедиции наполнить зерна колоска смыслом.

Итак, в путь! А для начала давайте возмем в дорогу этнографический словарик и поработаем в форме занимательного кроссворда. У вас на столах инструктивные карты и маршрут нашего пути экспедиции.

Первое задание – «Занимательный кроссворд» (время работы -8 минут), регулятор -песочные часы.

Руководитель музея: Молодцы! Взяли в дорогу этнографический словарик, а сейчас я приглашаю вас в горницу. (звучит песня « Горница»).

Второе задание: «Хоровод с пословицами» (ребятам предлагаются различные жизненные ситуации из их личного социального опыта, разрешить их они должны пословицами).

Нравственная пауза: Родной дом формировал душу, придавал силы, оберегал и, в конце концов воплощал в себе понятие Родины.

Вопросы к гостям мероприятия: А что для вас родной дом?, Что для вас понятие Родины?, понятие малой родины?

Звучит русская народная песня «Во кузнице» (исполняет ансамбль).

Третий вид задания: «Краеведческое лото» (ребята должны, применяя знания по истории, этнографии, выстроить с помощью пазлов какое то архитектурное сооружение, связанное с Курским краем и назвать его.

Нравственная пауза: Русский национальный характер формировался столетиям. С неистребимой силой русский дух, русский характер высвечивался в самые трагические периоды российской истории, проявляя свои безграничные созидательные возможности.

Четвертый вид задания: «Ролевая игра «Этнограф». (методический прием – КМД (коллективно – мыслительная деятельность). Работа по творческим группам:

-Журналисты

-Документалисты

-Литераторы

-Архивариусы

-Дегустаторы

В ходе исследовательской работы музееведы находят корни духовности и наполняют зерна колоска смыслом.

Вот смыслы зерен колоска участников экспедиции: трудолюбие и самобытность русского народа; любовь к Родине; вера, доброта; творческое бытие народа; талант и мастерство; сила и цельность духа; (ребята подходят к доске, на которой незрелый, зеленый колосок, представленный в начале экспедиции и прикрепляют свои желтые зерна , наполненные нравственным смыслом.

Вопрос к музееведам и гостям:Что бы взяли в день сегодняшний из нравственных качеств русского национального характера? Чего нам не хватает сегодня?

Пятое задание выполняется в форме рамках русских посиделок. Здесь звучат частушки, идет рассказ о масленице; гостям предлагается дегустация русских народных блюд, напитков, предлагаются игры: «горячий блин», «подушечка», «барыня – сударыня».

Руководитель музея (на фоне музыки): Ребята! Вы молодцы! Умеете петь и плясать, и нрав свой веселый показать. К чему мы сегодня прикоснулись? (ответы участников экспедиции).

Да, мы прикоснулись сегодня через музейные экспозиции, экспонаты, к духовно-нравственному опыту наших предков в создании нравственных ценностей. Вы должны не только учиться, как приносить прибыль в дом, но и как сопереживать, сочувствовать, ценить стариков, уважать прошлое, чтить традиции и правильно сделать нравственный выбор. Вы – будущее нашей страны! На вас надежда! Вы –спасители Отечества! Все в ваших руках!

Ребята, все зерна колоска мы наполнили смыслом. Но мне все равно тревожно за судьбу России.

Руководитель музея берет в руки настоящие колоски и спрашивает участников мероприятия: что она должна с ними сделать? Ответ: соединить колоски и связать (ребята помогают это сделать, завязывают колосья кушаком).

Руководитель музея поднимает колосья над головой и обращается к музееведам:

Так давайте чтить и хранить традиции русского народа, не быть « Иванами, не помнящими родства», давайте уважать предков, людей труда, чтобы быть творцами и носителями культурных ценностей!

Этап рефлексии.

Идет « живая» беседа по вопросам: что наиболее запомнилось по пути экспедиции?; Какой момент творческих заданий понравился более всего?; Какие интересные находки, идеи взяли бы в свою музейную деятельность?; Какие задания не оставили вас равнодушными?

Участников этнографической экспедиции приглашают за стол отведать русские народные кушанья. Всем участникам в подарок дарят желтые колоски с пожеланиями.