СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнографический диктант 1-8 ноябрь

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большой этнографический диктант | Ответы

Просмотр содержимого документа
«Этнографический диктант 1-8 ноябрь»

Большой этнографический диктант | Ответы

1. Указом Президента Российской Федерации 2024 год объявлен Годом семьи. В статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации перечислены принципы, в соответствии с которыми осуществляется регулирование семейных отношений в России. Согласно этой статье в Российской Федерации запрещено:

Правильный ответ:

Ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности при вступлении в брак.


Комментарий: Статья 1. Основные начала семейного законодательства: 1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. 2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. 3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. 4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. (Семейный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года).

2. В некоторых среднерусских и поволжских областях на свадьбе ранее существовал обычай изготовлять чучело лошади и водить его по селу, разыгрывая комедийные сценки. Возможное влияние какого из соседних народов отражает этот обычай?

Правильный ответ:

Мордва


Комментарий: Конь играл важную роль в мордовской и удмуртской свадьбе, что позволяет предположить, что эта форма ряженья возникла под влиянием финно-угров. Корнишина Г.А. Обряды мордвы, связанные с почитанием лошади (коня) // Культурные миры финно-угрии: опыт прошлого в моделях будущего. Саранск, 2017. С. 45-50.

3. В переводе с древнегреческого языка название города Херсон означает:

Правильный ответ:

Полуостров


Комментарий: По завершении русско-турецкой войны 1768-1774 гг. остро встал вопрос о скорейшей организации строительства Русского военного флота на Чёрном море. Для создания порта, верфей и для снабжения будущего флота и был по указу Екатерины II, по инициативе генерал-губернатора Новороссийского края Г.А. Потёмкина основан город неподалёку от устья Днепра. Уникальна история выбора названия нового русского города-порта: место будущего строительства ещё не было определено, но имя «Херсон» в указе императрицы 1778 года уже фигурировало, поскольку возвращение Северного Причерноморья и Таврической области в состав Российского государства всегда было овеяно священной памятью о крещении Руси, о крещальной купели святого Владимира в древнем Херсонесе. Хотя до возвращения именно этого места, где впоследствии был основан Севастополь, оставалось ещё пять лет. Огромная заслуга в быстром строительстве порта и флота в Херсоне принадлежала непобедимому русскому флотоводцу Фёдору Фёдоровичу Ушакову. (Большая российская энциклопедия. М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017).

4. В 2024 г. отмечается 250-летие вхождения Осетии в состав России. Какое событие, относящееся к 1774 г., стало важнейшим стимулом, способствовавшим присоединению?

Правильный ответ:

Победа России в войне с Турцией


Комментарий: С середины XVIII в. значительная часть осетинской знати и народа выражала стремление вступить в союз с Россией, перейти под ее покровительство, а затем и принять российское подданство. В Петербурге положительно относились к подобным пожеланиям, в том числе из геополитических соображений (через территорию Северной Осетии проходил стратегически важный путь, связывавший Россию с Закавказьем). Однако могущественная Османская империя заявляла претензии на власть над западной частью Северного Кавказа. Лишь после победы России в войне с Турцией и заключения Кючук-Кайнарджийского мира 1774 г. было официально объявлено о вхождении Северной Осетии в состав России. Реальный процесс интеграции осетинских земель затянулся еще на несколько десятилетий, однако официальное начало ему было положено именно в 1774 г. (Клычников Ю.Ю. Российская государственность и северокавказская архаика: в поисках преодоления противоречий (XVIII – начало XXI в.). Исторические очерки. М.: Леланд, 2015. С. 42-65).

5. В Российской Федерации народ относится к малочисленным, если число его представителей не превышает:

Правильный ответ:

50000 человек


Комментарий: Коренные малочисленные народы – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. При этом традиционный образ жизни - исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. К традиционным видам хозяйственной деятельности относятся оленеводство, яководство, бортничество, разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак, морской зверобойный промысел, собирательство и многое другое. Существует утвержденный Правительством РФ перечень традиционных видов хозяйственной деятельности и перечень мест традиционного проживания коренных малочисленных народов. Кроме того, в стране действует Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, а также Перечень коренных малочислен¬ных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Важнейшим законом, касающимся защиты прав именно этой категории граждан страны, является Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». (Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 № 631 (ред. 06.05.2024) «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»; Большая Российская энциклопедия. Эл. ресурс: https://old.bigenc.ru/law/text/2096562).

6. Сохранение у коренных малочисленных народов этого традиционного вида хозяйства сыграло особую роль в обеспечении военных операций советских войск в годы Великой Отечественной войны. Речь идет о:

Правильный ответ:

Оленеводстве


Комментарий: Во время Великой Отечественной войны были сформированы специальные оленно-транспортные (оленно-лыжные) эшелоны. Эшелоны из людей и оленей были сформированы в Ненецком национальном округе, а также в Лешуконском районе Архангельской области и в Коми АССР. В феврале 1942 года из этих эшелонов в 295-м запасном полку были сформированы 1-я и 2-я оленье-лыжные бригады, которые были отправлены на Карельский фронт. Кроме оленно-лыжных батальонов в составе Карельского фронта были сформированы оленьи транспорты. Важнейшими задачами оленьих транспортов являлись санитарная эвакуация раненых с полей сражений, доставка грузов, оружия и снарядов. Памятники подвигу участников оленетранспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны установлены сейчас в нескольких северных регионах России. (Румянцев Н. Применение оленьего транспорта в 14‑й армии Карельского фронта // Военно-исторический журнал. 1972. № 11; Дащинский С. Упряжки мчались к передовой… // Северные просторы. 1985. № 3; Дащинский С. Н. Северная кавалерия // На страже Заполярья. 1988. 3 марта; Попович Т. Слово о полку оленном // Мурманский вестник, 2014. 3 октября).

7. В 1557 г. послы башкир прибыли в Москву и получили от царя жалованные грамоты, в которых излагались условия их присоединения к Российскому государству. Каковы были эти условия?

Правильный ответ:

Все вышеперечисленное


Комментарий: После присоединения Казани правительство России было заинтересовано в укреплении политической стабильности на вошедших в состав государства землях Поволжья и Приуралья. В свою очередь, большинство народов данных регионов признавали силу и влияние московского царя и были согласны принять его власть. В процессе выработки политического компромисса и при опоре на уже сложившиеся традиции управления в присоединенных регионах власти Российского государства даровали новоприсоединенным народам значительные льготы. В их число входило сохранение местных традиций и обычаев, свобода вероисповедания при условии выплаты достаточно ограниченной по размерам дани (ясака). Башкиры были одним из первых народов, признавших подданство России на данных условиях (Этнический и религиозный фактор в формировании и эволюции российского государства. М.: Новый хронограф, 2012. С. 68-69).

8. Внутри нашей страны и за ее пределами сарафан и кокошник уже давно стали символами русского народного женского костюма. Однако еще в начале ХХ века во многих южнорусских селах замужние крестьянки после замужества надевали другой головной убор, который называется:

Правильный ответ:

Кичка


Комментарий: Для южнорусского костюма в качестве головного убора замужних женщин, все еще обязанных по обычаю закрывать волосы, были характерны сложные кички и сороки, состоявшие из нескольких частей. Основой при этом служила твердая подкладка - собственно кичка, придававшая форму всему убору. Сверху повязывалась нарядная сорока или обвязка из сравнительно дорогой ткани. Затылок закрывали особым позатыльником. Дополнением обычно служили украшенный налобник, а по бокам - бисерные кисти, селезневые кудри, павлиньи перышки, толстые шерстяные шнуры, гусиные пушки - в каждой местности на свой манер. Формы уборов были разнообразны: рогатые, копытообразные, лопатообразные, в виде котелка, седла, овала и др. Но первичными и исходными для всех не без основания считаются рогатые. Кички и сороки, как правило, были праздничным головным убором. (Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. — М.: Наука, 1997. — 828 с: ил. — (Народы и культуры). — ISBN 5-02-010320-9, С. 341) Коруна – это праздничный девичий головной убор в некоторых севернорусских регионах; самшура – особый вид женского головного убора в северо-восточных областях; шапки-«кораблики» у русских носили также в некоторых местах на Русском Севере, в основном в городах.

9. Какая из этносоциальных групп русского народа исторически проживает на территории Северо-Кавказского федерального округа?

Правильный ответ:

Терские казаки


Комментарий: Первые упоминания в письменных источниках о нахождении казачьих поселений на Северном Кавказе относятся к XVI веку. В дальнейшем, в ходе процесса присоединения Кавказа к Российской империи казачье население бассейна Терека и его притоков интегрировалось в общероссийскую сословную систему, где терцам нашлось место по уже имевшемуся образцу казаков донских, уральских, черноморских и т.д. То есть речь шла о принадлежности к особому полупривилегированному военному сословию. В течение многих веков терские казаки жили среди горских народов Кавказа, поэтому в этой субэтнической группе русского народа органически сочетаются горские традиции и привычки с характерным казачьим укладом, самосознанием и православной верой. (Большая российская энциклопедия. М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017).

10. Во время сватовства у разных народов родители жениха дарят девушке различные предметы в знак того, что теперь она уже обручена с их сыном и не может стать женой другого мужчины. Какой предмет родители жениха дарили будущей невесте у хантов?

Правильный ответ:

Платок


Комментарий: Просватав невесту, родители жениха присылали ее родителям платок, чтобы они не смогли отдать девушку в жены другому. Платок был символом замужней женщины, а этикет предписывал женщине закрывать лицо в присутствии мужчин-родственников по линии мужа. В их присутствии женщина натягивали платок на лицо, поворачивалась к ним боком или спиной, молчала или разговаривала тихо.

11. Традиция готовить приданое для невесты известна многим народам. Во многих местах она существует до сих пор, в том числе и у русских. Но у русских в прошлом была также традиция, когда семья жениха давала за невесту деньги, продукты и одежду. Например, в 18 веке донской казак должен был одеть свою невесту к свадьбе полностью с головы до ног. Как назывался такой обычай?

Правильный ответ:

Кладка


Комментарий: Кладка - материального обеспечения женихом невесты. Называлось она также запрос, столовые деньги, выкуп, калым, обзадачиванием и другими словами, но общеупотребительное слово, вошедшее в литературный язык и этнографическую традицию – именно «кладка». Этот обычай к ХХ веку у русских сохранялся в основном в восточных губерниях европейской России и в Сибири, а на остальных территориях практически исчез. Слова «посаг», «скрута» и «коробья» - это разные названия приданого невесты: «посаг» чаще использовали в белорусском и украинском языках, «скрута» и «коробья» - на севере. Про это была и поговорка: «дочку – в колыбельку, приданое – в коробейку». (Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX века. М. , 1984. С. 11-12, 20-21).

12. У восточнославянских народов (белорусов, русских, украинцев) хороводы на свадьбах обычно не водили, хотя они и связаны с обрядами плодородия и предсвадебным общением молодежи. А вот у крымских татар хороводный танец обязательно танцуют на каждой свадьбе. Как он называется?

Правильный ответ:

Хоран


Комментарий: По мнению исследователей, слово «хоран» («къоран») может происходить от греческого слова «хорос» - круговой танец с пением, а сам танец крымских татар – «родственник» круговым танцам южных славян (болгар, македонцев, сербов, хорватов), румын, молдаван, гагаузов, греков и турок. (Мамбетова Г.Р., Гафарова М.Т. Структурный анализ крымскотатарского танцевального напева "къоран" // Наука, образование и культура. 2018. №4 (28).

13. Кроме родства по происхождению у многих народов существовали обычаи установления «искусственного родства», когда люди создавали связи, которые по силе и значимости не уступали родственным. Как у народов Северного Кавказа называли мужчину, в семью которого на воспитание отдавали сыновей из княжеских и дворянских семей?

Правильный ответ:

Аталык


Комментарий: Термин происходит от тюркского «аталык» - «заменяющий отца». По обычаю, мальчиков из высших сословий отдавали на воспитание в другую семью. Возвращение воспитанника в родную семью по достижении им определённого возраста сопровождалось праздником, обменом подарками между воспитателями и родителями и т. п. (Косвен М. О. Аталычество // Советская этнография. 1935. № 2.) Кунаки – это близкие друзья, связанные взаимным гостеприимством. Кровники – это люди, между которыми существует кровная месть. Устад – титул или форма обращения, которую используют обычно для уважаемых учителей, мастеров и художников.

14. В обычаях, связанных с новорожденным, у всех восточных славян (белорусов, русских, украинцев) большую роль играл мех и меховая одежда. У белорусов при таком обряде младенца клали на шубу или кожух, на которую также ставили воду с овсом для омовения ребенка. Как называлось такое мытье младенца у белорусов?

Правильный ответ:

Жмуринки


Комментарий: Жмуринки – это очистительный обряд, который у русских назывался размывки, а у украинцев – зливки. У всех этих народов он был связан с меховой одеждой, как символом здоровья, плодородия и защиты. Вяселле – это общее название свадьбы у белорусов, а запоины и застриженье – отдельные свадебные обряды. (Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX века. М. , 1984.).

15. В традиционной крестьянской семье детей с очень раннего возраста приучали помогать старшим по хозяйству и выполнять посильные для них работы. В чем девочка начинала помогать женщинам в семье с шести лет?

Правильный ответ:

Заботиться о младших братьях и сестрах


Комментарий: На четвертом году жизни детей учли молиться, креститься и читать молитвы, хотя в остальном они пользовались в этом возрасте полной свободой. В шестилетнем возрасте девочку уже называли нянька, возлагали на нее заботы по хозяйству, учили прясть и ткать. (Зеленин Д. Русская этнография. М., 2013. С. 465.) В столь раннем возрасте девочек только начинали учить прясть и помогать в ткачестве, ткали холсты уже взрослые женщины, а хлеб в семье пекли только хозяйки.

16. Воспитание правилам поведения в обществе детей тоже начинали с ранних лет. У адыгов говорили, что у мужчины и вообще уважающего себя человека должно быть «длинное горло» - «тэмакъ кIыхь». Что это значит?

Правильный ответ:

Умение контролировать свои слова и поступки


Комментарий: У адыгов считалось, что сильные эмоции возникают в животе, в груди, а затем уже переходят в голову и дают о себе знать в виде плохо контролируемых действий. Если этот путь длинный, то эмоции гнева успевают затихнуть, не обнаруживая себя. А вот у человека раздражительного и вспыльчивого – «горло короткое» («тэмакъ кIэщI») (Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 66).

17. Для народов Севера и Сибири собака – очень важное животное, настоящий друг человека и его верный помощник. С собаками связано много примет, присловий и запретов. Например, «нельзя переступать через собаку – растопчешь своё счастье», «если в доме злые собаки – и люди там неуживчивые». А что означает, если в дом придет чужая блудная собака?

Правильный ответ:

Это к приходу добра и счастья


Комментарий: В традиционном хозяйственном укладе народов Севера и Сибири не существовало «ничейных», «бродячих» собак. Собаки всегда приходили к своим хозяевам, возвращались домой. Поэтому, если к дому приходит взрослая собака, у которой явно нет хозяина, то это считалось добрым знаком. (Народы Западной Сибири : Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев), В.И. Молодин, З.П. Соколова ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. — М.: Наука, 2005; Народы Северо-Востока Сибири / отв. ред. Е.П. Батьянова, В.А. Тураев ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. – М. : Наука, 2010).

18. В культурах и истории народов мира существовали и до сих пор существуют разные формы семьи и брака, которые являются результатом социального, экономического, культурного развития того или иного сообщества. «Расширенной семьей» называют семью, которая состоит:

Правильный ответ:

Из нескольких поколений родственников, ведущих совместное хозяйство


Комментарий: «Расширенная семья» - это группа связанных родством людей, где больше двух поколений родственников живут вместе (или в очень тесной близости), обычно являясь домочадцами. «Нуклеарная семья» состоит из родителей (или родителя) и зависимых от них детей, или только из супругов. (Большой толковый социологический словарь. М., 1999, Т.2, С. 194-195).

19. В конце масленичной недели перед наступлением Великого поста было принято подвергать насмешкам некоторых юношей и девушек: им привязывали к ноге обрубок дерева, их обливали водой, мазали сажей – то есть к ним по-всякому привлекали внимание. Но обижаться на такие шутки было нельзя. Кого так наказывали?

Правильный ответ:

Не вступивших в брак


Комментарий: Не вступившая в брак в положенный срок молодежь нарушала природно-социальный цикл и, как считалось, негативно влияла на общее благополучие сельского социума. (Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. С. 54-58.).

20. В приданое за девушкой могли дать не только одежду и посуду, но и еду, скот, у украинцев могли дать за дочерью даже надел земли, который называли «материзна». У разных народов и в разных семьях размер и состав приданого отличались. Но что из перечисленного ниже было общим практически для всех народов нашей страны?

Правильный ответ:

Только женщина могла распоряжаться своим приданым


Комментарий: Приданое, которое женщина приносила с собой в новую семью, всегда оставалось исключительно ее собственностью, которую она могла передать своим детям. Только если женщина умирала бездетной, то приданое возвращали ее родителям или сестрам. В случае развода женщина забирала все приданое вместе с собой. Ни муж, ни его родственники не имели права распоряжаться этой собственностью. Эту собственность не имели права забрать даже за недоимки и долги мужа. (Информация об этом доступна практически во всех томах серии «Народы и культуры», изданных Институтом этнологии и антропологии РАН).

21. В каком году принят реформированный свод основных правил орфографии чеченского языка?

Правильный ответ:

2020 г.


Комментарий: Презентация издания состоялась в г. Грозном 18 декабря 2020 года в зале Национальной библиотеки им. Айдамирова А.А. Издание представляет собой результат совместной работы известных ученых-лингвистов, преподавателей, методистов, писателей, учителей-практиков (Экспертная группа при Главе ЧР по сохранению и развитию чеченского языка). В работе представлено обоснование предлагаемому написанию существительных, глаголов, деепричастий и их форм, сложных числительных, местоимений, союзов, частиц, разъяснены правила слитного написания и через дефис, особенности написания сложных слов и оборотов, ударных и безударных, перенос слов и другие. По мнению авторов, данный свод позволит выработать единые требования при изучении языка и положит конец разночтениям и толкованиям разного рода. Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров ранее подписал Указ «Об утверждении Свода основных орфографических правил чеченского языка». Документ был принят в целях сохранения и развития национального языка чеченского народа. Для обеспечения актуализации свода был привлечён Экспертный совет по сохранению и развитию чеченского языка при Главе Чеченской Республики. Институту развития чеченского языка и истории было поручено внести изменения в план научно-исследовательской работы с учётом подготовки проекта Большого орфографического словаря чеченского языка. https://chechnya.gov.ru/wp-content/uploads/documents/83-7.pdf

22. С какого года издается «Литературно-художественный журнал «Орга»?

Правильный ответ:

с 1958 г.


Комментарий: Издается с 1958 года на чеченском языке. Первоначально издавался на русском, чеченском и ингушском языках. На страницах журнала печатались произведения чеченских писателей, поэтов, драматургов, литературных критиков, фольклористов, языковедов, историков, а также переводы. Особое внимание постоянно уделялось молодым авторам, эта традиция сохраняется до сих пор. В 90-е годы журнал перестал издаваться регулярно, часто менялись главные редактора, творческие коллективы. В 1999 году был издан только один номер. Издание журнала возобновлено в 2002 году. В настоящее время «Орга» - основное издание по чеченской литературе, он не только публикует новые произведения, но и лучшие образцы литературы прошлых лет, материалы по языку, фольклору, истории чеченского народа. В числе авторов журнала – чеченские писатели разных поколений, а также известные общественные деятели и ученые республики. https://ru.wikipedia.org/wiki/Орга_(журнал) https://znanierussia.ru/articles/Орга_(журнал)

23. В каком году «Институт развития чеченского языка и истории» преобразован в «Институт чеченского языка»?

Правильный ответ:

2020 г.


Комментарий: История института начинается с 1971 года с создания Чечено-Ингушского Филиала НИИ национальных школ МП РСФСР. Позже он много раз сменял названия (Чечено-Ингушский институт проблем образования; Чеченский институт проблем образования; Чеченский институт развития образования; Чеченский институт развития чеченского языка и истории), пока 29 декабря 2020 года указом Правительства ЧР не был именован Институтом чеченского языка. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области чеченского языка, литературы, устного народного творчества, традиционной культуры, истории и географии Чеченской Республики. В его задачи также входит и другие направления: научно-методическое обеспечение преподавания чеченского языка и литературы, а также предметов национально-регионального компонента в системе образования ЧР; осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования; разработка материалов к ВПР и к ОГЭ по родному языку и литературе; издание и распространение печатной продукции по результатам научной деятельности Института; реализация программ повышения квалификации учителей чеченского языка и литературы, изучение, обобщение и распространение передового опыта учителей родного языка и литературы, разработка учебных программ, учебно-методической литературы, наглядных пособий. Кроме того, Институт занимается подготовкой и изданием учебно-методических комплексов (УМК) по родному языку и литературе, а также организацией дистанционной работы с обучающимися через образовательный интернет-портал «Урок95» и электронную чеченскую школу «Дешархо». https://docs.cntd.ru/document/574604004

24. Как назывался первый масштабный конкурс в регионе на знание чеченского языка?

Правильный ответ:

«Знаток чеченского языка»


Комментарий: В преддверии Дня чеченского языка, в образовательных организациях общего, средне-специального и высшего образования Чечни прошел первый - муниципальный этап Республиканского конкурса «Знаток чеченского языка». Об этом сообщает ИА "Чечня сегодня". Республиканский конкурс проводится с 12 марта по 2 апреля 2024 года, в соответствии с протоколом заседания Экспертного совета по сохранению и развитию чеченского языка при Главе ЧР от 26 декабря 2023 года. Конкурс состоит из двух этапов: муниципальный и республиканский. В нем принимают участие обучающиеся 8-11 классов общеобразовательных организаций и студенты образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. Участники муниципального этапа писали эссе, им была выдана тема и предложены пятьдесят слов на чеченском языке, благодаря которым они смогут раскрыть тему. За каждое использованное слово будет определён дополнительный балл. В республиканском этапе конкурса примут участие победители первого этапа (по одному участнику с каждого района и городского округа среди обучающихся 8-11 классов), по одному участнику - студенту с каждой образовательной организации СПО и по 3 участника от вуза, набравшие наибольшее количество баллов за первый этап. Республиканский этап конкурса пройдет одновременно для всех участников (победителей первого этапа) 2 апреля 2024 года в 10.00 часов на базе Института чеченского языка. Результаты республиканского конкурса «Знаток чеченского языка» будут объявлены в день награждения. https://chechnya.gov.ru/wp-content/uploads/documents/116-12.pdf

25. Как называется первая в республике образовательная платформа для изучения чеченского языка, предназначенная для общеобразовательных организаций региона?

Правильный ответ:

Дешархо


Комментарий: «Дешархо» – образовательный ресурс, предназначенный для использования учителями, учениками и их родителями. У каждого учителя на сайте есть свой личный кабинет, через который он может создать свой класс и добавить детей. С начала года на территории республики в рамках Года чеченского языка проводится множество тематических мероприятий. Печатными изданиями и средствами массовой информации оказывается всесторонняя поддержка и содействие в рамках проводимой работы. Институт чеченского языка создал первый в республике образовательный ресурс для изучения родного языка и литературы. Министерство образования и науки Чеченской Республики презентовало сайт Чеченской электронной школы «Дешархо», на котором уже зарегистрировалось более 71 тысячи обучающихся общеобразовательных организаций нашей республики. Ученики при регистрации находят своего учителя и добавляются к нему в класс. Они могут проходить задания в форме тестирования по каждой теме. При правильном прохождении получают баллы. Учитель может ему отправить электронный сертификат или благодарственное письмо. При этом учитель видит в своем кабинете, при выполнении каких заданий у ребенка возникли проблемы. Родители тоже имеют доступ к сайту: при введении кода своего ребенка, который у него появился в личном кабинете после регистрации, они смогут увидеть, как были выполнены задания их детьми. На сегодняшний день на сайте зарегистрировались более 30 тысяч обучающихся и около 8 тысяч учителей чеченского языка и литературы. Загружены материалы для разделов «Гlоьнна», «ЙТБ», «библиотека», «Ишкол». В разделе «Ишкол» заполнен раздел «Чеченский язык» материалами для пяти классов. На данный момент начата работа по загрузке методических материалов в личные кабинеты для учителей с 1-4 классы и созданию методических заданий для 6-10 классов по чеченскому языку. https://grozny.tv/index.php/news/education/55803

26. В каком году вышел 10-ти томный «Большой орфографический словарь чеченского языка»?

Правильный ответ:

2021 г.


Комментарий: В Чеченской Республике вышел в свет 10-томник о правилах чеченской орфографии «Нохчийн меттан нийсайаздаран йоккха дошам» «Большой орфографический словарь чеченского языка». Это значимое для научного сообщества и всего чеченского народа событие. Авторами работы стали: М.Овхадов, А.Халидов, А.Вагапов, Х.Умхаев, А.Бадаева, С-Х.Ирезиев, А.Абдулкадыров, Х.Юнусов, И.Солтаханов, С-Х.Дадаев, З.Султанов. 10-томник включает в себя 140 тысяч словарных статей̆ и около миллиона словоформ. По словам одного из авторов, старшего научного сотрудника отдела языка и литературы Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской̆ Республики Адама Абдулкадырова, данный̆ вариант словаря предназначен только для электронного пользования — в скором времени команда ученых разработает для него специальный̆ сайт и приложение. А для общего пользования орфографический словарь будет выпущен в одном томе, куда войдут наиболее употребительные формы чеченского языка. https://ps95.ru/2021/04/28/в-чр-вышел-в-свет-10-томник-о-правилах-чеч/

27. Кто является автором романа «Зелимхан»?

Правильный ответ:

Мамакаев Магомед


Комментарий: Магомед Мамакаев (1910-1973гг.) — поэт, прозаик, публицист, литературный критик - один из тех, кто стоял у истоков современной чеченской литературы. Родился М. Мамакаев 16 декабря 1910 года, в чеченском селе Ачхой-Мартан в семье крестьянина. Оставшись в 10 лет круглой сиротой, воспитывался в детском доме. Все пережитое в детстве: боль утраты, горести и радости лирически изложены в его поэме «Разговор с матерью» (1934 г.). В молодости М. Мамакаев был комсомольским активистом, учился в Москве в Коммунистическом Университете трудящихся Востока. Эпические романы М. Мамакаева – классика современной чеченской литературы. «Мюрид революции» (1963 г.) посвящен теме гражданской войны и участию в ней чеченцев во главе с А.Шериповым на стороне большевиков. «Зелимхан» (1967 г.) — о благородном разбойнике, легендарном чеченском народном заступнике. М. Мамакаев был в Чечне не только любимым писателем, но и признанным авторитетом. Он редактировал поэтические сборники, литературные альманахи, журналы, участвовал в составлении антологии чечено-ингушской поэзии. Много внимания писатель уделял воспитанию литературной молодежи. Вклад М. Мамакаева в становление современной чеченской литературы навсегда вписал его имя в историю культуры Чечни http://abrek.org/155-magomet-mamakaev-avt-romana-zelimhan.html

28. Самая большая река, которая протекает по территории Чеченской республики?

Правильный ответ:

Терек


Комментарий: В Чеченской Республике насчитывается более 70 рек. Самыми большими из них являются Терек, Одна из главных рек – Терек, длиной 590 км, площадь бассейна 43 200 км2. Берёт начало на склоне Главного, или Водораздельного, хребта из ледника г. Зильгахох на высоте 2713 м над уровнем моря. Впадает в Каспийское море. Протекает по территориям Грузии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Чечни и Дагестана. Основные притоки: Ардон, Фиагдон, Малка и Сунжа. Водный режим Терека характеризуется половодьем в тёплую часть года с наивысшим подъёмом в июле-августе. Большую роль играет ледниковое и дождевое питание. Бассейн Терека отличается исключительным разнообразием природных ландшафтов. В верховьях реку питают 32 ледника общей площадью 67 км 2, левые притоки Терека питаются огромным количеством больших и малых ледников с общей площадью 981 км2. https://www.grozny-inform.ru/news/society/82852/

29. Как называется детский журнал, который издается только на чеченском языке?

Правильный ответ:

«Стела1ад»


Комментарий: «Сте́лаӏад» (с чеч. — «радуга») — детский ежемесячный литературно-художественный журнал на чеченском языке. Издаётся с 1986 года. В первые годы существования тираж составлял 36 тысяч экземпляров. С журналом в разное время сотрудничали чеченские поэты и писатели Леча Абдулаев, Муса Ахмадов, Апти Бисултанов, Мадула Завриев, Руслан Кадиев и другие. В журнале печатаются рассказы, стихи, загадки, рисунки, авторами которых являются дети, произведения современных чеченских детских писателей, русская классика для детей, специально переведённая на чеченский язык. Кроме того, редакция регулярно проводит выставки детских фотографий. https://www.grozny-inform.ru/news/culture/125173/

30. Какой район в Чеченской Республике граничит с Грузией?

Правильный ответ:

Итум-Калинский район