СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ООО «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
«Этногеография и география религий»
По теме:
«Из каких частей состоит Библия?»
Исполнитель:
Тубчинов Александр Цыдыпович
Улан-Удэ 2019 год
Содержание
Введение
Основные части Библии
О чем рассказывает Ветхий Завет
Из каких частей состоит Ветхий Завет
Основные части Нового Завета
Апокриф
Вывод
Список литературы
Андерсен не случайно вложил в уста Герды именно молитву «Отче наш». Дело в том, что эта самая известная молитва для более чем двух миллиардов христиан, живущих на Земле.
Русская православная культура – это часть культуры христианской. Духовная жизнь большинства людей, живущих сейчас на Земле, связана именно с христианством. Православные люди – это христиане.
Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа.
Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад… Точнее, от дня Его Рождества и стали отсчитываться годы нашего календаря. Дата любого события говорит о том, в какой год от Рождества Христова оно произошло.
Есть книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, как жил и чему Он учил людей. Эта книга называется Библия.
Христианское вероучение основывается на Библии. Что такое Библия? Слово это имеет греческие корни и происходит от «biblos» и «biblia», что означает – книга. Из чего состоит Библия Эта священная книга состоит из 2-х основных частей – Ветхий Завет (сюда входят 50 книг) и Новый Завет (состоит из 27 книг). В Библии объединены произведения самых разных жанров – видения, романтические и назидательные повести, исторические произведения, законы, проповеди, мифологические предания.
Создавалась «Книга Книг» на протяжении 15 веков, поэтому авторов у нее более 40 человек. Это – врачи, пастухи, крестьяне, рыбаки, государственные мужи, священники и цари. Из-за такого авторского калейдоскопа получилась невероятная гармония между самыми разными темами, которая проходит от начала и до самого конца. Объяснить это можно только тем, что настоящим автором является Бог, который вдохновлял тех людей, которые писали Библию. Результатом этого и стало святое и безупречное Слово Божье. Центральная личность Главным героем Библии является Иисус Христос. Вся Книга повествует о Нем. В ветхом Завете предвещается его Приход и идет подготовка к этому Приходу.
Если мы раскроем современное издание Библии, то увидим, что в этом толстом томе находится несколько десятков разных произведений, каждое из которых имеет свое название.
Библия состоит из двух частей: первая из которых называется Ветхим Заветом, вторая — Новым Заветом. Слово “завет” означает здесь “союз” — речь идет о дружбе и союзе, который в глубокой древности заключил Бог с одним из народов — древними евреями. Ветхим Заветом, то есть “старым союзом”, христиане назвали ту часть Библии, в которой описываются события до прихода к людям Иисуса Христа, когда союз с Богом был заключен вновь. Поэтому вторая часть Библии, в которой рассказывается о Христе, именуется Новым Заветом.
Иудеи признают священный характер только Ветхого Завета, так как они не считают новозаветного Иисуса из Назарета подлинным Христом, т.е. Мессией, Спасителем. Разумеется, они не употребляют самого названия «Ветхий Завет», для них Бог заключил союз с избранным им народом раз и навсегда. Поэтому «свою» часть Библии они именуют просто Писанием. Христиане же, так как их религия возникла на основе древнееврейской, теперь именуемой иудаизмом, считают священными обе части Библии.
В христианстве Библия содержит Ветхий Завет (Танах и дополнительные священные книги) и Новый Завет. Священным Писанием в иудаизме является Танах, в христианстве – Ветхий и Новый Заветы. Книги Танаха составляют иудейский канон (греч. κανών — норма, правило) и являются каноническими во всех христианских конфессиях.
В зависимости от христианской конфессии число дополнительных книг в Ветхом Завете различно. В Русской Православной церкви эти книги называются неканоническими, в греческих Православных Церквях(Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Элладская, Кипрская) – «анагиноскомена» (греч. ἀναγιγνωσκόμενα, те есть «рекомендуемые для чтения»), в католичестве они называются второканоническими или девтероканоническими. В протестантстве эти книги называются апокрифами и либо совсем не помещаются в Библию, либо помещаются в приложение к ней. Книги Нового завета одинаковы во всех конфессиях и являются каноническими.
Существуют также отличия в последовательности книг в Библии в различных традициях. Еврейская Библия (Танах) содержит 3 раздела из 24 книг: 5 книг Торы («Учение» или «Закон» или "Пятикнижие"), включает в себя Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Невиим («Пророки»); Ктувим («Писания»). В Танахе «Пророки» (Невиим) предшествуют Писанию (Ктувим) и включают в себя книги «ранних пророков»: книги Иисуса Навина, Судей, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств) и 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств), которые в христианской традиции рассматриваются как исторические, наравне с книгами Летописей (Паралипоменон). Кроме этого, в иудейской традиции книга Даниила рассматривается не как пророческая, а как часть Писания.
Содержание христианских Библий варьируется от протестантского канона (66 книг) до канона Эфиопской православной церкви (81 книга). Первая часть христианской Библии — Ветхий Завет — в основном представляет собой перегруппированную Еврейскую Библию, разделённую на 39 книг. Римско-католическая церковь включает в ветхозаветный канон так называемые второканонические книги и придает им равный авторитет с ранее вошедшими в канон. Вторая часть — Новый Завет — состоит из 27 книг: 4 канонических Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова.
Ветхий Завет повествует о том, как когда-то Бог создал небо и землю, растения и животных, и, наконец, людей. Затем в Библии идет речь о разных событиях в жизни древних евреев: как их предки жили в степях и пустынях, занимаясь скотоводством, как они попали в рабство и освободились из него, как заключили союз с Богом и Он пообещал навсегда отдать им землю, такую богатую, что там в реках вместо воды текли молоко и мед.
В кровавой и беспощадной борьбе с народами, которые жили на этой земле, древние евреи создавали свое государство. Прошли столетия, царство евреев было уничтожено более сильными соседями, а их самих угнали в плен. Все это случилось, как уверяет Библия, из-за того, что евреи перестали слушаться Бога, изменяли ему и поклонялись чужим богам.
Однако наказавший их Бог пообещал, что со временем пришлет на землю своего посланника, который спасет еврейский народ и накажет его угнетателей. По-древнееврейски этот посланник Бога зовется Мессия, а в переводе на древнегреческий — Христос.
Ветхозаветная идея святости (ивр. קדושה), как непременного атрибута Бога, наиболее полно раскрытая в книге Левит, привела к распространению среди христиан названий «Святая Библия» или «Священное Писание». Христиане считают весь канонический текст Библии богооткровенным или богодухновенным, то есть написанным под непосредственным воздействием Святого Духа и служащим первоисточником и правилом веры. Древнейшие греческие рукописи с полным текстом христианской Библии датируются IV в. н. э. Сохранившиеся манускрипты Танаха, написанные на иврите и арамейском, датируются X веком н. э., но имеется Ватиканский кодекс с Септуагинтой, также относимый к началу IV в. н. э. Библия разделена на главы Стефаном Лэнгтоном (XIII в.) и на стихи Робертом Этьенном (XVI в.). Общепринято цитируется по книге, главе и стиху.
Первая по времени создания часть Библии в оригинале называется Танах; в христианстве она включается в состав «Ветхого Завета». Еврейское Священное Писание не имеет единого названия, которое было бы общим для всего еврейского народа и применялось во все периоды его истории. Наиболее ранний и распространённый термин — הַסְּפָרִים, ха-сфарим (`книги`). Евреи эллинистического мира употребляли это же название на греческом языке — τα βιβλια — Библия, и оно вошло главным образом через свою латинскую форму в европейские языки. Эта часть Библии представляет собой собрание книг, написанных на протяжении 1000 лет на еврейском языке с XIII в. по IV в. до нашей эры (по другим оценкам с XII—VIII вв. до н. э. по II—I вв. до н. э.)[25] и канонизированных Великим Синедрионом в качестве священных из всего, переданного пророками Израиля. Ветхий Завет входит в Священное Писание в иудаизме и христианстве. В исламе подлинность существующего Ветхого Завета не признается.
Танах состоит из 39 книг, по еврейской традиции — из 22, по числу букв еврейского алфавита (или из 24, по числу букв греческого алфавита). Все 39 книг Ветхого Завета разделяются в иудаизме на три отдела: Тора (Закон), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания)
«Закон» (Тора) — содержит Пятикнижие Моисея:
Бытие
Исход
Левит
Числа
Второзаконие
«Пророки» (Невиим) — содержит книги:
Иисус Навин
Судьи
1-я и 2-я Самуила (в еврейской традиции считаются одной книгой, в православной Церкви — Первая и Вторая Книга Царств)
1-я и 2-я Царей (в еврейской традиции считаются одной книгой, в православной Церкви — Третья и Четвертая Книга Царств)
Исаия
Иеремия
Иезекииль
Двенадцати малых пророков (в еврейской традиции считаются одной книгой)
Осия
Иоиль
Амос
Авдий
Иона
Михей
Наум
Аввакум
Софония
Аггей
Захария
Малахия
«Писания» (Ктувим) — содержит книги:
Псалтирь
Притчи
Иов
Песнь Песней
Руфь
Плач Иеремии
Екклесиаст
Есфирь
Даниил
Ездра и Неемия (в еврейской традиции считаются одной книгой[28], в Септуагинте - Книга Ездры Β)
1-я и 2-я Летопись (в еврейской традиции считаются одной книгой, в Православной Церкви – 1-я и 2-я Паралипоменон, в Католической и протестантских – 1-я и 2-я Хроник)
В еврейской традиции за счет соединения Книги Руфь с Книгой Судей в одну книгу, а также Плача Иеремии с Книгой Иеремии, получается вместо 24 книг 22. Как свидетельствует Иосиф Флавий, древние евреи насчитывали в своём каноне двадцать две священные книги.
Все эти книги признаны также каноническими и в христианстве.
Русская Православная Церковь причисляет к каноническим (богодухновенным) ветхозаветным книгам только 22 книги иудейского канона (Танах), разделенные на 39 книг. Эти книги названы книгами Ветхого Завета в 60-м правиле Лаодикийского собора (около 360 года), в правилах святителяАфанасия, архиепископа Александрийского, святителя Григория Богослова (кроме книги Есфирь) и святителя Амфилохия, епископа Иконийскаго. При этом Лаодикийский собор и Афанасий Александрийский добавляет к ветхозаветным книгам книгу пророка Варуха и Послание Иеремии. Святитель Амфилохий Иконийский в упоминании ветхозаветных книг точно соответствует книгам Танаха и называет только эти книги богодухновенными. Неизменяемость этих правил утверждена на Пято-Шестом (Трулльском) соборе Несмотря на некоторое расхождение, книга Пророка Варуха и Послание Иеремии относятся в Русской Православной Церкви к неканоническим.
Вторая часть христианской Библии — Новый Завет, собрание из 27 книг: четыре Евангелия, деяния Апостолов, 21 послание Апостолов и книга Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), написанные в I в. н. э. и дошедшие до нас на древнегреческом языке. Новый Завет, созданный уже христианами, повествует о земной жизни Иисуса из Назарета, который и есть Христос. Кроме того, в этой части Библии рассказано о деятельности общин первых христиан и приведены послания апостолов, учеников Иисуса. Завершается Новый Завет Откровением Иоанна, в котором рисуется грядущий конец света. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм её не признает.
Новый Завет составлен из записей восьми авторов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Петра, Павла, Иакова и Иуды.
В славянской и русской Библии книги Нового Завета размещены в следующем порядке:
законоположительные
Евангелия
от Матфея
от Марка
от Луки
от Иоанна
исторические
книга Деяний святых Апостолов
учительные
Соборные послания
Послание Иакова
Послания Петра
1-е
2-е
Послания Иоанна
1-е
2-е
3-е
Послание Иуды
Послания Павла
к Римлянам
к Коринфянам
1-е
2-е
к Галатам
к Ефесянам
к Филиппийцам
к Колоссянам
к Фессалоникийцам
1-е
2-е
к Тимофею
1-е
2-е
к Титу
к Филимону
к Евреям
пророческие
Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Все эти книги содержатся в Правилах апостольских, Правилах соборов Лаодикийского (кроме Апокалипсиса) и Карфагенского и у многих древних Отцов церкви. В Ватиканском кодексе (начало-середина IV в.) отсутствует окончание послания к Евреям (начиная с 9:14), послания к Тимофею, Титу, Филимону и Апокалипсис. Александрийский кодекс (V век) содержит практически весь Новый Завет, кроме некоторых отрывков в Евангелиях от Матфея и Иоанна, а также во втором послании к Коринфянам.
Помимо канонических и второканонических (неканонических) книг известны также рукописи, которые хотя и надписаны наподобие рукописей Священного писания, но с точки зрения церкви в той или иной степени искажают вероучительные истины, по духу и содержанию не соответствуя апостольской вере. Такие рукописи названы апокрифами (от греч. ἀπόκρυφος — скрытый), в протестантстве – псевдоэпиграфами. Еврейские законоучители, начиная с IV в. до н. э., и Отцы Церкви во II—IV вв. н. э. формировали канон книг Священного Писания, отбирая книги в «Слово Божие» из немалого числа рукописей, сочинений, памятников. Апокрифы не входят в состав Библии и составляет апокрифическую литературу, сопутствующую Ветхому и Новому Заветам. Авторами этих рукописей часто являлись последователи гностицизма.
В своё время деятели древнееврейского «Великого Собрания» (административно-богословского учёного совета IV—III вв. до н. э.) и последующих еврейских религиозных авторитетов, а в христианстве — Отцы Церкви — соавторы Библии, зачастую проклинали, запрещали как еретические и расходящиеся с общепринятым текстом, и просто истребляли книги, которые не соответствовали их критериям. Апокрифов сохранилось относительно немного — чуть более 100 ветхозаветных и около 100 новозаветных. Особенно обогатили науку последние раскопки и открытия в районе пещер Мёртвого моря в Израиле, содержащие некоторые фрагменты и рукописи, в которых сохранились апокрифические тексты. Они явились научным подтверждением подлинности древности некоторых текстов.
Апокрифы, в частности, помогают понять, какими путями шло формирование христианства, из каких элементов складывалась его догматика.
Исторические церкви считают, что подлинность книг Священного Писания удостоверяет святоотеческое наследие: святые мужи первых веков, которые могли слышать проповедь Евангелия или от самих апостолов или от их ближайших учеников, составили канон книг, которые можно было именовать Священным Писанием (в отличие от предания и апокрифов). Считается, что подлинность книг определяется по соответствию содержания книг апостольской вере.
В XVIII веке достоверность традиционного приписывания библейских книг конкретным авторам была поставлена под сомнение. В настоящее время некоторые учёные считают, что большинство книг были отредактированы и изменены, и по этой причине восстановить содержание оригинала в наше время почти невозможно.
Евреи сумели сохранить первоначальный текст Священных книг без серьёзных искажений не только по содержанию, но и по форме и языку. Однако после Вавилонского плена еврейский язык значительно изменился. Первоначальный текст стал непонятен народу, так как сами евреи стали говорить по-арамейски. На этом языке толковали народу закон, не понятный уже в священном тексте (Неем. 8:1–8, ср. 13:23–25). Но древний еврейский язык, не использовавшийся в обиходе, оставался языком религии (см. также священные языки), священных книг и литературы. Пророки, жившие после плена, писали на древнееврейском языке.
Наиболее древними рукописями Нового Завета считаются кодексы:
Александрийский кодекс (лат. Codex Alexandrinus), хранится в библиотеке Британского музея
Ватиканский кодекс (лат. Codex Vaticanus), хранится в Риме
Синайский кодекс (лат. Codex Sinaiticus), хранится в Оксфорде, ранее — в Эрмитаже
Все они датируются (палеографически, то есть на основании «стиля почерка») IV в. н. э. Язык кодексов греческий.
В XX веке широкую известность приобрели Кумранские рукописи, обнаруженные, начиная с 1947 г., в ряде пещер Иудейской пустыни и в Масаде — самые ранние из сохранившихся текстов.
Библия является самой продаваемой книгой всех времён, со среднегодовым объёмом продаж примерно в 100 миллионов копий, и имеет колоссальное влияние на литературу и историю, особенно на Западе, став первым образцом массовой литературы.
ЭТНОГРАФИЯ КРЫМАЭтническая история Крыма очень сложна и драматична. Можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах. Говоря о населении Таврических гор еще во II в. до н. э., римский историк Плиний Старший замечает, что там живет 30 народов. Горы и острова нередко служили убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них село Кок-Козы (сейчас Голубинка), то есть Голубые глаза.
Сегодня в Крыму более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру.
Самый многочисленный этнос в Крыму, конечно же, русские. Надо заметить, что в Крыму они появляются задолго до татар, по крайней мере со времени похода киевского князя Владимира на Херсонес. Уже тогда наравне с византийцами здесь торгуют и русские купцы и часть из них оседает в Херсонесе всерьез и надолго. Однако только после присоединения Крыма к России возникает численный перевес русских над другими народами, населяющими полуостров. За сравнительно короткое время русские составляют уже более половины населения. Это выходцы, в основном, из центрально-черноземных губерний России: Курской, Орловской, Тамбовской и других.
Живут в Крыму караимы небольшой народ с самобытной и яркой историей. С ней можно познакомиться в «пещерном городе» Чуфут-Кале (что значит «иудейская крепость»; караимизм одна из ветвей иудаизма). Караимский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркских языков, но образ жизни караимов близок к еврейскому. Караимские пирожки, которые можно попробовать где-нибудь на улице или привокзальной площади, одно из национальных блюд. Правда, гарантии, что оно сделано, как следует, дать нельзя уж очень мало караимов осталось на свете: чуть больше трех тысяч, в том числе по Крыму около тысячи, а поваров из них вообще единицы. Кроме нашего края, караимы живут в Литве (это потомки личной гвардии литовских великих князей), а также на западе Украины.
К историческим народам Крыма относятся и крымчаки. Этот народ подвергся геноциду в годы оккупации. Сейчас на полуострове их насчитывается около 600 человек.
Еврейское население области вынесло суровые испытания в годы войны и понесло огромные потери. Иудейские купцы появились в Крыму еще в I в. н. э., к этому времени относятся их захоронения в Пантикапее (нынешней Керчи). Сейчас в Крыму, в основном в городах и больше всего в Симферополе, проживает около 17 тыс. евреев. Это пятая по численности этническая группа крымчан, уступающая русским (их около 1,5 млн.), украинцам (0,5 млн.), белорусам и крымским татарам.
Численность крымских татар постоянно растет за счет возвращения из мест принудительного поселения. Со времени полного установления Советской власти (1921 г.) и до июня 1945 в Крыму действовали школы с немецким, греческим, крымскотатарским, армянским, русским и украинским языками обучения. Русский и крымскотатарский языки преподавались во всех школах. Около четверти населения составляли татары, затем следовали евреи (7%), немцы (6%), греки (3%), болгары, армяне, поляки, караимы, эстонцы и другие.
Украинцы в довоенных переписях населения объединены с русскими. А вот в переписях конца XIX в. они занимают 3 4 место по этническому составу населения. Украина имела тесные связи с полуостровом еще со времен Крымского ханства. Чумацкие обозы с солью, взаимная торговля в мирное время и столь же взаимные набеги в военное все это служило перемещению и перемешиванию людей, хотя, конечно, основной поток украинских поселенцев пошел в Крым только в конце XVIII в., а максимума достиг в 50-е гг. нашего столетия.
История появления белорусов в Крыму относится к концу XVIII в. Переселенцы из Белоруссии прибывали на полуостров и в XIX - XX вв. Сегодня белорусы живут в селе Широком Симферопольского района и в селе Марьяновка Красногвардейского района. В Широком работает народный этнографической музей, существуют детский и взрослый фольклорные коллективы. Стали традиционными Дни культуры Республики Беларусь, в которых участвуют не только белорусы Крыма, но и профессиональные исполнители из Беларуси.
Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии, поселились в Крыму при Екатерине II и занимались в основном сельским хозяйством. Представители интеллигенции немецкого происхождения: Ф. К. Мильгаузен, Н. А. Арендт, П. С. Паллас, П. И. Кеппен, А. Я. Фабр и другие оставили заметный след в культурной жизни нашего края, эти имена вы часто встретите в краеведческой литературе. Сохранилось здание лютеранской церкви и школы при ней в Симферополе (ул. Карла Либкнехта, 16), построенное на частные пожертвования этих людей. В советское время немцы-колонисты образовали несколько колхозов, которые славились высокой культурой земледелия и особенно животноводства: немецким колбасам на крымских рынках не было равных. В августе 1941 г. немцы были выселены в Северный Казахстан, и их деревни в Крыму больше не восстанавливались.
Болгары селились на полуострове, как греки, с островов Эгейского моря, спасаясь от турецкого ига в годы войн последней четверти XVIII в. Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую розу, и сейчас Крым является ведущим в мире производителем розового масла.
Поляки и литовцы попадали в Крым после разгромов национально-освободительных восстаний XVIII - XIX вв. как ссыльные. Сейчас поляков, включая потомков и более поздних поселенцев, около 7 тыс. человек. Огромную роль в истории Крыма сыграли греки, появившиеся здесь еще в античную эпоху и основавшие колонии на Керченском полуострове,в Юго-Западном Крыму, в районе Евпатории. Численность греческого населения на полуострове менялась в различные эпохи. В 1897 г. их было 17 тыс. человек, а в 1939 20,6 тыс.
Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В средневековье они составляли вместе с малоазийскими греками, также покинувшими родину под натиском турков, основное население Юго-Западного Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Однако их потомки расселены сейчас в основном в Приазовье. В 1771 г. 31 тыс. христиан (греки, армяне и другие) вышла под сопровождением русских войск из Крымского ханства и основала новые города и села на северном берегу Азовского моря. Это город Мариуполь, город Нахичевань-на-Дону (часть Ростова). Памятники армянского зодчества монастырь Сурб-Хач в районе Старого Крыма, церковь в Ялте и другие можно посетить с экскурсией и самостоятельно. Армянское камнерезное искусство оказало заметное влияние на архитектуру мечетей, мавзолеев, дворцов Крымского ханства.
Уже после присоединения Крыма к России армяне жили по большей части в Восточном Крыму; район Феодосии и Старого Крыма называют Крымской Арменией. Кстати, известный художник И. К. Айвазовский, а так же композитор А. А. Спендиаров крымские армяне.
Там же, в Восточном Крыму, в Судаке, Феодосии и Керчи, еще до революции сохранялись любопытные осколки средневековья общины крымских «женовезцев» (генуэзцев), потомки тех самых мореплавателей, купцов и солдат итальянской Генуи, которые господствовали когда-то в Средиземном, Черном и Азовском морях и основали крепость в Судаке, построили башни в Феодосии. Эти руины также можно осмотреть все это романтично, живописно, а главное подлинно.
В начале XX в., по свидетельству профессора И. И. Пузанова, крымские итальянцы еще сохраняли тесные связи с метрополией, посылая туда детей для завершения католического, мореходного или торгового образования. Они имели свои культовые храмы и не забывали родного языка, следы которого еще сохранялись в словечках керченских рыбаков. Их жизнь была тесно связана с морем, как и полтысячи лет назад. К сожалению, сейчас от этих своеобразных общин ничего не осталось, их разметали по свету революции и войны, а потомки тех, кто остался, давно ассимилировались с другими народами.
Много неповторимого и своеобразного ушло из Крыма, сделав его скучнее для туристов, но все же на наших базарах вас еще может удивить незнакомая речь или непривычная внешность продавца. Это могут быть корейцы хорошие земледельцы, трудолюбивые и удачливые. Совсем недавно они в Крыму, буквально последние 25 лет, но наша земля отзывается на их труд богатыми дарами. Все больше на рынках плодов, выращенных крымскими татарами, возрождающими славу садоводов, огородников и чабанов полуострова.
Крымские татары как этническая общность сформировались на основе постепенного слияния целого ряда древних племен Таврики и нескольких волн степных кочевых народов (хазар, печенегов, половцев-кыпчаков и других). Главным механизмом образования нации было принятие мусульманства и переход к оседлому образу жизни, появление национального самосознания, формирование культуры и традиций. Этот процесс, по существу, еще даже не завершился: существуют различия в языке, внешности и образе жизни южнобережных, горных и степных татар. Ведь по «возрасту» этот народ ровесник многим другим молодым нациям, которые также складывались с XII - XVI вв. на развалинах Золотой Орды: великороссам, украинцам, узбекам, волжским татарам, башкирам и другим, имеющим наследие Орды и в генетическом фонде, и в языке, и в культуре.
Крымскотатарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркских языков, в которую входят также языки ногайцев Северного Кавказа, татар Поволжья и Сибири, башкир, казахов; однако южнобережные татары говорят на диалекте огузской подгруппы, к которой принадлежат также турецкий, азербайджанский, гагаузский языки. Эти различия между отдельными элементами нации связаны со сложным и растянутым по времени процессом ее формирования.
Кыпчаки, или половцы, один из народов-прародителей степных татар, в настоящее время активно изучается историками. Высказывается мнение, что до прихода монголов половцы были христианами-несторианами и имели тесные родственные и торговые связи с Древней Русью, прежде всего с Черниговским княжеством. Князь Игорь, например, главный герой знаменитого «Слова», имел весьма характерную родословную: и мать, и бабушка его по отцовской линии были половчанками, как и многие жены русских князей того времени. А это значит, что половецкие набеги были лишь частью родственных междоусобиц большой и неспокойной семьи древнерусских князей, не имевших четкого наследственного права.
Радушие и простоту крымских татар отмечали еще первые русские исследователи, например А. А. Сумароков. Их трудолюбие и смекалку в земледелии уважает крестьянин любой национальности. А современная крымскотатарская музыка по своей мелодичности и зажигательному ритму успешно спорит с еврейской и цыганской.
Крымские цыгане, называвшие себя «урмачель», многие века жили оседло среди коренного населения Крыма и даже приняли ислам. Отдельные их кастовые группы занимались ювелирным ремеслом, плели корзины и были садовыми рабочими. Не вполне оседлая группа цыган аювджилар (медвежатники) занимались гаданием, дрессировкой медведей и мелкой торговлей.
В 1944 г. коренные цыгане были депортированы из Крыма вместе с другими народами. Считается, что на чужбине они этнически сблизились с крымскими татарами и сейчас неотделимы от них.
Тем не менее на вокзалах и базарах цыгане бросаются в глаза (почти в буквальном смысле слова). Но это уже современная, послевоенная волна оседлости. Город Джанкой даже показан во многих атласах мира как место компактного проживания цыган: крупный железнодорожный узел, легковерные курортники, следующие на юг, наконец, ласковое крымское солнышко дают возможность сохранить традиционные ценности таборной жизни. Кроме гадания «будет ли землетрясение?» и «кого полюбишь на курорте?», мелкой торговли, цыгане занимаются и обычным трудом: строят дома, работают на предприятиях Джанкоя и других городов. Они всегда верны дружбе, надежны в деловых отношениях, у них, как правило, много детей. Их «сервис» по предсказанию будущего выглядит совсем безобидно, хотя уникальных экстрасенсов среди них пока не обнаруживается. Каких-либо экзотических шоу-программ для туристов или рекреационных таборов местные цыгане пока не организовывают.
Крымчане очень различаются по происхождению, но что-то главное все же делает нас единым целым: мы работаем вместе, живем рядом друг с другом. И поэтому наши национальные особенности в основном проявляются в семье. А основную часть своей жизни мы все же разговариваем по-русски (кто-то лучше, кто-то хуже, но это не важно) и ценим друг друга не за национальную принадлежность, а за умение работать и уважать другого.
Крымчане всегда славились своим трудолюбием, хотя шальные деньги курортного бума последних лет, конечно, не могли не испортить нашу репутацию.
Русские поселенцы (из Киевской Руси) в XIII в. проживали во многих городах Крыма. Был целый русский квартал и русский приход в Херсонесе, а в XIV веке русские церкви были уже и в Кафе (Феодосии), о чем свидетельствует Устав Кафы. Однако руское население было не столь многочисленное как тюркоязычное.
Тем более, что в середине XIII в. полуостров был захвачен воинством Золотой Орды и стал ее провинцией или улусом. Именно в это время у полуострова вместо Таврики появляется новое название - Кырым. Спустя почти два столетия, в первой трети XV в. на территории полуострова образуется Крымское ханство, что было связано с распадом Золотой Орды. Однако оно вскоре было завоевано турками и в 1475 г. ханство стало вассалом Турции. По-видимому, из множества тюркоязычных племен и народов, в разное время населявших полуостров: гуннов, протоболгар, хазар, турок, печенегов, половцев и ряда племен Золотой Орды, со временем сформировался крымскотатарский народ.
После русско-турецкой войны Екатерина II "Манифестом" 1783 года присоединила Крым к России. В этом же году была образована Таврическая область, а с 1802 г. - Таврическая губерния.
После 1783 г. из Крыма эмигрировала первая группа крымских татар. По различным источникам уехало от 100 до 200 тыс. человек. Вторая эмиграция развернулась в 60-е годы XIX в. Крым покинуло 131 тыс. крымских татар. В начале XX в. отмечена еще одна волна эмиграции. В 1921 г. крымские татары составляли 25,7 % населения полуострова. С XI в. на Крымском полуострове селятся армяне, центром поселений которых был Солхат (Старый Крым). В течение многих веков живя в Крыму, внесли значительный вклад в формирование населения полуострова периода средневековья греки. В 1778 г. Екатерина II переселила из Крыма в Приазовье греков и в район Нахичевани армян. Всего было выселено около 31 тыс. христиан. В конце XVIII - начале XIX в. в Крыму разрешено было селиться новогрекам, которые, будучи подданными Турецкой империи, участвовали в русско-турецких войнах на стороне России. После присоединения Крыма к России на полуостров устремились русские помещики со своими крестьянами. В это время национальный состав Крыма стал еще разнообразнее. Немцы, чехи , эстонцы, болгары - появились в Крыму уже в XIX веке. В это же время на полуостров прибывает значительное количество евреев, хотя первые иудеи появились в Крыму, видимо, с греками до нашей эры. Осваивая Крым, царское правительство разрешило селиться здесь также выходцам из Молдавии, Польши. В конце XVIII - начале XIX вв. Крым активно заселяется русскими и украинцами. Это были отставные русские солдаты, крепостные и государственные крестьяне. Кроме того, земли в Крыму раздавались чиновникам, офицерам. К 1917 году русские и украинцы составили 60,4 % городского и 35,9 % сельского населения полуострова. По переписи 1921 года в Крыму проживали представители 70 наций и народностей.
В мае 1930 г. состоялась Всекрымская конференция национальных меньшинств, где были представлены все национальные группы вплоть до итальянцев, айсоров, чехов.
В годы Великой Отечественной войны Крым был оккупирован войсками фашистской Германии. Фашисты, используя национальные чувства, сеяли рознь и вражду среди представителей различных национальностей. Многие жители полуострова в составе партизанских отрядов, подпольных групп и организаций боролись с фашистами. На 15 января 1944 г. партизанами были представители 35 наций и народностей.
После полного освобождения Крыма Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление от 11 мая 1944 г. о депортации с полуострова крымских татар, чуть позже - армян, болгар и греков. Немцы были высланы с территории Крыма в 1941 г. Только в 1989 г. были сняты ограничения на возвращение в Крым как крымских татар, так и депортированных граждан других национальностей. В соответствии с Декларацией, принятой Верховным Советом СССР 14 ноября 1989 г., признавались незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению.
Сегодня в Крыму проживают представители более 125 наций и народностей
Этнографические объекты Крымского полуострова |
| Краткая справка Армяне Белорусы Болгары Греки Евреи Итальянцы Караимы Крымчаки | Крымские татары Немцы Русские Украинцы Французы Крымские цыгане Чехи и эстонцы Источник публикации |
©2000-2003 Таврический Национальный Университет им. Вернадского | |
| ![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
. |
Список литературы
1. Подробнее на Elhow: http://elhow.ru/religija/religioznye-ponjatija/chto-takoe-biblija?utm_source=users&utm_medium=ct&utm_campaign=ct
2. http://licey.net/free/3-mify_narodov_mira/7-mify_narodov_vostoka/stages/367-14_chto_takoe_bibliya.html
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Библия
4. http://booksonline.com.ua/view.php?book=99333&page=4
5.Ю. Н. Лаптев, О. В. Савинова.Этнографический туризм в Крыму: состояние и перспективы развития. - Симферополь: Таврия, 2000. - –2
6. Крым: Что? Где? Когда?: Путеводитель-справочник «Летний отдых в Крыму» И. Русанов.
7. Сайт "Мир Животных" / Путеводитель по Крыму / Крымский п-ов / Природа / Народы / История поселений / Церкви и монастыри