ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
воспитателя МБДОУ № 27 «Журавушка»
г.Зеленодольска
Шиловой Ирины Владимировны
Тема: «Развитие мелкой моторики
с помощью нетрадиционных видов
аппликации»
Сроки реализации: 2015-2020 гг.
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
в средней группе
Воспитатель: Шилова И.В.
МБДОУ № 27 «Журавушка»
г. Зеленодольск
ВВЕДЕНИЕ:
Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит
свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить - развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает
первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с
взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни, а его развивающая среда призвана обеспечивать реализацию образовательной программы, учитывать национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс и должна соответствовать возрастным возможностям детей.
Для нашей многонациональной республики, государства и общества важно, чтобы юные граждане России выросли уважающими культуру и язык своего народа. Каждому этносу необходимо передать своё многовековое наследие молодому поколению.
АКТУАЛЬНОСТЬ :
Вопрос о наиболее эффективных техниках аппликации, направленных, именно, на развитие мелкой моторики дошкольников, мало освещен в доступной методической литературе, поэтому поиск таких приемов становится очень актуальным.
Под этнокультурным компонентом понимается все то, что
способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой
цивилизации.
Этнокультурная предметно-пространственная среда нашей средней группы организована с учетом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
- социально-коммуникативная;
- речевая;
- познавательная;
- художественно-эстетическая;
- физическая.
Цели и задачи:
В раздевалке группы расположен информационный уголок для
родителей, куда помещается необходимая информация по группе,
советы и консультации для родителей ; уголки: «Тема дня», «Советы Айболита», «Мир глазами детей» (стена творчества), «Добрые дела», «Самый лучший день».
Развить умения
производить точные
движения
пальцами рук
Совершенствовать
мелкую моторику
пальцев рук
Сформировать у детей
зрительно-
двигательную
координацию
Развить способности
координированной
работы рук
со зрительным
восприятием
?
Научить проявлять
эмоциональное
отношение к
результату своей
деятельности
Развить творческую
активность,
фантазию
Оригами:
Физкультурный уголок. Включает в себя оборудование для формирования навыков детей, для охраны и укрепления здоровья дошкольников, для их физического развития. В этой зоне сконцентрировано оборудование для развития навыков ходьбы, бега, прыжков, ползанья, метания, катания. Также, находятся атрибуты и пособия для организации подвижных игр, и кроме этого оборудование для закаливания детей. Ребёнку с высокой двигательной активностью знакомиться с окружающим миром проще и интереснее.
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает оригами. Оригами – искусство складывания поделок из бумаги, в основном без использования ножниц и клея. Дети быстро запоминают не только условные обозначения и базовые фигуры, но и целые схемы. Оригами прекрасно развивает мелкую моторику пальцев, память, внимательность, аккуратность, пространственное мышление ребенка. Это занятие замечательно сближает детей (все они готовы помочь друг другу и показать, как именно делается то или иное действие), ребята увлеченно складывают поделки и уже через 5-7 занятий могут без помощи взрослого разобраться в схемах.
II этап: (практический) - внедрение
разработанного материала
III этап. Форма и срок отчета.
-публикация статей в периодической печати;
-проведение Дня открытых дверей для педагогов и
родителей;
-обобщение из опыта работы;
-отчет на педсоветах;
-проведение мастер-класса для педагогов;
-оформление выставок литературы,дидактического
материала.
Книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских татарских и русских писателей, сказками народов мира, рассказами, стихами.
Уголок природы . В уголке природы находятся растения, необходимые для ознакомления детей в данной возрастной группе. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры.
IV этап. Формулирование выводов.
V этап:
- определение перспектив работы.
-участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.
Уголок ряжения и театрализованной деятельности. Здесь размещаются: ширма, маски, атрибуты для разыгрывания сказок, различные виды театров.
Литература:
Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек.
И.В.Новикова. Аппликация из природных материалов в
детсаду.
А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии.
Л. В. Куцакова Конструирование и ручной труд в д/саду.
Т. Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ :
1) Развивается творческий потенциал детей.
3) Дети осваивают нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Уголок дежурства. Уголок дежурства - формирует умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.
Для умственного развития создан уголок познавательного развития : с раздаточным счётным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал.
Аппликация из природного материала:
Уголок музыкального развития. Способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах.
Способствует развитию мелкой моторики у детей работа с разнообразными природными материалами. Для аппликации используются: арбузные семечки, фасоль, горох, рис, пшено, гречка, семечки подсолнуха, скорлупа от фисташек и т. д. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности.
С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста можно порекомендовать аппликацию из ватных дисков. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Темы занятий можно легко сочетать с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.)
Уголок для художественного творчества. Имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, аппликации, лепке, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей и самостоятельности.
Уголок дидактических и настольно-печатных игр. В группе представлен большой выбор настольно-печатных игр, соответствующих среднему дошкольному возрасту. Игры находятся в свободном доступе и представлены для самостоятельного выбора детей.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Уголок сюжетно-ролевых игр . Сюжетно-ролевые игрушки и принадлежности к ним, которые находятся в этом уголке, способствуют овладению ролевым поведением в различных жизненных ситуациях и развивают коммуникативные навыки.
В уголке строительно-конструкторских игр , находятся строительные наборы и конструкторы разного вида. Свободное пространство на полу, даёт возможность сооружать различные постройки.
Учитывая возраст и индивидуальные способности детей, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными среди названных нетрадиционных техник аппликации на данном этапе оказались:
объемная аппликация, оригами и аппликация из природного материала.
Объемная аппликация:
Патриотический уголок. Способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символами нашей страны, республики, края, района и города.
Объемная аппликация из бумаги – уникальный вид детского творчества, благодаря которому можно склеить объемные фигурки животных, роботов, героев мультфильмов, домики и даже буквы алфавита. В этом помогают шаблоны и схемы.
Хотя название «объемная аппликация» и звучит необычно, сделать ее несложно. Для этого достаточно распечатать готовые шаблоны или схемы, вырезать их и склеить по линиям сгиба. Шаблоны аппликации сделаны так, что, сгибая и склеивая их по обозначенным линиям, можно получить объемную игрушку.
Центр экспериментирования . Этот центр предназначен для проведения элементарных опытов и экспериментов. Дети с удовольствием играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок.
В уголке уединения, дети могут полистать любимую книжку, рассмотреть иллюстрации или сюжетные картинки или просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.
"Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить." Н.В. Гоголь
Участок детского сада, прикрепленный к нашей группе. На участке педагоги организуют ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Также организуют все виды игр и проведение физкультурных занятий на свежем воздухе.
.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
Спасибо за внимание!