
Использование этнокультурного компонента
на уроках удмуртского языка и литературы
и во внеурочное время

Есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. У каждой былинки есть своё место, откуда она берет свою жизненную силу. Все большое на земле прорастает из малого зернышка. Так и человек. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с не осознанной еще благодарностью за эту жизнь. Это могучая сила памяти!
Убеждена, что если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому – родной язык.
Каждый язык – удмуртский ли, русский – должен оставаться фундаментом личности. Ведь помимо чисто внешних, этнических признаков принадлежности человека к тому или иному народу основными аспектами являются внутреннее осознание, язык и культура, то есть духовная составляющая человека. Народ из поколения в поколение передавал и передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый поэт и философ.
Задачей школы стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебных планов и программ. Творческое отношение к воспитанию школьников, бережно хранимые и преподаваемые традиции школы, достаточный уровень базовых знаний учащихся, обогащенный национальными традициями, позволяют школе стать воспитывающей средой, влияющей на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современную культуру.
Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре дело сложное и важное. Вопрос сохранения языка равен вопросу сохранения народа. Именно уроки удмуртского языка и литературы, внеклассная деятельность помогают найти пути решения этой насущной задачи. Поэтому считаем, что большое внимание в педагогической деятельности следует уделять сохранению национальных традиций и духовно- нравственной культуры. Как сказал известный удмуртский поэт Д.Яшин:
Аслэсьтыд кылдэ
Мукетсэ уд дышы гажаны.
И свою цель мы видим в том, чтобы обогатить духовный мир учеников, показать и передать великолепие и разнообразие духа народа. И не просто передать, а сохранить их в душах на всю жизнь для того, чтобы они смогли донести этот богатый мир своим детям. И пусть каждый урок родного языка даёт детям лишь какую- то часть необходимой информации, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина.
В своей педагогической деятельности я формирую интерес учащихся через использование разнообразных методов, приёмов и средств обучения и национальный колорит, а также поисково-исследовательскую работу. Думаю, использование этих направлений обладает весьма существенным потенциалом. Ведь кроме учебного и практического материала учащиеся на таких уроках знакомятся с национальной культурой, искусством, историей, традициями, обычаями своего народа, живущего в Татарстане.
Я глубоко верю в то, что главное средство для формирования эстетических и духовных потребностей детей – фольклорные произведения, именно они донесли до нас из глубины веков народные представления о том, что такое добро и зло, верность и преданность, любовь к отчему дому и Родине. Помочь детям разобраться в окружающей жизни - это дать добрый совет, воспитать в них чувство патриотизма, любви к малой родине, основанной на развитии национального сознания, уважения к национальной культуре различных этносов. Эти чувства приходят от общения человека с природой, с историей семьи, языка, родного края.
На каждом уроке отвожу время для фольклорных минуток, которые помогают закреплению изучаемой темы, повторению материала или же просто снимают напряжение, усталость. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, обогащают и развивают ребёнка. Разрабатываю и провожу с детьми фольклорные праздники, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия, тестирование, беседы, экскурсии, уроки – презентации.
Разучиваем татарские и удмуртские песни, ставим мини-спектакли, проводим видеопутешествия , конкурсы рисунков, познавательные игры – всё это включаю в свою работу, потому что знаю, что путь к основной национальной сокровищнице - языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем и его народом.
Активно использую такие приёмы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов, например, на темы «Герои сказок», «Угадай-ка», «Кто быстрее», проведение конкурсов на лучшую волшебную сказку собственного сочинения.
Уроки родного языка и литературы для наших учеников - постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный труд, основанный на доверии и доброжелательности.
Очень эффективной технологией является ведение исследовательской работы. Дети с удовольствием включаются в исследование: записывают старинные песни, пословицы, загадки, прибаутки, легенды, предания, которые умело используют на уроках удмуртского и русского языков и литературы. Много материалов собрано по истории села Лельвиж, по истории татарского, русского и удмуртского костюмов. Объектами нашего исследования становились известные люди родного села, история образования в селе.
Вместе с детьми мы шагаем в ускоренный век скоростей, интернет-ресурсов, но при этом важно не растерять и не обидеть хрупкую душу ребёнка, а, защищая его, окружать любовью, добротой, лаской.
Литература и язык – это один из путей познания мира. А познание мира начинается с удивления. Этим самым удивительным моментом является знакомство с периодической печатью.
Работа с газетами, журналами формирует потребность и навыки ежедневного и самостоятельного чтения газет, способствует пополнению активного словаря школьников, обеспечивает связь с жизнью, с современностью, знакомит учащихся с тем, чем живёт район, республика. А это повышает интерес к урокам удмуртского языка и литературы.
Материалы из периодики начинаю использовать с 5-го класса на разных этапах урока и с разными целями. При объяснении нового грамматического материала использую в качестве иллюстрированного материала примеры из газет. Например, при объяснении нового материала по теме «Лексика» работаем с газетой «Удмурт дунне», где можно найти и неологизмы, и архаизмы, и термины. Сказки из журнала «Кизили» служат для внеклассного чтения и пересказа. Небольшие статьи пытаемся переводить на русский язык.
Часто уроки удмуртского языка начинаются с пятиминутки – чтения газеты «Зечбур!». Дети читают мало. Путём активного использования газетных материалов можно выработать у учащихся привычку к регулярному чтению периодической печати, затем и книг.
В 7-9-х классах задания усложняются. После изучением темы «Односоставные предложения», ребята из журнала «Кенеш» выписывают предложения разных видов, делают выводы. При изучении тем «Причастие» и «Деепричастие» даю домашние задания по газете «Зечбур!»: выписать 5 предложений с причастными и деепричастными оборотами, перевести эти предложения на русский язык. Газеты и журналы помогают нам закрепить знания о типах и стилях речи.
Проблемные статьи в журнале «Инвожо» интересны старшеклассникам и им хочется обсуждать вслух эти проблемы. В этих случаях я преследую цели развития устной речи учащихся. Проблемы, поднятые в данных статьях, затем вливаются в сочинения-рассуждения.
Тексты из газет и журналов использую и в качестве дидактического материала. В кабинете в папках собраны вырезки из журналов и газет по творчеству писателей, критические, литературоведческие статьи. Статьи из периодической печати служат хорошим материалом при проведении проверочных, объяснительных диктантов, изложений.
Подобная работа со свежими газетными материалами оживляет уроки, придаёт им практическую направленность.
Кроме того, в современном мире учителю не следует заострять внимание лишь на родном языке. Это одна из граней диалога культур, межнационального общения. Любая культура, замкнутая только на самой себе, не является полноценной, потому что только благодаря диалогу происходит их взаимообогащение и открываются новые стороны культур народов мира.
Глубина и сложность происходящих в российском обществе процессов, с одной с одной стороны, выдвигают на первый план задачи его консолидации, сохранения единого образовательного пространства, с другой — требуют особого подхода к содержанию образования, интерпретации ценностей национальных культур, событий национальной истории, что является необходимым условием сохранения и развития дружбы и взаимопонимания между народами. Этнокультурная направленность обучения и воспитания — одно из актуальных направлений современной образовательной политики в нашей республике.