СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнокультурная составляющая учебно-воспитательного процесса в условиях школы-интерната

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этнокультурная составляющая учебно-воспитательного процесса в условиях школы-интерната

Просмотр содержимого документа
«Этнокультурная составляющая учебно-воспитательного процесса в условиях школы-интерната»

МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Кутопьюган»

Этнокультурная составляющая учебно-воспитательного

процесса в условиях школы-интерната

учитель русского языка и литературы

Лонгортова Марина Рифхатовна


Одной из важных целей современной школы является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений. В «Конвенции о правах ребенка» в ст. 29 миссия любой школы определяется как подготовка ребенка к «сознательной жизни в современном обществе в духе терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения».

Этнокультурное образование – это образование, направленное на защиту и развитие этнокультурной идентичности школьника путем приобщения к родному языку и культуре своего народа. В современной социокультурной ситуации особую актуальность и значимость приобретает проблема формирования поликультурной личности как субъекта полиэтнического образовательного пространства.[1]

В МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Кутопьюган» обучается 141 учащийся из них 118 человек представителей коренных малочисленных народов Севера, что составляет 84% от всей численности обучающихся.

Поликультурная личность формируется на разных этапах образования:

- дошкольный, реализация проекта «Кочевая школа»;

- включение на разных уровнях образования (начального общего, основного общего, среднего общего) в учебный план изучение учебных предметов, курсов, элективных предметов национально-регионального компонента;

- работа учебных объединений различной направленности в системе дополнительного образования детей.

На предшкольном уровне в превентивных целях, в целях успешной социализации детей-тундровиков, их успешной адаптации в дальнейшем к школьному обучению реализуется образовательный проект «Кочевая школа – Ялэмд – Шаги к азбуке». Этот проект направлен на организацию укрепления семейных связей и индивидуализации предметно-пространственной среды развития ребенка-тундровика и обеспечение индивидуальной траектории развития каждого дошкольника. Обучение детей осуществляется в комфортных для них условиях без отрыва от семьи, посредством выезда вожатого, прошедшего курсы подготовки для работы с детьми в местах кочевий, обеспеченного всем необходимым материалом.

В учебном плане школы-интерната предусмотрены часы для изучения родного (ненецкого) языка и литературы с 1 по 9 классы. Родной (ненецкий) язык выступает не только как «средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных, культурных традиций и приобщения к ним последующих поколений», одним из показателей владения родным (ненецким) языком на достаточном уровне является ежегодное участие обучающихся школы-интерната в межрегиональной олимпиаде по краеведению и родным языкам на институциональном, муниципальном и региональном уровнях, учащиеся становятся призёрами и победителями олимпиады.

На уровне начального общего образования введен учебный предмет «Литературное краеведение», учитывающий различные интересы учащихся, в том числе этнокультурные.

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения на уровне основного общего образования направлен на воспитание любви и уважения к культуре и искусству ненецкого народа и других национальностей, населяющих наш край, воспитание интереса, восприимчивости к народным обычаям и традициям, формирование патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине. Представлен традиционными учебными предметами: «Родной (ненецкий) язык и литература», «Культура народов Ямала», для формирования знаний о природных, социальных и экономических системах Ямала, об особенностях географических аспектов проблем современности ЯНАО в 8 классе ведётся учебный предмет «География ЯНАО», кроме этого изучаются специальные курсы для осуществления предпрофильной подготовки учащихся 8 классов «Художественная резьба по дереву» с целью овладения художественной техникой резьбы по дереву, формирования эстетических и профессиональных качеств учащихся; «Мы рождены на Надымской земле» с целью ознакомления с историей освоения Надымского района, природных особенностей этой территории, культуре, быте и традициях коренного населения.

Для обеспечения предпрофильной подготовки в 9 классе изучается учебный курс: «Оленеводство», где учащиеся знакомятся с историей развития исследований оленеводческой культуры, историей и особенностями формирования профессионально значимых оленеводческих знаний и умений, в развитии умения определять роль человека в природе, воспитании у учащихся научного мировоззрения и ответственного отношения к природе, уважения к личности и профессиональному труду, развитии у учащихся научного мышления и знаний, необходимых для продолжения образования по выбранной специальности.

На уровне среднего общего образования в вариативную часть учебного плана с целью удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности и образовательных запросов обучающихся и их родителей введены элективные учебные предметы: «Рыболовство и охотоведение» для более глубокого изучения традиционной деятельности коренного народа, приобщения обучающихся к проблемам охраны труда и техники безопасности в рыболовстве и охотоведении, а также, организации охотничьих зон, сохранения уклада жизни животного мира в Арктической тундре; «Литература Ямала» с целью изучения произведений писателей и публицистов Севера, получения знаний об основных исторических, географических, этнографических и культурных сведений о коренных народах Ямала, гуманного, толерантного и дружелюбного отношения к людям иной национальности и иной культуры; для поддержания выбранного профиля введен элективный учебный предмет «Природосообразность жизненного уклада народов Крайнего Севера, основанного на эмпатическом познании Природы», с целью реализации краеведческого подхода и практической направленности обучения путем дальнейшего развития экологичности мышления и возможности использования рецептов народной медицины, проверенных веками, в современной жизни.

Обеспечивая организацию дополнительного образования в условиях территориально удалённой национальной школы-интерната, определили, что этнокультурная направленность системы дополнительного образования может стать одной из возможностей обеспечения его доступности и удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей обучающихся.

Дополнительное образование по программам, имеющим в содержании этнокультурный компонент, представлено по различным направленностям: художественная, техническая, социально-педагогическая.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к разработке дополнительных образовательных программ, пересмотрено их содержание в направлении обновления форм организации образовательной деятельности обучающихся, реализации современных образовательных технологий, представленных, прежде всего, информационно-коммуникационными технологиями, технологиями сотрудничества, имитационного моделирования, проектной деятельностью.

С позиций подготовки к реализации практики открытого дополнительного образования стремимся перевести программы дополнительного образования в «комплекс образовательных событий, объединённых единой тематикой и организационной формой, подразумевающих целостный образовательный результат для своего участника», как определено Всероссийским съездом педагогов дополнительного образования в декабре 2014 года [2].

Содержательные направления образовательных программ этнокультурной направленности обеспечивают реализацию социальных технологий, технологий культурной политики и регионального развития.

Программы ориентированы на учащихся 1-11 классов, сроки их реализации составляют 1-2 года.

Художественная направленность представлена шестью учебными объединениями: «Мынико (Присказка)», «Татукоця (Искорка)», «Мастерица», «Северные нотки», «Волшебная нить», «Северные россыпи». Содержание программ данной направленности, формы и условия их освоения обеспечивают не только формирование теоретических знаний о фольклорном творчестве народов Севера, о традиционных жанрах музыкального творчества, истории и культуры родного края, но и овладение специальными умениями и технологическими навыками работы с мехом и тканью, бисером и кожей, практическое приобщение к миру певческого искусства, формирование навыков создания экспозиций и проведения экскурсий, умений осуществлять обработку информации за счет использования различных графических баз данных (технологических карт, орнаментов, узоров).

Учащиеся пишут сценарии и осуществляют постановки сказок народов Севера, обрабатывают фольклорные произведения, включают их в свой репертуар и исполняют в сопровождении национальных музыкальных инструментов. Итогом работы является создание фотоальбомов, подготовка концертных программ, организация и проведение выставок декоративно-прикладного творчества, показов мод национальной одежды.

У детей формируются навыки сотрудничества и ценностное отношение к культурно-историческим особенностям региона, развивается эстетический и художественный вкус, приобретаются навыки сценического поведения, что способствует дальнейшей социализации ребёнка в обществе, формированию профессионального интереса и возможности в дальнейшем реализовать себя в сфере вокального, сценического и другого творчества.

В учебном объединении «Умелые руки» технической направленности мальчики приобретают специальные знания, умения и технологические навыки работы с деревом и костью. При реализации творческих проектов формируются навыки самоорганизации и организации совместной деятельности, развиваются ИКТ-компетенции, создаются макеты будущих изделий. Результаты и образовательные продукты учебного объединения презентуются широкому социуму в виде авторских выставок в школе, в Сельском доме культуры.

Целью работы учебного объединения «Мяд, тер (Моя семья)» социально-педагогической направленности является формирование гражданской компетенции через освоение правил коммуникации в социальной среде школьного интерната с использованием технологии социокультурного проектирования. Совместное проектирование воспитанниками старших классов с первоклассниками-тундровиками даже элементарных правил проживания в интернате не только оказывает малышам помощь в адаптации к новым условиям обитания, но способствует формированию среды вовлеченности, чувства сознательного участия во всех делах интерната, активной жизненной позиции. Продуктами данного объединения становятся проекты, видеоролики о правилах построения социальной среды и коммуникаций воспитанников интерната.

Спортивное направление реализуется в рамках сетевого взаимодействия: на базе школы открыт филиал государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ямало-Ненецкая окружная детско-юношеская спортивная школа по национальным видам спорта».

Результат внедрения этнокультурного компонента в систему дополнительного образования позволяет учащимся:

  • сформировать позицию гражданина многонационального государства и человека как носителя и творческого продолжателя этнокультурной традиции;

  • расширить знания об этническом творчестве, культуре и искусстве народов Севера, приобрести практические навыки в реализации этнокультурных практик;

  • приобрести и использовать знания с ориентацией на профессиональное самоопределение;

  • расширить умения и навыки работы на компьютере;

  • результативно участвовать в муниципальных (защита научно-исследовательских работ талантливых детей в муниципальном проекте «Каникулярная школа для одарённых детей КМНС»), региональных (Гран-при X окружного детского фестиваля народного творчества «Все краски Ямала»), всероссийских и международных (дипломы I, II, III степени Международного фестиваля фольклорного творчества «Малахитовая шкатулка») конкурсах;

  • получить профессии, связанные с традиционным укладом жизни народов Севера: за период с 2012 по 2014 год 23% выпускников продолжили обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования по профессиям, востребованным в регионе.

Таким образом, этнокультурный компонент системы дополнительного образования школы-интерната, отвечает новым образовательным запросам и обеспечивает формирование современных сквозных компетенций: профессиональной, личностной, гражданской.[3]

Этнокультурная составляющая учебно-воспитательного процесса нацелена на создание образовательной среды, способствующей обучению и воспитанию детей из числа коренных малочисленных народов Севера в контексте сохранения традиционных культур, родных языков, истории и обычаев, формированию национальной идентичности; пропаганде традиций и культуры народов Севера среди представителей других национальностей, воспитанию уважения к культуре и традициям коренных народов Севера, живущих на территории района, бережного отношения к национальным ценностям; адаптации детей из числа коренных малочисленных народов Севера к жизни в современном обществе и самореализации.







Литература