СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Этнокультурное пространство как компонент духовно-нравственного развития гимназиста"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Этнокультурное пространство как компонент духовно-нравственного развития гимназиста"»


Этнокультурное пространство как компонент

духовно-нравственного развития гимназиста.




Современная школа существует в богатой культурной среде, которая в широком контексте может обеспечить каждому ребенку развитие, независимо от семейных традиций и происхождения. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ, не может быть осуществлено без приобщения к духовным богатствам своего народа.

Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющегося уклада общественной жизни она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей становится неотъемлемой частью духовной культуры учащегося.

Представляется, что в России, с ее богатейшей историей и многонациональным составом, воспитание подрастающего поколения должно строиться на поликультурной основе. Именно через искусство и культуру своего народа, созвучие основных тем в искусстве разных народов, принципы народного и декоративно-прикладного искусства народов мира возможно эффективное приобщение детей к многообразной, интересной, яркой сокровищнице мировой художественной культуры.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, разработанным с учетом этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной в современной школе. Этнокультурное содержание стандарта художественного образования включает знания об исторических и культурных традициях региона; об искусстве, как народном, так и профессиональном.

Специфика развития каждого конкретного региона, национальные и культурные традиции населяющих его народов определяют своеобразие содержания этнокультурного компонента воспитания и образования. Под этнокультурным содержанием мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве культуры, уклада жизни народа, о его истории, языке, литературе, духовных целях и ценностях, способствует развитию всесторонне и гармонически развитой личности, патриота своей Родины, человека высоко - нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

«Чем лучше будем знать прошлое, тем легче, тем глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего»,- говорил А.М. Горький. Народная педагогика, являясь итогом коллективной многовековой творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства, порождает свои воспитательные традиции. Отражая общечеловеческие идеи, народная педагогика отражает особенности каждого народа.

Российская школа в современных социокультурных условиях должна быть направлена на умственное воспитание, приоритет духовных ценностей, должна опираться на национальные идеалы, культуру. Не растратить, сохранить свое «я», интеллектуальное, этнокультурное, духовное, – главнейшая задача отечественного образования.

Этнокультурные ценности в духовной сфере – огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. А этническое, в свою очередь, рождается из конкретно – исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности. А в связи с введением ФГОС роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта.

Одна из задач, на решение которой направлен стандарт, это объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе. Важным направлением работы школы является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям своего народа. Этнокультурное образование определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей, знакомство с культурными достижениями других народов, воспитание дружеского отношения к людям разных национальностей. Этнокультурное образование на современном этапе, направлено на развитие этнокультурной компетентности детей школьного возраста, на воспитание культуры межнационального общения.













Наша гимназия уже много лет в рамках проекта: « Крым-наш общий дом» знакомит учащихся с культурой и обычаями народов Крыма. Каждый класс готовит мероприятия , в которых рассказывается о культуре ,обычаях, эпосе, нравственных традициях разных народов: русских, крымских татар, украинцев, армян, греков, евреев, болгар и немцев. Эти мероприятия проводятся каждый год и дают полное представление о культуре этих народов. Обучающиеся вместе с классным руководителем находят нужные материалы и сведенья, продумывают форму и структуру этих мероприятий, стараются, чтобы это было ярким и запоминающимся событием. в яркой красо об обычаях, блюдах, национальных костюмах, о местах расселения в Крыму. Очень часто приглашаются на эти мероприятия представители различных национальных обществ ( армянского, караимского и т.д.), сотрудники музеев и библиотек. Обучающиеся нашей гимназии знают также о трагических страницах из истории народов крыма: депортация крымских татар, греков, армян, немцев, болгар 1944 г., холокост еврейского народа.

Работа проекта направлена на то, чтобы дать более полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народов, их истории, духовных ценностях; что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к людям другой национальности.Это позволяет “приблизить” духовно-нравственные ценности к истории региона, более глубоко раскрыть на их основе историю края, вырабатывать высокое ценностное отношение детей к своей “малой родине” и формировать сознание единства российской цивилизации, ее исторического и культурного пространства.

Приобщение к национальной культуре, знакомство с различными этническими культурами, народными обычаями и традициями успешно реализуется в классно-урочной системе и во внеурочной деятельности.

Таким образом, для организации непрерывного этнокультурного образования, как целостного педагогического процесса необходимо, решение совокупности организационно-педагогических условий. К ним относятся следующие: разработка новых программ, отражающих специфику целей, структуры и содержания образования, внедрения сквозных программ; создание дидактических и методических материалов, обеспечивающих реализацию такого педагогического процесса. Новизна программы: осуществление комплексного подхода к формированию духовно-нравственных качеств личности школьника через включение этнокультурного компонента в образовательный процесс.

Цель: создание единого образовательного пространства, позволяющего обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, средствами этнокультурного образования.

Задачи: развивать у учащихся представления о значении норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формировать духовно-нравственные качества личности, способность к духовному развитию; приобщать детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формировать этнокультурные компетентности; воспитывать у школьников чувство прекрасного средствами художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной); способствовать реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования, целесообразный отбор форм и методов духовно-нравственного воспитания детей; налаживать партнерские взаимодействия с учреждениями культуры, представителями различных национальных культур; повышать компетентность педагогов и родителей в сфере этнокультурного образования.

Многокультурность в своем развитии проходит несколько этапов:

- толерантность;

- понимание и принятие другой культуры. Под этнокультурным пространством подразумевается культурная почва, поле для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей.



Этнокультурное пространство есть, с одной стороны, необходимое условие для этнокультурного образования, с другой - отдельные его элементы воспроизводят этнокультурное образование.



Этнокультурное образовательное пространство - это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры, кружки и курсы. Оно с точки зрения структуры должно состоять из трех органически взаимосвязанных частей: институциональная (школы, колледжи, вузы и т.д.), внеинституциональная (курсы, библиотеки, радио и т.д.), неформальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей и т.д.).

Важно наряду с созданием предпосылок для этнической самоидентификации, которая закономерно сближает ребенка - с родителями, родственниками, своим родом, этносом, вызывая чувство гордости, почитания, восхищения предками, не упустить из виду и другое. Нельзя, чтобы восхищение и гордость перерастали в чувство превосходства, связанное часто с незнанием других культур, этносов, или принижением их, или негативным отношением к ним. Особое внимание нужно уделить переориентации негативных этнических стереотипов.

Любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ. Центральная задача этнокультурного образования в этой части, чтобы дети испытывали законную гордость, называя себя «крымчанами.»

В условиях разнонационального детского коллектива необходимо

формировать дружелюбные отношения между детьми, приобщать к культуре своего народа, воспитывать интерес к культуре других народов. В решении этих задач неисчерпаемы возможности народной педагогики. Это, прежде всего язык, на котором изложены древняя история, его песни и сказания, память о предках, секреты народных ремесел.

Через глубокое изучение языка народная педагогика растит в душах детей уважение к труду, родителям, дает ощущение Родины, чувства родства с окружающим миром. Традиции в рамках культуры народа, с одной стороны, выделяют его этнокультурную самобытность как уникального субъекта общечеловеческой цивилизации, а с другой, взаимопонимание педагогических традиций различных народов в ходе их исторического развития и диалога культур придает им общечеловеческую значимость.

Традиции формируют культуру межнациональных отношений в рамках различных этносов. В современных условиях культурная идентификация может рассматриваться как средство установления взаимопонимания и

взаимоуважения личностей и народов, населяющих Россию; сохранения и

возрождения языка, воспитание национального характера.