СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнокультурный компонент в образовании. Знакомство с народными инструментами Якутии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство  с народными инструментами Якутии.

Просмотр содержимого документа
«Этнокультурный компонент в образовании. Знакомство с народными инструментами Якутии.»

Этнокультурный компонент в образовании.

Знакомство с народными инструментами Якутии.

Этнокультурный компонент — это путь к общенародной культуре. Это средство возрождения красоты, самостоятельности, индивидуальности, познавательной активности, приобщение к самобытности народа. С помощью этнокультурного воспитания у детей формируется дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания.

Изучение истории, литературы, родного языка, занятия различными видами искусства должны помочь молодому поколению глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки культуры, истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций.

Народная музыка и народные инструменты являются пластом якутской культуры, знание о котором поможет приобщить младших школьников к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия), к их традициям, обычаям:

формирование у учащихся интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку, нравственно-эстетическим ценностям;

укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление отчуждения между ними.

Хомус – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это известный в мире язычковый инструмент-варган. При игре хомус прижимают к зубам, рот служит резонатором. Регулируется звук губами и языком. Железный хомус используется как инструмент богатых темброво-колористических возможностей. Репертуар нашего оркестра содержит ряд оригинальных произведений с хомусом.

Кырыымпа (или, по забытому названию, кылыһах) играет важную роль в качестве солирующего национального музыкального инструмента в якутском оркестре. Традиционно инструмент должен покоиться на коленях исполнителя, а звук извлекается щипком или смычком (чаачар). Исполнитель, сидя держит инструмент на коленях, пальцами нажимает струны, не доводя нажим до грифа, извлекая флажолетные звуки. Со временем исполнители освоили иные способы игры: с опорой на грудную клетку или держат на плече. Способы и приемы игры схожи со скрипичными. Тойук-кырыымпа имеет две металлические струны, корпус инструмента — круглой формы. Держат тойук-кырыымпу вертикально, упирая в колено.   На кыл (кылыһах), как и на тойук-кырыымпе играют сидя, зажав корпус между коленями или держа на колене, гриф держится левой рукой почти вертикально вверх. Корпус инструмента деревянный, имеет форму камелька (якутской печи) обтянутого кожой. На шейку натягиваются две или три струны из конских волос, струны настраиваются в унисон, в кварту, в квинту. Звукоизвлечение флажолетное, играется не прижимая пальцы до грифа. Смычок слегка выгнутый, крепление волоса свободное, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры зажимая ладонью.

Таҥсыр (малый, альтовый, басовый) — струнно-щипковый трехструнный инструмент. У древних якутов существовал прообраз этого инструмента и он был струнно-смычково-щипковым. Первый вариант реконструированного тансыра отличался от настоящего. Дека была из кожи, на грифе не было ладов, металлических порожков. В основу же современного тансыра квартового строя легли инструменты народов Средней Азии и русской домры. Тансыр отличается от домры формой корпуса, образованной двумя плоскими деками с обечайкой. Гриф разделен на полутоновые лады-порожки. Звук извлекается медиатором. С домрой схож и характер звука. Тансыр используется не только в ансамблевой, но и в сольной практике.

Кылыһах (якутская балалайка) —  струнно-щипковый инструмент. Раньше струнно-смычковый инструмент “кыллаах кырыымпа” называли кылыһах. Слово «кылыһах» состоит из двух корней «кыл» и «сах». Согласно словарю Э.К. Пекарского кыл – это волос конского хвоста или гривы, который служит струной. Сах – обозначает удар по какому-нибудь предмету вскользь. В современной исполнительской практике, в том числе и в нашем оркестре используется созданное семейство трехструнных кылыhах (якутских балалаек) – прима, секунда, альт. Их роль — преимущественно аккомпанирующая.

Группу ударных инструментов представляют бубны, күпсүр (кюпсюр), дьаҕа, хобо, хабардьа. Дүҥүр (дюнгюр) — (род шаманского бубна) состоит из элипсообразного деревянного обода, обтянутого кожей, с внутренней стороны железной крестовиной, увешанной колокольчиками. Ударяют «былаайах» — деревянной лопаточкой, покрытой шкурой. Күпсүр (кюпсюр) — сделан из выдолбленного дерева обтянутой с обоих концов кожей. Ударяют по ним кожаной колотушкой. Кюпсюр имеет разные размеры, от чего зависит высота звука. Дьаҕа (джага) — ударно-шумовой инструмент, полая деревянная погремушка. Снаружи нанизаны деревянные бабки. Трескучий звук, от ударов друг о друга деревянных бабок и о поверхность погремушки, издается путем встряхивания инструмента. Хобо – аналог деревянной коробочки. Мас хобо – ударный инструмент, который состоит из нескольких деревянных пустых коробочек определенной высоты соединенных между собой. Хабардьа (хабарджа) — своеобразный аналог маракаса. Это плоский полый деревянный короб с находящимися внутри круглыми шариками. Звук извлекают ребром ладони или покачивая в разные стороны. 

Большое значение в деле воспитания и обучения имеют этнокультурные традиции, особенности быта, нравов, идеи, взгляды, обычаи, образ мыслей и действий татарского народа.

Школа идет в ногу со временем и старается аккумулировать в себе самый лучший и передовой опыт педагогической работы. А значит, здесь формируется та атмосфера, в которой ребенок может полноценно развиваться духовно, физически, культурно. Главное, чтобы образовательный и воспитательный процессы соответствовали требованиям времени, точнее, по возможности даже опережал его.

Использование этнокультурного компонента в образовании не самоцель, не искусственное притягивание «чего-то национального», а лишь средство для решения методических задач.