"Это волшебное число 7"

Разработка на внеклассное мероприятие по математике "Это волшебное число 7"

Просмотр содержимого документа
«"Это волшебное число 7"»

Внеклассное мероприятие по теме

"Это волшебное число 7"

Покидова Динара Сатывалдыновна, классный руководитель 3 класса

Разделы: МатематикаВнеурочная деятельность

Цели:

  1. Познакомить учащихся с интересными фактами о числе 7.

  2. Решить задачи, разгадать загадки, связанные с числом 7.

  3. Понять смысл пословиц, поговорок связанных с этим числом.

  4. Развитие познавательного интереса, расширение кругозора.

Подготовка к уроку: заранее раздать детям выучить стихи, тексты “Семь чудес света”. Разделить класс на 2 равные команды, перед уроком раздать карточки с фамилиями детей (на обратной стороне будет написано “плюс” или “минус”). Таким образом, дети сами разделятся на команды. У кого на карточке “плюс” сядут за стол с надписью “плюс”, у кого “минус” - займут места за другим столом.

Оборудование: мультипроектор, презентация.

Данное мероприятие проводилось для учащихся начальной школы, в рамках Недели начальных классов.

Ход урока:

Учитель. Сегодня мы с вами проведём игру, посвящённую математике – царице всех наук. Математика – очень важная наука. Без неё не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии. В нашей игре принимают участие две команды – команда “Плюс” и команда “Минус”. А посвятим мы игру волшебному числу 7. (Слайд №1)

Чтение стихов заранее подготовленными детьми.

Цифра семь известна всем,
Что сказать о цифре семь?
Семь исполнилось Серёже, 
Стал умнее он и строже.
Пролетит за годом год, 
В класс седьмой он перейдёт.

В деревушке семь избушек, 
7 крылечек, 7 старушек,
7 щенков, 7 дымков,
7 драчливых петухов
На семи плетнях сидят,
Друг на друга не глядят.
Распустили 7 хвостов,
Каждый хвост семи цветов.

Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост,
Я б рукой достал до звёзд.
Я легко могу отнять 
От семи и три и пять.
Но отнять у Саньки
Не могу я санки.

Учитель. Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки типа “Семь бед – один ответ” и другие.. (Слайд №2)

Когда-то семёрка была предельным числом, что подтверждают пословицы “Лук от семи недуг”, “Семеро одного не ждут”, где 7 употребляется в значении “все”.

Учитель. Вот первое задание командам. (Слайд №3) Вы получаете пословицы и крылатые слова. Надо объяснить, что они обозначают. За правильное объяснение – жетон. (Раздать по 4 пословицы каждой команде)

Семи пядей во лбу. (Очень умный, талантливый)

Семимильными шагами. (Гигантскими.Очень быстро)

До седьмого пота. (Работать до изнеможения)

На седьмом небе. (Высшая степень счастья)

Седьмая вода на киселе. (Очень дальний родственник)

Семеро одного не ждут. (С упрёком тому, кто заставляет многих ждать себя)

Семь раз примерь, один раз отрежь. Перед тем как сделать что-нибудь серьёзное, тщательно всё обдумай, предусмотри все возможные варианты.

У семи нянек дитя без глазу. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек.

Учитель. Есть ещё крылатые слова и выражения с числом 7. (Слайд №4)

За семью печатями. Что-то непонятное, недоступное пониманию.

Без году неделя. Совсем немного времени, совсем недавно быть где-либо.

Семь вёрст до небес. Очень много наобещать.

За семь вёрст киселя хлебать. Далеко и попусту идти, ехать.

До седьмого колена. До самых отдалённых поколений.

Семь бед – один ответ. Рискнём ещё раз, и если придётся отвечать – так за всё сразу.

Учитель. Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли тогда и Солнце и Луну. Все непонятные явления природы приписывались богам, и постепенно представление о богах соединилось и с семью планетами.

По ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя. В неделе 7 дней. Это число не разделишь ни на два, ни на 3, ни на 4 части без остатка. Оно делится только на самоё себя или на единицу. Вот его и назвали – неделя. А понедельник - это значит день, который идёт после недели. Вторник – второй, среда – третий, четверг – четвёртый, пятница – пятый. Суббота – значит “шесть” на языке древних вавилонян. Народа уже нет, а слово осталось.

Итак, второе задание для команд. (Слайд №5) Вы получаете названия дней недели. Надо выстроиться по порядку, начиная с понедельника. Чья команда быстрее сделает, та и получает жетон.

Учитель. Существует выражение “Семь пятниц на неделе”. Это образное обозначение человеческого непостоянства. Так говорят о том, кто часто меняет свои решения, постоянно отступает от своего слова, не выполняет обещаний, т.е. о людях, на которых нельзя положиться и которым нельзя доверять.

Пятница раньше была у многих народов свободным, базарным днём, т.е. днём исполнения различных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая товар, обещали в следующую пятницу отдать полагающиеся за него деньги. О нарушающих эти обещания и говорили, что у них семь пятниц на неделе.

 

7 стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звук, запах, вкус) через семь “отверстий” в голове. Считайте: 2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот.

Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.

Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках, мифах древнего мира. У Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было 7 дочерей, которых Зевс превратил потом в созвездие. (Слайд №6) Одиссей 7 лет был в плену у нимфы Калипсо. (Слайд №7). У вавилонян подземное царство окружено семью стенами. У мусульман небесный свод состоит из семи небес, и все угодные богу попадают на седьмое небо блаженства. У индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников. Великий пост у христиан длится семь недель.

Рим и Киев были построены на семи холмах. Согласно индийским преданиям, Будда сидел под фиговым деревом с семью плодами. Не случайно в радуге 7 цветов и на свете семь чудес. Вот о них мы сейчас и поговорим.. В древности называли семь чудес света, творений человеческого разума и умелых человеческих рук.

“Всё на свете боится времени, но время боится пирамид”, - говорит восточная пословица о единственном из чудес света, дошедшем до наших дней. (Слайд №8)

Пирамиды 
(рассказывает заранее подготовленный ученик)

Пирамиды – гробницы египетских царей-фараонов. Древние Египтяне верили, что в случае смерти человека следует сохранить его тело, чтобы дух мог продолжать жить после смерти. Они превращали тело в мумию. (Слайд №9) Затем мумию хоронили вместе с одеждой, едой, драгоценностями. Великая пирамида была построена фараону Хеопсу. (Слайд №10) Позднее было построено ещё две пирамиды, для сына и внука Хеопса, и маленькие для их цариц. Пирамиды стоят на древнем кладбище в Гизе.

Висячие сады Семирамиды
(рассказывает заранее подготовленный ученик) (Слайд №11)

Другое чудо света – висячие сады царицы Семирамиды – находилось в самом большом и богатом городе Древнего Востока – Вавилоне. Сады были созданы по приказу царя Навуходоносора. Сады в шесть ярусов, высотой с шестиэтажный дом. День и ночь сотни рабов вращали огромное колесо, чтобы поливать висячие сады. (Слайд №12)

Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе 
(рассказывает заранее подготовленный ученик) (Слайд №13)

Храм считался третьим чудом света. Крез решил построить храм в честь богини Луны – Артемиды. Строился он из мрамора около ста двадцати лет. Храм славился своей великолепной отделкой обилием драгоценностей. Но некий Герострат, желая прославиться, поджёг храм. (Слайд №14) Его имя навеки стало символом варварства.

Зевс Олимпийский
(рассказывает заранее подготовленный ученик) (Слайд №15)

На родине Олимпийских игр, в городе Олимпии, в храме находилось скульптурное изображение главного бога древних греков - Зевса. Оно было создано великим скульптором Фидием и стало четвёртым чудом света. Зевс восседал на троне из золота. На голове венок из оливковых ветвей. Голова, плечи, грудь выточены из слоновой кости. Плащ, кудри и борода – из золота. Его лицо было не только строгим, но и добрым.

Гробница царю Мавсолу
(рассказывает заранее подготовленный ученик) (Слайд №16)

В Малой Азии находилось пятое чудо света. Царица Артемисия построила великолепную гробницу своему мужу царю Мавсолу. Это было сооружение из мрамора в три яруса. Венчала здание четвёрка коней с колесницей, которыми правили мраморные Мавсол и Артемисия. Память о гробнице Мавсола живёт поныне в слове “мавзолей”, которое стало означать всякую внушительную и величественную гробницу.

Колосс Родосский
(рассказывает заранее подготовленный ученик) (Слайд №17)

Колоссом называется гигантская статуя, которая стояла в портовом городе на Родосе – острове в Эгейском море, у берегов Турции. В конце четвёртого века до нашей эры народ Родоса отпраздновал победу. Они отстояли свой город, который греки держали в осаде целый год. В память об успешной обороне острова они решили поставить самую большую статую на свете – это шестое чудо света. Бронзовый юноша ростом 36 метров. Голову украшали корона из расходившихся в сторону лучей. Это было изображение бога солнца Гелиоса, которого жители острова считали своим покровителем.

Александрийский маяк
(рассказывает заранее подготовленный ученик) (Слайд №18)

Известное слово “фары” связано с седьмым чудом. На острове Фарос в устье Нила рядом с городом Александрией был построен самый большой маяк древности. Высота башни – сто двадцать метров. На её вершине в открытой каменной беседке день и ночь пылал костёр, указывая путь кораблям. Это был первый в мире маяк и простоял он одну тысячу пятьсот лет.

У. Время не пощадило эти творения.
Висячие сады Семирамиды были затоплены.
Храм Артемиды разрушали дважды.
Статуя Зевса сгорела.
Мавзолей разобрали в 15 веке крестоносцы для постройки крепости.
Колосс рухнул при землетрясении.
Такая же судьба постигла Александрийский маяк.
И только пирамиды уцелели. Недаром говорят, что их боится время.

А сейчас третье задание командам. (Слайд №19) Отгадать загадки. Я по очереди буду читать загадки для двух команд. За правильный ответ – жетон. Если ответа нет или он неправильный – право ответа переходит к другой команде.

1а. Что за птицы пролетают?
По семёрке в каждой стае?
Вереницею летят.
Не воротятся назад.

1б. Горшочек умён,
Семь дырочек в нём.

2а. Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки.

2б. Приказало солнце: “Стой,
Семицветный мост крутой!”

3а. Четыре четырки,
Две растопырки, 
Седьмой – вертун.

3б. Кнутом не гонят,
Овсом не кормят;
Когда пашет – 
Семь плугов тянет.

Четвёртое задание. (Слайд №20)

Команда “Плюс” собирает грибочки.

Команда “Минус” собирает листочки.

По очереди игроки каждой команды подходят, берут грибочек или листочек и решают пример, записанный на другой стороне. Команда, собравшая больше предметов (правильно решённые примеры) получает жетон.

Пятое задание. Решение логических задач. (Слайд №21)

1а. Алёша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдёт вдвоём с другом? (5 минут)

1б. Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько играл каждый из них? 2

2а. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги? 2

2б. На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? 4

3а. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? 2

3б. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? Толя

4а. Дима старше Вани, Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина? Дима

4б. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа? Серёжа

. Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько осталось свечей? 2

5б. В люстре горели 5 лампочек. 2 лампочки перегорели. Сколько ламп осталось? 5

6а. Отгадайте, на каком этаже я живу? В доме 4 этажа. Я живу не на первом, не на третьем и не на последнем. На 2-ом

6б. Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама? 3 красных, 1 голубой

7а. На столе стояли 3 стакана с вишней. Коля съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? 3

7б. В корзине лежало 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками так, чтобы каждая девочка получила по яблоку и, чтобы 1 яблоко осталось в корзине? 1 яблоко отдать в корзине.

Шестое задание. Задачи в стихах. (Слайд №22)

Какая команда будет первой отвечать на вопрос, решит считалочка.

1а. 3 пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало? 4

1б. В кружку сорвала Марина 
4 ягоды малины.
2 дала своей подружке,
2 дала своей игрушке.
Сколько ягод стало в кружке? 0

2а. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал четырёх окуней,
Рыбак Евсей – 5 карасей.
Сколько рыб из реки натаскали рыбаки? 9

2б. Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
3 несут травинку,
3 несут былинку,
2 несут иголки.
Сколько их под ёлкой? 8
3а. 3 ягнёнка дружно жили
Да козлят ещё 4.
Посчитай-ка, сколько всех? 7

3б. В хоре 7 кузнечиков 
Песни распевали.
Вскоре 5 кузнечиков голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов, сколько в хоре голосов? 2

4а. 10 антенн на этой крыше.
Наш электрик дядя Миша
Лишь 4 укрепил, остальные брат Кирилл.
Сколько антенн установил брат Кирилл? 6

4б. На воде – 3 уточки, во дворе – 3 курочки,
3 гуся – в пруду, один индюк в саду.
Сколько птиц всего? Считайте!
Ответ быстро называйте! 10

5а. На базар петух ходил. 8 жилеток там купил.
Двух сынков одел, двух дочек – 
Любовался ими очень.
Сам надел, одел наседку, не забыл и про соседку.
Сколько жилеток оказалось у соседки? 2

5б. У маленькой Светы 4 конфеты.
Ещё дала 5 Алла. Сколько всего стало? 9

Подведение итогов. (Слайд №23)




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас