Цели урока:
- показать значение образа России в творчестве Блока;
- проследить эволюцию взглядов поэта на тему России;
- совершенствование умения анализировать литературное произведение;
- развивать речевую компетенцию учащихся;
- воспитывать интерес к слову и творчеству А. Блока;
- нравственно-патриотическое воспитание учащихся.
А. Блок отпел или воспел Россию?
Каково значение слов:
отпел - ?
воспел - ?
"Стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…"
Из письма А. Блока Станиславскому
(1908 г.)
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь – жизнь, или смерть, счастье или погибель… А. А. Блок. 1908 год
Образ России в раннем творчестве поэта
Первое стихотворение, которое юный Блок счел достойным публикации - "Гамаюн, птица вещая" (1899), уже было “ о России ” и содержало не столько описание картины Васнецова с элементами стилизации славянского фольклора, воспоминания о татарском иге, опричнине, Смутном времени, сколько темное еще и для самого автора пророчество о "судьбе России", а отчасти и о судьбе блоковской музы:
ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых... Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!..
Гамаюн —
по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей.
Царевна Лебедь
"Богоматерь с Младенцем ”
(1884-85)
Россия ранней лирики - идеальная, полусказочная, более всего связанная с "детским" Пушкиным и Аксаковым, с легендой о Глубинной-голубиной книге, с теремом Царевны, еще напоминающим декорации к операм Римского-Корсакова.
В годы революции тема современности, родины, России, народа глубоко осознается поэтом, придавая новое направление его творчеству. В 1905 г. он пишет стихотворение "Осенняя воля".
Поэт пытается понять грядущее родины, определить свое место в ее истории, приобщиться к народной жизни "тысячеокой" России с ее тайной мистической душой, непостижимой внутренней силой.
"Русь"
Ты и во сне необычайна...
И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины... Так — я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу. Тропу печальную, ночную Я до погоста протоптал, И там, на кладбище ночуя, Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил, Кому я песни посвятил, В какого бога страстно верил, Какую девушку любил. Живую душу укачала, Русь, на своих просторах ты, И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь. Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь.
Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь. Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна, Где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел. Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах. Где буйно заметает вьюга До крыши — утлое жилье, И девушка на злого друга Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены,
- В каком году появилось стихотворение? В какую книгу лирики вошло?
Появилось в 1906 году и вошло во вторую книгу лирики Блока.
- В чём особенности построения стихотворения?
Первая строфа настраивает на интонацию преклонения, молитвы. Композиция – кольцевая: две заключительные строки почти повторяют первые.
- Какой мы видим Русь?
Русь представляется автором как нечто священное, святое. Это именно Русь, а не Россия – древняя, дикая, языческая, заколдованная.
- Мотив вьюги. Что он сопровождает?
Он сопровождает образ девушки, которая «на злого друга / Под снегом точит лезвие».
- В каких строках исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения?
«И сам не понял, не измерил…/ Какую девушку любил»
- В каких строках стихотворения содержится благодарность за спасение души? Кого благодарит лирический герой?
«Живую душу укачала,/ Русь, на своих просторах ты,/
И вот — она не запятнала / Первоначальной чистоты».
Поэт говорит об интуитивном постижении тайны народного духа, духа России, которым она жива.
В такой трактовке образа России сказывалась связь Блока с символистами, их интересами, проявившимися в то время в поэзии К. Бальмонта, прозе А. Ремизова, музыке Лядова, Стравинского, живописи Врубеля.
Цикл "На поле Куликовом..." (1908)
Это произведение не только историческое, поэт славит ратный подвиг русичей в XIV в., но не менее важна для него проекция грандиозной битвы на современность.
В примечании к прижизненному изданию цикла Блок писал: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди".
На поле Куликовом (1908)
1. Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной –
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной –
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
На поле Куликовом (1908)
2 Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат...
На пути - горючий белый камень.
За рекой - поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: "Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!"
Я - не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908
На поле Куликовом (1908)
4
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издал и ...
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне ...
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем...
"Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!"
Вздымается конская грива...
За ветром взывают мечи...
31 июля 1908
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи…
Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле
Одной слезой река шумней,
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей..
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
Россия
Опять , как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
- С каким стихотворением перекликается «Россия»?
Отчётливо видна перекличка с «Русью». Начинается часто повторяющимся в цикле словом «опять».
- Как меняется образ Руси-тройки?
Образ Руси-тройки Блок переосмысливает: уже нет стремительности движения. Его замедляют неспешный ритм и обилие многоточий. Образ дороги проходит через всё произведение.
- Как вы понимаете фразу: «И крест свой бережно несу»?
Крест – символ страданий одного человека за всех
- Какой образ России рисует автор в 3-5-й строфах?
- Блок создаёт новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить “разбойную красу” России. Выражение “прекрасные черты” напоминает нам об образе Прекрасной Девы, которая находит новое воплощение в образе России. Блок пишет о невидимой глазу духовной сущности России.
— Чем отличается от предыдущих последняя строфа? Какие антитезы вы видите в последней строфе?
“ Даль дорожная” — нечто бесконечно долгое: даль соединяется с понятием времени и противопоставляется “мгновенному взору”. “Глухая песня ямщика” — “звенит”! “Звенит тоской острожной”: за этой строкой — образ цепей, которыми скованы узники острога.
— Какие образы вы могли бы назвать архетипическими?
- Для России архетипичны образы дороги и скачущей по ней тройки.
— Какой размер и какую рифму использует, по-вашему, автор?
Четырёхстопный ямб не производит впечатления жёсткости: он гибок и пластичен. Чередование богатых мужских и женских рифм создаёт ощущение мелодичности и гармонии.
- В чём признаётся Блок России? Как?
Он признается ей в любви, горькой и неизбежной, с большой силой и искренностью.
- Какие почти конкретные черты приобретает образ России?
А ты все та же - лес, да поле, / Да плат узорный до бровей..
- Какова же Россия Блока? Что такое Родина для поэта?
Тема родины и народа стала воплощением спасительной для его лирического героя любви к родному краю.
Блок привносит необычно интимное начало - "О, Русь моя! Жена моя!..". Но при этом его чувство лишено какой бы то ни было умильности или прекраснодушия, оно различает в ней и "прекрасные черты", и "разбойную красу"; его потрясают ее слезы и "плат узорный до бровей", но слышит он и "острожную песню ямщика".
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1 . Выучить наизусть одно из стихотворений, анализируемых на уроке, выполнить его анализ (письменно).
2. Подготовить сообщение (дополнительная информация) о биографии С.Есенина(по желанию)
Этап рефлексии
- Мне понравилось на уроке, что я …
- После урока я задумаюсь о …