СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Это всё – о России» (Блок) Тема Родины в лирике А.Блока(презентация к уроку)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является полезным приложением к одноимённому уроку как наглядное пособие. Цель   презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.   Проведение урока с использованием презентаций требует от учителя дополнительной подготовки, но все затраты окупаются результатами – эффективностью обучения.

Просмотр содержимого документа
««Это всё – о России» (Блок) Тема Родины в лирике А.Блока(презентация к уроку)»

Цели урока:   показать значение образа России в творчестве Блока;  проследить эволюцию взглядов поэта на тему России; совершенствование умения анализировать литературное произведение; развивать речевую компетенцию учащихся; воспитывать интерес к слову и творчеству А. Блока; нравственно-патриотическое воспитание учащихся.

Цели урока:

  • показать значение образа России в творчестве Блока;
  • проследить эволюцию взглядов поэта на тему России;
  • совершенствование умения анализировать литературное произведение;
  • развивать речевую компетенцию учащихся;
  • воспитывать интерес к слову и творчеству А. Блока;
  • нравственно-патриотическое воспитание учащихся.
А. Блок отпел или воспел Россию? Каково значение слов: отпел - ? воспел - ?

А. Блок отпел или воспел Россию?

Каково значение слов:

отпел - ?

воспел - ?

"Стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…"

Из письма А. Блока Станиславскому

(1908 г.)

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь – жизнь, или смерть, счастье или погибель…   А. А. Блок. 1908 год

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь – жизнь, или смерть, счастье или погибель… А. А. Блок. 1908 год

Образ России в раннем творчестве поэта Первое стихотворение, которое юный Блок счел достойным публикации -

Образ России в раннем творчестве поэта

Первое стихотворение, которое юный Блок счел достойным публикации - "Гамаюн, птица вещая" (1899), уже было “ о России ” и содержало не столько описание картины Васнецова с элементами стилизации славянского фольклора, воспоминания о татарском иге, опричнине, Смутном времени, сколько темное еще и для самого автора пророчество о "судьбе России", а отчасти и о судьбе блоковской музы:

ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ   На гладях бесконечных вод,  Закатом в пурпур облеченных,  Она вещает и поет,  Не в силах крыл поднять смятенных...  Вещает иго злых татар,  Вещает казней ряд кровавых,  И трус, и голод, и пожар,  Злодеев силу, гибель правых...  Предвечным ужасом объят,  Прекрасный лик горит любовью,  Но вещей правдою звучат  Уста, запекшиеся кровью!..

ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых... Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!..

Гамаюн — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей.

Гамаюн —

по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей.

Царевна Лебедь

Царевна Лебедь

"Богоматерь с Младенцем ”

(1884-85)

Россия ранней лирики - идеальная, полусказочная, более всего связанная с "детским" Пушкиным и Аксаковым, с легендой о Глубинной-голубиной книге, с теремом Царевны, еще напоминающим декорации к операм Римского-Корсакова.

В годы революции тема современности, родины, России, народа глубоко осознается поэтом, придавая новое направление его творчеству.  В 1905 г. он пишет стихотворение

В годы революции тема современности, родины, России, народа глубоко осознается поэтом, придавая новое направление его творчеству. В 1905 г. он пишет стихотворение "Осенняя воля".

Поэт пытается понять грядущее родины, определить свое место в ее истории, приобщиться к народной жизни "тысячеокой" России с ее тайной мистической душой, непостижимой внутренней силой.

"Русь"

Ты и во сне необычайна...

И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины... Так — я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу. Тропу печальную, ночную Я до погоста протоптал, И там, на кладбище ночуя, Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил, Кому я песни посвятил, В какого бога страстно верил, Какую девушку любил. Живую душу укачала, Русь, на своих просторах ты, И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь. Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь.

Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь. Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна, Где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел. Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах. Где буйно заметает вьюга До крыши — утлое жилье, И девушка на злого друга Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены,

В каком году появилось стихотворение? В какую книгу лирики вошло? Появилось в 1906 году и вошло во вторую книгу лирики Блока. - В чём особенности построения стихотворения? Первая строфа настраивает на интонацию преклонения, молитвы. Композиция – кольцевая: две заключительные строки почти повторяют первые. - Какой мы видим Русь? Русь представляется автором как нечто священное, святое. Это именно Русь, а не Россия – древняя, дикая, языческая, заколдованная.
  • В каком году появилось стихотворение? В какую книгу лирики вошло?

Появилось в 1906 году и вошло во вторую книгу лирики Блока.

- В чём особенности построения стихотворения?

Первая строфа настраивает на интонацию преклонения, молитвы. Композиция – кольцевая: две заключительные строки почти повторяют первые.

- Какой мы видим Русь?

Русь представляется автором как нечто священное, святое. Это именно Русь, а не Россия – древняя, дикая, языческая, заколдованная.

- Мотив вьюги. Что он сопровождает? Он сопровождает образ девушки, которая «на злого друга / Под снегом точит лезвие». В каких строках исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения? «И сам не понял, не измерил…/ Какую девушку любил» - В каких строках стихотворения содержится благодарность за спасение души? Кого благодарит лирический герой? «Живую душу укачала,/ Русь, на своих просторах ты,/ И вот — она не запятнала / Первоначальной чистоты».

- Мотив вьюги. Что он сопровождает?

Он сопровождает образ девушки, которая «на злого друга / Под снегом точит лезвие».

  • В каких строках исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения?

«И сам не понял, не измерил…/ Какую девушку любил»

- В каких строках стихотворения содержится благодарность за спасение души? Кого благодарит лирический герой?

«Живую душу укачала,/ Русь, на своих просторах ты,/

И вот — она не запятнала / Первоначальной чистоты».

 Поэт говорит об интуитивном постижении тайны народного духа, духа России, которым она жива.  В такой трактовке образа России сказывалась связь Блока с символистами, их интересами, проявившимися в то время в поэзии К. Бальмонта, прозе А. Ремизова, музыке Лядова, Стравинского, живописи Врубеля.

Поэт говорит об интуитивном постижении тайны народного духа, духа России, которым она жива.

В такой трактовке образа России сказывалась связь Блока с символистами, их интересами, проявившимися в то время в поэзии К. Бальмонта, прозе А. Ремизова, музыке Лядова, Стравинского, живописи Врубеля.

Цикл

Цикл "На поле Куликовом..." (1908)

Это произведение не только историческое, поэт славит ратный подвиг русичей в XIV в., но не менее важна для него проекция грандиозной битвы на современность.

В примечании к прижизненному изданию цикла Блок писал: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди".

На поле Куликовом (1908) 1. Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва  В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!  Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.  Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной – В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы - ночной и зарубежной – Я не боюсь. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!

На поле Куликовом (1908)

1. Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной –

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной –

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

На поле Куликовом (1908) 2 Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат... На пути - горючий белый камень. За рекой - поганая орда. Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда.  И, к земле склонившись головою, Говорит мне друг:

На поле Куликовом (1908)

2 Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:

Не вернуться, не взглянуть назад.

За Непрядвой лебеди кричали,

И опять, опять они кричат...

На пути - горючий белый камень.

За рекой - поганая орда.

Светлый стяг над нашими полками

Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: "Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мертвым лечь!"

Я - не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

8 июня 1908

На поле Куликовом (1908) 4  Опять с вековою тоскою  Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издал и ... Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны. И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой! Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар. Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне ... Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине.  Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем...

На поле Куликовом (1908)

4

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издал и ...

Умчались, пропали без вести

Степных кобылиц табуны,

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне ...

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моем,

И падают светлые мысли,

Сожженные темным огнем...

"Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!"

Вздымается конская грива...

За ветром взывают мечи...

31 июля 1908

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи…

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи…

Пускай заманит и обманет, - Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одной заботой боле Одной слезой река шумней, А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей.. И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. Россия Опять , как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одной заботой боле

Одной слезой река шумней,

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей..

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

Россия

Опять , как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

- С каким стихотворением перекликается «Россия»? Отчётливо видна перекличка с «Русью». Начинается часто повторяющимся в цикле словом «опять». - Как меняется образ Руси-тройки? Образ Руси-тройки Блок переосмысливает: уже нет стремительности движения. Его замедляют неспешный ритм и обилие многоточий. Образ дороги проходит через всё произведение. - Как вы понимаете фразу: «И крест свой бережно несу»? Крест – символ страданий одного человека за всех

- С каким стихотворением перекликается «Россия»?

Отчётливо видна перекличка с «Русью». Начинается часто повторяющимся в цикле словом «опять».

- Как меняется образ Руси-тройки?

Образ Руси-тройки Блок переосмысливает: уже нет стремительности движения. Его замедляют неспешный ритм и обилие многоточий. Образ дороги проходит через всё произведение.

- Как вы понимаете фразу: «И крест свой бережно несу»?

Крест – символ страданий одного человека за всех

- Какой образ России рисует автор в 3-5-й строфах? - Блок создаёт новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить “разбойную красу” России. Выражение “прекрасные черты” напоминает нам об образе Прекрасной Девы, которая находит новое воплощение в образе России. Блок пишет о невидимой глазу духовной сущности России. — Чем отличается от предыдущих последняя строфа? Какие антитезы вы видите в последней строфе?  “ Даль дорожная” — нечто бесконечно долгое: даль соединяется с понятием времени и противопоставляется “мгновенному взору”. “Глухая песня ямщика” — “звенит”! “Звенит тоской острожной”: за этой строкой — образ цепей, которыми скованы узники острога.

- Какой образ России рисует автор в 3-5-й строфах?

- Блок создаёт новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить “разбойную красу” России. Выражение “прекрасные черты” напоминает нам об образе Прекрасной Девы, которая находит новое воплощение в образе России. Блок пишет о невидимой глазу духовной сущности России.

Чем отличается от предыдущих последняя строфа? Какие антитезы вы видите в последней строфе?

“ Даль дорожная” — нечто бесконечно долгое: даль соединяется с понятием времени и противопоставляется “мгновенному взору”. “Глухая песня ямщика” — “звенит”! “Звенит тоской острожной”: за этой строкой — образ цепей, которыми скованы узники острога.

— Какие образы вы могли бы назвать архетипическими?  - Для России архетипичны образы дороги и скачущей по ней тройки. — Какой размер и какую рифму использует, по-вашему, автор?  Четырёхстопный ямб не производит впечатления жёсткости: он гибок и пластичен. Чередование богатых мужских и женских рифм создаёт ощущение мелодичности и гармонии.

Какие образы вы могли бы назвать архетипическими?

- Для России архетипичны образы дороги и скачущей по ней тройки.

Какой размер и какую рифму использует, по-вашему, автор?

Четырёхстопный ямб не производит впечатления жёсткости: он гибок и пластичен. Чередование богатых мужских и женских рифм создаёт ощущение мелодичности и гармонии.

- В чём признаётся Блок России? Как? Он признается ей в любви, горькой и неизбежной, с большой силой и искренностью. - Какие почти конкретные черты приобретает образ России? А ты все та же - лес, да поле, / Да плат узорный до бровей.. - Какова же Россия Блока? Что такое Родина для поэта?

- В чём признаётся Блок России? Как?

Он признается ей в любви, горькой и неизбежной, с большой силой и искренностью.

- Какие почти конкретные черты приобретает образ России?

А ты все та же - лес, да поле, / Да плат узорный до бровей..

- Какова же Россия Блока? Что такое Родина для поэта?

Тема родины и народа стала воплощением спасительной для его лирического героя любви к родному краю.

Тема родины и народа стала воплощением спасительной для его лирического героя любви к родному краю.

 Блок привносит необычно интимное начало -

Блок привносит необычно интимное начало - "О, Русь моя! Жена моя!..". Но при этом его чувство лишено какой бы то ни было умильности или прекраснодушия, оно различает в ней и "прекрасные черты", и "разбойную красу"; его потрясают ее слезы и "плат узорный до бровей", но слышит он и "острожную песню ямщика".

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1 . Выучить наизусть одно из стихотворений, анализируемых на уроке, выполнить его анализ (письменно). 2. Подготовить сообщение (дополнительная информация) о биографии С.Есенина(по желанию)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1 . Выучить наизусть одно из стихотворений, анализируемых на уроке, выполнить его анализ (письменно).

2. Подготовить сообщение (дополнительная информация) о биографии С.Есенина(по желанию)

Этап рефлексии Мне понравилось на уроке, что я …  Я ощущал себя на уроке …  После урока я задумаюсь о …

Этап рефлексии

  • Мне понравилось на уроке, что я …

  • Я ощущал себя на уроке …

  • После урока я задумаюсь о …