Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
повторить основные темы, изученные в разделе “Имя существительное”;
проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения темы “Имя существительное”;
формировать умение анализировать и обобщать знания по теме;
воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.
Оборудование к уроку:
компьютер, Презентация; доска;
учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие во дворец Имени существительного. И нам надо поскорее отправиться в путь! Вы готовы? Открываем рабочие тетради, записываем сегодняшнее число (проговариваю), классная работа.
- Как вы думаете , чем мы будем заниматься на уроке, каковы цели урока?
- что будем повторять?
Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов.
Замечательный лингвист А.М.Пешковский писал: «Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без неё невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует»
Действительно, почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
Актуализация знаний
-Ребята, у нас сегодня важный день – мы с вами отправимся на экскурсию по огромной стране «Имя существительное» (слайд 1). Перед нами карта-путеводитель ,на ней указан наш маршрут. Но прежде чем вы займете места в наших воображаемых автобусах, я познакомлю вас с некоторыми правилами, которые надо выполнять. Вы должны быть дружными, сообразительными, наблюдательными и быстро выполнять все задания. Итак, поехали!
Систематизация и обобщение материала
Посмотрите внимательно, как называется деревня, в которую мы приехали? (слайд 3). Правильно, перед нами деревня Собственников.
- Как вы думаете, какие существительные здесь живут? (собственные и нарицательные)
- Верно. Какие слова будем относить к собственным?
- У собственных существительных кто по соседству живет?
- Что они обозначают?
- Ребята, жители деревни Собственников просят вас выполнить тренировочное упражнение: распределить данные слова в два столбика (слайд 4):
Нарицательные имена существительные | Собственные имена существительные |
| |
Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В,в)олк, (И,и)лья, (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.
Взаимопроверка.
- Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?
Учитель: 4. Учитель: Помните, у А.С.Пушкина есть такие строчки из вступления к поэме «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью … (кот учёный)
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Следующее задание у нас тоже про кота, только не учёного, а который ловит мышей. Вам нужно будет вставить слово кот, но в разных падежах.
Допиши словечко, задай вопрос и определи падеж этих существительных.
( Листок «Контроль знаний»)
У норы добычи ждёт,
Притаившись, старый …(кот.И.п)
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от …(кота.Р.п)
А теперь и за версту
Не приблизиться к …(коту.Д.п)
Крыса старая – и та,
Видя грозного …(кота.В.п)
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с …(котом.Т.п)
Там дрожит и в темноте,
Вспоминая о …(коте.П.п)
-Что помогло вам определить падеж? (вопросы, предлоги)
5) Учитель: Ребята, а почему у каждого падежа 2 вопроса?
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданиями. Теперь мы продолжим свой путь. Посмотрите, какая красота – река Олицетворяемая (слайд 5). Если искупаться в этой речке, то, как вы думаете, какое чудо может произойти? (неживой предмет может стать живым...)
- Верно. О каком постоянном признаке имени существительного мы здесь должны вспомнить? (признак одушевленности и неодушевленности)
- Что нам будет помогать определять, какое перед нами существительное? (вопросы Кто? Что?, смысл, форма множественно числа винительного падежа…).
Да, существительные бывают одушевлёнными и неодушевленными.
На дом вы получали задание нарисовать различные предметы. Они перед вами. Какие из существительных, называющих эти предметы, одушевлённые, а какие неодушевлёнными?
( Собака, стол, рак, ручка, цветок, дом, дерево, лошадь).
Устная работа.
Учитель: Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:
Труба ( трубач), помощь, камень, баян, вклад, Москва, журнал.
Учитель: Какая морфема помогла нам совершить данные превращения?
( Суффикс).
Распределите существительные в 2 столбика: одушевленные, неодушевленные.
Кукла, книга, собака, газета, сестра, звезда, стол, Катя, поле, армия, медведь, облако, корова, красота, орёл, мертвец.
(У доски работают один или два учащихся, выписывая нужные существительные в свой столбик, после выполнения задания появляется проверка)
Вывод .
- Молодцы! Следуем дальше по стране «Имя существительное». Ребята, мы приехали на хутор Численный (слайд 7). Кто по названию хутора догадался, о каком непостоянном признаке жителей идет речь? Они непостоянны: то о них можно сказать один, то несколько, много. Это единственное и множественное число.
Есть существительные, имеющие форму только единственного числа: молоко, дружба, Кавказ, и имеющие форму только множественного числа: каникулы, сани, Альпы.
У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и тип склонения.
Физминутка.
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри -
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой…
Посмотри перед собой.
Потрудились - отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- Здорово, теперь с новыми силами продолжаем повторять все об имени существительном.
Отправляемся дальше! Ребята, наш автобус въезжает в село Родное! (слайд 6). Давным-давно все существительные были очень похожи. Да так похожи, что сама королева Грамматика их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет вознагражден». Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? По какому признаку можно отличать друг от друга существительные? Название села вам служит подсказкой.
- Молодцы! Но в селе живут некоторые слова, которые не могут определиться с родом. Поможем им(слайд 6).
1-я группа собирает существительные женского рода,
2-я группа – существительные мужского рода,
3-я группа – существительные среднего рода
Небо, жизнь, наука, дядя, угол, конь, удивление, тетрадь, село.
-когда невозможно определить род имен существительных?
- Очень хорошо! Ребята, наш автобус въезжает в поселок Склоняемый (слайд 9). А что такое склонение?
- На сколько групп поделены жители данного поселка? (на три).
В поселке Склоняемый вам предстоит выполнить следующее задание: распределите слова по склонениям, выделите окончание (слайд 9).
(Один человек, комментируя, работает у интерактивной доски, остальные в тетрадях).
1 склонения | 2 склонение | 3 склонение |
| | |
Страна, инженер, собрание, лекция, площадь, земля, завод, печ…, дело, конь, ноч…, село, площадь.
Вывод :
К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а (-я) (стена, земля, армия), а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а (-я) (дедушка, дядя, Петя)
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (дом, волк, конь), а также существительные среднего рода с окончанием –о, -е (облако, море, окно).
При склонении некоторых имён существительных мужского рода происходит выпадение гласных, например: кусок – куска.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце слова (степь, ночь, мышь).
- Молодцы! Двигаемся дальше! Перед нами город Орфографический! (слайд 10).
- Как вы думаете, кто правит в этом городе? (орфограммы). Жители города – орфограммы предлагают проверить ваши знания, выполнив упражнение.
Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте условия выбора правильного написания (слайд 10).
Посадить р..стение, написать изл..жение, повесить об..явление, сидеть на лекц.., кричать от бол.., работать стор..ж..м, салат с огурц..м, составить ра..писание, низкое со..нце, опасный хищ(?)ник, вкусный крыж..вник, сложный м..ршрут, тяжелый рю..зак.
Вывод .
Составьте букет для мамы. Для этого, переставляя буквы, решите примеры. Ответом будут названия цветов.
1)шок + рама =
2)визг + дока =
3)идея + хор =
4)наезд + бука =
5)угол + ад + лис =
(ромашка, гвоздика, орхидея, незабудка, гладиолус)
Подведение итогов урока
- Вот и закончилась наша экскурсия. Сегодня все молодцы! Но наше путешествие в страну «Имени существительного» еще не закончено. Впереди еще много интересного. Мне хочется дать вам один совет:
Не привыкайте к чудесам!
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
За годом год, за шагом шаг
Впадайте в изумленье!
Все будет так или не так
Через одно мгновенье!
Выставление оценок
Домашнее задание
Хочется верить, что и домашнее задание вы выполните с неменьшим интересом.
Задание для всех: повторить все орфограммы имени существительного (по учебнику).