СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Этот удивительный мир фразеологизмов". Открытый урок русского языка в 6-м классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Этот удивительный мир фразеологизмов". Открытый урок русского языка в 6-м классе»


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

повторить основные темы, изученные в разделе “Имя существительное”;

проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения темы “Имя существительное”;

формировать умение анализировать и обобщать знания по теме;

воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.

Оборудование к уроку:

компьютер, Презентация; доска;

учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие во дворец Имени существительного. И нам надо поскорее отправиться в путь! Вы готовы? Открываем рабочие тетради, записываем сегодняшнее число (проговариваю), классная работа.



- Как вы думаете , чем мы будем заниматься на уроке, каковы цели урока?

- что будем повторять?



Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов.

Замечательный лингвист А.М.Пешковский писал: «Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без неё невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует»

Действительно, почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.



Актуализация знаний

-Ребята, у нас сегодня важный день – мы с вами отправимся на экскурсию по огромной стране «Имя существительное» (слайд 1). Перед нами карта-путеводитель ,на ней указан наш маршрут. Но прежде чем вы займете места в наших воображаемых автобусах, я познакомлю вас с некоторыми правилами, которые надо выполнять. Вы должны быть дружными, сообразительными, наблюдательными и быстро выполнять все задания. Итак, поехали!



Систематизация и обобщение материала

Посмотрите внимательно, как называется деревня, в которую мы приехали? (слайд 3). Правильно, перед нами деревня Собственников.

- Как вы думаете, какие существительные здесь живут? (собственные и нарицательные)

- Верно. Какие слова будем относить к собственным?

- У собственных существительных кто по соседству живет?

- Что они обозначают?

- Ребята, жители деревни Собственников просят вас выполнить тренировочное упражнение: распределить данные слова в два столбика (слайд 4):

Нарицательные имена существительные

Собственные имена

существительные



Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В,в)олк, (И,и)лья, (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.

Взаимопроверка.

- Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?



 Учитель: 4. Учитель: Помните, у А.С.Пушкина есть такие строчки из вступления к поэме «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью … (кот учёный)

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Следующее задание у нас тоже про кота, только не учёного, а который ловит мышей. Вам нужно будет вставить слово кот, но в разных падежах.



Допиши словечко, задай вопрос и определи падеж этих существительных.

( Листок «Контроль знаний»)



У норы добычи ждёт,

Притаившись, старый …(кот.И.п)

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от …(кота.Р.п)

А теперь и за версту

Не приблизиться к …(коту.Д.п)

Крыса старая – и та,

Видя грозного …(кота.В.п)

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с …(котом.Т.п)

Там дрожит и в темноте,

Вспоминая о …(коте.П.п)

-Что помогло вам определить падеж? (вопросы, предлоги)


5) Учитель: Ребята, а почему у каждого падежа 2 вопроса?

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданиями. Теперь мы продолжим свой путь. Посмотрите, какая красота – река Олицетворяемая (слайд 5). Если искупаться в этой речке, то, как вы думаете, какое чудо может произойти? (неживой предмет может стать живым...)

- Верно. О каком постоянном признаке имени существительного мы здесь должны вспомнить? (признак одушевленности и неодушевленности)

- Что нам будет помогать определять, какое перед нами существительное? (вопросы Кто? Что?, смысл, форма множественно числа винительного падежа…).


Да, существительные бывают одушевлёнными и неодушевленными.

На дом вы получали задание нарисовать различные предметы. Они перед вами. Какие из существительных, называющих эти предметы, одушевлённые, а какие неодушевлёнными?

   ( Собака, стол, рак, ручка, цветок, дом, дерево, лошадь).

Устная работа.

   Учитель: Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:

Труба ( трубач), помощь, камень, баян, вклад, Москва, журнал.

    Учитель: Какая морфема помогла нам совершить данные превращения?

( Суффикс).

Распределите существительные в 2 столбика: одушевленные, неодушевленные.

Кукла, книга, собака, газета, сестра, звезда, стол, Катя, поле, армия, медведь, облако, корова, красота, орёл, мертвец.

(У доски работают один или два учащихся, выписывая нужные существительные в свой столбик, после выполнения задания появляется проверка)

Вывод .

- Молодцы! Следуем дальше по стране «Имя существительное». Ребята, мы приехали на хутор Численный (слайд 7). Кто по названию хутора догадался, о каком непостоянном признаке жителей идет речь? Они непостоянны: то о них можно сказать один, то несколько, много. Это единственное и множественное число.

Есть существительные, имеющие форму только единственного числа: молоко, дружба, Кавказ, и имеющие форму только множественного числа: каникулы, сани, Альпы.

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и тип склонения.

Физминутка.

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, на них смотри -

Головою не крути.

Руки вниз ты опусти

Глазами следом ты веди.

Закрой глаза, теперь открой…

Посмотри перед собой.


Потрудились - отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


- Здорово, теперь с новыми силами продолжаем повторять все об имени существительном.



Отправляемся дальше! Ребята, наш автобус въезжает в село Родное!    (слайд 6). Давным-давно все существительные были очень похожи. Да так похожи, что сама королева Грамматика их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет вознагражден». Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? По какому признаку можно отличать друг от друга существительные? Название села вам служит подсказкой.

- Молодцы! Но в селе живут некоторые слова, которые не могут определиться с родом. Поможем им(слайд 6).

1-я группа собирает существительные женского рода,

2-я группа – существительные мужского рода,

3-я группа – существительные среднего рода

Небо, жизнь, наука, дядя, угол, конь, удивление, тетрадь, село.

-когда невозможно определить род имен существительных?





- Очень хорошо! Ребята, наш автобус въезжает в поселок Склоняемый (слайд 9). А что такое склонение?

- На сколько групп поделены жители данного поселка? (на три).

В поселке Склоняемый вам предстоит выполнить следующее задание: распределите слова по склонениям, выделите окончание (слайд 9).

(Один человек, комментируя, работает у интерактивной доски, остальные в тетрадях).

1 склонения

2 склонение

3 склонение




Страна, инженер, собрание, лекция, площадь, земля, завод, печ…, дело, конь, ноч…, село, площадь.

Вывод :

К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а (-я) (стена, земля, армия), а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а (-я) (дедушка, дядя, Петя)



Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (дом, волк, конь), а также существительные среднего рода с окончанием –о, -е (облако, море, окно).

При склонении некоторых имён существительных мужского рода происходит выпадение гласных, например: кусок – куска.



К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце слова (степь, ночь, мышь).



- Молодцы! Двигаемся дальше! Перед нами город Орфографический!      (слайд 10).

- Как вы думаете, кто правит в этом городе? (орфограммы). Жители города – орфограммы предлагают проверить ваши знания, выполнив упражнение.

Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте условия выбора правильного написания (слайд 10).

Посадить р..стение, написать изл..жение, повесить об..явление, сидеть на лекц.., кричать от бол.., работать стор..ж..м, салат с огурц..м, составить ра..писание, низкое со..нце, опасный хищ(?)ник, вкусный крыж..вник, сложный м..ршрут, тяжелый рю..зак.

Вывод .

  1. Составьте букет для мамы. Для этого, переставляя буквы, решите примеры. Ответом будут названия цветов.

1)шок + рама =

2)визг + дока =

3)идея + хор =

4)наезд + бука =

5)угол + ад + лис =

(ромашка, гвоздика, орхидея, незабудка, гладиолус)

Подведение итогов урока

Вот и закончилась наша экскурсия. Сегодня все молодцы! Но наше путешествие в страну «Имени существительного» еще не закончено. Впереди еще много интересного. Мне хочется дать вам один совет:

Не привыкайте к чудесам!

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

За годом год, за шагом шаг

Впадайте в изумленье!

Все будет так или не так

Через одно мгновенье!

Выставление оценок

Домашнее задание 

Хочется верить, что и домашнее задание вы выполните с неменьшим интересом.   

Задание для всех: повторить все орфограммы имени существительного (по учебнику).