СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Евангельские мотивы в романе " Плаха" ( работа ученицы 9 класса)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Евангельские мотивы в романе " Плаха"  ( работа ученицы 9 класса)

Просмотр содержимого документа
«Евангельские мотивы в романе " Плаха" ( работа ученицы 9 класса)»

Евангельские мотивы в романе “Плаха” Презентацию подготовила Нестеренко Ксения

Евангельские мотивы в романе “Плаха”

Презентацию подготовила Нестеренко Ксения

Тема Христа возникает в “Плахе” в связи с линией Авдия Каллистратова. “В неистовом поиске истины” Авдий не стал молить своих мучителей о пощаде и оказался сброшенным с поезда. Случившееся с ним сравнивается с тем, что произошло когда-то с Христом:    “Ведь был уже однажды в истории случай – тоже чудак один галилейский возомнил о себе настолько, что не поступился парой фраз и лишился жизни… А люди, хотя с тех пор прошла уже одна тысяча девятьсот пятьдесят лет, все не могут опомниться… И всякий раз им кажется, что случилось это буквально вчера… И всякое поколение… заново спохватывается и заявляет, что будь они в тот день, в тот час на Лысой Горе, они ни в коем случае не допустили бы расправы над тем галилеянином”.

Тема Христа возникает в “Плахе” в связи с линией Авдия Каллистратова. “В неистовом поиске истины” Авдий не стал молить своих мучителей о пощаде и оказался сброшенным с поезда. Случившееся с ним сравнивается с тем, что произошло когда-то с Христом: “Ведь был уже однажды в истории случай – тоже чудак один галилейский возомнил о себе настолько, что не поступился парой фраз и лишился жизни… А люди, хотя с тех пор прошла уже одна тысяча девятьсот пятьдесят лет, все не могут опомниться… И всякий раз им кажется, что случилось это буквально вчера… И всякое поколение… заново спохватывается и заявляет, что будь они в тот день, в тот час на Лысой Горе, они ни в коем случае не допустили бы расправы над тем галилеянином”.

Евангельский эпизод вводится в роман вовсе не как фон для истории Авдия Каллистратова. Его история достаточно конкретна, а случай с “чудаком галилейским” ,  хотя о нем и сказано, что в истории он был однажды, перерастает рамки единичности. Он бесконечно повторяется в нескончаемых воспоминаниях:   “А люди все обсуждают, все спорят, все сокрушаются, как и что тогда получилось и как могло такое произойти”.    Он поднимается до уровня вечной памяти: “все забудется в веках, но только не этот день”. Евангельский эпизод становится, таким образом, не просто фактом прошлого в едином временном ряду, он разворачивается как особое измерение конкретного в его соотношении с вечным, а айтматовский Христос является носителем идей, воплощающих эту особую меру. Поэтому на вопрос Понтия Пилата, есть ли для людей Бог выше ныне живущего кесаря, он отвечает:   “Есть, правитель римский, если избрать другое измерение бытия”.

Евангельский эпизод вводится в роман вовсе не как фон для истории Авдия Каллистратова. Его история достаточно конкретна, а случай с “чудаком галилейским” , хотя о нем и сказано, что в истории он был однажды, перерастает рамки единичности. Он бесконечно повторяется в нескончаемых воспоминаниях: “А люди все обсуждают, все спорят, все сокрушаются, как и что тогда получилось и как могло такое произойти”. Он поднимается до уровня вечной памяти: “все забудется в веках, но только не этот день”. Евангельский эпизод становится, таким образом, не просто фактом прошлого в едином временном ряду, он разворачивается как особое измерение конкретного в его соотношении с вечным, а айтматовский Христос является носителем идей, воплощающих эту особую меру. Поэтому на вопрос Понтия Пилата, есть ли для людей Бог выше ныне живущего кесаря, он отвечает: “Есть, правитель римский, если избрать другое измерение бытия”.

Хотя образы Иисуса Христа и волчицы Акбары восходят к совершенно различным и даже разнородным мифологическим и религиозным традициям, в романе Ч. Айтматова они оказываются вплетенными в единую поэтическую ткань. Вспомним, что во внешнем облике каждого из этих персонажей подчеркнута одна и та же деталь – прозрачно-синие глаза. “А если бы кто-нибудь увидел Акбару вблизи, его бы поразили ее прозрачно-синие глаза – редчайший, а возможно, единственный в своем роде случай”. И Понтий Пилат видит, как Христос поднимает на него “…прозрачно-синие глаза, поразившие того силой и сосредоточенностью мысли – будто Иисуса и не ждало на горе то неминуемое”. Образ прозрачной синевы глаз Иисуса и волчицы приобретает силу поэтического лейтмотива в завершении этого образного ряда – в описании озера Иссык-Куль, образа “синего чуда среди гор” , своеобразного символа вечного обновления жизни: “А синяя крутизна Иссык-Куля все приближалась, и ему хотелось раствориться в ней, исчезнуть – и хотелось, и не хотелось жить. Вот как эти буруны – волна вскипает, исчезает и снова возрождается сама из себя”.

Особой глубиной отмечена судьба Авдия. Знаменательно уже имя героя. Имя Авдий – “библейское”: в Ветхом Завете упоминается не менее 12 человек, носящих его. Но с самого начала автор связывает имя своего героя с конкретным Авдием: “…упоминается такой в Библии, в Третьей книге Царств”. Об этом Авдии сказано, что он “человек весьма богобоязненный”. Но самое главное в нем – подвиг верности истинному Богу и истинным пророкам: во времена царствия нечестивого идолопоклонника Ахава, когда его развратная жена “истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их… и питал хлебом и водою”. Это освещает тему Авдия как тему человека особенного, при всей его конкретности, избранного судьбой за его преданность вечным, истинным идеалам.

Особой глубиной отмечена судьба Авдия. Знаменательно уже имя героя. Имя Авдий – “библейское”: в Ветхом Завете упоминается не менее 12 человек, носящих его. Но с самого начала автор связывает имя своего героя с конкретным Авдием: “…упоминается такой в Библии, в Третьей книге Царств”. Об этом Авдии сказано, что он “человек весьма богобоязненный”. Но самое главное в нем – подвиг верности истинному Богу и истинным пророкам: во времена царствия нечестивого идолопоклонника Ахава, когда его развратная жена “истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их… и питал хлебом и водою”. Это освещает тему Авдия как тему человека особенного, при всей его конкретности, избранного судьбой за его преданность вечным, истинным идеалам.

Воплощением этого истинного идеала в романе предстает прежде всего Иисус Христос, учение которого страстно проповедует Авдий, призывая людей мерить себя его, христовой мерой. Вся жизнь и мученическая смерть Авдия – доказательство правоты Христа, возвестившего свое второе пришествие в стремлении людей к праведности, утверждаемом через страдание. Вместе с тем Авдий Каллистратов постоянно возносит свои мольбы к другому богу, которого почитает и любит нисколько не меньше, – волчице Акбаре: “Услышь меня, прекрасная мать-волчица!” Авдий ощущает свою особую избранность в жизни по тому, как пощадила его Акбара, увидев его доброту к ее детенышам. И эта доброта по отношению к маленьким волчатам для героя важна не меньше, чем его принципиальность христианина. Молясь Акбаре, Авдий заклинает ее и своим, человеческим, богом, и ее, волчьими, богами, не находя в этом ничего кощунственного. К Великой Акбаре – и его предсмертная молитва: “Спаси меня, волчица”. И последнее утешение в жизни – явившаяся на его зов синеглазая волчица.

Воплощением этого истинного идеала в романе предстает прежде всего Иисус Христос, учение которого страстно проповедует Авдий, призывая людей мерить себя его, христовой мерой. Вся жизнь и мученическая смерть Авдия – доказательство правоты Христа, возвестившего свое второе пришествие в стремлении людей к праведности, утверждаемом через страдание. Вместе с тем Авдий Каллистратов постоянно возносит свои мольбы к другому богу, которого почитает и любит нисколько не меньше, – волчице Акбаре: “Услышь меня, прекрасная мать-волчица!” Авдий ощущает свою особую избранность в жизни по тому, как пощадила его Акбара, увидев его доброту к ее детенышам. И эта доброта по отношению к маленьким волчатам для героя важна не меньше, чем его принципиальность христианина. Молясь Акбаре, Авдий заклинает ее и своим, человеческим, богом, и ее, волчьими, богами, не находя в этом ничего кощунственного. К Великой Акбаре – и его предсмертная молитва: “Спаси меня, волчица”. И последнее утешение в жизни – явившаяся на его зов синеглазая волчица.

Художественное время жизни Авдия Каллистратова причудливо соединяет разные временные пласты: конкретное время реальности и мифологическое время вечности. Писатель называет это “историческим синхронизмом” ,  способностью человека “жить мысленно разом в нескольких временных воплощениях, разделенных порой столетиями и тысячелетиями”.   Силой этой способности Авдий оказывается во времени Иисуса Христа. Он умоляет людей, собравшихся у стен Иерусалима, предотвратить страшную беду, не допустить казни Христа. И не может до них докричаться, потому что им не дано услышать его, для них он человек из другого времени, еще не родившийся человек. Но в памяти героя прошлое и настоящее связаны воедино, и в этом единстве времени – великое единство бытия: “…добро и зло передаются из поколения в поколение в нескончаемости памяти, в нескончаемости времени и пространства человеческого мира”.

Художественное время жизни Авдия Каллистратова причудливо соединяет разные временные пласты: конкретное время реальности и мифологическое время вечности. Писатель называет это “историческим синхронизмом” , способностью человека “жить мысленно разом в нескольких временных воплощениях, разделенных порой столетиями и тысячелетиями”.

Силой этой способности Авдий оказывается во времени Иисуса Христа. Он умоляет людей, собравшихся у стен Иерусалима, предотвратить страшную беду, не допустить казни Христа. И не может до них докричаться, потому что им не дано услышать его, для них он человек из другого времени, еще не родившийся человек. Но в памяти героя прошлое и настоящее связаны воедино, и в этом единстве времени – великое единство бытия: “…добро и зло передаются из поколения в поколение в нескончаемости памяти, в нескончаемости времени и пространства человеческого мира”.

Мы видим, как сложно соотносятся миф и реальность в романе Ч. Айтматова “Плаха”: освещенная мифологической космичностью, реальность приобретает новую глубину и таким образом оказывается основой для новой мифологии. Введение евангельских мотивов сообщает художественным исканиям писателя особый эпический размах и философическую глубину. Время еще покажет, насколько удачными и плодотворными были поиски автора, одно уже сейчас несомненно: они свидетельство напряженной творческой работы мастера.

Мы видим, как сложно соотносятся миф и реальность в романе Ч. Айтматова “Плаха”: освещенная мифологической космичностью, реальность приобретает новую глубину и таким образом оказывается основой для новой мифологии. Введение евангельских мотивов сообщает художественным исканиям писателя особый эпический размах и философическую глубину. Время еще покажет, насколько удачными и плодотворными были поиски автора, одно уже сейчас несомненно: они свидетельство напряженной творческой работы мастера.