ЭВФОНИ́Я - СРЕДСТВА ФОНЕТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
звуковая инструментовка
Эпиграф
Всматривайтесь в малое
и вы увидите великое…
Мы живем в мире звуков.
Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон.
Звуки создают образы.
Комбинации звуков оказывают эмоциональное воздействие на собеседника.
В поэзии, да и в прозе используется эвфония - приемы усиления фонетической выразительности речи .
Речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску .
В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе»
Произнесите первый слог слова
ЛЮБОВЬ
ЛЮ
Обратите внимание как складываются губы.
На что это похоже?
ЛЮ
Произнесите второй слог слова
ЛЮБОВЬ
БОВЬ
Обратите внимание как произносится .
На что это похоже?
ЛЮБОВЬ
ЛЮБОВЬ
Произнесите и сравните два слова с точки зрения звучания
МАМА
МАТЬ
Произнесите и сравните два слова с точки зрения звучания
МАМА
открытые слоги
МАТЬ
закрытый слог
И чем больше звуков вовлекается в «перекличку» , чем чаще они повторяются, тем ярче визуальный образ они создают.
Наследников сердитый хор заводит непристойный спор
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
На с ле д ников с е рд итый х о р з а в о д ит не пр и ст ойный сп о р
Произнесите выделенные согласные. На что это похоже?
На с ле д ников с е рд итый х о р з а в о д ит не пр и ст ойный сп о р
Произнесите выделенные согласные. На что это похоже?
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется. Чуждый чарам черный челн…
К.Бальмонт «Челн томленья»
Математически осознанно выбран повтор каждого согласного
В е ч ер . Вз морье. Вз дохи в етра. В е л ича в ый в о з глас в о л н. Бл и з ко б у р я. В б е р ег б ьется. Ч уж д ый ч арам ч е р ный ч елн …
В е ч ер . Вз морье. Вз дохи в етра. В е л ича в ый в о з глас в о л н.
Бл и з ко б у р я. В б е р ег б ьется. Ч уж д ый ч арам ч е р ный ч елн …
АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (лат. ad — к, при и littera — буква) — стилистический прием, заключающийся в повторении однородных звуков ( согласных ) в стихе, фразе, строфе. Аллитерация усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха, его образность
Широко использовалась символистами. Также широко распространена в народном творчестве.
Аллитерация
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Ж
Морозом выпитые лу ж и хр у ст ят и хр у пк и, как хр у ст аль (И. Северянин)
М а рш , м а рш — м а ш е м ф ла г о м ,
М а рш и р уе м на па р а д …..
Эксперимент
Упущены согласные, гласные оставлены
Прочитайте 3 слова
Эксперимент
Упущены гласные, согласные оставлены
Прочитайте 3 слова
Вывод:
Согласные дают больше информации.
С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных , стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова .
Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных.
Так, возможна аллитерация на
д — т или з — с и т. д.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
А.С.Пушкин «Зимний вечер»
Прочитайте гласные. Какой образ вам представился?
Б у р я мгл ою неб о кр ое т,
В и хр и сн е жн ые кр у т я ;
Т о , к а к зв е рь, о н а з а в ое т,
Т о з а пл а ч е т, к а к д и т я …
Выпишите гласные. Какой образ вам представился?
Б у р я мгл ою неб о кр ое т,
В и хр и сн е жн ые кр у т я ;
Т о , к а к зв е рь, о н а з а в ое т,
Т о з а пл а ч е т, к а к д и т я …
- АССОНА́НС (франц. assonance, от лат. assono — откликаюсь) — 1) Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков .
Наиболее ярко ассонанс наблюдается в песне
Где-т о т ааа м
За окн ооо м
Х о дит зим ааа .
С ее т сн е г,
Б е лый сн е г,
Н о чь ююю и дн еее м.
И меня т и ш и ной
Свод и т с у м ааа ,
И о п я ть не у сн у ть
В д о ме п у ст ооо м…
Т иии х ооо ...
С а в а н о м б е лым…
Вь ююю г а …
Д о м м о й укр о й.
Гд еее -т о
ты з а сып ае шь.
Гд еее- т ооо ,
н о не с о мн о й.
Символисты считали, что всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы . Они приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение
Звук [ р ] - ясно говорит о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.
[ л ] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.
[ н ] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:
[ д ] и [ т ] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.
[ м ]- о милом, мягком, о матери, о море.
[ а ]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.
[ о ]- высокое, голубое, лоно
[ и ] - близкое, низкое, стискивающее
Звукопись
иначе называют инструментовкой
и понимают этот стилистический прием как звуковые повторы в литературном языке, усиливающие его мелодичность и смысловую выразительность, создающие ассоциативные образы .
Отгадайте загадку:
Ходит щучк а по заводи, и ще т щучк а тепла гне зда , где бы щучк е трава гу ст а.
- Последние лучи заката Ле ж ат на поле с ж атой р ж и. Д р емотой ро з овой объята Трава неко ш еной ме ж и.
- Ни ветерка, ни крика птицы, Над ро щ ей — кра с ный ди с к луны, И замирает пе с ня ж ни ц ы С реди ве ч ерней ти ш ины.
Синенькая юб о чк а,
Ленто чк а в косе:
Кто не знает Люб о чк у?
Люб у знают все…
- Дево чк и на пра здн ике Со б е рутс я в к руг . Как танцует Л юб о чк а! Лучш е всех по др у г .
- Кр у ж и тс я и юб очка И ленто чк а в косе, Все глядят на Люб очку, Ра ду ю тс я все.
Синенькая юб о чк а,
Ленто чк а в косе:
Кто не знает Люб о чк у?
Люб у знают все…
Звукоподражательные слова тоже помогают создать образ. Отгадайте загадку:
Пошел по тух-тухту , взял с собой тав-тавт у, нашел я на храп-тахту , кабы не тав-тавта , съел бы меня храп-тахта .
(В.И.Даль).
тух-тухт
тав-тавт
храп-тахт
тав-тавт
Спасла тав-тавт мужика от храп-тахт
Зачем Пушкин использует ассонанс (повторяет гласный е) ?
За н е в е стою сво е й Корол е вич Елис е й М е жду т е м по св е ту скач е т. Н е т как н е т! Он г о рько плач е т…
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой…»
За н е в е стою сво е й Корол е вич Елис е й М е жду т е м по св е ту скач е т. Н е т как н е т! Он г о рько плач е т…
- Эвфония — это благозвучие (или намеренное неблагозвучие) фонетического уровня поэзии.
- ЭВФОНИ́Я (греч. εὐφωνία — благозвучие) — звуковая организация художественной речи , приобретающая особенное значение в стихах, их фонический состав.
- К явлениям эвфонии относятся все виды звуковых повторов , которые используются либо в качестве обязательных сквозных компонентов произведения, либо в качестве факультативных, непериодически возникающих в тексте.
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.
А.С. Пушкин «Полтава»
Т и х а у кр аи нск ая н о ч ь.
Пр о зр а чн о н е б о. Зв е зд ы бл е щ у т .
Св оей др е м о т ы пр е в о зм о ч ь
Не х о ч е т в о зд у х
.
Т и х а у кр аи нск ая н о чь.
Пр о зр а чн о н е б о . Зв е зд ы бл е щ у т.
Св ое й др е м о т ы пр е в о зм о чь
Н е х о ч е т в о зд у х.
Упражняясь в звукописи , можно
развить внимание, память,
расширить словарный запас,
почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и ПРОНИКНОВЕННОЕ,
стоит лишь правильно подобрать слова.
Процесс игры со звуками затягивает, позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов.
Замечать звукопись в текстах других авторов – отдельное умение и удовольствие.
Важнейшая задача литературного образования- обогащение духовного мира в приобщении к литературе как искусству слова.
Это возможно, если произведение воспринимается адекватно авторской мысли.
Т. Сильман утверждал, что стихотворения- «это концерт для смысла с оркестром ». Наша цель: научить детей свободно ориентироваться в этих понятиях, умело оперировать ими, учитывать их изобразительно-выразительные функции.
Мазурка раздалась. Бывало Когда гремел мазурки гром В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы….
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Мазу рк а р а зд ала с ь. Бывало К о гд а гр емел ма з у рк и гр о м В о гр о мн ой з але в с е др о ж ало, П а рк е т тр е щ ал по д к а бл у к ом, Тр я сл и с я, др е б е зж али р амы….
Мазу рк а р а зд ала с ь. Бывало К о гд а гр емел ма з у рк и гр о м В о гр о мн ой з але в с е др о ж ало, П а рк е т тр е щ ал по д к а бл у к ом, Тр я сл и с я, др е б е зж али р амы ….
(А.С.Пушкин)
Поэзия есть внутренняя Музыка,
внешне выраженная размерною речью.
Слово есть чудо,
стих - волшебство.
Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.
К.Д. Бальмонт