А.С.Пушкин
Роман
«Евгений Онегин»
Проблематика романа
Анализируя роман,
В. Г. Белинский указал , что в начале XIX в. образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества»,
и что Пушкин в «Онегине» «решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную эпоху».
Роман был написан
в течение 7 лет (1823-1830 гг.)
В 1832 году А.С.Пушкин пишет 8 главу
По замыслу автора, в романе должно было быть 10 глав. В 1830 году в Болдине Пушкин пишет 10 главу (хронику преддекабристской эпохи). Но автор сжег рукопись этой главы .
В 1833 году в первое полное издание романа Пушкин включает, кроме 8 главы, «Отрывки из путешествия Онегина».
История создания романа
Жанр произведения –
роман в стихах
Пушкин создавал произведение, когда стихи постепенно утрачивали своё господство, а проза шла к своему торжеству. Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику .
Пушкин писал Петру Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».
Сюжет и композиция
Особого внимания заслуживает рассмотрение
вопроса о композиции романа.
Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев: Евгения Онегина и Татьяны Лариной
Нельзя не заметить, что некоторые эпизоды
в романе повторяются дважды, но словно в «зеркальном» отражении.
С одной стороны следует сюжетная линия,
связанная с героем – Онегиным, а с другой стороны – с героиней – Татьяной.
Главные герои романа –
обыкновенные люди. Меняются не только события
в жизни героев – меняются их характеры, образ мыслей. Герои не вписываются в схему, они подвластны времени и обстоятельствам. Перед нами типичные герои в типичных обстоятельствах .
Евгений Онегин
Молодой дворянин, аристократ по происхождению и воспитанию – «забав и роскоши дитя». Перед нами типичный представитель своего времени .
Автор часто сравнивает себя с Онегиным, «добрым приятелем» своим, выражает симпатию, иронизирует над ним, но «всегда…рад заметить разность» между Онегиным и собой .
« Молодой повеса», эгоист и скептик с острым и злым языком. По принятым в свете нормам Онегин «умен и очень мил».
Будучи человеком умным и критически настроенным, быстро разочаровался в суете светской жизни, в людях, в самом себе.
В начале романа это молодой человек с душой старика , появляющийся в гостиных «угрюмым, томным».
Знаток «науки страсти
нежной», он сразу разглядел в Татьяне ее непохожесть на других. Получив её признание в любви, Онегин не воспользовался наивностью девушки, а «явил души прямое благородство» - повел себя как воспитанный и порядочный человек .
В Онегине сложное переплетение «старого» и «нового»: он принимает вызов Ленского на дуэль, понимая нелепость поединка. Боязнь быть смешным, сделаться предметом сплетен влияют на поведение Онегина во время дуэли.
Он испугался
«мненья света», которое презирал, и стал виновником гибели Ленского.
Переживания, размышления, путешествия обогатили внутренний мир героя – теперь он способен не только холодно анализировать,
но и любить. Любовь для
Пушкина – пробуждение души.
В конце романа перед нами уже не «демон» с преждевременно состарившейся душой, а герой, жаждущий счастья и любви.
Татьяна Ларина
Внешность и характер героини дороги автору. «Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румяной / не привлекла б она очей. / Дика, печальна, молчалива». «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»: играм предпочитала уединение, ей « с детства нравились романы» и рассказы няни о старине.
В любви Татьяна отличается от светских девушек: нет кокетства, жеманства. Зато есть наивность, поэтичность, мечтательность. Под влиянием романов она создает в своем воображении романтический образ возлюбленного. Таким предстал перед нею Евгений Онегин. Татьяна проявляет решительность и смелость: своим письмом фактически бросает вызов светским условностям.
В основе ее мира – народная культура . Татьяна тонко чувствует природу: душевная чуткость делает ее ближе к простому народу, чем к светскому обществу. Даже имя её привычнее в народной среде. Им впервые названа героиня романа.
Перед нами неброская, печальная, но глубокая и чистая натура с
богатым внутренним миром.
Светская жизнь только подчеркивает цельность натуры героини. Став женой генерала, уважаемой дамой, Татьяна остается прежней. Она не изменяет своим духовным ценностям в угоду светскому обществу, сохранив в душе чистоту и искренность. Светскую жизнь считает «блеском, мишурой, ветошью маскарада». Она воплощение идеального образа русской женщины , «милый идеал» Пушкина.
Евгений Онегин и Владимир Ленский
Это антиподы –
«волна и камень»,
«лед и пламень»,
«от делать нечего друзья»…
Ленский учился в Германии . Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие
Онегин получил традиционное дворянское воспитание и образование
Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей –
он не ценит любовь, дружбу.
«Нет: рано чувства в нем остыли / Ему наскучил света шум».
И далее автор «ставит «диагноз» состоянию своего героя – «короче: русская хандра им
овладела понемногу…»
Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда – поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:
«Цель жизни нашей для него / Была заманчивой загадкой, /
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал » «Он сердцем
милый был невежда»
Ссора на балу, дуэль – переломные события в жизни героев . Смерть Ленского стала причиной серьёзных изменений в Онегине.
Ольга Ларина
«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна…»
Но это натура обыкновенная . Ольга любит Ленского потому, что просто хочет любить, чувствует его любовь. В силу своей заурядности она не понимает, какой огонь зажгла в душе поэта. И не удивительно, что, оплакав его гибель, она вскоре выходит замуж за улана.
«Энциклопедия русской жизни» В.Г.Белинский
Со страниц романа мы много узнаём об эпохе :
*о воспитании детей в дворянской семье
об образовании: «Мы все учились понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь…»;
*о моде в высшей свете : «Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет…»;
*о культуре, репертуаре театров ;
*о высшем свете Петербурга с «необходимыми глупцами», клеветниками, чопорными «бальными диктаторами». Автор не забывает и о «соли светской злости», о «накрахмаленных нахалах» и о нравах общества;
*о патриархальной Москве – «ярмарке невест», о «бессвязном пошлом вздоре» её гостиных;
*о жизни провинциальных помещиков –
о крепостной деревне, о патриархальном семействе Лариных.
Особенности и значение
романа
* Уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогов ни в русской, ни в мировой литературе.
* Это первый реалистический роман в русской литературе .
* Явление исключительное по широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX в.
* Глубоко национальный роман по исторической верности и полноте характеров. И
Использованные Интернет-ресурсы:
- http://nonegin.narod.ru/dopolnenie.html
- http://onegin-rulit.narod.ru/p_onegin.html
- http://il.rsl.ru/j00566.html
- http :// pgoryru . livejournal . com /5437. html /
- http://rusmilestones.ru/theme/show/?id=24035
- http://s56.radikal.ru/i154/0908/db/36e359e543ff.jpg
- http://www.liveinternet.ru/users/leykoteya/post108916330/
- http://planeta.rambler.ru/users/coudle/56631585.html?parent_id=56676471
- http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/9412/poster/34120
- http://blogs.mail.ru/mail/leykoteya/6e51c709f30da33d.html
- http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00064/05600.htm