Просмотр содержимого документа
«Эволюция древнеримского скульптурного портрета»
ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕРИМСКОГО СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА
2 класс
Презентацию подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Саида Юрьевна Джасте
История портрета
- Портрет, изображение человека или группы людей, в изобразительном искусстве один из жанров, в собственном смысле этот жанр распространился в римском изобразительном искусстве.
- Портретное искусство в Греции в 5 в. до н.э. концентрировалось вокруг полисных связей человеческой личности и ориентировалось на создание портретов, отражающих более общественную функцию, нежели индивидуальные черты изображения человека
( Гомер как поэт ,
Перикл как стратег ).
- Только в 4 в. началось создание портретов в наиболее чистом жанре.
Александр Македонский (356-323 г. до н.э.)
Аристотель
Платон (428/27-348/47 до н.э.)
Еврипид
Софокл
( 384-322 до н.э )
(ок. 496-406 до н.э.)
( 480-406 до н.э )
- Портреты эллинистического периода были более индивидуализированы. При этом греческие художники не отказывались от идеализации портретируемого.
- Культуре этруссков, заселявших Аппенинский полуостров до римлян, свойственно стремление к реализму . Это видно в портретах :
- в металлических или терракотовых масках умерших (прикреплялись они к урнам с помощью специальных отверстий)
или
- в погребальных урнах – канопах, с крышками в форме человеческих голов ,
а еще больше –
- в терракотовых надгробных статуях .
Саркофаг супружеской четы из Черветри (Рим, вилла Джулиа)
- Залежей мрамора в Этрурии не было. Основным материалом для скульпторов были терракота, глина, бронза.
- Однако для проблемы развития этрусского скульптурного портрета многочисленные погребальные памятники интересны меньше, чем немногие дошедшие до нас образцы монументальной скульптуры.
- Один из первых этрусских скульптурных портретов — бронзовая голова мальчика
В правильном лице мальчика с широко открытыми глазами, спокойно смотрящими вдаль, сильны черты обобщенности, отражающей воздействие греческого искусства позднеклассического времени. Но передача волос, падающих длинными прядями на лоб, кубическое построение головы — чисто местные, этрусские особенности, восходящие к головам древних каноп. В асимметричном положении глаз и ушей, в легкой кривизне рта заметно стремление передать индивидуальные черты.
- Немного позднее создан шедевр этрусского портрета — так называемая голова Брута, находящаяся во дворце Консерваторов в Риме.
- Несомненно, это портрет незаурядной личности, исполненный с большой художественной силой. Сохранились инкрустированные из пластинок слоновой кости и темного камня глаза, сообщающие лицу удивительную живость. Голова с плотно прилегающими недлинными прядями волос слегка наклонена вперед. Сурово смотрят из-под нависающих бровей глаза. Худощавое лицо, прорезанное глубокими морщинами, принадлежит человеку, прожившему нелегкую жизнь, но не привыкшему отступать перед трудностями.
- Для римского портрета характерно с самого начала (2 в. до н.э.) пристальное внимание к изображению индивидуальных черт, признак, свойственный также этрусскому изобразительному стилю и искусству изображения предков.
Сириянка
Цицерон
Портрет Октавии
- Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в 1 в. до н.э. породив такие шедевры как портреты Помпея и Цезаря.
- В чертах лица выражены оттенки характера героя, его достоинства и пороки. В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремится отразить не минутное настроение героя, а присущие ему честолюбие и тщеславие и в то же время некоторую нерешительность.
Гней Помпей Великии
(106-48 г. до н.э.)̆
- Совсем иные черты характера запечатлел скульптор в аскетическом, волевом жестоком лице Цезаря.
- В позднереспубликанской скульптуре развивалось эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греческих статуй.
- Римское искусство рано научилось льстить и притворяться. В официальной скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции и отчасти сглаживались индивидуальные особенности портретируемых, которые любили подчёркивать мастера республиканской эпохи. Уже в героизированных статуях Августа, изображенного в виде полководца. Высота статуи более 2 м. Принцепс в одеянии триумфатора произносит речь, простирая вперед левую руку, а в правой держа копье, у босых ног его примостился маленький Амур, символизирующий происхождение рода Юлиев от Энея сына самой богини Венеры.
- Но если мысленно освободить портрет от его божественных атрибутов останется жестокое, самодовольное, тщеславное довольно неприятное лицо.
- В портретах времен Римской империи эта тенденция смягчается стремлением к некоторому обобщению. Но вместе с тем и к заострению индивидуальных черт.
- Реализм, отличающий древнеримский портрет от эллинистической и этрусской портретной скульптуры, объясняется, тем, что в погребальном обряде республиканского периода с лиц умерших снимались восковые маски в виде слепка. Однако портретные бюсты 1 в. до н.э. не ограничиваются передачей сходства, а с помощью изобразительных средств стремятся отразить жизненный путь человека.
Скульпторы эпохи республики создавали не только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые портреты родственников, объединённые единой композицией. В большинстве случаев - это надгробные стелы.
- Если этрусский портрет ставит целью продлить человеческую жизнь после смерти, то древнеримский портрет обращен в прошлое и стремится передать в облике портретируемого следы пережитого.
- В изобразительном искусстве 3—1 вв. до н. э. широко распространились портретные статуи и бюсты, генетически связанные с этрусской пластикой и отличавшиеся подчёркнутой конструктивностью и суровостью образного строя; наряду с официальной портретной скульптурой, украшавшей города, создавались портреты по частному заказу, устанавливавшиеся в домах или на гробницах.
Один из лучших официальных портретов – мраморный бюст Адриана во дворце Консерваторов в Риме.
- А в портретах–бюстах, менее официальных жесткая трезвость характеристик еще более поразительна. В этом смысле римский портрет – явление по-своему замечательное. Он не похож ни на египетский, ни на греческий – в этом жанре римляне внесли в историю искусства совершенно своеобразный вклад: портрет – лучшее, что они создали.
- Посмотрим на протрет свирепого и подозрительного Каракаллы.
- Энергично высеченное в мраморе грубое асимметричное лицо с мрачно сдвинутыми бровями, подозрительным, злобным взглядом, лбом, изборожденным морщинами, чувственным ртом и крепко посаженной головой с буйно вьющейся массой волос — все это приковывает внимание остротой и силой пластической характеристики. Каракалла выступает как типическое воплощение мрачного тирана, жесточайшего человека. Экспрессивный образ драматизирован благодаря резкому повороту головы.
- Посмотрим на грубого по-солдатски Филиппа Аравитянина.
- Филипп Аравитянин (ок. 245 г. н. э., Ленинград, Эрмитаж) — суровый солдат, сын разбойника, ставший римским императором. Это яркое воплощение образа «варварского» Рима, эпохи «солдатских императоров». Храбрость, твердый характер уживаются в нем с настороженностью, подозрительностью. Скульптор акцентировал в его грубом крупном немолодом лице асимметрию черт, грозный взгляд, тяжелый подбородок и крупный рот; лишь несколькими линиями и насечками наметил волосы и бороду, образующие плотную массу; полуфигурную композицию построил нерасчлененными крупными формами, достигая этим почти архитектурной монументальности.
- Можно сказать, что портреты натуралистичны. Детали лиц показаны как будто при ярком и безжалостном свете. Ничего не укрылось: отвисшие жировые складки, мешки под глазами, щетина на плохо выбритом подбородке. В этом «натурализме» есть своя правда – правда эпохи.
- Вместе с тем в произведения вводятся светотеневые контрасты, элементы движения, рафинированной пластической разработки (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60—90-е гг. 1 в.).
Портрет римлянки из семьи Флавиев
Портрет Домиции Лонгины (ок. 55 - ок. 140), жены императора Домициана
Бюст знатной женщины эпохи Флавиев (Вибия Сабина, жена Адриана.
- Дошедшие до нас римские портреты включают изображения императоров, сенаторов, банкиров их жен, но среди них не встретишь изображений Спартака, Брута, Катона и других бунтарей и тираноборцев, потому что нужно было специальное постановление Сената, а он строго следил за соблюдением «права оставить свое изображение потомству».
Портрет старого патриция
Неизвестная римлянка
Портрет Агриппы
Вопросы для повторения
- Искусство какого народа повлияло на становление римского портрета?
- В чем разница между этрусским и римским портретами?
- В чем проявляется «натурализм» римских портретов?
- Кто следил за соблюдением «права оставить свое изображение потомству»?
этрусков
этрусский пытается продлить жизнь, а римский повествует о прошлом
в подробной детализации
Сенат
Список литературы
- http://eurasialand.ru/txt/gusev/19.htm
- http ://ancientrome.ru /
- http://uchil.net/?cm=4782
- http://studall.org/all-83353.html
- Искусство Древнего Рима - Портрет Агриппы - http://www.sno.pro1.ru/lib/ha/illustr/orig/270.html
- http://artiques.ru/node/65
- Всеобщая история искусств. В 6 т. М., 1956. Т. 1. Искусство древнего мира/Под ред. А. Чегодаева
- Этюды об изобразительном искусстве – М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др. – М.: Просвещение, 1993, С. 25–28;
- Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990;
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 99–102;
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. В.К. Ронина. – М.: Высш. Шк., 1990.