СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эволюция древнеримского скульптурного портрета

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку на тему: "Эволюция древнеримского скульптурного портрета" (с вопросами для повторения). Предмет "История искусств"

Просмотр содержимого документа
«Эволюция древнеримского скульптурного портрета»

ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕРИМСКОГО СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА 2 класс Презентацию подготовила  преподаватель ИЗО  МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай  Саида Юрьевна Джасте

ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕРИМСКОГО СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА

2 класс

Презентацию подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Саида Юрьевна Джасте

История портрета Портрет, изображение человека или группы людей, в изобразительном искусстве один из жанров, в собственном смысле этот жанр распространился в римском изобразительном искусстве. Портретное искусство в Греции в 5 в. до н.э. концентрировалось вокруг полисных связей человеческой личности и ориентировалось на создание портретов, отражающих более общественную функцию, нежели индивидуальные черты изображения человека ( Гомер как поэт , Перикл как стратег ).

История портрета

  • Портрет, изображение человека или группы людей, в изобразительном искусстве один из жанров, в собственном смысле этот жанр распространился в римском изобразительном искусстве.
  • Портретное искусство в Греции в 5 в. до н.э. концентрировалось вокруг полисных связей человеческой личности и ориентировалось на создание портретов, отражающих более общественную функцию, нежели индивидуальные черты изображения человека

( Гомер как поэт ,

Перикл как стратег ).

Только в 4 в. началось создание портретов в наиболее чистом жанре. Александр Македонский (356-323 г. до н.э.) Аристотель Платон (428/27-348/47 до н.э.) Еврипид Софокл ( 384-322 до н.э ) (ок. 496-406 до н.э.) ( 480-406 до н.э ) Портреты эллинистического периода были более индивидуализированы. При этом греческие художники не отказывались от идеализации портретируемого.
  • Только в 4 в. началось создание портретов в наиболее чистом жанре.

Александр Македонский (356-323 г. до н.э.)

Аристотель

Платон (428/27-348/47 до н.э.)

Еврипид

Софокл

( 384-322 до н.э )

(ок. 496-406 до н.э.)

( 480-406 до н.э )

  • Портреты эллинистического периода были более индивидуализированы. При этом греческие художники не отказывались от идеализации портретируемого.
Культуре этруссков, заселявших Аппенинский полуостров до римлян, свойственно стремление к  реализму . Это видно в портретах : в металлических или терракотовых масках умерших (прикреплялись они к урнам с помощью специальных отверстий) или
  • Культуре этруссков, заселявших Аппенинский полуостров до римлян, свойственно стремление к реализму . Это видно в портретах :
  • в металлических или терракотовых масках умерших (прикреплялись они к урнам с помощью специальных отверстий)

или

в погребальных урнах – канопах, с крышками в форме человеческих голов ,  а еще больше –
  • в погребальных урнах – канопах, с крышками в форме человеческих голов ,

а еще больше –

в терракотовых надгробных статуях . Саркофаг супружеской четы из Черветри (Рим, вилла Джулиа) Залежей мрамора в Этрурии не было. Основным материалом для скульпторов были терракота, глина, бронза.
  • в терракотовых надгробных статуях .

Саркофаг супружеской четы из Черветри (Рим, вилла Джулиа)

  • Залежей мрамора в Этрурии не было. Основным материалом для скульпторов были терракота, глина, бронза.
Однако для проблемы развития этрусского скульптурного портрета многочисленные погребальные памятники интересны меньше, чем немногие дошедшие до нас образцы монументальной скульптуры. Один из первых этрусских скульптурных портретов — бронзовая голова мальчика В правильном лице мальчика с широко открытыми глазами, спокойно смотрящими вдаль, сильны черты обобщенности, отражающей воздействие греческого искусства позднеклассического времени. Но передача волос, падающих длинными прядями на лоб, кубическое построение головы — чисто местные, этрусские особенности, восходящие к головам древних каноп. В асимметричном положении глаз и ушей, в легкой кривизне рта заметно стремление передать индивидуальные черты.
  • Однако для проблемы развития этрусского скульптурного портрета многочисленные погребальные памятники интересны меньше, чем немногие дошедшие до нас образцы монументальной скульптуры.
  • Один из первых этрусских скульптурных портретов — бронзовая голова мальчика

В правильном лице мальчика с широко открытыми глазами, спокойно смотрящими вдаль, сильны черты обобщенности, отражающей воздействие греческого искусства позднеклассического времени. Но передача волос, падающих длинными прядями на лоб, кубическое построение головы — чисто местные, этрусские особенности, восходящие к головам древних каноп. В асимметричном положении глаз и ушей, в легкой кривизне рта заметно стремление передать индивидуальные черты.

Немного позднее создан шедевр этрусского портрета — так называемая голова Брута, находящаяся во дворце Консерваторов в Риме. Несомненно, это портрет незаурядной личности, исполненный с большой художественной силой. Сохранились инкрустированные из пластинок слоновой кости и темного камня глаза, сообщающие лицу удивительную живость. Голова с плотно прилегающими недлинными прядями волос слегка наклонена вперед. Сурово смотрят из-под нависающих бровей глаза. Худощавое лицо, прорезанное глубокими морщинами, принадлежит человеку, прожившему нелегкую жизнь, но не привыкшему отступать перед трудностями.
  • Немного позднее создан шедевр этрусского портрета — так называемая голова Брута, находящаяся во дворце Консерваторов в Риме.
  • Несомненно, это портрет незаурядной личности, исполненный с большой художественной силой. Сохранились инкрустированные из пластинок слоновой кости и темного камня глаза, сообщающие лицу удивительную живость. Голова с плотно прилегающими недлинными прядями волос слегка наклонена вперед. Сурово смотрят из-под нависающих бровей глаза. Худощавое лицо, прорезанное глубокими морщинами, принадлежит человеку, прожившему нелегкую жизнь, но не привыкшему отступать перед трудностями.
Для римского портрета характерно с самого начала (2 в. до н.э.) пристальное внимание к изображению индивидуальных черт, признак, свойственный также этрусскому изобразительному стилю и искусству изображения предков. Сириянка Цицерон Портрет Октавии
  • Для римского портрета характерно с самого начала (2 в. до н.э.) пристальное внимание к изображению индивидуальных черт, признак, свойственный также этрусскому изобразительному стилю и искусству изображения предков.

Сириянка

Цицерон

Портрет Октавии

Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в 1 в. до н.э. породив такие шедевры как портреты Помпея и Цезаря. В чертах лица выражены оттенки характера героя, его достоинства и пороки. В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремится отразить не минутное настроение героя, а присущие ему честолюбие и тщеславие и в то же время некоторую нерешительность. Гней Помпей Великии (106-48 г. до н.э.)̆
  • Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в 1 в. до н.э. породив такие шедевры как портреты Помпея и Цезаря.
  • В чертах лица выражены оттенки характера героя, его достоинства и пороки. В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремится отразить не минутное настроение героя, а присущие ему честолюбие и тщеславие и в то же время некоторую нерешительность.

Гней Помпей Великии

(106-48 г. до н.э.)̆

Совсем иные черты характера запечатлел скульптор в аскетическом, волевом жестоком лице Цезаря. В позднереспубликанской скульптуре развивалось эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греческих статуй.
  • Совсем иные черты характера запечатлел скульптор в аскетическом, волевом жестоком лице Цезаря.
  • В позднереспубликанской скульптуре развивалось эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греческих статуй.
Римское искусство рано научилось льстить и притворяться. В официальной скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции и отчасти сглаживались индивидуальные особенности портретируемых, которые любили подчёркивать мастера республиканской эпохи. Уже в героизированных статуях Августа, изображенного в виде полководца. Высота статуи более 2 м. Принцепс в одеянии триумфатора произносит речь, простирая вперед левую руку, а в правой держа копье, у босых ног его примостился маленький Амур, символизирующий происхождение рода Юлиев от Энея сына самой богини Венеры.
  • Римское искусство рано научилось льстить и притворяться. В официальной скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции и отчасти сглаживались индивидуальные особенности портретируемых, которые любили подчёркивать мастера республиканской эпохи. Уже в героизированных статуях Августа, изображенного в виде полководца. Высота статуи более 2 м. Принцепс в одеянии триумфатора произносит речь, простирая вперед левую руку, а в правой держа копье, у босых ног его примостился маленький Амур, символизирующий происхождение рода Юлиев от Энея сына самой богини Венеры.
Но если мысленно освободить портрет от его божественных атрибутов останется жестокое, самодовольное, тщеславное довольно неприятное лицо.
  • Но если мысленно освободить портрет от его божественных атрибутов останется жестокое, самодовольное, тщеславное довольно неприятное лицо.
В портретах времен Римской империи эта тенденция смягчается стремлением к некоторому обобщению. Но вместе с тем и к заострению индивидуальных черт. Реализм, отличающий древнеримский портрет от эллинистической и этрусской портретной скульптуры, объясняется, тем, что в погребальном обряде республиканского периода с лиц умерших снимались восковые маски в виде слепка. Однако портретные бюсты 1 в. до н.э. не ограничиваются передачей сходства, а с помощью изобразительных средств стремятся отразить жизненный путь человека. Скульпторы эпохи республики создавали не только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые портреты родственников, объединённые единой композицией. В большинстве случаев - это надгробные стелы.
  • В портретах времен Римской империи эта тенденция смягчается стремлением к некоторому обобщению. Но вместе с тем и к заострению индивидуальных черт.
  • Реализм, отличающий древнеримский портрет от эллинистической и этрусской портретной скульптуры, объясняется, тем, что в погребальном обряде республиканского периода с лиц умерших снимались восковые маски в виде слепка. Однако портретные бюсты 1 в. до н.э. не ограничиваются передачей сходства, а с помощью изобразительных средств стремятся отразить жизненный путь человека.

Скульпторы эпохи республики создавали не только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые портреты родственников, объединённые единой композицией. В большинстве случаев - это надгробные стелы.

Если этрусский портрет ставит целью продлить человеческую жизнь после смерти, то древнеримский портрет обращен в прошлое и стремится передать в облике портретируемого следы пережитого.
  • Если этрусский портрет ставит целью продлить человеческую жизнь после смерти, то древнеримский портрет обращен в прошлое и стремится передать в облике портретируемого следы пережитого.
В изобразительном искусстве 3—1 вв. до н. э. широко распространились портретные статуи и бюсты, генетически связанные с этрусской пластикой и отличавшиеся подчёркнутой конструктивностью и суровостью образного строя; наряду с официальной портретной скульптурой, украшавшей города, создавались портреты по частному заказу, устанавливавшиеся в домах или на гробницах. Один из лучших официальных портретов – мраморный бюст Адриана во дворце Консерваторов в Риме.
  • В изобразительном искусстве 3—1 вв. до н. э. широко распространились портретные статуи и бюсты, генетически связанные с этрусской пластикой и отличавшиеся подчёркнутой конструктивностью и суровостью образного строя; наряду с официальной портретной скульптурой, украшавшей города, создавались портреты по частному заказу, устанавливавшиеся в домах или на гробницах.

Один из лучших официальных портретов – мраморный бюст Адриана во дворце Консерваторов в Риме.

А в портретах–бюстах, менее официальных жесткая трезвость характеристик еще более поразительна. В этом смысле римский портрет – явление по-своему замечательное. Он не похож ни на египетский, ни на греческий – в этом жанре римляне внесли в историю искусства совершенно своеобразный вклад: портрет – лучшее, что они создали. Посмотрим на протрет свирепого и подозрительного Каракаллы. Энергично высеченное в мраморе грубое асимметричное лицо с мрачно сдвинутыми бровями, подозрительным, злобным взглядом, лбом, изборожденным морщинами, чувственным ртом и крепко посаженной головой с буйно вьющейся массой волос — все это приковывает внимание остротой и силой пластической характеристики. Каракалла выступает как типическое воплощение мрачного тирана, жесточайшего человека. Экспрессивный образ драматизирован благодаря резкому повороту головы.
  • А в портретах–бюстах, менее официальных жесткая трезвость характеристик еще более поразительна. В этом смысле римский портрет – явление по-своему замечательное. Он не похож ни на египетский, ни на греческий – в этом жанре римляне внесли в историю искусства совершенно своеобразный вклад: портрет – лучшее, что они создали.
  • Посмотрим на протрет свирепого и подозрительного Каракаллы.
  • Энергично высеченное в мраморе грубое асимметричное лицо с мрачно сдвинутыми бровями, подозрительным, злобным взглядом, лбом, изборожденным морщинами, чувственным ртом и крепко посаженной головой с буйно вьющейся массой волос — все это приковывает внимание остротой и силой пластической характеристики. Каракалла выступает как типическое воплощение мрачного тирана, жесточайшего человека. Экспрессивный образ драматизирован благодаря резкому повороту головы.
Посмотрим на грубого по-солдатски Филиппа Аравитянина. Филипп Аравитянин (ок. 245 г. н. э., Ленинград, Эрмитаж) — суровый солдат, сын разбойника, ставший римским императором. Это яркое воплощение образа «варварского» Рима, эпохи «солдатских императоров». Храбрость, твердый характер уживаются в нем с настороженностью, подозрительностью. Скульптор акцентировал в его грубом крупном немолодом лице асимметрию черт, грозный взгляд, тяжелый подбородок и крупный рот; лишь несколькими линиями и насечками наметил волосы и бороду, образующие плотную массу; полуфигурную композицию построил нерасчлененными крупными формами, достигая этим почти архитектурной монументальности. Можно сказать, что портреты натуралистичны. Детали лиц показаны как будто при ярком и безжалостном свете. Ничего не укрылось: отвисшие жировые складки, мешки под глазами, щетина на плохо выбритом подбородке. В этом «натурализме» есть своя правда – правда эпохи.
  • Посмотрим на грубого по-солдатски Филиппа Аравитянина.
  • Филипп Аравитянин (ок. 245 г. н. э., Ленинград, Эрмитаж) — суровый солдат, сын разбойника, ставший римским императором. Это яркое воплощение образа «варварского» Рима, эпохи «солдатских императоров». Храбрость, твердый характер уживаются в нем с настороженностью, подозрительностью. Скульптор акцентировал в его грубом крупном немолодом лице асимметрию черт, грозный взгляд, тяжелый подбородок и крупный рот; лишь несколькими линиями и насечками наметил волосы и бороду, образующие плотную массу; полуфигурную композицию построил нерасчлененными крупными формами, достигая этим почти архитектурной монументальности.
  • Можно сказать, что портреты натуралистичны. Детали лиц показаны как будто при ярком и безжалостном свете. Ничего не укрылось: отвисшие жировые складки, мешки под глазами, щетина на плохо выбритом подбородке. В этом «натурализме» есть своя правда – правда эпохи.
Вместе с тем в произведения вводятся светотеневые контрасты, элементы движения, рафинированной пластической разработки (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60—90-е гг. 1 в.). Портрет римлянки из семьи Флавиев Портрет Домиции Лонгины (ок. 55 - ок. 140), жены императора Домициана Бюст знатной женщины эпохи Флавиев (Вибия Сабина, жена Адриана.
  • Вместе с тем в произведения вводятся светотеневые контрасты, элементы движения, рафинированной пластической разработки (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60—90-е гг. 1 в.).

Портрет римлянки из семьи Флавиев

Портрет Домиции Лонгины (ок. 55 - ок. 140), жены императора Домициана

Бюст знатной женщины эпохи Флавиев (Вибия Сабина, жена Адриана.

Дошедшие до нас римские портреты включают изображения императоров, сенаторов, банкиров их жен, но среди них не встретишь изображений Спартака, Брута, Катона и других бунтарей и тираноборцев, потому что нужно было специальное постановление Сената, а он строго следил за соблюдением «права оставить свое изображение потомству». Портрет старого патриция Неизвестная римлянка Портрет Агриппы
  • Дошедшие до нас римские портреты включают изображения императоров, сенаторов, банкиров их жен, но среди них не встретишь изображений Спартака, Брута, Катона и других бунтарей и тираноборцев, потому что нужно было специальное постановление Сената, а он строго следил за соблюдением «права оставить свое изображение потомству».

Портрет старого патриция

Неизвестная римлянка

Портрет Агриппы

Вопросы для повторения Искусство какого народа повлияло на становление римского портрета? В чем разница между этрусским и римским портретами? В чем проявляется «натурализм» римских портретов? Кто следил за соблюдением «права оставить свое изображение потомству»? этрусков этрусский пытается продлить жизнь, а римский повествует о прошлом в подробной детализации Сенат

Вопросы для повторения

  • Искусство какого народа повлияло на становление римского портрета?
  • В чем разница между этрусским и римским портретами?
  • В чем проявляется «натурализм» римских портретов?
  • Кто следил за соблюдением «права оставить свое изображение потомству»?

этрусков

этрусский пытается продлить жизнь, а римский повествует о прошлом

в подробной детализации

Сенат

Список литературы   http://eurasialand.ru/txt/gusev/19.htm http ://ancientrome.ru / http://uchil.net/?cm=4782 http://studall.org/all-83353.html Искусство Древнего Рима - Портрет Агриппы - http://www.sno.pro1.ru/lib/ha/illustr/orig/270.html http://artiques.ru/node/65 Всеобщая история искусств. В 6 т. М., 1956. Т. 1. Искусство древнего мира/Под ред. А. Чегодаева Этюды об изобразительном искусстве – М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др. – М.: Просвещение, 1993, С. 25–28; Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990; Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 99–102; Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. В.К. Ронина. – М.: Высш. Шк., 1990.

Список литературы

  • http://eurasialand.ru/txt/gusev/19.htm
  • http ://ancientrome.ru /
  • http://uchil.net/?cm=4782
  • http://studall.org/all-83353.html
  • Искусство Древнего Рима - Портрет Агриппы - http://www.sno.pro1.ru/lib/ha/illustr/orig/270.html
  • http://artiques.ru/node/65
  • Всеобщая история искусств. В 6 т. М., 1956. Т. 1. Искусство древнего мира/Под ред. А. Чегодаева
  • Этюды об изобразительном искусстве – М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др. – М.: Просвещение, 1993, С. 25–28;
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990;
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 99–102;
  • Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. В.К. Ронина. – М.: Высш. Шк., 1990.