СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Евразия: географическое положение и история исследования материка

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок проводился в 7 классе на районном семинаре учителей географии.

Просмотр содержимого документа
«Евразия: географическое положение и история исследования материка»

МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»


Открытый урок

в 7 классе

по географии

на тему:


«Евразия:

географическое положение и

история исследования материка».



Провела: учитель географии

Ефремова Е. В.








Цели урока:

1.Образовательные: изучение особенностей ФГП Евразии, и его влияния на природу материка;

работа с планом и приемами определения географического положения материка, формирование картографических знаний и умений, представление об истории исследования и изучения материка.

2. Развивающие: Развитие мышления школьников, формирование элементов творчества на основе решения проблемных задач.

3. Воспитательные: Воспитание личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему.

Задачи урока:

  • формировать знания о материках земного шара;

  • используя типовой план, изучить характеристику физико-географического положения;

  • сформировать представление об истории исследования и изучения материка Евразия;

  • формировать приемы работы с различными источниками информации – атласом, контурной картой, текстом учебника, иллюстративным материалом, компьютером;

  • способствовать воспитанию эстетического восприятия географических объектов, личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа.

Средства обучения:

  1. Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. «Материки, океаны, народы и страны», Москва, Дрофа, 2014г..

  2. Атлас для 7-го класса.

  3. Контурная карта для 7-го класса.

Оборудование: Физическая карта мира, атласы, проектор, презентация.

Ход урока:

1. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать сегодня вас на очередном уроке географии! И прежде чем начать занятие давайте проверим готовность к уроку: учебник, атлас, тетради, карандаши, линейка, калькулятор. Все на месте - тогда я вам желаю сегодня на уроке удачи и успеха.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Мы продолжаем с вами изучение материков нашей планеты. И вот мы подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию. И, как правило, познание любого материка мы начинаем с исследования его адреса и истории его изучения. А давайте вспомним почему?

Уч-ся: Потому что географическое положение в дальнейшем объяснит особенности природы материка.

Учитель: Хорошо, молодцы! Как же должна звучать тема сегодняшнего урока?

Уч-ся: «Евразия: географическое положение и история исследования материка».

Учитель: И соответственно теме наша цель на уроке…..

Уч-ся: изучение особенностей ГП Евразии и истории исследования материка.

Учитель: Какие же задачи мы должны решить?

Уч-ся: 1.Определить географическое положение материка.

2.Изучить историю исследования материка.

Учитель: Совершенно верно. Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение будет влиять на природу Евразии. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии. Исследовав материк, вы должны ответить на главный вопрос урока: Почему Евразию называют величайшим массивом суши.


3. Актуализация знаний.


Учитель: Давайте вспомним, какие материки вы уже открыли и изучили? Я вам предлагаю игру: по характеристикам, определите о каком материке идет речь. И постарайтесь назвать дополнительно особенности материков сами.

1. Экватор проходит почти посередине.
Занимает второе место по площади.
Уч-ся: Самый жаркий материк.
АФРИКА

2.Самый сухой материк.
Самый удаленный материк.
Уч-ся: Самый маленький по площади.
АВСТРАЛИЯ

3.Самый влажный материк.
Здесь расположена самая длинная горная цепь на суше.
Уч-ся: На материке протекает много полноводных рек.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА

4.Материк, покрытый слоем льда.
Этот континент открыли Лазарев и Беллинсгаузен.
Уч-ся: Здесь нет ни одного государства.
АНТАРКТИДА

5.Этот материк лежит в северном и западном полушарии.
Часть этого континента принадлежала России.
Уч-ся: Здесь самая изрезанная береговая линия.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА


Игра с географическими названиями. "Что такое? Кто такой?" (фронтальный опрос с места)

1 .Маккензи - река

2. Аппалачи - невысокие горы на востоке материка

3. Секвойя – хвойные деревья

4. Гудзонов - залив

5. Мак-Кинли – самая высокая гора материка

6. Иглу – жилище эскимосов

7.Канада - страна

8. Судан - страна

9.Килиманджаро- вулкан

10. Крики- временно пересыхающие реки


  1. 1.Бразилиа - страна Ю.А.

  2. 2.Титикака - самое большое высокогорное озеро

  3. 3.Виктория - регия.- самая большая кувшинка в мире

  4. 4.Пампа – субтропические степи

  5. 5.Анхель - водопад

  6. 6.Гибралтарский - пролив

  7. 7.Калахари- пустыня

  8. 8.Ливингстон - английский исследователь открыл водопад Виктория

  9. 9.Метис – потомки от браков европейцев и индейцев

  10. 10.Скрэб- заросли сухих кустарников



Учитель: Молодцы. Вы неплохо знаете особенности изученных материков.И я думаю изучать Евразию будете с таким же интересом. Ведь это материк, на котором мы живём. Каждому из вас я раздам сопроводительный лист и к концу урока вы должны его заполнить, кроме того на контурных картах вы должны отметить крайние точки материка.

4.Первичное усвоение новых знаний.


Учитель: Евразия – это величайший материк Земли. Ему по праву можно прикрепить и другие характеристики «Самый-самый». Итак, назовём «рекорды» Евразии:

  1. Площадь Евразии составляет – 54 млн. км кв.;

  2. Евразия занимает 1/3 всей суши;

  3. Евразия по площади равна Африке (30,3) и Северной Америке (24,2) вместе взятым;

  4. Евразия располагается в четырёх полушариях (вместе с островами);

  5. Включает две части света – Европу и Азию;

  6. Включает все климатические пояса и природные зоны;

  7. Самая «высокая» точка – г.Джомолунгма (8848м.);

  8. Самая «низкая» точка – Мёртвое море (-402 м.);

(Самое солёное из всех солёных озёр. В одном литре воды содержится около 400 г. Соли. Если бы оно высохло, образовался бы слой соли толщиной в 21 м.)

  1. Температура от -72 гр.С (Оймякон), до +53 (Иранское нагорье);

  2. Самое «мокрое» место на материке – Черрапунджи – 10854 мм/год,

  3. Самое «сухое» место – г.Хаиль – 44 мм/год Аравийский полуостров.

  4. Самое крупное озеро - Каспийское море

  5. Самое глубокое озеро - Байкал

  6. Самая большая горная система по площади – Тибет

  7. Самый большой полуостров – Аравийский

  8. В Евразии находится самая большая природная область Земли – Сибирь.

Европа занимает часть Евразии к Западу от Уральских гор и на север от Кавказских гор и Мраморного моря. Европу иногда называют «Старый свет». Она давно обжита и исследована. Здесь зародились и развивались древнейшие цивилизации. Однако длительная, часто хищническая деятельность человека сильно изменила первозданную природу. Вырублены леса, распаханы степи, которые явились естественной средой обитания животных, истреблено много видов зверей и птиц. В Европе не осталось мест, куда бы не ступала нога человека.

(Название «Европа» произошло от ассирийского слова «эреб» - заход солнца, запад. Так древние народы – финикийцы называли страны, лежащие к западу от Средиземного моря.

Азия- самая большая часть света. Она занимает треть земной суши и простирается от Северного Ледовитого океана до экватора. Здесь находятся величайшие горные системы- Гималаи, Тянь-Шань, Большой Кавказ, пустыня Гоби. Озера Байкал(самое глубокое в мире). Мир растений и животных Азии поражает разнообразием и богатством. Азия- родина многих растений, ставших распространенными сельскохозяйственными культурами. Животный мир также разнообразен и экзотичен.

Запомните, условную границу принято проводить вдоль восточного подножия Уральских гор, по реке Эмбе, северному побережью Каспийского моря и Кумо-Манычской впадине. Морская граница проходит по Азовскому и Черному морям, а также по проливам, соединяющим Черное и Средиземное море.

(Учитель показывает на карте и рисует границу на контурной карте материка.)

Учитель: А теперь определим географическое положение материка. Вы уже умеете это делать. Поэтому сегодня вы будете работать самостоятельно с помощью опорных карточек. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации.

Для начала вспомним план описания ГП материка, который находится на стр. 331 учебника и прочитаем его:

Уч-ся:

  1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

  2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

  3. В каких климатических поясах расположен материк?

  4. Определите какие океаны и моря омывают материк?

  5. Как расположен материк относительно других материков?

  6. Характер береговой линии (крупные острова, полуострова, океаны, моря, заливы, проливы).

Учитель: Как вы думаете, какие карты мы будем использовать для описания материка?

Уч-ся: (физическую карту полушарий, физическую карту Евразии, климатическую карту мира).

Учитель: А сейчас мы с вами разделимся на группы и каждая получает задание: в течение 5 мин. определить: 1 группа – 1 пункт, 2 группа – 2 пункт, 3 группа -3 пункт, 4 группа- 4 пункт, 5 группа-5пункт, а 6 пункт расскажу вам я.


(По истечении времени).

Учитель: А сейчас физкультминутка:

Вверх руки подняли и покачали –Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули – Это ветер срывает листву.

В стороны руки, плавно помашем — Это к нам птицы летят.

Как они сядут , тихо покажем…

Молодцы! Двигаемся далее.


5,6.Первичная проверка понимания и первичное закрепление.


Учитель: Давайте проверим, как вы справились с заданием. 1 представитель группы выходит к доске, отвечает свой вопрос и заполняет контурную карту нашего материка.



Географическое положение Евразии

Пункт плана

Ответ

Дополнения учителя

Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.


Относительно экватора материк расположен и в северном и южном полушариях, так он проходит через Большие Зондские острова. Большая часть материка расположена между северным тропиком и северным полярным кругом, что сказывается на разнообразии природы материка. Относительно нулевого меридиана материк расположен и в западном и восточном полушариях. Таким образом, получается, что материк расположен во всех четырёх полушариях.

Огромный материк заходит на севере далеко за полярный круг, а на юге доходит до экватора. Сравним расположение материка в полушариях с другими материками.

С.А. – Сев., зап.

Африка- во всех

Австралия – юж, вост.

Ю.а. – сев, юж, зап.

Антарктида – юж, вост и зап.



Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

(с З-В по параллели 60 с.ш.;

с С-Ю по меридиану 80 в.д.)



С - м. Челюскин -78°с.ш. 104°в.д.;

Ю - м. Пиай - 1°с.ш. 103°в.д.;

3 - м. Рока- 38°с.ш. 9° з.д.;

В - м. Дежнева 170°з.д. 66°с.ш.

1) В ° протяженность с С на Ю: 78°-1°=77° (в 1° меридиана 111 км).

2) В км - 77 х 111=8547 (км).

3) В ° протяженность с 3 на В: 180+10+9=199°

4) Протяженность в км определяем по 60° с.ш., где в 1° параллели 55,8 км широты 6° в.д. и 171° в.д. (171°-6°) х 55,8=9207 км)


С запада на восток его протяжённость 16 тыс. км. Если учесть острова, то территория Евразии всего около 10 градусов не достигает Северного полюса и на 11 градусов заходит в Южное полушарие.

м.Дежнева назван именем известного русского землепроходца, что в 1648 г. Впервые прошёл пролив между Азией и Америкой.

м.Челюскина назван именем участника Великой северной экспедиции штурмана Семёна Челюскина, который в 1741 году открыл этот мыс, вычертил его карту и описал

В каких климатических поясах расположен материк?


Во всех климатических поясах

1.Арктический

2.Субарктический

3.Умеренный

4.Субтропический

5.Тропический

6.Субэкваториальный

7.Экваториальный.


Ни один другой материк не расположен во всех климатических поясах, что сказывается на расположение природных зон и разнообразии природы

Определите какие океаны и моря омывают материк?


Северный Ледовитый океан:

Моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское

Тихий океан:

Моря: Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское.

Индийский океан:

Моря: Аравийское, Красное

Атлантический океан:

Моря: Средиземное море, Северное, Норвежское

Материк омывается всеми четырьмя океанам Мирового океана

Как расположен материк относительно других материков?


От Северной Америки на востоке отделяется Беринговым проливом и водами Тихого океана, на западе водами Атлантического океана.

От Южной Америки водами Тихого океана.

От Австралии водами Индийского и Тихого океанов.

От Африки Красным и Средиземным морями и Суэцким каналом.


Учитель: Береговая линия Евразии

1). На физической карте видно, что береговая линия больше всего изрезана на западе, здесь Атлантический океан глубоко вдается в сушу, создав при этом полуострова, острова. Какие?

2). Северный Ледовитый океан, омывающий Евразию с севера, неглубоко вдается в сушу, наиболее крупные полуострова нашей страны - Кольский, Таймыр, Чукотский.

3). На востоке так же заметно изрезана береговая линия, омываемая Тихим океаном, здесь окраинные моря отделены от океана цепочкой полуостровов и островов, самые крупные

о. Большие Зондские

4). На юге выделяются своими размерами полуострова Аравийский и Индостан.

Омывает их Индийский океан, островов у южного побережья мало, самый крупный Шри-Ланка.

Береговая линия Евразии

моря

полуострова

заливы, проливы

острова

1.Баренцево

6.Таймыр

13.Финский

16.Новая Земля

2.Балтийское

7.Кольский

14.Босфор

17.Новосибирские

3.Северное

8.Скандинавский

15.Малаккский

18.Шри-Ланка

4.Аравийское

9.Чукотский


19.Филиппинские

5.Японское

10.Индостан


20.Большие Зондские


11.Индокитай




12.Корея




Учитель: Природа Евразии исследована полнее других материков. Особенно это касается наиболее заселенных регионов Европы и Азии. Многие природные явления и процессы были изучены учеными на примере территорий евразиатского материка.

В Евразии сложились и на протяжении тысячелетий развивались древнейшие цивилизации Земли. Культура и наука Древней Индии, Китая, Ассирии и Вавилона (в Месопотамии) дали зачатки научных знаний для современной цивилизации. Путешествия европейцев в Индию и Китай, проникновение в Сибирь и Центральную Азию, поиски сухопутных и морских путей в южные страны дали первые сведения о природе континента и о жизни населяющих его народов еще в эпоху Средневековья.

Многочисленные экспедиции с научными целями в XVIII-XX вв. расширяли и углубляли имеющиеся первоначальные общие представления. Широко известны путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина, Семена Дежнева и Е.П.Хабарова. Еще в XVIII веке С.П. Крашенинников описал природу далекой Камчатки. Труднодоступные горы и пустыни Центральной Азии, а также величайшее нагорье Тибет были обследованы целым рядом отечественных экспедиций П.П.Семенова-Тян-Шанского и Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова и В.И. Роборовского, В.А. Обручева и многих др. Географы и геологи Великобритании, Германии, Швеции, Франции, Австрии и других стран детально изучали природу Скандинавских гор, Альп и Карпат, Пиренеев и гор Средиземноморья, а также равнин Западной и Центральной Европы.
Некоторым из учащихся было дано опережающее задание по изучению и исследованию Евразии. Давайте их послушаем и заполним таблицу в ваших сопроводительных листах.

Уч-ся: Сообщения. Петр Петрович Семенов-Тянь-Шаньский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Владимир Афанасьевич Обручев.

Учитель: В заключении давайте сделаем вывод, доказав почему «Евразия – величайший массив суши».

Уч-ся:

  1. Занимает 1/3 всей суши

  2. Площадь составляет 54 млн.кв.км.

  3. Вместе с островами Евразия расположена во всех четырёх полушариях.


7.Информация о домашнем задании.


Учитель: Параграф № …., вопросы и задания в конце параграфа, нанести на контурную карту элементы береговой линии.




8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Учитель: Давайте вспомним тему урока (ответ учащихся), цель урока (ответ учащихся), задачи урока (ответ учащихся). Как вы считаете, была ли достигнута цель урока…..

Выполнили ли мы задачи урока…..

Хорошо! На ваших листочках в конце есть анкета нужный ответ, по вашему мнению подчеркните и листочки сдайте.

Анкета - рефлексия:

На уроке я работал … активно/пассивно

Своей работой на уроке я ….. доволен /не доволен

Урок для меня показался …… длинным/ коротким

За урок я …… устал / не устал

Мое настроение   …… стало лучше /стало хуже

Материал урока мне был  …….  понятен / не понятен


Вы работали сегодня очень хорошо! Оценки за урок…..

На этом урок окончен окончен.














Работу выполнил:_______________________________________



  1. От океана нужно подвести стрелку к тому полуострову, который он омывает.

Атлантический океан полуостров Таймыр

Тихий океан полуостров Камчатка

Индийский океан Скандинавский полуостров

Северный Ледовитый океан полуостров Индостан

Аравийский полуостров

2. Составить справочник «Интересные факты».

  1. Самый большой остров у берегов Евразии – ______________________

  2. Самый большой полуостров – __________________________________

  3. Самое большое по площади море - ______________________________

  4. Самое мелкое море – __________________________________________

  5. Самый большой залив – ________________________________________

  6. «Цветные моря» - ______________________________________________


3.Географическое положение Евразии.

Пункт плана

Ответ

Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.


Экватора________________________________________

________________________________________________

Тропиков________________________________________

________________________________________________

Полярных кругов_________________________________

________________________________________________

Нулевого меридиана______________________________

________________________________________________

Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.


Северная-_____________________________________________

Южная –______________________________________________

Западная –___________________________________________

Восточная – ____________________________________________

Протяженность в километрах с

Севера на юг:__________________________________________

Запада на восток:______________________________________

Протяженность в градусах с

Севера на юг:___________________________________________

Запада на восток:________________________________________

В каких климатических поясах расположен материк?


1.__________________________

2.__________________________

3.__________________________

4.__________________________

5.__________________________

6.__________________________

7.__________________________


Определите какие океаны и моря омывают материк?


С севера___________________________________океан

Моря:___________________________________________

________________________________________________

С востока_________________________________океан

Моря:__________________________________________

_______________________________________________

С Юга____________________________________океан

Моря:__________________________________________

_______________________________________________

С запада___________________________________океан

Моря:__________________________________________

_______________________________________________


Как расположен материк относительно других материков?


Северная Америка______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Южная Америка_________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Африка________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Австралия______________________________________

_______________________________________________

Антарктида____________________________________

_______________________________________________


4.Исследователи Евразии и их вклады в изучение.

Исследователь

Вклад в исследование Евразии

П. П. Семенов-Тянь-Шаньский


Н. М. Пржевальский


П. К. Козлов


В. А. Обручев


Вывод:

Евразия – величайший массив суши

1.

2.

3.


5.Анкета - рефлексия:

На уроке я работал … активно/пассивно

Своей работой на уроке я ….. доволен /не доволен

Урок для меня показался …… длинным/ коротким

За урок я …… устал / не устал

Мое настроение   …… стало лучше /стало хуже

Материал урока мне был  …….  понятен / не понятен











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!