СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эвристические ключевые и инновационные вопросы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эвристические ключевые и инновационные вопросы»

Эвристические ключевые и инновационные вопросы


Метод эвристических (ключевых вопросов) применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач.

Метод ключевых вопросов применяется для психологичес­кой активизации творческого процесса. Цель метода состоит в том, чтобы с помощью наводящих вопросов подвести к решению зада­чи. Метод может применяться как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы, например при “мозго­вом штурме”. Один из широко распространенных вопросников А. Осборна включает девять групп вопросов: 1. Какое новое при­менение системе можно предложить? 2. На какую другую систе­му похожа данная система и что можно скопировать? 3. Какие возможны модификации путем изменения функций? 4. Что мож­но в системе увеличить? 5. Что можно в системе уменьшить (сжать, ускорить, сузить, раздробить)? 6. Что можно в системе заменить? 7. Что можно в системе преобразовать (схему, порядок работы и т.д.)? 8. Что можно сделать в системе наоборот? 9. Какие новые комбинации элементов системы возможны?

В данных вопросах содержатся рекомендации по апробирова­нию эвристических приемов (инверсия, аналогия, дробление, пе­ренос, динамизация и т.д.) для решения поставленной задачи.

Дополнительным источником информации является метод коллективного блокнота, который позволяет сочетать независи­мое выдвижение идей каждым членом рабочей группы с коллек­тивной их оценкой и процессом выработки решения. Метод реа­лизуется следующим образом.

Каждый участник получает блокнот, в котором записывает в общих чертах без применения специальных терминов существо проблемы, а также данные, позволяющие ориентироваться в ней. В течение месяца каждый участник ежедневно заносит в блокнот возникающие по рассматриваемой проблеме идеи, оценивает их и определяет, какие из них могут обеспечить наилучшее решение задачи. Одновременно формулируются наиболее целесообразные направления исследования на последующем этапе работы. Кроме того, в блокноте фиксируются идеи, находящиеся в стороне от основной проблемы, но развитие, которых может оказаться полез­ным для нахождения конечного решения.

Систематизация зафиксированных в блокнотах идей осуществ­ляется руководителем группы, а заключительное творческое об­суждение - всеми членами группы. Выбор окончательного реше­ния проводится методом “мозгового штурма”.

Метод эвристических (ключевых вопросов) впервые применил древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан, рекомендовавший своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Соединение этих вопросов в определенной последовательности может дать массу новых и неожиданных вопросов.

Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новую стратегию и тактику решения творческой задачи. В педагогике эти вопросы называют наводящими, так как правильная их постановка наводит учащегося на правильный ответ на вопрос или решение практического задания.

Принципы метода эвристических (ключевых вопросов):

1. проблемность и оптимальность (искусно поставленный вопрос снижает проблемность задачи);

2. дробление информации (разбивка задач на составные элементы - подзадачи);

3. целеполагание (новая стратегия действий формируется под влиянием новых вопросов).

Эвристическим вопросам уделял много внимания американский математики педагог Д. Пойя, исследования которого стали основой правили систематизации эвристических вопросов. На основе рекомендаций Д. Пойя, B. И.Андреев составил следующие эвристические вопросы, стимулирующие решение творческих задач. 1. Нужно ясно понять предложенную задачу, а для этого необходимо поставить перед собой ряд вопросов и заданий: что неизвестно? что дано? в чем состоит условие? возможно ли удовлетворить условию? достаточно ли условие для определения неизвестного? или недостаточно? или чрезмерно? или противоречиво? сделайте чертеж; введите подходящее обозначение; разделите условие на части; постарайтесь записать их. 2. На этапе поиска идей и составления плана решения ставятся следующие эвристические вопросы: как найти связь между данными и неизвестными? не известна ли вам какая-нибудь родственная задача? нельзя ли ею воспользоваться? нельзя ли использовать метод ее решения? не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, чтобы воспользоваться прежней задачей? нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще? нельзя ли придумать более доступную задачу? более общую? более частную? аналогичную задачу? нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить часть условий? нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных? все ли данные и условия вами использованы? приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче? 3. Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг: ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правилен? сумеете ли доказать, что он правилен? 4. Контроль и самоконтроль полученного решения предполагает поиск ответов на такие вопросы, как: нельзя ли проверить результат? нельзя ли проверить ход решения? нельзя ли получить тот же результат иначе? нельзя ли проверить правдоподобность, размерность полученного результата? нельзя лив какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат? нельзя ли решить задачу, обратную этой?

Рекомендации применения метода ключевых вопросов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Для руководителей группы

Для членов группы

должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решения
проблемы

запоминать наиболее характерные вопросы и стараться система­тизировать их

в вопросах должна быть минимальная информация

ставить перед собой вопросы, упрощающие проблему

при постановке серии вопросов необходимо снижать уровень проблемности задачи

ставить перед собой вопросы, позволяющие осмыслить ее с новой неожиданной стороны

задавать вопросы, логически увязанные, интересные по форме,
побуждающие к возникновению неожиданных взглядов на реша­емую проблему

ставить перед собой вопросы, стимулирующие использование имеющихся знаний и выработанных навыков

необходимо стимулировать как эмпирическое, аналитическое
(аксиоматическое), так и диалектическое (творческое) мышление

ставить перед собой вопросы, ставить перед собой вопросы,

проблему следует разбить на подпроблемы, этапы решения



В. М. Колпаков рекомендует поэтапную постановку вопросов, стимулирующих решение проблемы и повышающая ее определенность. 

Последовательность действий: 

1. Необходимо выяснить:

1) что неизвестно;

  1. что дано;

  2. в чем состоит условие;

  3. возможно ли удовлетворить условие;

  4. достаточно ли условие для определения неизвестного (или нет,
    или чрезмерно, или противоречиво);

  5. сделать чертеж (рисунок);

  6. ввести подходящие обозначения;

  7. разделить условие на части;

  8. постараться записать их.

2. Формирование идеи и разработка плана решения:

1) как найти связь между данными и неизвестными;

2) известна ли какая-нибудь родственная задача;

3) нельзя ли ею воспользоваться;

4) нельзя ли использовать метод ее решения;

5) не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, что­
бы воспользоваться прежней задачей;

6) нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще;

7) нельзя ли придумать более доступную задачу, более общую, более
частную, аналогичную;

8) нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить части условия;

9) нельзя ли извлечь что-нибудь полезное из данных;

10) все ли данные и условия использованы;

11) приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче.

3. Осуществление плана.

Реализуя план решения, контролируйте свои шаги:

  1. ясно ли Вам, что предпринятый план правилен;

2) сумеете ли Вы доказать, что он правилен.

4. Контроль и самоконтроль полученного решения. 

Нельзя ли:

  1. проверить результат;

2) проверить ход решения;

3) получить тот же результат иначе;

4) проверить правильность полученного результата;

5) в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат;

6) решить задачу, обратную этой.

B зависимости от специфики рассматриваемого объекта или целей анализа вопросы могут быть самыми разнообразными - от очень простых до весьма сложных. Обилие вопросов в списке не означает, что ответы на каждый из них должны привести к новой идее. Если в результате поиска решения c помощью этого метода будет получена хотя бы одна интересная идея, можно считать, что вопросник свою задачу выполнил. Некоторые списки содержат не вопросы, a краткие рекомендации, в других есть и то и другое. Существует большое разнообразие списков контрольных вопросов. Однако чаще других применяются универсальные вопросники, составленные А. Ос6орном и Т. Эйлоартом.

Достоинства и недостатки метода приведены в таблице 2.

Таблица 2

Достоинства

Недостатки

простота и эффективность для решения любых задач;

не дает особо оригинальных идей и вариантов решения;

развитие интуиции мышления;

не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач


может привести к эффекту “эвристической мышеловки” (дроблению вопросов и постановку большого числа малых вопросов)