СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эвристическое обучение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эвристическая образовательная ситуация на уроке литературы

Просмотр содержимого документа
«Эвристическое обучение»

Эвристическое обучение на уроках литературы   технология эвристического (проблемного) обучения в открытии нового знания и её роль в целостном анализе художественного текста Докладчик учитель русского языка и литературы Ветошникова Людмила Николаевна

Эвристическое обучение на уроках литературы технология эвристического (проблемного) обучения в открытии нового знания и её роль в целостном анализе художественного текста

Докладчик учитель русского языка и литературы Ветошникова Людмила Николаевна

Что такое эвристическая образовательная ситуация (ЭОС) на уроках литературы Учителем предлагаются варианты эвристической образовательной ситуации (ЭОС), позволяющей выстроить технологию деятельности учеников, в которой конкретные образовательные результаты не определены заранее, а получены в результате открытия нового знания и создания нового образовательного продукта. Чтобы получить такой продукт, учитель создает ЭОС, которая напоминает проблемное задание, соответствующее сути одного или нескольких произведений. Учащиеся составляют карту памяти или ментальную карту (интеллект-карту), основанную на визуализации мышления и альтернативной записи, собирают представления, смыслы, ассоциации в такой последовательности: этимологический анализ, поиск аналогий из других предметных областей, выявление общего смысла, создание объемного представления о понятии, синтез полученных знаний.

Что такое эвристическая образовательная ситуация (ЭОС) на уроках литературы

  • Учителем предлагаются варианты эвристической образовательной ситуации (ЭОС), позволяющей выстроить технологию деятельности учеников, в которой конкретные образовательные результаты не определены заранее, а получены в результате открытия нового знания и создания нового образовательного продукта.
  • Чтобы получить такой продукт, учитель создает ЭОС, которая напоминает проблемное задание, соответствующее сути одного или нескольких произведений. Учащиеся составляют карту памяти или ментальную карту (интеллект-карту), основанную на визуализации мышления и альтернативной записи, собирают представления, смыслы, ассоциации в такой последовательности: этимологический анализ, поиск аналогий из других предметных областей, выявление общего смысла, создание объемного представления о понятии, синтез полученных знаний.
Цель эвристической образовательной ситуации (ЭОС) – активизация познавательной деятельности, повышение интереса к исследовательской работе школьников.

Цель эвристической образовательной ситуации (ЭОС) – активизация познавательной деятельности, повышение интереса к исследовательской работе школьников.

Этапы работы: 1) предложить учащимся сформулировать проблему , возникающую в ходе обсуждения темы, которая и станет ЭОС; 2) выстроить технологию поиска разрешения ЭОС и создания нового образовательного продукта; 3) в процессе групповой или парной работы помочь составлять ментальную карту , основываясь на визуализации мышления, альтернативной записи; 4) предложить ученикам «собрать» представления, смыслы, ассоциации в такой последовательности: -этимологический анализ, -поиск аналогий из других предметных областей, -создание объемного представления о понятии, -cинтез полученных знаний; 5) ученики записывают возникающие мысли, чувства, ассоциации либо выстраивают визуальные образы и в результате составляют ментальную карту, в которой содержится новое решение проблемы, сформулированной в ЭОС, а результате чего происходит выявление общего смысла . 6) презентация ментальной карты, в результате которой формируются способности визуального мышления, способности изложения кратких и точных выводов, получены прочные знания, развивается умение работы с различными источниками информации, обогащается словарный запас.

Карта памяти, интеллект-карта или ментальная карта (Mind maps) – это технология изображения информации в графическом виде, отражающая связи  (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую мы изучаем Графическая схема Обозримость Достоинства Компактность Привлекательность Наглядность Системность Разнообразие Недостатки Отсутствие подробностей Отсутствие точности

Карта памяти, интеллект-карта или ментальная карта (Mind maps) – это технология изображения информации в графическом виде, отражающая связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую мы изучаем

Графическая схема

Обозримость

Достоинства

Компактность

Привлекательность

Наглядность

Системность

Разнообразие

Недостатки

Отсутствие подробностей

Отсутствие точности

ЭОС на уроке внеклассного чтения по лирике народного поэта Бурятии Б. Дугарова

1. На примере нескольких сборников стихов Б. Дугарова учителем создается эвристическая образовательная ситуация (ЭОС): «Кочевое пространство и городская цивилизация: каково их взаимодействие в творчестве поэта?».

2. Определить смысл слов в ЭОС. Соединить разрозненные представления, смыслы по алгоритму: - этимологический анализ;

- поиск аналогий из другой предметной области;

- выявление общего смысла;

- создание объемного представления о понятии;

- синтез полученных знаний.

3. Выбрав определенный сборник лирики поэта, найти такие стихи, которые дают значение понятий кочевое и городское пространство, кочевник и горожанин, природа и цивилизация.

4. Какие мысли и чувства либо визуальные образы возникают в сознании читателя при чтении данных стихов?

5. Составить ментальную карту на материале сборника «Лунная лань» (1989) с помощью ответа на вопрос:

Как в названии хрестоматийного стихотворения «Юрта на небоскребе» появился образ глубоко ,символический, совмещающий объекты противоположных хронотопов – юрту и небоскреб, дом кочевника-степняка и здание в городе-мегаполисе.

5. В сборнике «Азийский аллюр» (2013) определить единство степного и городского пространства в образе травы перекати-поле или в образе колючей караганы (в одноименных стихотворениях). 6. В сборнике «Городские облака» (1981) найти стихи, где рисуется облик родного города, найти в образах, например, асфальта, сковывающего живую землю, протест поэта против наступления цивилизации на мир природы. 7. Записать возникающие мысли, ассоциации из своего жизненного опыта в ментальной карте на основе прочтения стихотворении «Дзинь» из сборника «Азийский аллюр», где поэт отождествляет природные звуки и звуки города с самой вечной жизнью. 8. Отметить новое знание в записи о конфликте природы и цивилизации как вечном конфликте в стихотворениях Б. Дугарова.

9. Написать эссе или мини-сочинение о характере лирического героя Дугарова – человека, который способен соединить противоположные чувства и предметы, обыденную жизнь с духовным взлетом, «мир дольний» с «миром горним». 10. Можно ли увидеть поиск гармонии в жизни лирического героя – кочевника по происхождению и горожанина по существу? 11. Составить литературную игру-квест по карте путешествий поэта в книге «Азийский аллюр», чтобы высказать свое мнение о прочитанном, и на основе записи в ментальной карте выделить новое решение проблемы, сформулированной в ЭОС.

ЭОС в работе над рассказом «Уроки французского» В. Распутина ЭОС: Почему автор использует кольцевую композицию рассказа, когда начинает загадочной фразой и завершает не менее загадочным финалом? Начало: «С транно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после». Финал: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.  Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они». Какое слово пропущено в последнем предложении?

ЭОС в работе над рассказом «Уроки французского» В. Распутина

  • ЭОС: Почему автор использует кольцевую композицию рассказа, когда начинает загадочной фразой и завершает не менее загадочным финалом?
  • Начало: «С транно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».
  • Финал: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
  • Какое слово пропущено в последнем предложении?

Процесс работы над ЭОС позволяет получить результат, который есть образовательный продукт (интеллект-карта, ментальная карта, другие формы презентации).

  • Делим тетрадь на две части-столбца. 1-я: зачин рассказа, 2-я – финал. Работа начинается с вопроса учителя: Кому принадлежат слова в зачине и финале? Делается первая запись в ментальной карте.
  • Следующий вопрос могут задать и ученики: Означает ли это, что рассказ разворачивается в двух временных планах? Ищем подтверждение этому в тексте как указание о разном времени. Какими словами подчеркиваются разные времена?
  • Эта работа полезна – ведь рассказ надо внимательно перечитать. После нее становится ясно, что весь рассказ и есть воспоминание, но мальчику в детстве многое непонятно, а что стало понятно – это и есть слово взрослого героя. Некоторые выдержки можно переставить из одного столбца в другой, потому что повествование в рассказе окрашено воспоминанием взрослого героя. Какие можно поместить и там, и там?
  • Следующий этап: почему финал – это только слово мальчика? Не потому ли, что уже здесь мотив памяти проявляется в столкновении прошлого и настоящего, ведь он употребляет слово «раньше», т.е. он теперь - уже другой. Что произошло? Возвращаясь к зачину, можно сказать, что уже после отъезда учительницы у мальчика возникло чувство, которым владеет взрослый герой. Это – чувство вины.
Вопрос учителя: Зачем нужны два временных плана? Вывод ученики могут сделать визуально: в первом столбце появляется слово ВИНА. Во втором – нарисованы три ярко-красных яблока. А может быть, две части объединены и словом, и рисунком, потому что как яркая вспышка они осветили Истину. Настоящее и прошлое объединяются. Что объединяет мальчика в финале и взрослого героя? Он понимает, что был неправ, глух к попыткам учительницы накормить его, что слишком был категоричен и не пошел навстречу Лидии Михайловне. Потому что не готов принять другую точку зрению, и ему еще не ведомо чувство вины. Уроки французского языка и затем вина перед Лидией Михайловной стали открытием в себе более широкого взгляда на мир – личностного взгляда, а значит мальчик открыл в себе личность, готовую принять правду другого человека. В чем заключается символическое значение яблок, можно посмотреть в словаре символов. Это не только яблоко раздора или яблоко искушения? Это, может быть, яблоко, которое упало на голову Ньютона, и тот вскричал: «Эврика!».

Вопрос учителя: Зачем нужны два временных плана?

  • Вывод ученики могут сделать визуально: в первом столбце появляется слово ВИНА. Во втором – нарисованы три ярко-красных яблока. А может быть, две части объединены и словом, и рисунком, потому что как яркая вспышка они осветили Истину.
  • Настоящее и прошлое объединяются. Что объединяет мальчика в финале и взрослого героя? Он понимает, что был неправ, глух к попыткам учительницы накормить его, что слишком был категоричен и не пошел навстречу Лидии Михайловне. Потому что не готов принять другую точку зрению, и ему еще не ведомо чувство вины. Уроки французского языка и затем вина перед Лидией Михайловной стали открытием в себе более широкого взгляда на мир – личностного взгляда, а значит мальчик открыл в себе личность, готовую принять правду другого человека.
  • В чем заключается символическое значение яблок, можно посмотреть в словаре символов. Это не только яблоко раздора или яблоко искушения? Это, может быть, яблоко, которое упало на голову Ньютона, и тот вскричал: «Эврика!».

Кому принадлежит заключительная фраза? Герою-мальчику. Это прошлое, воспоминание взрослого о своем детстве.

  Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать , поехал:

  Да я и не понимал , как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте.

На теперешние это пятьдесят копеек,

Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня.

в те дни мне пришлось совсем плохо; …даже в те минуты мне казалось это позором

Голод в тот год еще не отпустил.

Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять

Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем

Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся

Знать бы нам , чем это все кончится…

И больше я ее никогда не видел.

Кому принадлежит фраза-финальная? Герою в детстве. Это настоящее время.

И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше.  Осень стояла теплая и сухая. 

Теперь каждый день после школы я прибегал сюда.

Теперь у меня появились деньги

Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть…

В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны

Теперь я был ученый

Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых.

Ничего, жить можно было, а в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время.

 

«Я написал этот рассказ в надежде, что данные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека».  В. Распутин

«Я написал этот рассказ в надежде, что данные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека». В. Распутин

Ф.С. Рокотов. Портрет А.П. Струйской Николай Заболоцкий К портрету Струйской Любите живопись, поэты, Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого,  Едва закутана в атлас,  С портрета Рокотова снова  Смотрела Струйская на нас? Ее глаза – как два тумана,  Полуулыбка, полуплач,  Ее глаза – как два обмана,  Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок,  Полувосторг, полуиспуг,  Безумной нежности припадок,  Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают  И приближается гроза,  Со дна души моей мерцают  Ее прекрасные глаза.  Пример ЭОС  Поэт и живописец: соперники или единомышленники?    Сравнительный анализ и интерпретация двух произведений – стихотворения Н. Заболоцкого «К портрету Струйской» и картины Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской»

Ф.С. Рокотов.

Портрет А.П. Струйской

Николай Заболоцкий

К портрету Струйской

Любите живопись, поэты,

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Пример ЭОС Поэт и живописец: соперники или единомышленники?

Сравнительный анализ и интерпретация двух произведений – стихотворения Н. Заболоцкого «К портрету Струйской» и картины Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской»

Как идет работа над ЭОС «Поэт и живописец: соперники или единомышленники? Выделяется основное понятие(я); учащиеся делают этимологический анализ понятий соперник, единомышленник ; ищут информацию о художнике и аналогии из другой предметной области; создают объемное представление о понятии(ях); производят синтез полученных знаний; выявляют общий смысл стихотворения; Отвечают на вопрос: какие мысли и чувства, либо визуальные образы возникают в сознании учеников при чтении данного стихотворения? Подбирают картины художника, наиболее подходящие для визуального комментария: Берется стихотворение Б. Окуджавы. Подбираются картины Пиросмани «Маргарита» и «Косуля на фоне пейзажа».  Создается ментальная карта как модель основного образовательного продукта. Задаются и формулируются проблемные вопросы: Каким образом в стихотворении Б.Окуджавы преломляется история жизни художника, его судьба? Какие черты живописи Пиросмани оказываются наиболее значимыми для поэта? Что скрывают картины Пиросмани, но открывает стихотворение Окуджавы?

Как идет работа над ЭОС «Поэт и живописец: соперники или единомышленники?

Выделяется основное понятие(я); учащиеся делают этимологический анализ понятий соперник, единомышленник ; ищут информацию о художнике и аналогии из другой предметной области; создают объемное представление о понятии(ях); производят синтез полученных знаний; выявляют общий смысл стихотворения;

Отвечают на вопрос: какие мысли и чувства, либо визуальные образы возникают в сознании учеников при чтении данного стихотворения? Подбирают картины художника, наиболее подходящие для визуального комментария:

Берется стихотворение Б. Окуджавы. Подбираются картины Пиросмани «Маргарита» и «Косуля на фоне пейзажа».

Создается ментальная карта как модель основного образовательного продукта.

Задаются и формулируются проблемные вопросы:

Каким образом в стихотворении Б.Окуджавы преломляется история жизни художника, его судьба? Какие черты живописи Пиросмани оказываются наиболее значимыми для поэта? Что скрывают картины Пиросмани, но открывает стихотворение Окуджавы?

БУЛАТ ОКУДЖАВА. ПЕСЕНКА О ХУДОЖНИКЕ ПИРОСМАНИ Что происходит с нами  Красотка Маргарита  В траве густой лежит, Когда мы смотрим сны?  А грудь ее открыта – Художник Пиросмани  Там родинка дрожит. выходит из стены, А вся земля ликует, из рамок примитивных, пирует и поет, из всякой суеты А он ее рисует и продает картины за порцию еды. и Маргариту ждет. Худы его колени  Он жизнь любил не скупо, И насторожен взгляд  как видно по всему... Но сытые олени  Но не хватило супа С картин его глядят.  на всей земле ему. 1964

БУЛАТ ОКУДЖАВА. ПЕСЕНКА О ХУДОЖНИКЕ ПИРОСМАНИ

Что происходит с нами

Красотка Маргарита

В траве густой лежит,

Когда мы смотрим сны?

А грудь ее открыта –

Художник Пиросмани

Там родинка дрожит.

выходит из стены,

А вся земля ликует,

из рамок примитивных,

пирует и поет,

из всякой суеты

А он ее рисует

и продает картины

за порцию еды.

и Маргариту ждет.

Худы его колени

Он жизнь любил не скупо,

И насторожен взгляд

как видно по всему...

Но сытые олени

Но не хватило супа

С картин его глядят.

на всей земле ему.

1964

Нико Пиросмани «Маргарита» и «Косуля на фоне пейзажа».

Нико Пиросмани «Маргарита» и «Косуля на фоне пейзажа».

Эвристическая образовательная ситуация (ЭОС)  по поэзии Н. Гумилева ЭОС: Поэзия Николая Гумилева Проблемный вопрос для создания ЭОС: как экзотическая тема становится философской? 1-я группа работает со стихотворением «Лес». 2-я группа работает со стихотворением «Гиена». Создание нового образовательного продукта: ментальная карта. Две ментальные карты можно сравнить, поскольку оба стихотворения поэта имеют смысловое сходство: работа воображения лирического субъекта.

Эвристическая образовательная ситуация (ЭОС) по поэзии Н. Гумилева

  • ЭОС: Поэзия Николая Гумилева
  • Проблемный вопрос для создания ЭОС: как экзотическая тема становится философской?
  • 1-я группа работает со стихотворением «Лес».
  • 2-я группа работает со стихотворением «Гиена».
  • Создание нового образовательного продукта: ментальная карта. Две ментальные карты можно сравнить, поскольку оба стихотворения поэта имеют смысловое сходство: работа воображения лирического субъекта.
Н. Гумилев ЛЕС В том лесу белесоватые стволы  Выступали неожиданно из мглы, Из земли за корнем корень выходил,  Точно руки обитателей могил. Под покровом ярко-огненной листвы  Великаны жили, карлики и львы, И следы в песке видали рыбаки  Шестипалой человеческой руки. Никогда сюда тропа не завела  Пэра Франции иль Круглого Стола, И разбойник не гнездился здесь в кустах,  И пещерки не выкапывал монах. Только раз отсюда в вечер грозовой  Вышла женщина с кошачьей головой, Но в короне из литого серебра,  И вздыхала и стонала до утра, И скончалась тихой смертью на заре  Перед тем как дал причастье ей кюрэ. Это было, это было в те года,  От которых не осталось и следа, Это было, это было в той стране,  О которой не загрезишь и во сне. Я придумал это, глядя на твои  Косы, кольца огневеющей змеи, На твои зеленоватые глаза,  Как персидская больная бирюза. Может быть, тот лес — душа твоя,  Может быть, тот лес — любовь моя, Или может быть, когда умрем,  Мы в тот лес направимся вдвоем. 1919

Н. Гумилев

ЛЕС

В том лесу белесоватые стволы Выступали неожиданно из мглы,

Из земли за корнем корень выходил, Точно руки обитателей могил.

Под покровом ярко-огненной листвы Великаны жили, карлики и львы,

И следы в песке видали рыбаки Шестипалой человеческой руки.

Никогда сюда тропа не завела Пэра Франции иль Круглого Стола,

И разбойник не гнездился здесь в кустах, И пещерки не выкапывал монах.

Только раз отсюда в вечер грозовой Вышла женщина с кошачьей головой,

Но в короне из литого серебра, И вздыхала и стонала до утра,

И скончалась тихой смертью на заре Перед тем как дал причастье ей кюрэ.

Это было, это было в те года, От которых не осталось и следа,

Это было, это было в той стране, О которой не загрезишь и во сне.

Я придумал это, глядя на твои Косы, кольца огневеющей змеи,

На твои зеленоватые глаза, Как персидская больная бирюза.

Может быть, тот лес — душа твоя, Может быть, тот лес — любовь моя,

Или может быть, когда умрем, Мы в тот лес направимся вдвоем.

1919

«Смотри, луна, влюбленная в безумных,  Смотрите, звезды, стройные виденья,  И темный Нил, владыка вод бесшумных,  И бабочки, и птицы, и растенья. Смотрите все, как шерсть моя дыбится,  Как блещут взоры злыми огоньками.  Неправда ль, я такая же царица,  Как та, что спит под этими камнями? В ней билось сердце, полное изменой,  Носили смерть изогнутые брови,  Она была такою же гиеной,  Она, как я, любила запах крови». По деревням собаки воют в страхе,  В домах рыдают маленькие дети,  И хмурые хватаются феллахи  За длинные, безжалостные плети. 1907 Николай Гумилев Гиена Над тростником медлительного Нила,  Где носятся лишь бабочки да птицы,  Скрывается забытая могила  Преступной, но пленительной царицы. Ночная мгла несет свои обманы,  Встает луна, как грешная сирена,  Бегут белесоватые туманы,  И из пещеры крадется гиена. Ее стенанья яростны и грубы,  Ее глаза зловещи и унылы,  И страшны угрожающие зубы  На розоватом мраморе могилы.

«Смотри, луна, влюбленная в безумных, Смотрите, звезды, стройные виденья, И темный Нил, владыка вод бесшумных, И бабочки, и птицы, и растенья.

Смотрите все, как шерсть моя дыбится, Как блещут взоры злыми огоньками. Неправда ль, я такая же царица, Как та, что спит под этими камнями?

В ней билось сердце, полное изменой, Носили смерть изогнутые брови, Она была такою же гиеной, Она, как я, любила запах крови».

По деревням собаки воют в страхе, В домах рыдают маленькие дети, И хмурые хватаются феллахи За длинные, безжалостные плети.

1907

Николай Гумилев

Гиена

Над тростником медлительного Нила, Где носятся лишь бабочки да птицы, Скрывается забытая могила Преступной, но пленительной царицы.

Ночная мгла несет свои обманы, Встает луна, как грешная сирена, Бегут белесоватые туманы, И из пещеры крадется гиена.

Ее стенанья яростны и грубы, Ее глаза зловещи и унылы, И страшны угрожающие зубы На розоватом мраморе могилы.

Николай Гумилев

«Гиена»

В жанровом отношении это баллада, т.к. лирический герой выступает безличным повествователем, а значит, смысл стихотворения скрыт от читателя. Помогут ли вопросы открыть этот смысл? Задайте их.

В основе композиции поэтического произведения – сопоставление образа “преступной, но пленительной царицы” с крадущейся по могиле гиеной. Ее образ натуралистически подробно выписан: “шерсть моя дыбится”, “блещут взоры злыми огонька­ми”, “носили смерть изогнутые брови”, “запах крови”.

Сливаются ли в восприятии лирического повествователя образы жестокой царицы и зловещего хищника – гиены? Какую роль играет слово «обманы»?

Первая и последняя строфы повествуют о реальном мире, центральная часть контрастна по отношению к ним – экзотикой, которая проявляется в воображаемом монологе гиены. Чье это воображение?

Какое главное чувство в монологе гиены? Хвастовство? Самообман? Где можно увидеть, что гиена напрасно сравнивает себя с умершей царицей?

Какова роль финальной строфы? Почему автор не договаривает этот смысл? Гиена ошибается, сравнивая себя с царицей, или права?

Николай Гумилев

«Лес»

Мнения учащихся на этапе предпонимания

Гумилеву важно, чтобы мы, читатели, увидели то же, что видит герой, чтобы оказались на его месте – состоянии придумывания необычного.

Стихотворение – это воспоминание о «тех годах» или сновидение? Наверно, этот лес – продукт воображения героя.

Может быть, поэт намекает на то, что мир гибнет вместе с «женщиной с кошачьей головой», ведь от этого мира «не осталось и следа».

Мнения на этапе анализа

Во второй части любимая очень похожа на женщину с кошачьей головой, ведь змеиные косы визуально напоминают то ли уши, то ли корону, но особенно напоминают зеленоватые глаза.

Герой сознается, что лес напоминает душу любимой – таинственную, необычную, тревожную. И смерть женщины из леса – это страх героя за свою любимую.

Мнения на этапе интерпретации

Лес – это символ любви и души героя, место, где успокоится герой только после смерти. А может быть, это надежда на то, что он проживет с любимой вместе оставшуюся жизнь и умрет вместе с ней в один день.

Тема жизни и смерти - философская тема – важная для любого человека, а каждый поэт решает ее в силу обстоятельств, того или иного периода его жизни.

«Бежин луг» И.С. Тургенева Примеры ЭОС в анализе рассказа:  Подтверждает или опровергает автор народную присказку: «От судьбы не уйдешь»? Тема рассказа «Бежин луг» – душевные переживания героя-рассказчика или красота русской природы? «Бежин луг» – один из самых поэтичных рассказов И.С. Тургенева. Почему он заканчивается горьким восклицанием: «Жаль, славный был парень!»? Как относится автор к разговору мальчиков о поверьях и приметах языческого мышления? Если нет, то почему? Можно сказать, что блуждание героя-рассказчика в начале, в потемках – параллель «детским» рассказам о языческих верованиях?

«Бежин луг» И.С. Тургенева

Примеры ЭОС в анализе рассказа:

  • Подтверждает или опровергает автор народную присказку: «От судьбы не уйдешь»?
  • Тема рассказа «Бежин луг» – душевные переживания героя-рассказчика или красота русской природы?
  • «Бежин луг» – один из самых поэтичных рассказов И.С. Тургенева. Почему он заканчивается горьким восклицанием: «Жаль, славный был парень!»?
  • Как относится автор к разговору мальчиков о поверьях и приметах языческого мышления? Если нет, то почему?
  • Можно сказать, что блуждание героя-рассказчика в начале, в потемках – параллель «детским» рассказам о языческих верованиях?
Ментальные карты или интеллект-карты  как конечный образовательный продукт в решении ЭОС Практическое создание интеллект-карты начинается с рисунка - он служит образом, от которого можно отталкиваться.  Затем следует осуществить следующие действия: Расположить свои мысли вдоль веток-линий так, чтобы они расходились от центра в стороны в порядке их значимости. Все ключевые термины должны быть написаны заглавными буквами тоже вдоль линий. На одну линию должен приходиться только один термин. Выделить разную значимость мыслей с помощью толщины линий и интервала между буквами. Подчеркнуть существующие между идеями ассоциативные связи, соединяя «ветки» одну с другой, а также с помощью замкнутых контуров, кривых и стрелок. Там, где возможно, нужно помогать своей памяти использованием графических элементов или эмоционал ьно окрашенных слов.  (из книги: Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Учебное пособие. М., 2009. С. 31-32). https://vlasov-s.ucoz.ru/innovacionnye_pedagogicheskie_tekhnologii-aktivnoe.pdf

Ментальные карты или интеллект-карты как конечный образовательный продукт в решении ЭОС

Практическое создание интеллект-карты начинается с рисунка - он служит образом, от которого можно отталкиваться.

Затем следует осуществить следующие действия:

  • Расположить свои мысли вдоль веток-линий так, чтобы они расходились от центра в стороны в порядке их значимости. Все ключевые термины должны быть написаны заглавными буквами тоже вдоль линий. На одну линию должен приходиться только один термин.
  • Выделить разную значимость мыслей с помощью толщины линий и интервала между буквами.
  • Подчеркнуть существующие между идеями ассоциативные связи, соединяя «ветки» одну с другой, а также с помощью замкнутых контуров, кривых и стрелок. Там, где возможно, нужно помогать своей памяти использованием графических элементов или эмоционал ьно окрашенных слов.

(из книги: Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Учебное пособие. М., 2009. С. 31-32). https://vlasov-s.ucoz.ru/innovacionnye_pedagogicheskie_tekhnologii-aktivnoe.pdf

Что такое ментальная карта или интеллект-карта?

Что такое ментальная карта или интеллект-карта?

Пример интеллект-карты Свойства интеллект- карты

Пример интеллект-карты

Свойства интеллект- карты

Климова Анна Юрьевна  Ментальная карта, составленная учителем вместе с учащимися

Климова Анна Юрьевна Ментальная карта, составленная учителем вместе с учащимися

  • Проведена посильная для учащихся творческая и исследовательская работа над содержанием повести Пушкина. Для 5 класса работа вполне по силам. Но меня смущает следующее: даже для этого возраста, даже для особенных детей необходим эстетический анализ, который так активно продвигают Кудина и Новлянская, начиная с 1 класса, см. э/учебник "Литература как предмет эстетического цикла". М.б. нужно включить вопрос почему Пугачев помогает Гриневу в спасении капитанской дочки? И тогда образ заячьего тулупа рассмотреть как символ первой встречи, характеризующий Гринева, а сказку старой калмычки как символ настоящего знакомства, характеризующий Пугачева. Сказка объединит встречи двух героев: в Белогорской крепости и эпизод казни. Здесь эти образы-символы должны эмоционально и эстетически воздействовать на пятиклассников. Как думаете?
  • Или включить финал повести, где уже Мария Ивановна встречается с императрицей, чтобы спасти Гринева, сидящего в Петропавловской крепости. Проблемный вопрос для создания ЭОС: Почему два царя спасают Машу Миронову и Петра Гринева от неминуемой смерти?
Интернет-ресурсы: https://i.7fon.org/thumb/370052.jpg https://ru.depositphotos.com/9840143/stock-photo-old-books.html https://jooinn.com/images/grunge-background-265.jpg

Интернет-ресурсы:

  • https://i.7fon.org/thumb/370052.jpg
  • https://ru.depositphotos.com/9840143/stock-photo-old-books.html
  • https://jooinn.com/images/grunge-background-265.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!