СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эвристическое обучение на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье изложено аналитический обзор эвристического обучения на уроках истории. Приведена типология эвристического метода работы с учащимися. Рассмотрены конкретные примеры, использования эвристического метода на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Эвристическое обучение на уроках истории»

Эвристическое обучение на уроках истории.

На сегодняшний день, обучение учащихся подвергается все новому видоизменению. Постоянная реформация, как и с помощью чего школьник должен не только усвоить материал, но и применить его на практике, приводят к большой утомляемости и снижению активности обучающегося, причины этому возникают совершенно разные, но это не решает составляющие проблемы. Как помочь школьнику с этим справится и поддержать эмоциональный фон при снижении учебной активности?

Именно непосредственное применение новых методов и приемов работы, может позволить не только решить комплекс новоиспеченных проблем, но также сформировать и развить способности к самообразованию и что немало важно, научить исследовать и думать над проблемой в учебном материале. Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки», ручейки живой мысли.1 Однако с каким темпом меняется современная педагогика, не всегда это возможность негативных последствий на учебный процесс. В свою очередь, она становится более гибкой, поэтому возможность взаимодействия учителя и родителей, позволяет использование многочисленных методик, приемов и технологий для успешного развития и формирования знаний, умений и навыков школьников. Применить методики можно по-разному, но одним из критериев становится не навредить учащимся. Следовательно, подход к выбору материала и его подача, должна отвечать многим положениям. Одним из эффективных инновационных методик является эвристическое обучение.

Эвристический метод в обучении истории дает возможность учащимся более подробно реализовать собственные способности творческого саморазвития. Подготовка посредством метода эвристики не сводится только лишь к получению знаний, умений и навыков, но оно ещё и направляет на внутреннюю мотивацию обучения, гарантирует самодвижение, саморазвитие и самовоспитание учащегося. Данная методика дает возможность достичь решения ряда общевоспитательных и учебных проблем, сформировать требование для воспитания и развития свободной, талантливой, физически крепкой личности, концентрированной научными познаниями, готовой к сознательной рабочий деятельности и высоконравственному поведению.

В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу».2 Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы. Истоки эвристического обучения следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа. Он называл используемый им метод обучения майевтикой, что буквально переводится с греческого как повивальное искусство. Сократ задавал своим ученикам вопросы, побуждал их к рассуждению; так в беседе рождалось знание. Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатывались в трудах А.В. Хуторского, М.М. Левиной и многих других.

Эвристическое обучение – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).3

Именно учебный предмет, как история наиболее подходит для использования эвристического метода. Основной принцип эвристики – отбор, первоначально дает школьнику стремление искать и находить решения, добиваться результата. Наиболее всего данное стремление выражается в начальном звене, на подсознательном уровне, и проявляется в том, что учащийся «любит предмет», считает его никак не трудным, а значит никак не скучным. У него отсутствует страх что-то не понять, утерять какое-либо звено в учебном материале. Непосредственно данный период более благосклонен для формирования условий, личного продвижения, обучающегося в усвоении предмета и накоплении умений и навыков. По этой причине эвристика дает возможность через разнообразные способы продлить работу по формированию творческого потенциала. То есть, даже в обыденном учебном материале ученик способен найти увлекательное для себя и встать на новую стадию саморазвития.

А.В. Хуторской в своей работе «Методы эвристического обучения» дает полную классификацию методов эвристического обучения: оргдеятельностные, когнитивные и креативные.4 Каждый метод, в свою очередь, делится на подгруппы. При проведении исследования данной методики развивающего обучения следует понять, что оригинальные ответы учащихся, творческий подход к поиску информации по каждой проблемы темы урока – это значимый критерий качества, эвристического задания.

Когнитивные методы обучения: метод исторического сравнения, обобщения, синтеза и т.п. Например, при изучении в 5 классе, темы «Древнейшие люди», предлагается задание когнитивное типа «проживание» исторических фактов. На основе данного задания, ученики рассматривают основные проблемы, с которыми сталкиваются древнейшие люди и как бы «вживаются» в образ человека, который жил до нашей эры. Затем без помощи учителя, предлагается написать мини-сочинение, в котором они должны описать наиболее яркие эмоции, что они чувствовали, что наиболее ярко удалось представить, что удивило, что понравилось. Такие типы заданий эффективны на повторительно-обобщающих уроках. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его.

Креативные методы обучения, которые позволяют учащимся создать собственные образные картины, для изучаемого периода истории: «мозговой штурм», педагогические методы ученика, находящегося в роли учителя и т.д.

Например, для учащихся 9 классов, предлагается задание, изучив тему Сталинские репрессии, соединить несоединимые в реальности качества, например, «доброго тирана» И. В. Сталина. Дети, понимая невозможность этого, пытаются выполнить это задание. «Мозговой штурм» используется на уроке в 5-м классе. Ученики поделены на 3 группы по 7-8 человек. Учитель читает текст и задает вопрос парадоксального характера: «По всем нашим представлениям древний человек должен был быть сильным и ловким – таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а руку он потерял (правую) еще в юношеском возрасте. Как выжил этот человек?» Получение такого вопроса активизирует класс. Дети не боятся отвечать, обсуждать. Это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате определенных умственных действий. На таком уроке всячески приветствуются и поощряются реплики, непринужденная обстановка. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Дети раскованы, а потому стараются активно участвовать в работе, что способствует развитию личности.

Нередко эвристический метод на практике, применяется в форме эвристической беседы. Многие педагоги склоняются к данному методу обучения, так как он не раз доказывал, изменениям у учащихся стремления учиться, появляется внутренняя мотивация. Ценность, данного метода заключается, в том, что исторические факты подаются не сухими хронологическими, понятийными, событийными историческими материалами, а именно школьник сам ищет и исследует тематику урока, что позволяет самостоятельно добывать собственные знания, которые ученик, считает важными. Также формирует и развивает мировоззрение, и умение отстаивать свое мнение оперируя аргументами. К сожалению, эвристический метод обучения нельзя назвать универсальным, поэтому выбирая его, нужно основываться на индивидуально-личностных и возрастных особенностях учащихся, также сформированности их познавательных умений, опыта и образованности учителя.

Дальнейшие разработки и усовершенствования эвристического метода истории, позволит учителю наблюдать насколько интересно может быть учащимся на уроках, с какими восхищенными глазами они смогут приходить на урок, и использовать все урочное время именно на изучение и накопления знаний, умений и навыков. Ведь нет ничего лучше слов благодарности, чем совместный результат.



Список используемой литературы

  1. Каптелинин В.Н. Психология и педагогическая практика. М., 2000.

  2. Колеченко А.К Энциклопедия педагогических технологий. СПб. 2004

  3. Коменский Я.А., «Великая дидактика», М.: Педагогика, 1989

  4. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. — М.: Владос, 1999. — 192 с.

  5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

  6. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

  7. Степанищев С.Т. Методический справочник учителя истории. М.: ВЛАДОС, 2001.

  8. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

  9. Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», Москва, 2000. – 187 с.

  10. Журнал «Преподавание истории в школе» №1 (2003), №4 (2004).

1 Коменский Я.А., «Великая дидактика», М.: Педагогика, 1989. С.110-123.

2 Российская педагогическая энциклопедия, 2т. — М., 1999, С.420.

3 Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», Москва, 2000

4 Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», Москва, 2000., С. 23-34.



2