Европа и мир: от традиционного общества к индустриальному
Урок № 2
9 класс
Проверка домашнего задания:
- Работа с понятийным аппаратом: исторический источник
- «Лента времени» правление Павла I: внутренняя политика ( работа у доски)
- «Лента времени» правление Павла I: внешняя политика ( работа у доски)
Актуализация знаний:
Каковы особенности экономического развития стран Европы и мира в начале ХХ века?
Составьте план работы по теме урока
Алгоритм работы на уроке
- Теория «Запада» и «Востока»
- Традиционное общество: основные признаки и особенности
- Теория «трёх эшелонов» развития модернизации
- Особенности модернизационных процессов
- «+» и «-» мировой модернизации
Составляем конспект урока
Развитие стран Запада в начале ХIХ века
Канада,
США
Европейские государства
Особенности развития стран Запада:
2. Свободная конкуренция в экономике, политической жизни и социальных отношениях
Особенности развития стран Запада:
3. Новый виток промышленной революции – переход от каменного угля к жидкому топливу
Особенности развития стран Запада:
1.Принципы правового государства – демократия и гражданские права
Особенности развития стран Запада:
4. Цикличный характер развития экономики
Австралия, Новая Зеландия
Запад – весь неазиатский мир
Развитие стран Востока в начале ХIХ века
Колония — зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства ( метрополии) , без самостоятельной политической и экономической власти
Индия, Китай, Япония, Афганистан
Каковы экономические минусы развития колоний?
Восток – традиционное общество!
Традиционное общество: основные признаки и особенности
Характерные черты:
- Ручной труд
- Примитивная техника
- Высокий удельный вес сельского хозяйства
- Незначительная производительность труда
- Медленный технический прогресс
- Иерархическая социальная структура с низкой
социальной мобильностью
- Определяющая роль в обществе принадлежит
собственникам земли, духовенству, армии
Теория «трёх эшелонов» модернизации
на рубеже XVIII-XIX веков
Модерниза́ция (от англ. modern — современный, передовой, обновлённый) — это
обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
XVII-XVIII в.
США; Англия; Франция.
XIXв.
Россия, Германия, Италия, Япония.
Что помешало России попасть в первый эшелон индустриального развития?
XX в.
Страны Африки, Азии, Латинской Америки.
Особенности модернизации на рубеже
XIX-XX веков
– переход к индустриальному обществу
(империализму).
-процесс перехода от аграрного общества
к индустриальному на основе обновления
всех сторон жизни:
Модернизация
Приведите примеры модернизации во всех сферах жизни общества.
промышленный переворот,
вытеснение аграрного сектора.
2. Политической – создание демократических институтов .
3. Социальной – изменение структуры общества от феодально –
буржуазной к капиталистической.
4. Духовной – изменение системы ценностей.
«+» и «-» модернизации
- Увеличение количества производимых товаров
- Сокращение количества трудовых мест
- Повышение качества товара 1.
- Повышение требований к труду (квалификация)
- Развитие новых отраслей производства
- Отмирание некоторых видов ремесел
- Расширение научных знаний
4. Нестабильность экономики
Сформулируйте вывод по теме!
Первичное закрепление
Ответьте на вопрос:
- В каких странах и почему возникла необходимость модернизации?
- Как вы думаете, почему именно в странах Европы модернизация началась раньше, чем везде?
Рефлексия
1.Сегодня на уроке я узнал…
2.Я и раньше знал, что…
3.Сегодня я впервые услышал, что…
4. Из всех заданий на уроке самым простым было…
5. Самым сложным на уроке было…
6. Я не понял…
1.Сегодня за работу на уроке, я хотел бы выделить…
2. Себе бы я поставил…
Домашнее задание:
1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»:
Стр. 5-8 + письменно ответьте на вопросы № 4 на стр. 8
2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» -
Стр. 5-8 + заполнить таблицу,
+ Работа с терминами:
демократия, конкуренция,
промышленная революция,
циклическая экономика
3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» -
§ стр. 5-8 + выделить особенности социально-экономического и политического развития Японии в XVII-XIX веках (ст. Мухаметгалиева С.Х. )