Новая история. 8 класс
Европа меняющаяся
Михайлова Надежда Михайловна
План урока
- В деревне и в городе. Архитектура.
- Семья и дети.
- Еда и напитки.
- Человек воспитанный.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. В деревне и городе
Основное население проживало в деревне. Новые веяния (архитектура, костюм, обычаи) проникали медленно.
Изменения происходили в регионах, затронутых аграрной революцией.
Появились кирпичные и каменные дома, в окна стали вставлять стекла. Жители начинают приобретать городские товары. Усадьбы сеньоров перестраиваются по новой архитектурной моде, в них появляется современная мебель.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. В деревне и городе
Изменения были в тех регионах, которые были затронуты аграрной революцией
1
2
2
В деревнях строили кирпичные и каменные дома
В окна начинали вставлять стекла
3
4
3
4
Усадьбы сеньоров перестраивались по новой архитектурной моде
Крестьяне все чаще покупали городские товары
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. В деревне и городе
Урбанизация - рост городов и повышение их роли в обществе
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. В деревне и городе
На втором месте - Париж
Самый крупный город в Европе - Лондон
В XVIII веке население - 660 тыс.
Население приближалось к 1миллиону человек , т.е. в столице жил каждый 10 англичанин.
Лондон в XVIII в.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Землетрясение убившее империю
В 1755 г. Лиссабон за один день был стерт с лица земли землетрясением
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
В деревне и городе
Численность европейского населения
Век
Численность некоторых европейских стран в XVII-XVIII вв.
Численность населения (млн. человек)
Начало XVII в.
Страна
95
Начало XVIII в.
Численность населения (млн. человек)
Начало XIX в.
130
Франция
в XVII в.
В XVIII в.
190
Около 20
Англия
Около 26
Около 5
Пруссия
Свыше 6
Свыше 1
Испания
Около 7.5
Свыше 5,6
Около 10,4
Изменений в городской жизни было намного больше. Активно шла урбанизация
Больших городов было немного. Наиболее крупными считались Лондон, Париж, Неаполь .
Урбанизация - рост городов и повышение их роли в обществе
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
В век Просвещения
Город должен быть организован рационально
1
2
Покончить с лабиринтами темных улочек
3
Города нуждались в широких, светлых и просторных улицах
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Внешний вид городов
Начала появляться нумерация домов, обустраивались парки, кое - где сносились дома бедняков и на их месте разбивались просторные площади.
В Париже расширяли площади перед популярными церквями, перестроили и расширили набережные Сены, возвели величественную церковь Св. Женевьевы.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Тем не менее города, особенно крупные, оставались местами грязными и небезопасными.
В Лондоне насчитывалось около 2 десятков Грязных переулков
1
2
Богатые предпочитали селиться в новых кварталах
Население выкашивали эпидемии тифа, дизентерии, холеры, оспы
3
Городские власти боролись с этим по мере сил:
- Стали чаще вывозить мусор
- Выносили многовековые кладбища за черту города
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
На законодательном уровне принимали строительные нормы, регулируя ширину улиц и высоту домов.
В 1667г. в Париже появилась должность префекта полиции.
Полиция
Отвечала за поддержание порядка
Следила за больницами
Следила за чистотой
Следила за приютами
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Темнота по ночам способствовала убийствам и грабежам, в больших городах после захода солнца передвижение по улицам в одиночку становилось опасным.
Первым европейским городом, где появились светильники еще в XV веке стал Лондон .
Наладить регулярное освещение Англия смогла в XVIII веке при помощи фонарного налога .
Во Франции данная проблема была на рубеже XVII -XVIII века.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Архитектура
Барокко
Классицизм
Рококо
Базилика дель Санта Кроче, Лечче, Италия.
Собор Святого Павла в Лондоне
Дворец Келуш. Португалия
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Сравните
Средневековый город
Город в XVIII в.
Город окружен крепостной стеной
Городское строительство вышло за рамки крепостной стены
Улицы очень узкие, площади маленькие, тесные
Появились широкие улицы и более просторные улицы
Очень мало общественных зданий: собор, ратуша, иногда госпиталь, где содержат больных, инвалидов
Появляется много общественных зданий, большое количество соборов, госпиталей, в крупных городах появляются биржи, банки, крытые рынки
Готический архитектурный стиль применялся только при постройке общественных зданий и дворцов
Жилые дома, особняки и дворцы строятся с господствующим архитектурным стилем ( барокко, рококо, классицизм)
Знать проживала за городской чертой в своих владениях
Строятся многочисленные дворцы, особняки, где живут представители привилегированных сословий и богатые буржуа.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Интерьеры домов
Менялись интерьеры. Комнаты становились меньше
- более уединенные. Столовая отделялась от гостиной.
Стены все чаще стали обклеивать бумажными обоями.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Мебель
Вместо сундуков – шкафы, комоды.
В моду входят секретеры - столы
со шкафчиками, ящичками. Среди предметов городской мебели появились шезлонги. Мебель становится разнообразной: зеркала, ширмы.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Одежда
- Одежда буржуа
- Одежда дворян
- Одежда горожан
- Одежда крестьян
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Семья и дети
В Европе нового времени в брак вступали довольно поздно. В среднем, в XVIII веке мужчинам было 28-29 лет, женщинам 25-26 лет. В состоятельных буржуазных семьях женились раньше, в дворянских еще раньше, там невесте могло быть 18, а жениху - 21.
При хорошей экономической ситуации - брак заключался раньше. При плохой - брак заключался позже.
Женились на людях своего круга. Нередки также были браки между дальним родственниками. Поскольку женились поздно, многие браки оказывались недолговечными и прерывались со смертью одного из супругов.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Семья и дети
Как распределялись роли в семье?
МУЖ
ЖЕНА
1
1
Муж должен был содержать семью
Жена вела домашнее хозяйство
2
2
Муж платил налоги, участвовал в голосовании
Жена занималась воспитанием детей
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Семья и дети
В среднем у одной семьи рождалось 5 -7 детей.
До взрослого возраста доживали не все, многие умирали при родах.
Некоторые умирали в течение первого года жизни из-за отсутствия медицинской помощи, из-за плохой еды и гигиены
И в крестьянских, и в городских небогатых семьях дети с ранних лет работали. Дети помогали по хозяйству, пасли скот, овладевали ремеслом.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Семья и дети
Меняется отношение к образованию. Под влиянием научной революции мир перестает восприниматься как опасный и непредсказуемый. Познавая его законы люди учатся его менять. Возникает идея, что точно также можно и нужно изменять человека. Появляется литература, посвященная воспитанию. Открываются учебные заведения. Выделяются специальные комнаты для детей, появляются детские игры. Появляются новые игрушки.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Семья и дети
Во Франции широкую известность получила деятельность «Братьев христианских школ». Это общество организовал Жан-Батист де Ла Саль . Обучение здесь шло на родном языке, в школе использовались самые передовые методы, обучение было тесно соединено с воспитанием, в школе почти отсутствовали наказания. Учить в этих школах своих детей стремились многие родители, поэтому быстро росло число классов. К концу XVIII в. «братья» имели 441 класс, где обучалось более 130 тыс. детей.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Еда и напитки
Для бедных слоев населения основу питания составляли зерновые культуры. Богатые люди могли себе позволить молочные продукты. В приморских странах морепродукты. Мясо и рыбу ели в основном в соленом виде. Благодаря колониям на столах появляется сахар, специи, индейка, кофе, шоколад. Начинают выращивать помидоры, фасоль.
На Пиренейском полуострове завоевывает прочные позиции кукуруза. К концу XVIII века в общий рацион входит картофель . Хотя введение этого продукта сопровождалось сопротивлением со стороны населения.
Нормой становится менять столовые приборы после каждой перемены блюд. Для многих людей стало очевидно - поведение за столом должно подчиняться определенным нормам.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Человек воспитанный
«Цивилизованность», «воспитанный ребенок» - широко распространенные словосочетания XVIII века.
Зарождается личная гигиена. Получают распространение носовые платки, ночные рубашки.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Выводы
Жизнь людей в Европе XVIII века быстро менялась. Увеличились темпы урбанизации, стали современными города и интерьеры городских домов, питание стало более разнообразным, начали уделять немало вниманию воспитанию детей.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
§ 4
читать, отвечать на вопросы.
Устный пересказ от лица человека XVIIIвека.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»