СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология развития критического мышления в системе работы учителя начальной школы» «Ворон и Лисица», И.А.Крылов «Ворона и Лисица». ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАСЕННОГО ЖАНРА

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке сравниваются басня Эзопа  "Ворон и Лисица" и басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица" ,выявляются особенности басенного жанра

Просмотр содержимого документа
««Технология развития критического мышления в системе работы учителя начальной школы» «Ворон и Лисица», И.А.Крылов «Ворона и Лисица». ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАСЕННОГО ЖАНРА»

Урок литературного чтения

Тема урока: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А.Крылов «Ворона и Лисица». характерные особенности басенного жанра

Цели урока: создать условия для полноценного восприятия произведений Эзопа и И.А.Крылова.

Задачи: (предметные) содействовать расширению представлений учащихся знаний о творчестве баснописцев Эзопа и И.А.Крылова; умение выразительно читать произведения и их анализировать.

(Метапредметные): способствовать формированию УУД:

регулятивных: учить принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкций учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;

познавательные: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);

коммуникативных - формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

Оборудование: учебник 1ч.,3класс, иллюстрации к басне, презентация урока





































Ход урока.

I.Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова: (прочитайте) «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками».

- Как вы понимаете эти слова? ( Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки.)

-Какие черты характера людей мы можем назвать недостатками? (Зависть, жестокость, лицемерие)


- Сегодня мы продолжим знакомство с баснописцем И.А.Крыловым и его произведениями, совершим экскурсию в историю жанра басни, вспомним баснописцев, прочитаем наизусть басни И.А.Крылова и устроим маленький концерт – проинсценируем басни.


III. Повторение пройденного.

-Теперь давайте вспомним, что мы узнали об И. А. Крылове на прошлом уроке.

1. Что вы знаете о детстве и первых шагах в учении И. А. Крылова?

2. Кто оказал в детстве большое влияние на будущего баснописца?

3. Что вы можете сказать о его работе над баснями.

4. Как благодарная Россия выразила свой почет и уважение великому баснописцу?

«Когда в 1844 году умер И.А.Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо бы поставить «дедушке Крылову» памятник. В России тогда ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая 1 в деньгах отказало, и тогда решили собрать средства на создание монумента у народа. Два года шел сбор денег.

В конкурсе на создание памятника среди скульпторов победителем был признан Петр Карлович Клодт, автор конных групп на Аничковом мосту.

А где поставить памятник? Памятник решили поставить в Летнем саду. У скульптора Крылов сидит в своем обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни.

Но дальше задумал скульптор показать и сами эти басни. Точнее, их героев. Вместе с художником А.А.Агиным стали рисовать эскизы и составлять список животных, встречающихся в баснях. Но лепить с рисунков скульптор не мог. Ему нужна была « живая натура». Пришлось скульптору разводить зверинец. Волк, медвежата, лисица, журавль, овца с ягнятами, макака, кот и другие животные жили бок о бок, кто в клетках, а кто и прямо расхаживали по мастерской скульптора.

Памятник поэту был открыт 12 мая 1855 года».

- Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку. Как вы думаете, случайно ли вводит И. А. Крылов в действие басен «комические эпизоды»?

( Нет, не случайно. Он хотел высмеять пороки человека и искоренить их.)

-Как вы думаете, басни были написаны автором для детей?

(Нет. Сюжеты басен, действия, которые в них происходят, имеют большее отношение к взрослым, чем к детям.)

- Понятны ли вам эти басни?

(1. Да.

2. Не всегда понятна мораль басни.)

- Когда Крылова спросили, почему он пишет именно басни, он ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слушают и взрослые, и дети». Что же делает басни понятными детям?

- Вспомните, что такое басня?

«Басня – короткий рассказ (чаще в стихотворной форме) с простым сюжетом, иносказанием, моралью.

- Какова цель написания басен? (Цель басни – показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их)

- Кто герои басен?

- Сколько частей в басне? Какие? (Повествование- основная часть басни и мораль)

-Что такое мораль? ( Нравоучение,то, чему учит нас басня)

- Какой литературный прием используется в баснях? (олицетворение, аллегория)

- Что такое олицетворение? ( Неживые предметы и звери ведут себя как люди)

- Что такое аллегория? ( Иносказание, под поступками животных подразумеваются поступки людей)

- Посмотрите на слайд. Все ли признаки басни вы перечислили? Что забыли?


  1. Небольшой рассказ, часто стихотворный.

  2. Герои – чаще звери.

  3. 2 части- основное повествование и мораль.

  4. Аллегория – иносказание.

  5. Диалог.

  6. Краткость.

  7. Особый басенный стих.

  8. Олицетворение.

  9. Цель-осмеяние человеческих пороков, недостатков.


IV.Проверка домашнего чтения.

( Конкурс чтецов. При этом дети проводят рефлексию – делают самооценку и взаимооценку)

- Какое у вас было домашнее задание? ( Подготовить выразительное чтение басен по ролям и инсценировать их )

-Чтение басен «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна»» по ролям.

-В чем мораль басни?

- Оцените выступление. Дайте самооценку.

VI. Изучение нового материала.

1).Экскурс в историю жанра. Баснописцы-классики Эзоп и Лафонтен в переводах И. А. Крылова.

-Встречались ли мы раньше с баснями?

-Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?

(Мы уже читали басни Л. Н. Толстого.)

- А кто был самым первым баснописцем?

-В очень давние времена, 2,5 тысячи лет назад, в Малой Азии, жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. (На доску вывешивается карточка с именем.) Имя Эзопа впервые упоминается у Геродота. Жизнь и деятельность Эзопа овеяна легендами. Говорят, что был Эзоп очень некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умен. Эзоп придумывал небольшие произведения.

- Но по другой легенде он был умным рабом глупого хозяина. Эзоп постоянно сталкивался с хозяином и неизменно выходил победителем.

-Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Кроме того, переведенные им басни стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

-Кстати, кто чаще всего является героями басен Крылова?

( Животные, иногда вещи.)

- Знакомо ли вам имя Жана де Лафонтена?

- Послушайте о нем.

Это французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. Но под образом Льва скрывается тщеславный и жестокий вельможа, под образами Лисы и Волка – льстивые и хитрые, алчные придворные.

А. С. Пушкин, сравнивая басни Лафонтена и Крылова, говорил: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев». Т.е. соотечественников. Учитель прикрепляет имена баснописцев на доску.

-Посмотрите, какая интересная цепочка получается у нас.

Эзоп Жан де Лафонтен И. А. Крылов

Три великих баснописца: греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но именно эти вошли в мировую литературу, как баснописцы-классики.

- В XIX веке писал басни в прозе и Л. Н. Толстой. С ним мы еще познакомимся. В наше время интересные басни пишет С. В. Михалков.

IV. Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова.

1) Сегодня на уроке мы познакомимся с баснями Эзопа и Ивана Андреевича Крылова, сравним их.

- Кто главные герои этих басен вы узнаете, отгадав загадки.


* Носит серенький жилет. 
Но у крыльев – черный цвет, 
Видишь, кружат 20 пар 
И кричат – карр, карр. (Появляется ворона)

*Хвост пушистый, 
Мех золотистый, 
В лесу живет, 
В деревне кур крадет. (Появляется лиса)


2)Чтение учителем басни Эзопа «Ворон и лисица». (Пауза.)

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать”.

Беседа:

1. Какого испытания не выдержал Ворон?

2. Лисица хитрая или мудрая?

3. Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? Ответ: Эта басня осуждает неразумного, неумного человека.



- Понравилась вам басня?

- Прочитайте басню Эзопа самостоятельно.

- Прочитайте басню вслух.

2. Работа над басней И. А. Крылова «Ворона и лисица».

1.) Словарная работа.

- Сейчас вы прослушаете запись басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

- Но прежде выясним значение неизвестных слов.( На слайде)

-«лесть»-похвала,не соответствующее истине. 
-«гнусна-отвратительна; 
-«пленил» – очаровал. 
-«вещунья» - приносящая вести, прозвище вороны. 
-«бог послал» - случайно нашла. 

2) Прослушивание басни.

-Слушаем.

-Понравилась ли вам басня?

-Что было непонятно?

3) Чтение басни детьми.

-самостоятельно,

- выразительное чтение.

- А теперь давайте прочитаем еще раз басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.

- Подумайте, с какой интонацией вы будете читать слова Лисицы? Вороны?

4) Беседа по содержанию:

-О ком эта басня? лисе и вороне.)

- Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)

- А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)

- Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)

-Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)

- Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.) Прочитайте глаголы.

- А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.)

-Почему же лесть гнусна, вредна?

=Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)

-Давайте прочитаем басню по ролям.



5)Беседа.

-Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? ( Приятно, когда о тебе говорят правду)

-Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (В сказках лисица чаще всего изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глупого, невнимательного человека.)

6). Вывод.

-В чем смысл басни?

-Какие пороки человека высмеивает и обличает И.А.Крылов?

-Какими людьми нужно быть? (Честными, говорить правду в глаза, учиться распознавать льстивых людей и не быть обманутыми ими).

3. Сравнение басни Крылова и басни Эзопа.

-Давайте сравним обе басни.

- Что вы можете сказать об этих баснях? Какая басня вам понравилась и почему? (Дети высказывают свое мнение.)

– Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.

Дети сравнивают, а учитель записывает на доске:

Учащиеся сравнивают басни Эзопа и Крылова по таблице:


Чем похожи?

Чем различаются?

Сюжет

Герои

Основная мысль

Проза и стихотворная форма

Кратко, более подробно


Эзоп

И. А. Крылов

1. Сухое краткое изложение
сюжета.

2. Прозаическое произведение.

3. Лисица говорит сухо, пере-
числяются только факты.

1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.

2. Стихотворное произведение.

3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.

4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.

V. Подведение итогов урока.

– Чем мы занимались?

– Что запомнилось?

– Что нового узнали?

Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.