Урок литературного чтения
Тема урока: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А.Крылов «Ворона и Лисица». характерные особенности басенного жанра
Цели урока: создать условия для полноценного восприятия произведений Эзопа и И.А.Крылова.
Задачи: (предметные) содействовать расширению представлений учащихся знаний о творчестве баснописцев Эзопа и И.А.Крылова; умение выразительно читать произведения и их анализировать.
(Метапредметные): способствовать формированию УУД:
регулятивных: учить принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкций учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;
познавательные: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);
коммуникативных - формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.
Оборудование: учебник 1ч.,3класс, иллюстрации к басне, презентация урока
Ход урока.
I.Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова: (прочитайте) «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками».
- Как вы понимаете эти слова? ( Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки.)
-Какие черты характера людей мы можем назвать недостатками? (Зависть, жестокость, лицемерие)
- Сегодня мы продолжим знакомство с баснописцем И.А.Крыловым и его произведениями, совершим экскурсию в историю жанра басни, вспомним баснописцев, прочитаем наизусть басни И.А.Крылова и устроим маленький концерт – проинсценируем басни.
III. Повторение пройденного.
-Теперь давайте вспомним, что мы узнали об И. А. Крылове на прошлом уроке.
1. Что вы знаете о детстве и первых шагах в учении И. А. Крылова?
2. Кто оказал в детстве большое влияние на будущего баснописца?
3. Что вы можете сказать о его работе над баснями.
4. Как благодарная Россия выразила свой почет и уважение великому баснописцу?
«Когда в 1844 году умер И.А.Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо бы поставить «дедушке Крылову» памятник. В России тогда ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая 1 в деньгах отказало, и тогда решили собрать средства на создание монумента у народа. Два года шел сбор денег.
В конкурсе на создание памятника среди скульпторов победителем был признан Петр Карлович Клодт, автор конных групп на Аничковом мосту.
А где поставить памятник? Памятник решили поставить в Летнем саду. У скульптора Крылов сидит в своем обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни.
Но дальше задумал скульптор показать и сами эти басни. Точнее, их героев. Вместе с художником А.А.Агиным стали рисовать эскизы и составлять список животных, встречающихся в баснях. Но лепить с рисунков скульптор не мог. Ему нужна была « живая натура». Пришлось скульптору разводить зверинец. Волк, медвежата, лисица, журавль, овца с ягнятами, макака, кот и другие животные жили бок о бок, кто в клетках, а кто и прямо расхаживали по мастерской скульптора.
Памятник поэту был открыт 12 мая 1855 года».
- Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку. Как вы думаете, случайно ли вводит И. А. Крылов в действие басен «комические эпизоды»?
( Нет, не случайно. Он хотел высмеять пороки человека и искоренить их.)
-Как вы думаете, басни были написаны автором для детей?
(Нет. Сюжеты басен, действия, которые в них происходят, имеют большее отношение к взрослым, чем к детям.)
- Понятны ли вам эти басни?
(1. Да.
2. Не всегда понятна мораль басни.)
- Когда Крылова спросили, почему он пишет именно басни, он ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слушают и взрослые, и дети». Что же делает басни понятными детям?
- Вспомните, что такое басня?
«Басня – короткий рассказ (чаще в стихотворной форме) с простым сюжетом, иносказанием, моралью.
- Какова цель написания басен? (Цель басни – показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их)
- Кто герои басен?
- Сколько частей в басне? Какие? (Повествование- основная часть басни и мораль)
-Что такое мораль? ( Нравоучение,то, чему учит нас басня)
- Какой литературный прием используется в баснях? (олицетворение, аллегория)
- Что такое олицетворение? ( Неживые предметы и звери ведут себя как люди)
- Что такое аллегория? ( Иносказание, под поступками животных подразумеваются поступки людей)
- Посмотрите на слайд. Все ли признаки басни вы перечислили? Что забыли?
Небольшой рассказ, часто стихотворный. Герои – чаще звери. 2 части- основное повествование и мораль. Аллегория – иносказание. Диалог. Краткость. Особый басенный стих. Олицетворение. Цель-осмеяние человеческих пороков, недостатков. |
IV.Проверка домашнего чтения.
( Конкурс чтецов. При этом дети проводят рефлексию – делают самооценку и взаимооценку)
- Какое у вас было домашнее задание? ( Подготовить выразительное чтение басен по ролям и инсценировать их )
-Чтение басен «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна»» по ролям.
-В чем мораль басни?
- Оцените выступление. Дайте самооценку.
VI. Изучение нового материала.
1).Экскурс в историю жанра. Баснописцы-классики Эзоп и Лафонтен в переводах И. А. Крылова.
-Встречались ли мы раньше с баснями?
-Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?
(Мы уже читали басни Л. Н. Толстого.)
- А кто был самым первым баснописцем?
-В очень давние времена, 2,5 тысячи лет назад, в Малой Азии, жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. (На доску вывешивается карточка с именем.) Имя Эзопа впервые упоминается у Геродота. Жизнь и деятельность Эзопа овеяна легендами. Говорят, что был Эзоп очень некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умен. Эзоп придумывал небольшие произведения.
- Но по другой легенде он был умным рабом глупого хозяина. Эзоп постоянно сталкивался с хозяином и неизменно выходил победителем.
-Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Кроме того, переведенные им басни стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
-Кстати, кто чаще всего является героями басен Крылова?
( Животные, иногда вещи.)
- Знакомо ли вам имя Жана де Лафонтена?
- Послушайте о нем.
Это французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. Но под образом Льва скрывается тщеславный и жестокий вельможа, под образами Лисы и Волка – льстивые и хитрые, алчные придворные.
А. С. Пушкин, сравнивая басни Лафонтена и Крылова, говорил: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев». Т.е. соотечественников. Учитель прикрепляет имена баснописцев на доску.
-Посмотрите, какая интересная цепочка получается у нас.
Эзоп
Жан де Лафонтен
И. А. Крылов
Три великих баснописца: греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но именно эти вошли в мировую литературу, как баснописцы-классики.
- В XIX веке писал басни в прозе и Л. Н. Толстой. С ним мы еще познакомимся. В наше время интересные басни пишет С. В. Михалков.
IV. Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова.
1) Сегодня на уроке мы познакомимся с баснями Эзопа и Ивана Андреевича Крылова, сравним их.
- Кто главные герои этих басен вы узнаете, отгадав загадки.
* Носит серенький жилет.
Но у крыльев – черный цвет,
Видишь, кружат 20 пар
И кричат – карр, карр. (Появляется ворона)
*Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Появляется лиса)
2)Чтение учителем басни Эзопа «Ворон и лисица». (Пауза.)
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать”.
Беседа:
1. Какого испытания не выдержал Ворон?
2. Лисица хитрая или мудрая?
3. Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? Ответ: Эта басня осуждает неразумного, неумного человека.
- Понравилась вам басня?
- Прочитайте басню Эзопа самостоятельно.
- Прочитайте басню вслух.
2. Работа над басней И. А. Крылова «Ворона и лисица».
1.) Словарная работа.
- Сейчас вы прослушаете запись басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
- Но прежде выясним значение неизвестных слов.( На слайде)
-«лесть»-похвала,не соответствующее истине.
-«гнусна-отвратительна;
-«пленил» – очаровал.
-«вещунья» - приносящая вести, прозвище вороны.
-«бог послал» - случайно нашла.
2) Прослушивание басни.
-Слушаем.
-Понравилась ли вам басня?
-Что было непонятно?
3) Чтение басни детьми.
-самостоятельно,
- выразительное чтение.
- А теперь давайте прочитаем еще раз басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.
- Подумайте, с какой интонацией вы будете читать слова Лисицы? Вороны?
4) Беседа по содержанию:
-О ком эта басня? (О лисе и вороне.)
- Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)
- А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)
- Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)
-Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)
- Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.) Прочитайте глаголы.
- А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.)
-Почему же лесть гнусна, вредна?
=Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)
-Давайте прочитаем басню по ролям.
5)Беседа.
-Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? ( Приятно, когда о тебе говорят правду)
-Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (В сказках лисица чаще всего изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глупого, невнимательного человека.)
6). Вывод.
-В чем смысл басни?
-Какие пороки человека высмеивает и обличает И.А.Крылов?
-Какими людьми нужно быть? (Честными, говорить правду в глаза, учиться распознавать льстивых людей и не быть обманутыми ими).
3. Сравнение басни Крылова и басни Эзопа.
-Давайте сравним обе басни.
- Что вы можете сказать об этих баснях? Какая басня вам понравилась и почему? (Дети высказывают свое мнение.)
– Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.
Дети сравнивают, а учитель записывает на доске:
Учащиеся сравнивают басни Эзопа и Крылова по таблице:
Чем похожи? | Чем различаются? |
Сюжет Герои Основная мысль | Проза и стихотворная форма Кратко, более подробно |
Эзоп | И. А. Крылов |
1. Сухое краткое изложение сюжета. 2. Прозаическое произведение. 3. Лисица говорит сухо, пере- числяются только факты. | 1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков. 2. Стихотворное произведение. 3. Очень выразительна и жива разговорная интонация. 4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее. |
V. Подведение итогов урока.
– Чем мы занимались?
– Что запомнилось?
– Что нового узнали?
Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.