Просмотр содержимого документа
«Ф.А.Искнадер. "Тринадцатый подвиг Геракла"»
Фазиль Абдулович Искандер
6 марта 1929 - 31 июля 2016 г.г.
Краткая биография
- Абхазский писатель, поэт Искандер Фазиль Абдулович родился 6 марта 1929года в Сухуми (Абхазия), в семье иранца - владельца кирпичного завода.
- В 1938 отец Фазиля был выслан из СССР. С тех пор Искандер больше никогда его не видел. Воспитывался родственникам матери-абхазки в селе Чегем .
Дом-музей в Сухуми
Краткая биография
- Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью .
- Поступил в Библиотечный институт в Москве .
- После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А.М.Горького , который окончил в 1954 году .
Краткая биография
- В 1954—1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата. С 1962 года постоянно жил в Москве.
- Начинал писательскую деятельность как поэт . Первая книга стихов « Горные тропы » вышла в Сухуми в 1957 году , в 1960-х годах начал печататься в журнале «Юность».
- Прозу начал писать с 1962 года . Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в августовском номере «Нового мира» повести «Созвездие Козлотура».
- Ещё в советские времена Искандер был известен как автор остроумных афоризмов. Например: « Если не в силах распилить свои оковы, плюй на них — может, проржавеют ». Из-за этого в течение ряда лет, вплоть до перестройки, испытывал проблемы с публикацией своих произведений в СССР
Творчество
- роман-эпопея «Сандро из Чегема»,
- эпос «Детство Чика»,
- повесть-притча «Кролики и удавы»,
- эссе-диалог «Думающий о России и американец».
- повесть «Человек и его окрестности»,
- повесть «Школьный вальс, или Энергия стыда»,
- повесть «Поэт»,
- повесть «Стоянка человека»,
- рассказы: «Тринадцатый подвиг Геракла»,
- «Начало»,
- «Петух»,
- «Рассказ о море»,
- «Дедушка»
- и другие
Рассказ
«Тринадцатый
подвиг
Геракла»
Герои рассказа
- От лица какого героя ведется повествование?
- Как его зовут?
- Почему у него нет имени?
- Зато кого подробно он описывает?
- Перечислите всех героев рассказа.
Одноклассники
Какие детали портрета и характера выделяет в них рассказчик?
Для чего даются такие мелкие, но важные детали?
Шурик Авдеенко
Сахаров
Адольф Комаров
- «Загорелое угрюмое лицо показывало мощные усилия ума и воли».
- «Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом ».
- «Длинный, нескладный, самый мрачный человек в классе ».
- «Черный лебедь»
- «Умное добросовестное лицо»
- «Опрятный, худой и тихий ».
- «Привычка держать руки на промокашке ».
- «Волосы светлые, веснушки ».
- «Считался способным троечником ».
- «Его редко ругали, но ещё реже хвалили ».
- «Даже во время смеха не переставал быть отличником ».
Учитель
- Учителем какого предмета был Харлампий Диогенович?
- Какую характеристику дает рассказчик всем математикам? Подходит ли под нее Харлампий Диогенович?
- Кем по происхождению был учитель математики? Почему это так важно?
- Имя какого древнегреческого ученого-математика есть в тексте? В каком он подано ключе? Зачитайте.
- Какое еще имя древнегреческих философа «спрятано» в тексте?
- Диоген.
Диоген
- Древнегреческий философ.
- Основная его идея – « тяга к простоте », к умению отречься от своих эгоистических потребностей .
- Диоген провозглашал идеал аскетизма на примере мыши, которая ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Жил Диоген в глиняном кувшине — пифосе, использовал плаща вместо постели. Из вещей он имел лишь суму и посох . Иногда его видели ходящим босым по снегу.
- Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости.
Диоген и Александр Македонский
Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх* рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему засвидетельствовать своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его . И, найдя Диогена в Крании, когда тот грелся на солнце, подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген ». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. « А кто же боится добра ?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». « Отойди, ты заслоняешь мне солнце », — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
И. Ф.Тупылев «Александр Македонский перед Диогеном», 1787
Учитель
- Случайно ли дано такое отчество учителю математики? Что этим хотел сказать автор?*
- Какое «оружие», подобно философу Диогнеу, использовал учитель математики? Зачитайте.
- Почему все так бояться быть смешным?
Сюжет рассказа
- Обратите внимание, как построен рассказ: сразу же автор нас вводит в суть основного сюжета? Почему?
- С какой целью рассказчиком дается описание стадиона, директора, одноклассников и т.д.?
- Перескажите основной сюжет от 3-го лица (« Он, мальчик и т.д »).
«Подвиг»
- Как учитель догадался о том, что главный герой все «подстроил» с прививками?
- Как он решил наказать героя?
- Кто впервые упомянул Геракла и почему?
- Сколько подвигов совершил Геракл?
- С ними мы познакомимся позже
- Почему поступок главного героя нельзя считать подвигом? Зачитайте.
- Зачитайте описания состояние главного героя у доски и класса, наблюдающего за ним.
- Градация (лат. gradatio – «повышение») – постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.
Урок от Харлампия Диогеновича
- Какой главный урок преподал Харлампий Диогнеович мальчику?
- Какой важный урок он преподал всем: и мальчику, и ученикам, и читателям? Зачитайте.
- Идея :
- нужно « относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора »»
Домашнее задание
Напишите небольшое эссе (сочинение в свободной форме) по одной из тем:
- «Каким должен быть учитель?»
- «Метод Харлампия Диогеновича: хорошо или плохо?»
- «Четырнадцатый подвиг Геракла»* (о своем подобном «подвиге»)