СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф.А.Искнадер. "Тринадцатый подвиг Геракла"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об авторе. Анализ рассказа: герои (одноклассники, учитель). Диоген. Геракл. "Подвиг"

Просмотр содержимого документа
«Ф.А.Искнадер. "Тринадцатый подвиг Геракла"»

Фазиль Абдулович Искандер 6 марта 1929 - 31 июля 2016 г.г.

Фазиль Абдулович Искандер

6 марта 1929 - 31 июля 2016 г.г.

Краткая биография Абхазский писатель, поэт Искандер Фазиль Абдулович родился 6 марта 1929года в Сухуми (Абхазия), в семье иранца - владельца кирпичного завода. В 1938 отец Фазиля был выслан из СССР. С тех пор Искандер больше никогда его не видел. Воспитывался родственникам матери-абхазки в селе Чегем . Дом-музей в Сухуми

Краткая биография

  • Абхазский писатель, поэт Искандер Фазиль Абдулович родился 6 марта 1929года в Сухуми (Абхазия), в семье иранца - владельца кирпичного завода.
  • В 1938 отец Фазиля был выслан из СССР. С тех пор Искандер больше никогда его не видел. Воспитывался родственникам матери-абхазки в селе Чегем .

Дом-музей в Сухуми

Краткая биография Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью . Поступил в Библиотечный институт в Москве . После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А.М.Горького , который окончил в 1954 году .

Краткая биография

  • Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью .
  • Поступил в Библиотечный институт в Москве .
  • После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А.М.Горького , который окончил в 1954 году .
Краткая биография В 1954—1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата. С 1962 года постоянно жил в Москве. Начинал писательскую деятельность как поэт . Первая книга стихов « Горные тропы » вышла в Сухуми в 1957 году , в 1960-х годах начал печататься в журнале «Юность». Прозу начал писать с 1962 года . Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в августовском номере «Нового мира» повести «Созвездие Козлотура». Ещё в советские времена Искандер был известен как автор остроумных афоризмов. Например: « Если не в силах распилить свои оковы, плюй на них — может, проржавеют ». Из-за этого в течение ряда лет, вплоть до перестройки, испытывал проблемы с публикацией своих произведений в СССР

Краткая биография

  • В 1954—1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата. С 1962 года постоянно жил в Москве.
  • Начинал писательскую деятельность как поэт . Первая книга стихов « Горные тропы » вышла в Сухуми в 1957 году , в 1960-х годах начал печататься в журнале «Юность».
  • Прозу начал писать с 1962 года . Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в августовском номере «Нового мира» повести «Созвездие Козлотура».
  • Ещё в советские времена Искандер был известен как автор остроумных афоризмов. Например: « Если не в силах распилить свои оковы, плюй на них — может, проржавеют ». Из-за этого в течение ряда лет, вплоть до перестройки, испытывал проблемы с публикацией своих произведений в СССР
Творчество роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». повесть «Человек и его окрестности», повесть «Школьный вальс, или Энергия стыда», повесть «Поэт», повесть «Стоянка человека», рассказы: «Тринадцатый подвиг Геракла»,  «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие

Творчество

  • роман-эпопея «Сандро из Чегема»,
  • эпос «Детство Чика»,
  • повесть-притча «Кролики и удавы»,
  • эссе-диалог «Думающий о России и американец».
  • повесть «Человек и его окрестности»,
  • повесть «Школьный вальс, или Энергия стыда»,
  • повесть «Поэт»,
  • повесть «Стоянка человека»,
  • рассказы: «Тринадцатый подвиг Геракла»,
  • «Начало»,
  • «Петух»,
  • «Рассказ о море»,
  • «Дедушка»
  • и другие
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»

Рассказ

«Тринадцатый

подвиг

Геракла»

Герои рассказа От лица какого героя ведется повествование? Как его зовут?  Почему у него нет имени? Зато кого подробно он описывает? Перечислите всех героев рассказа.

Герои рассказа

  • От лица какого героя ведется повествование?
  • Как его зовут?
  • Почему у него нет имени?
  • Зато кого подробно он описывает?
  • Перечислите всех героев рассказа.
Одноклассники Какие детали портрета и характера выделяет в них рассказчик? Для чего даются такие мелкие, но важные детали? Шурик Авдеенко Сахаров Адольф Комаров  «Загорелое угрюмое лицо показывало мощные усилия ума и воли».  «Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом ».  «Длинный, нескладный, самый мрачный человек в классе ».  «Черный лебедь» «Умное добросовестное лицо» «Опрятный, худой и тихий ». «Привычка держать руки на промокашке ». «Волосы светлые, веснушки ».  «Считался способным троечником ».  «Его редко ругали, но ещё реже хвалили ».   «Даже во время смеха не переставал быть отличником ».

Одноклассники

Какие детали портрета и характера выделяет в них рассказчик?

Для чего даются такие мелкие, но важные детали?

Шурик Авдеенко

Сахаров

Адольф Комаров

  • «Загорелое угрюмое лицо показывало мощные усилия ума и воли».
  • «Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом ».
  • «Длинный, нескладный, самый мрачный человек в классе ».
  • «Черный лебедь»
  • «Умное добросовестное лицо»
  • «Опрятный, худой и тихий ».
  • «Привычка держать руки на промокашке ».
  • «Волосы светлые, веснушки ».
  • «Считался способным троечником ».
  • «Его редко ругали, но ещё реже хвалили ».

  • «Даже во время смеха не переставал быть отличником ».

Учитель Учителем какого предмета был Харлампий Диогенович? Какую характеристику дает рассказчик всем математикам? Подходит ли под нее Харлампий Диогенович? Кем по происхождению был учитель математики? Почему это так важно? Имя какого древнегреческого ученого-математика есть в тексте? В каком он подано ключе? Зачитайте. Какое еще имя древнегреческих философа «спрятано» в тексте? Диоген.

Учитель

  • Учителем какого предмета был Харлампий Диогенович?
  • Какую характеристику дает рассказчик всем математикам? Подходит ли под нее Харлампий Диогенович?
  • Кем по происхождению был учитель математики? Почему это так важно?
  • Имя какого древнегреческого ученого-математика есть в тексте? В каком он подано ключе? Зачитайте.
  • Какое еще имя древнегреческих философа «спрятано» в тексте?
  • Диоген.
Диоген  Древнегреческий философ.  Основная его идея – « тяга к простоте », к умению отречься от своих эгоистических потребностей .  Диоген провозглашал идеал аскетизма  на примере мыши, которая ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Жил Диоген в глиняном кувшине  — пифосе,  использовал плаща вместо постели. Из вещей он имел лишь суму и посох . Иногда его видели ходящим босым по снегу.  Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости.

Диоген

  • Древнегреческий философ.
  • Основная его идея – « тяга к простоте », к умению отречься от своих эгоистических потребностей .
  • Диоген провозглашал идеал аскетизма  на примере мыши, которая ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Жил Диоген в глиняном кувшине  — пифосе, использовал плаща вместо постели. Из вещей он имел лишь суму и посох . Иногда его видели ходящим босым по снегу.
  • Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости.

Диоген и Александр Македонский

Когда  Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх* рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему засвидетельствовать своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его . И, найдя Диогена в Крании, когда тот грелся на солнце, подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген ». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. « А кто же боится добра ?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». « Отойди, ты заслоняешь мне солнце », — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

И. Ф.Тупылев «Александр Македонский перед Диогеном», 1787

И. Ф.Тупылев «Александр Македонский перед Диогеном», 1787

Учитель Случайно ли дано такое отчество учителю математики? Что этим хотел сказать автор?* Какое «оружие», подобно философу Диогнеу, использовал учитель математики? Зачитайте. Почему все так бояться быть смешным?

Учитель

  • Случайно ли дано такое отчество учителю математики? Что этим хотел сказать автор?*
  • Какое «оружие», подобно философу Диогнеу, использовал учитель математики? Зачитайте.
  • Почему все так бояться быть смешным?
Сюжет рассказа Обратите внимание, как построен рассказ: сразу же автор нас вводит в суть основного сюжета? Почему? С какой целью рассказчиком дается описание стадиона, директора, одноклассников и т.д.? Перескажите основной сюжет от 3-го лица (« Он, мальчик и т.д »).

Сюжет рассказа

  • Обратите внимание, как построен рассказ: сразу же автор нас вводит в суть основного сюжета? Почему?
  • С какой целью рассказчиком дается описание стадиона, директора, одноклассников и т.д.?
  • Перескажите основной сюжет от 3-го лицаОн, мальчик и т.д »).
«Подвиг» Как учитель догадался о том, что главный герой все «подстроил» с прививками? Как он решил наказать героя? Кто впервые упомянул Геракла и почему? Сколько подвигов совершил Геракл? С ними мы познакомимся позже  Почему поступок главного героя нельзя считать подвигом? Зачитайте. Зачитайте описания состояние главного героя у доски и класса, наблюдающего за ним.  Градация (лат. gradatio – «повышение») – постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.

«Подвиг»

  • Как учитель догадался о том, что главный герой все «подстроил» с прививками?
  • Как он решил наказать героя?
  • Кто впервые упомянул Геракла и почему?
  • Сколько подвигов совершил Геракл?
  • С ними мы познакомимся позже
  • Почему поступок главного героя нельзя считать подвигом? Зачитайте.
  • Зачитайте описания состояние главного героя у доски и класса, наблюдающего за ним.
  • Градация (лат. gradatio – «повышение») – постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.
Урок от Харлампия Диогеновича Какой главный урок преподал Харлампий Диогнеович мальчику? Какой важный урок он преподал всем: и мальчику, и ученикам, и читателям? Зачитайте. Идея : нужно « относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора »»

Урок от Харлампия Диогеновича

  • Какой главный урок преподал Харлампий Диогнеович мальчику?
  • Какой важный урок он преподал всем: и мальчику, и ученикам, и читателям? Зачитайте.
  • Идея :
  • нужно « относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора »»
Домашнее задание Напишите небольшое эссе (сочинение в свободной форме) по одной из тем: «Каким должен быть учитель?» «Метод Харлампия Диогеновича: хорошо или плохо?» «Четырнадцатый подвиг Геракла»* (о своем подобном «подвиге»)

Домашнее задание

Напишите небольшое эссе (сочинение в свободной форме) по одной из тем:

  • «Каким должен быть учитель?»
  • «Метод Харлампия Диогеновича: хорошо или плохо?»
  • «Четырнадцатый подвиг Геракла»* (о своем подобном «подвиге»)