Ф. И. Тютчев
Биография и творчество
Происхождение и детство
Федор Иванович Тютчев, известный поэт и дипломат, принадлежал к известному дворянскому роду. Родился он 5 декабря 1803 года в родовом поместье Овстуг Орловской губернии. Отец его – бывший гвардии поручик Иван Николаевич, мать – Екатерина Львовна имела родственную связь с писателями Толстыми.
Семья была образцовой как своими порядками, так и отношением домочадцев друг к другу, и вызывала восхищение окружающих. В семье воспитывалось шестеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое, в их числе был Федор.
Тютчев жил в окружении образованных людей. Это позволило ему получить прекрасную домашнюю подготовку. После переезда семьи в Москву наставником его стал поэт Семен Егорович Раич, бывший по возрасту всего на 11 лет старше Федора. Это был просвещенный молодой человек, преподававший Тютчеву древние языки и историю. Благодаря ему, Федор познавал основы стихосложения. Молодые люди быстро сдружились и стали товарищами.
Образование
Когда Тютчеву исполнилось 14 лет, он стал посещать лекции в Московском университете. Меньше чем через год из вольнослушателя он превратился в студента. В 1819 году Федор стал членом Общества любителей российской словесности.
В 1821 году Тютчев окончил университет и приступил к службе в коллегии иностранных дел. Его в качестве дипломата отправляют в Мюнхен. В Германии состоялось его знакомство с Шеллингом и Гейне.
Творчество
Первые стихотворения появились в 1819-1820 годах. При их написании Тютчев пользовался стилистическими приемами поэтов 18 века. После этого периода в творчестве поэта все чаще наблюдается изысканность слога, которая будет сопровождать все его последующие сочинения. Одическая поэзия 18 века сочетается с романтическими традициями европейской литературы.
В Германии Тютчев в основном занимался переводами с немецкого, стихи в этом период пишутся в основном «для души». Не прерывается связь и с бывшим наставником Семеном Раичем, который публикует некоторые стихи в своем журнале. Публика встречает «Летний вечер», «Видение» и другие стихотворения не слишком благосклонно. Для нее они кажутся весьма старомодными. Хотя критики именно эти творения Тютчева назовут впоследствии самыми удачными.
В 1836 году журнал «Современник» опубликовал 16 стихотворений Тютчева под названием «Стихотворения, присланные из Германии». После 1840 года наступает творческое затишье, продлившееся 10 лет.
Творчество
В 1844 году Тютчев вернулся на родину. В 1848 году он вступает в должность старшего цензора. Всплеск творчества наступает в 1850 году. За последующие 20 лет поэтом был написан «Денисьевский цикл» и большое количество стихотворений с политической окраской.
Стихи Тютчева органично сочетали в себе философские понятия с любовной и пейзажной лирикой. Помимо этого, поэт обращался к темам общественной и политической жизни. Долгое время находясь вдали от России, он писал о ней с особой любовью и трепетным вдохновением.
Творчество
Творчество
О творчестве Тютчева хорошо сказал И.С. Тургенев: «он создал речи, которым не суждено умереть». Действительно, судьба пережить автора и остаться в веках, достается только самым гениальным произведениям.
Все стихотворное творчество Тютчева можно разделить на 4 категории: пейзажная лирика, любовная лирика, стихи о Родине и стихи о вере. Среди лучших стихов о природе наиболее известными считаются «Зима недаром злится…», «Чародейкою зимою…», «Осенний вечер», «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…».
Стихи поэта о природе настолько музыкальны, что похожи на песню. Они лишены какого-либо уныния, восхищение и спокойствие, единение с природой – таков мотив пейзажной лирики Тютчева.
«Неохотно и несмело»
«Неохотно и несмело»
В июне 1848 г. Ф. И. Тютчев ехал из Петербурга в село Овстуг к друзьям. По дороге его застала гроза. Природное явление вдохновило поэта на написание анализируемого стихотворения. Впервые его опубликовали в журнале «Киевлянин» за 1850 г. под названием «Гроза дорогою».
Тема стихотворения
В произведении раскрывается тема красоты природы, объятой громом и молниями. Система образов стихотворения состоит из природных явлений: солнца, молнии, дождя и грозы. В последнем катрене появляется образ земли. За всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Это человек, который замечает даже малейшие изменения в окружающем мире. В стихотворении он играет роль созерцателя и рассказчика. В начале произведения лирический герой рассказывает, как небо только начинают затягивать тучи. Первым их приближение замечает солнце. Кажется, небесное светило не очень радо такому «соседству», ведь поглядывает на поля «неохотно и несмело». Интересно, что в представлении Федора Ивановича хмурится не небо, а земля.
Композиция
Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией, завершение грозы. Формально стихотворение состоит из пяти катренов. Каждое четверостишье посвящено определённому образу природы. Кроме того, формальная композиция позволяет оригинально воспроизвести приближение грома и молнии. Если в первом катрене гроза слышится далеко, то в четвёртом она вовсю бушует над землей, а в последнем мы уже видим не грозу, а образ земли после грозы.
Средства выразительности
Главным инструментом для создания пейзажа являются средства выразительности. При помощи них автор показывает, что у каждого природного явления, подобно человеку, есть свой характер и душа. Главную роль играют олицетворения: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и смелей», метафоры: «в сиянье потонула вся смятённая земля», «Пламень окаймил её края». Они позволяют очеловечить образы солнца, земли, грома. Эпитеты наполняют пейзаж звуками, цветом, эмоциями: «ветер тёплый», «дальний гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятённая земля». Инструментом для передачи звуков грозы служит также аллитерация. В некоторых стихах нанизаны слова согласным «р»: «и раскаты громовые всё сердитей и сильней». Содержание требует от некоторых строк восклицательной интонации. Однако восклицания автор не использовал, видимо, спокойный тон отображает смятение земли, которая замерла в ожидании свежести и влаги.