Школа № Дата ____________ _____________ _____________
Предмет урока: Русский язык Класс 12 ____________ _____________ _____________
Тема урока: | Ф. И. Тютчев. «Листья», «Неохотно и несмело…» Фонетика |
Цель урока: | 1. Раскрыть идейное – содержание стихотворения . «Листья», «Неохотно и несмело…» Фонетика, повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “ Фонетический разбор ”. |
|
| 2. Воспитывать интерес к русскому языку. Воспитание любви к Президенту, к своей Родине, к родной природе. |
Вид урока: | повторение |
Оборудование | Таблицы, дидактические материалы |
Ход урока.
1. Организационный период урока:
1) Приветствие; Дата; Проверка посещаемости и запись в журнале;
2) Проверка готовности учащихся к уроку и наличия учебных принадлежностей;
2. Проверка выполнения домашнего задания:
Ответить на вопросы:1. Какие образы у вас возникают при упоминании родной земли? Почему? 2. Как поэт описывает красоту туркменской земли? Найдите и прочитайте из стихотворения эти строки. 3. Найдите и прочитайте строки о храбрости туркмен?
3. Подведение итогов пройденной темы: Обобщение пройденной темы
4. Объяснение новой темы: План урока:
1. Раскрыть идейное – содержание стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…»
2. Закрепить умение отличать гласные и согласные звуки
3. Знать особенности гласных букв е,ё,я,ю.
К концу урока учащиеся будут знать:
- Какое чувство стремится выразить поэт в этом стихотворении
- Какую роль здесь играет художественные средства языка
К концу урока учащиеся будут уметь:
- раскрывать идейное – содержание стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…»
- определять мягкость-твёрдость звуков
- отличать гласные и согласные звуки и буквы
Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе. Иногда автор использует также приём отображения своего внутреннего мира через изображение природы. Философская лирика – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях.
Особенности лирики Природа у Тютчева – живой, чувствующий организм. И сам пейзаж у Тютчева показан через лирические переживания человека, связан с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о любви, о человеческой судьбе.
Листья Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят, – Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. | Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Всё красное лето Мы были в красе – Играли с лучами, Купались в росе!.. | Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! | О буйные ветры,Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!.. 1830 г. |
СТИХОТВОРЕНИЕ «ЛИСТЬЯ»
1)В какой форме написано стихотворение? 2)Какие две контрастные картины рисует автор? 3)С какой просьбой обращаются листья к ветру? 4)Какой философский смысл содержится в этом стихотворении?
БЫСТРОТЕЧНА ЖИЗНЬ ЛИСТЬЕВ, ТАК ЖЕ, КАК И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА… Листья не хотят даром висеть и желтеть и просят Ветер унести их на юг, туда, куда улетели птицы, чтобы жить полной радостной жизнью. В быстротечности жизни листьев и печаль, и красота. В стихотворении чувствуется настроение грусти, печали от предопределённости всего живого на земле.
Особенности лирики. Природа у Тютчева – живой, чувствующий организм. И сам пейзаж у Тютчева показан через лирические переживания человека, связан с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о любви, о человеческой судьбе.
Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…»
Неохотно и несмело… Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – | Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля – И в сиянье потонула Вся смятенная земля. 1849 г. |
- Как Ф.И. Тютчев изображает приближение грозы в стихотворении “Неохотно и несмело...”? Какими словами передаёт он изменения в природе?
Ф.И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы с помощью олицетворения: солнце “смотрит” “неохотно и несмело”, земля “принахмурилась”. Затем поэт перечисляет явления, которые видит и чувствует: порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождь. Этим точным перечислением автор передаёт изменения в природе. Учитель подчеркнёт, что это перечисление явлений именно точное, описание соответствует тому, как приближается гроза в природе.
- Найдите олицетворения. Какова их роль?
Тютчев в этом стихотворении олицетворяет солнце, землю и громовые раскаты. О солнце поэт говорит: сначала оно “смотрит на поля” “неохотно и несмело”, в конце “взглянуло // Исподлобья на поля”. Земля сначала “принахмурилась” и после сердитых и смелых громовых раскатов “вся смятенная земля” потонула в сиянии.
Роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживых существ и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека, показать их единство.
- Какие эпитеты, сравнения передают одухотворенность природы?
- Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки.
- В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от наблюдения за грозой?
Отметим наиболее показательные в этом отношении строки.
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Выполните фонетический разбор слов:
Золото, мать, страна, степь, юрист, мёд, речь.
Образец: Золото [золата] -6 букв,6 звуков, 3 гласных и 3 согласных, ударение падает на первый слог,зо-ло-то
З[з]-согласный, звонкий,твердый;
О[о]- гласный, ударный;
Л[л]-согласный, звонкий, твердый;
О[а]- гласный, безударный;
Т[т]-согласный, глухой, твердый;
О[а]- гласный, безударный.
6 букв; 6 звуков.
Закончите фразы.
-
Фонетика – это раздел языкознания, …..
-
Звуки – это …., а буквы -это…..
-
В русском языке … буквы, из них … гласные звуки, а … - согласные.
-
Не обозначают звуков буквы …. .
-
Шипящие звуки …. .
-
Мягкость согласного обозначается …..
-
Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й)
-
Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)
5. Закрепление новой темы: Ответить на вопросы :1.На какие 2 группы делятся звуки?
2.Какие звуки всегда звонкие? 3.Какие звуки всегда глухие? 4.Какие звуки всегда мягкие?
5.Какие всегда твердые? 6.Когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков?
6. Задание на дом: Выполните фонетический разбор слов: скамья, съезд. Объясните разницу в звучании и написании слова съезд с точки зрения фонетики и орфографии.
7. Подведение итогов урока и оценка знаний учеников.
1) Обобщение; 2) Оценить знаний учеников.
Подготовила учительница русского языка:
Примечание: _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Завуч средней школы №