СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…».»

Технологическая карта урока

Дата: ________________

Предмет: литература

Тема: 6 класс, № 40. Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…».

Тип: урок «открытия» нового знания.

Цель: организация деятельности обучающихся для знакомства с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева; определения мастерства поэта

в стихотворениях, разбираемых на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному.

Метапредметные: с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления.


Личностные:готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения.

Воспитательные: устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.); воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы, приемы организации учебной деятельности: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстративный метод), практический (упражнения), метод проблемного обучения (исследовательский метод, частично-поисковый метод).

Межпредметные связи: связь с историей.

Ресурсы урока: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1670425894&tld=ru&lang=ru&name=konspekt_uroka-f.i-tjutchev-slovo_o_poehte-osobenn.

Учебно-методический комплекс: учебник «Литература» 6кл, 1 ч., В. Я Коровина, В. П. Журавлев; наглядный материал, дидактический материал.








Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности


Приветствие.

Проверка готовности к уроку. (Отмечаем отсутствующих, записываем число в тетрадях)



Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку.

М. Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание Планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний. Целеполагание




Проверка домашнего задания. (Выразительное чтение наизусть стихотворения «Не шуми ты, рожь…»).


- Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым отношением к природе  отмечены стихи, написанные Федором Ивановичем Тютчевым.

Сформулируем тему.


Записываем тему в тетради.


Какие задачи поставим перед собой?

Я хочу вспомнить…

Я хочу понять…

Определяют тему урока. Составляют плана на урок.


К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

III. Основная часть



Поздней осенью 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье Тютчевых Ивана Николаевича и Екатерины Львовны родился сын Федор.

Детские годы Ф.И.Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова.
Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Огромное влияние на юного поэта оказала природа, на лоне которой он рос и воспитывался.


И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшей еще в детстве.

Судьба Федора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу
в Германию, а затем в Италию. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от родной природы.


Тоска по родине помогла создать прекрасные образы родной природы, проникнутые грустью, трепетной и нежной любовью. После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя.


Тютчев был почти ровесником Пушкина (моложе его на четыре года).


Но когда Пушкин был уже прославленным поэтом, Тютчев еще не был известен широкому кругу читателей. Пушкин один из первых оценил стихи Тютчева и напечатал их в 1836 году в своем журнале
«Современник».


А первый сборник стихов поэта вышел в свет почти двадцать лет спустя, в 1854 году, когда Тютчеву исполнилось уже пятьдесят лет.


Стихи Тютчева высоко ценили В.Жуковский,
А.Пушкин, Н.Некрасов, Л.Толстой. И.С.Тургенев, подготовивший к печати первый сборник стихотворений поэта, писал о
Тютчеве в предисловии: «Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно».


Именно Фёдор Иванович Тютчев поможет нам сегодня постичь красоту окружающего мира.


Ответьте на вопросы.

- Когда и где родился Ф.И. Тютчев?
- Где прошло детство будущего поэта?
- Какой поэт оказал на него большое влияние?
- Сколько лет провёл Тютчев на дипломатической работе?
- Что лежит в основе тютчевской лирики? (Созерцание природы и проникновение в её мир, в её тайную жизнь).


«Неохотно и несмело...».

Чтение стихотворения.
Беседа.
- О чём это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто? (Чувством радости при виде пробуждающейся природы. Смена картин природы помогает поэту передать смену настроений: от чувства неуверенности и ожидания до радости обновления).
- По каким признакам можно определить, что это ранняя весна?
- Какие образы и картины в описании грозы показались вам самыми выразительными?
Почему?
- Какими художественными средствами пользовался поэт для описания весенней грозы? Какова роль этих средств в тексте?
Тютчев изображает постепенное приближение грозы, приготовление к ней природы. В описании грозы Тютчев использует эпитеты: «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий», «раскаты громовые»; олицетворение: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «солнце раз еще
взглянуло исподлобья на поля». Солнце наделяется свойствами живого существа.
Сравнение: «вихрем пыль летит с полей» показывает динамизм, стремительность действий.
— Найти в тексте слова, обозначающие краски окружающего мира, и попытаться определить их художественную функцию. (Мир природы у Тютчева всегда многолик и разноцветен. В стихотворении есть целый ряд слов, обозначающих “окраску” мира. Эти слова создают зрительный ряд и помогают нам явственнее увидеть и определить, как зрительные образы помогают понять смысл стихов. Хотя почти весь текст окутан мраком наступающей грозы, но мысль о грозе как временном явлении подчёркивают яркие цветные картины: “зеленеющие нивы”, “синей молнии струя”, “пламень быстрый и летучий”, земля “в сиянье”).
Описание грозы динамично и построено по принципу сменяющихся картин.

Вначале это солнце, боящееся приближающейся грозы.


Затем порывы ветра, наступающий сумрак, когда зелень полей кажется темнее.


Центральная картина — вспышка молнии. В ней наиболее яркие цветовые образы.


Следом идёт изображение расходящегося дождя, поднятой ветром пыли и усиление громовых раскатов.


И в завершение — конец грозы, вновь появившееся солнце,
залившее мир сиянием.


Кольцевая композиция тютчевского текста подчёркивает мысль о том, что гроза — это явление временное, что она обязательно пройдёт и солнце снова воссияет на небе.


Торжественный оттенок придаёт тютчевскому тексту устаревшая и возвышенная лексика: струя, пламень, смятенная.



«С поляны коршун поднялся...».

Чтение стихотворения.
Беседа.
- Какое сравнение содержится в этом стихотворении? (Человек сравнивается с хищной птицей - коршуном).
- В чём смысл сопоставления коршуна и человека? (Природа дала коршуну два мощных крыла, чтобы парить в высоте, а человек, лишённый крыльев, словно «прирос к земле» - ему не
подняться в небо).

- В чём заключён философский смысл этого стихотворения? (В стихотворении ставится вопрос о назначении человека. Человек не может слиться с природой. Даже наделённый
крылатой мыслью, он остаётся приросшим к земле).


Стоит обратить на слово дале. Эта архаическая форма придаёт
тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.
Антитеза: Человек и птица противопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Мощь и величие птицы подчёркивается и синтаксическим
удвоением: “два мощных, два живых крыла”. Логическое ударение на слове мать показывает связь природы и коршуна, её “сына”.


С интонацией грусти звучат финальные 7–8-й стихи, образующие вторую часть стихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”. Эти слова и выделяются логическим
ударением.


Очень важно правильно прочитать последнюю строчку, в которой есть внутреннее противопоставление. Человек — “царь земли”, но именно поэтому он “прирос к земли” и не может летать, не может слиться с природой, как птица.


Употребление в последнем стихе архаической
формы “к земли” делает рассуждения поэта соотнесёнными с образом времени, подчёркивая извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

М. Умение строить логическое рассуждение.

IV. Первичное закрепление


Инсценировка, выразительное чтение.


Выполняют задания. Делают выводы.

К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Оценивание усваиваемого содержания.

V. Итог урока рефлексия



Итог.

Пейзажная лирика – одна из основных примет творчества Ф.И. Тютчева. Но точнее её называть пейзажно-философской.


Картины природы никогда не даются сами по себе, не являются
самоцелью, хотя восхищают своей эмоциональностью, выразительностью, живописностью.

Пейзаж у Тютчева всегда показан через лирические переживания, связан с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о любви, о судьбе.

Ф.И. Тютчев прожил 70 лет, жизнь его была насыщена многими событиями, встречами с замечательными людьми, известными поэтами и литераторами. Ф.И. Тютчев оставил богатое литературное наследство. Его стихи продолжают радовать нас спустя полтора столетия.




Рефлексия.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: 

1) стихотворение одно на выбор учить.

2) с. 193-194 изучить и составить конспект.

3) по желанию нарисовать рисунок к стихотворению.

Оценки за урок …

Спасибо за работу, урок окончен.

Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание.

К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!