1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | | Приветствие учителем учащихся. Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе. Проверка готовности учащихся к уроку. Чтение наизусть учителем строк из стих. «Зима недаром злится, Прошла ее пора — …» - Знакомы ли эти строки? - Кто автор? | Ответы детей | 2 мин |
2 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | №1 видеофрагмент Портрет Ф.И. Тютчева. № 2. Интерактивное задание. | 1.Демонстрация. Беседа. Сегодня нам предстоит интересная встреча с ещё несколькими произведениями Федора Ивановича Тютчева, гениального русского поэта. - Что вы знаете о жизни поэта и его творчестве? -Назовите годы его жизни. -Кого из современников Ф.И. Тютчева вы знаете, читали их произведения? 2. Практическое задание. Отметь авторов живших в одну эпоху с Ф.И. Тютчевым. | Ответы детей Парная работа Выполняют задание по определению современников Ф.И. Тютчева | 6 мин |
3 | Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов | | - Федор Иванович написал прекрасные стихи о природе. Давайте их вспомним. - Какие стихотворения этого поэта вы помните наизусть? Прочитайте. | Ответы детей Чтение наизусть знакомых стихотворений | 3 мин |
4 | Постановка учебной задачи. | | На этом уроке мы снова окунёмся в поэтический мир стихов Ф.И. Тютчева. Мы познакомимся с некоторыми стихотворениями и попробуем понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт поэт, и воссоздавать всё это в своём воображении. | | 1мин |
5 | Изучение нового материала | | 1.Рассказ учителя. Федор Иванович приходит к нам в детстве. Трудно найти человека, который не знал бы этого замечательного поэта. Ещё при жизни его называли “воспивающий красоту природы”. 2.Чтение текста о детстве А.С.Пушкина. ( индивидуальный текст на столах) 3.Словарная работа. | Чтение про себя, выделяя непонятные слова. | 4 мин |
6 | Чтение стихотворения «Еще земли печален вид» | № 3 аудиозапись | 1. Точная дата написания стихотворения «Ещё земли печален вид», к сожалению, неизвестна, но есть основания полагать, что оно было написано в ранний период творчества поэта. Как отмечает большинство литературоведов, это предположение подтверждает и тот факт, что произведение наделено теми чертами, которые были характерны именно для ранней лирики Тютчева.. Это лирическое стихотворение, оно относится к пейзажно-философской лирике (Тютчев считал природу одушевлённой и поэтому свои пейзажные описания он сопровождает философскими размышлениями). 2 . Послушаем стихотворение Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид» в исполнении актера 3.Проверка восприятия. - Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе можете представить, прослушав это стихотворение? 4. Ответы на вопросы, с.138 5. Выразительное чтение стих. (2-3 уч) Чьё чтение вам больше понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы Словесное рисование картин Выразительное чтение | 6 мин |
7 | Физминутка. | №4 музыкальное сопровождение | Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. Вы, наверное, устали? Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | | 3 мин |
8 | Чтение и анализ стихотворения «как неожиданно и ярко» | | 1. Чтение стихотворения учителем 2.Выразительное чтение стихотворения детьми. 3.Ответы на вопросы. Стр.140 | выразительное чтение стихотворения Парная работа. | 5 мин |
9 | Развитие речи. | № 5. «Золотая осень» И.И.Левитан № 6. «Осенняя песня» - из «Времен года» П. Чайковского | -Какое сейчас время года? - Осень вызывает у человека чувство чего-то торжественного и величавого. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой!» (И. Бунин) По- разному воспевают красоту осенней природы художники, композиторы, поэты. 1.Беседа по картине. Как художник изображает осеннюю пору? 2. Послушайте «Осеннюю песню» - одну из лучших пьес из альбома «Времена года» П. И. Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном. - Это, скорее, песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим «душа поет». В русской поэзии можно найти чудесные примеры, описывающие подобное состояние души, все его оттенки. | Ответы детей аудиозапись | 6мин |
10 | Итог урока | | Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Справились ли мы с поставленной задачей: понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт Тютчев в своих стихотворениях, воссоздать всё это в своём воображении, найти используемые поэтом изобразительно-выразительные средства? | Ответы детей | 3 мин |
11 | Домашняя работа | | Домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть стр. 138-140 | | 1мин |