Урок литературы в 6классе
Природа и человек в стихотворениях Ф.И. Тютчева
Цели урока:
введение учащихся в художественный мир стихотворений Ф.И. Тютчева о
природе;
обучение анализу стихотворения.
Задачи урока:
расширить полученные учащимися в 5 классе представления о лирике Ф.И.
Тютчева;
Ход урока
Используйте существительные, глаголы и прилагательные-эпитеты, характеризующие как
природу, так и человека.
А теперь в графе ниже запишите, как связаны и как взаимодействуют
человек и природа.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК
все, что нас окружает; каждый из нас; живое
бывает живая и неживая; весь мир; существо; тот, кто всегда думает о хорошем и
природа - это огромный мир, он нас принимает поступает разумно
и не принимает, если мы живем неправильно.
Добрый, чуткий человек любит природу; человек живет в природе;
природа красива; человеку обязательно надо охранять природу; природа может помогать
человеку, а может ему препятствовать в чем-то, например, человек может заблудиться в
дремучем лесу; человек часто не замечает прекрасную природу вокруг, потому что ему некогда.
Сегодня на уроке мы познакомимся с такими формами взаимоотношений
ЧЕЛОВЕКА и ПРИРОДЫ, которых вы в своих ответах не назвали.
Биография Тютчева
Давайте проверим, а хорошо ли вы
помните стихи Ф.И. Тютчева, которые мы
читали в прошлом году?
Весенняя гроза
Люблю грозу вначале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул , пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...
. Выразительно прочитайте стихотворение
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят—
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят—
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней
Какая тема объединяет стихотворения, которые мы вспомнили?
(Оба стихотворения о природе, о весне, их
объединяет общая тема; стихотворения о том, что все вокруг живое: «весна идет,
выслала вперед»).
Работа с новым материалом.
1. Восприятие, осмысление и интерпретация стихотворения «С поляны коршун
поднялся…» происходит в процессе работы малых групп. Группы формируются по
желанию на основе выбранного вида работы.
Листы с заданиями для групп:
Литературоведы Комментаторы: Литературоведы:
лексика (словарь) роль глаголов роль существительных
Задачи: Задачи: Задачи:
- прокомментируем - восстановим события - найдём в тексте
некоторые слова, которые
трудно сразу понять; найдем в тексте глаголы и расскажем об их роли;
- попробуем объяснить их. раскроем их значение; - определим, о чем
- расскажем о настроении
лирического героя.
Группа № 1. Комментаторы. Вызвало трудности слово взвился,
но мы решили, что это из-за необычного ударения, такая форма получается более
торжественной и подчеркивает силу и красоту коршуна. Еще слово дале, значение
понятно, а вот форма такая, как говорили раньше, а устаревшие слова используются в
высоком стиле, для торжественных случаев, то есть еще более подчеркивается красота
и мощь коршуна, даже его величие. Форма к земли тоже устаревшая. Получается, что
человек, когда прирос к земли, как бы устарел, потому что не движется. Итоги:
устаревшие слова и формы слов.
Действительно, это формы, пришедшие из старославянского языка, а старославянизмы указывают на принадлежность текста к высокому стилю.
Группа № 2. Литературоведы. В 1 четверостишии 4 глагола
(поднялся, взвился, вьется, ушел) – все они обозначают движение, а взвился и вьется –
очень активное движение, но не резкое, а плавное, мощное, красивое; то есть у Тютчева
природа вся в движении. А во 2 четверостишии всего 2 глагола (дала – относится к коршуну, а прирос – к человеку), и обозначает второй глагол скорее какую-то устойчивость, а не движение. Читать эти строки надо медленно и размеренно.
Итоги:
Природа в стихотворениях Тютчева - живая, динамичная, находится в движении, а человек - в покое, сама возможность движения для него исключается (прирос)
Группа № 3. Литературоведы. В стихотворении важны образы
неба, земли, сильного, мощного, свободного коршуна и человека, привязанного к земле, даже как будто придавленного к земле в поте и в пыли.
Итоги: Образы: человек, коршун. Природа – сильная, свободная (небо, небосклон),
огромный мир, человек - не царь земли, а маленькая ее часть.
Выберите термины, необходимые для понимания стихотворения
«С поляны коршун поднялся…
Антитеза. Метафора. Олицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет. Хорей. Ямб.
Группа № 4. Литературоведы. Стихотворение построено на
противопоставлении земли и неба, коршуна и человека, движения (взвился) и неподвижности (прирос). И еще – коршун взлетает с поляны в небо – это в начале, а в последней строке человек как бы возвращает действие на землю. Повторы в стихотворении очень важны, хоть они не всегда полные. Коршун взвился и вьется, поднялся высоко и выше, к небу и за небосклон, у него два мощных, два живых крыла (эпитеты), и то, что даже крылья у него живые, усиливает впечатление красоты и гармонии коршуна с природой. А человек царь земли, но прирос к земли. Повторы усиливают противопоставление образов коршуна и человека, а также делают стихотворение чуточку мрачным. Итоги: повторы, эпитеты, противопоставление (антитеза). Природа – величественная; человек думает, что велик (царь земли), но мал и ничтожен перед природой.
Комментарий учителя: В стихотворении противопоставлены небо - символ
высокого, идеального, красоты и гармонии и земля, от которой не может оторваться
человек, - символ повседневности, приземленности. Небо - идеал, который недостижим для лирического героя Тютчева.
Группа № 5. Чтецы. Стихотворение написано четырёхстопным
ямбом, читать его следует медленно, торжественно, это подчёркивает и парная
рифмовка, Тютчев здесь говорит о величии природы, а в последних двух строках, где появляется человек, надо перейти на более лирический лад, на медленный темп. Читать надо торжественно и печально. Ещё в конце обоих четверостиший нужно повышать голос, как бы сравнивая коршуна и человека. Также надо слегка повышать голос, когда читаешь о небе, и понижать, когда о земле. Итоги: читать стихотворение медленно, торжественно и печально (вторую строфу). Читают.
Мы прочитали стихотворение Ф.И. Тютчева. Сейчас
вспомните,что сегодня вы на примере стихотворений Ф.И. Тютчева познакомились с такой формой взаимоотношений ЧЕЛОВЕКА и ПРИРОДЫ, о которой вы не задумывались.
Перед вами характеристика двух типов лирических стихотворений. К
какому из них относится «С поляны коршун поднялся…»? Докажите.
Это философская лирика, потому что стихотворение не
только о природе, сильной, прекрасной и гармоничной, но и о месте человека в мире и в
природе.
О чем стихотворение «С поляны коршун поднялся…»?.
Стихотворение повествует о неравенстве сил между
человеком и другим существом, превосходящем его в природе. О том, что у каждого есть свое место в жизни. Человек не может быть таким же свободным, как коршун.
Это стихотворение о том, что человек считает себя царем земли. Но на самом
деле это не так. Он лишь часть природы, которая его окружает. Тютчев пишет, что
люди приросли к земле и стоят «в поте и в пыли». Также в этом стихотворении
рассказывается о мощи коршуна, в которой отразилась природа.
Расскажите, что вы почувствовали и что открыли для себя, когда слушали стихотворение. Не забудьте, что вы можете использовать знакомые вам литературоведческие термины
В стихотворении Тютчев вновь одушевляет природу,
используя олицетворение («солнце смотрит», «принахмурилась земля»), поэтому картины природы как будто оживают… - Природа постоянно в движении, картины сменяют одна другую, но в завершении, как и в начале, появляется солнце, которое заливает светом землю. Понять это мне помогает повтор. Стихотворение написано четырехстопным хореем, что придает легкость его звучанию и подчёркивает постоянное движение.
Какой ты видишь природу в стихотворении «Неохотно и несмело»
Природа изменчивая – то сердитая и холодная, грозная и суровая, добрая и красивая, она живая, поэтому много олицетворений (солнце «смотрит», земля «принахмурилась»). В ней все в движении. Тютчев показывает, как солнце согревает землю, как гроза с дождем смывают пыль с полей, как зеленеет нива.
Я вижу погоду в этом стихотворении меняющейся. Сначала было солнце, после пошел дождь, и после дождя опять выглянуло солнышко. Тютчев показывает, что смена погоды означает жизнь: «Зеленеющие нивы зеленее под грозой».
Ребята, а мы можем определить «место действия» стихотворений
Ф.И. Тютчева? Из ответов учащихся: Это наш русский пейзаж. Россия. В своих стихотворениях Ф.И. Тютчев изображает русскую природу, перед нами прекрасные, такие родные, такие близкие и понятные нам картины.
Перед вами литературоведческие термины. Используйте их для ответа.
Антитеза – противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов, композиционных или сюжетных элементов произведения.
Метафора - переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Олицетворение - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.
Повтор – родовое название средств художественной выразительности.
Сравнение - уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания.
Эпитет - образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Хорей - двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.
Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.
Дом. задание