СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф.И.Тютчев. Стихотворение "Листья".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стиховторения по вопросам, которые бали заданны на дом. (см. през. по теме "Неохотно и несмело")

Просмотр содержимого документа
«Ф.И.Тютчев. Стихотворение "Листья".»

Анализ стихотворения Год написания, возраст поэта. О чем это говорит?  Стихотворение «Листья» относится к раннему периоду творчества Ф.И. Тютчева. Оно было написано в 1830 году , когда его автору едва исполнилось 17 лет. Этот факт говорит о том, что уже в юности поэт тонко чувствовал не только красоту природных явлений , но и суть человеческой души.

Анализ стихотворения

  • Год написания, возраст поэта. О чем это говорит?

Стихотворение «Листья» относится к раннему периоду творчества Ф.И. Тютчева. Оно было написано в 1830 году , когда его автору едва исполнилось 17 лет. Этот факт говорит о том, что уже в юности поэт тонко чувствовал не только красоту природных явлений , но и суть человеческой души.

Анализ стихотворения 2. Какие образы возникают в стихотворении? Что собой они символизируют ? Что под ними подразумевается? Основным в стихотворении является образ листьев . Причем, следует отметить, что именно от имени листьев ведется монолог, рассуждение в стихотворении, т.е. лирический герой в данном стихотворении – листья. Листья не хотят « висеть и желтеть », им нужны перемены, они желаю, чтобы ветер унес их как можно быстрее: « Скорее, скорее! / Мы ждать не хотим » Также возникает образ сосновых и еловых игл – « тощая зелень », которая « ввек не желтеет, / Но ввек не свежа», т.е. не меняется, остается прежней, живет однообразной жизнью. Можно предположить, что листья символизируют собой два образа жизни . Листья – люди, жаждущие перемен , не желающие сидеть на месте, стремящиеся к чему-то. Для них каждый день жизни – имеет смысл.  А иглы сосен и елей – другой тип людей, которые живут изо дня вдень одной и той же жизнью, у которых нет стремлений . Они не умеют жить полноценно, ценить жизнь.

Анализ стихотворения

2. Какие образы возникают в стихотворении? Что собой они символизируют ? Что под ними подразумевается?

Основным в стихотворении является образ листьев . Причем, следует отметить, что именно от имени листьев ведется монолог, рассуждение в стихотворении, т.е. лирический герой в данном стихотворении – листья. Листья не хотят « висеть и желтеть », им нужны перемены, они желаю, чтобы ветер унес их как можно быстрее: « Скорее, скорее! / Мы ждать не хотим »

Также возникает образ сосновых и еловых игл – « тощая зелень », которая « ввек не желтеет, / Но ввек не свежа», т.е. не меняется, остается прежней, живет однообразной жизнью.

Можно предположить, что листья символизируют собой два образа жизни . Листья – люди, жаждущие перемен , не желающие сидеть на месте, стремящиеся к чему-то. Для них каждый день жизни – имеет смысл. А иглы сосен и елей – другой тип людей, которые живут изо дня вдень одной и той же жизнью, у которых нет стремлений . Они не умеют жить полноценно, ценить жизнь.

Анализ стихотворения 3. Какой прием лежит в основе подачи этих образов в тексте? (метафора, антитеза, сравнение и т.д.). Почему вы так решили?  В основе подачи этих образов лежит антитеза – противопоставление: сталкиваются два типа людей , два образа жизни. В тексте это показано даже на языковом уровне. Автор использует слова с противоположным значением. Например: « торчат» - «цветем и блестим », «спят» - « играли с лучами », «купались в росе », «летим »; «тощая зелень», «иглы ежа» - «легкое племя»;  «не свежа» - «мы были в красе».

Анализ стихотворения

3. Какой прием лежит в основе подачи этих образов в тексте? (метафора, антитеза, сравнение и т.д.). Почему вы так решили?

В основе подачи этих образов лежит антитеза – противопоставление: сталкиваются два типа людей , два образа жизни.

В тексте это показано даже на языковом уровне. Автор использует слова с противоположным значением.

Например: « торчат» - «цветем и блестим », «спят» - « играли с лучами », «купались в росе », «летим »; «тощая зелень», «иглы ежа» - «легкое племя»; «не свежа» - «мы были в красе».

Анализ стихотворения 4. На сколько композиционных частей можно разделить стихотворение? Почему? 5.  Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в КАЖДОЙ композиционной части? Что он хочет ими показать? Стихотворение можно разделить на 4 части в соответствии с количеством строф. В первой части перед нами картина зимы . Для передачи однообразности того, как живут « сосны и ели », автор использует олицетворение : « сосны и ели…спят » (т.е. находятся в одном и том же состоянии). Также можно выделить и метафору : « в снега и метели закутавшись », с помощью которой сосны и ели представлены как люди, готовящиеся ко сну – под одеялом. Ярким эпитетом  «тощая зелень», «век не свежа» автор подчеркивает ее скудность.

Анализ стихотворения

4. На сколько композиционных частей можно разделить стихотворение? Почему?

5. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в КАЖДОЙ композиционной части? Что он хочет ими показать?

Стихотворение можно разделить на 4 части в соответствии с количеством строф.

В первой части перед нами картина зимы .

Для передачи однообразности того, как живут « сосны и ели », автор использует олицетворение : « сосны и ели…спят » (т.е. находятся в одном и том же состоянии).

Также можно выделить и метафору : « в снега и метели закутавшись », с помощью которой сосны и ели представлены как люди, готовящиеся ко сну – под одеялом.

Ярким эпитетом «тощая зелень», «век не свежа» автор подчеркивает ее скудность.

Анализ стихотворения 4. На сколько композиционных частей можно разделить стихотворение? Почему? 5.  Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в КАЖДОЙ композиционной части? Что он хочет ими показать? Во второй части – картина лета и яркой жизни листьев в это время. Всего с помощью двух эпитетов ( «легкое племя», «красное лето») создается точная картина лета, а эпитет « краткое  время» говорит о сожалении скоротечности этого периода. Для «оживления» листьев автор использует олицетворение , говоря от имени листьев и наделяя их человеческими способностями: « мы легкое племя », «.. на сучьях гостим », « мы … играли с лучами, купались в росе».

Анализ стихотворения

4. На сколько композиционных частей можно разделить стихотворение? Почему?

5. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в КАЖДОЙ композиционной части? Что он хочет ими показать?

Во второй части – картина лета и яркой жизни листьев в это время.

Всего с помощью двух эпитетов ( «легкое племя», «красное лето») создается точная картина лета, а эпитет « краткое время» говорит о сожалении скоротечности этого периода.

Для «оживления» листьев автор использует олицетворение , говоря от имени листьев и наделяя их человеческими способностями: « мы легкое племя », «.. на сучьях гостим », « мы играли с лучами, купались в росе».

Анализ стихотворения 4. На сколько композиционных частей можно разделить стихотворение? Почему? 5.  Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в КАЖДОЙ композиционной части? Что он хочет ими показать? В третьей части показана осень и следующее за ней увядание природы. С помощью таких олицетворений как « птицы отпели», «цветы отцвели», «лучи побледнели», «зефиры( теплые ветры ) ушли» автор передает постепенное затухание природы, ее тихое умирание, будто живого организма. Но вот картина наблюдения за природой прерывается риторическим вопросом листьев: « Так что же нам даром / Висеть и желтеть? » На этот вопрос они уже знают заранее свой ответ: « Не лучше ль за ними/И нам улететь! » ( риторическое восклицание)

Анализ стихотворения

4. На сколько композиционных частей можно разделить стихотворение? Почему?

5. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в КАЖДОЙ композиционной части? Что он хочет ими показать?

В третьей части показана осень и следующее за ней увядание природы.

С помощью таких олицетворений как « птицы отпели», «цветы отцвели», «лучи побледнели», «зефиры( теплые ветры ) ушли» автор передает постепенное затухание природы, ее тихое умирание, будто живого организма.

Но вот картина наблюдения за природой прерывается риторическим вопросом листьев: « Так что же нам даром / Висеть и желтеть? » На этот вопрос они уже знают заранее свой ответ: « Не лучше ль за ними/И нам улететь! » ( риторическое восклицание)

Анализ стихотворения 4. На сколько композиционных частей можно разделить стихотворение? Почему? 5.  Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в КАЖДОЙ композиционной части? Что он хочет ими показать? В четвертой  части мы слышим призыв, просьбу листьев к ветрам. Для этого автор использует повелительные предложения , используя такие глаголы как « сорвите», «умчите», «лет ите». Устойчивый эпитет « буйные ветры » передает силу осенних ветров и наделяет ветер чертами сказочного героя. А вот эпитет « докучных ветвей » точно передает отношение листьев к однообразной жизни на одном месте: «докучный – надоевший».

Анализ стихотворения

4. На сколько композиционных частей можно разделить стихотворение? Почему?

5. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в КАЖДОЙ композиционной части? Что он хочет ими показать?

В четвертой части мы слышим призыв, просьбу листьев к ветрам.

Для этого автор использует повелительные предложения , используя такие глаголы как « сорвите», «умчите», «лет ите».

Устойчивый эпитет « буйные ветры » передает силу осенних ветров и наделяет ветер чертами сказочного героя. А вот эпитет « докучных ветвей » точно передает отношение листьев к однообразной жизни на одном месте: «докучный – надоевший».

Анализ стихотворения 4. На сколько композиционных частей можно разделить стихотворение? Почему? 5.  Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в КАЖДОЙ композиционной части? Что он хочет ими показать? ПОЧЕМУ СТИХОТВОРЕНИЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ МНОГОТОЧИЕМ? (« Мы с вами летим!..») В конце стихотворения стоит знак восклицания и многоточие. Это значит, что его можно продолжить : за осенью придет зима, за зимой весна, а там и лето, осень и т.д. Т.е. природа движется по кругу. Перед нами кольцевая композиция .

Анализ стихотворения

4. На сколько композиционных частей можно разделить стихотворение? Почему?

5. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в КАЖДОЙ композиционной части? Что он хочет ими показать?

ПОЧЕМУ СТИХОТВОРЕНИЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ МНОГОТОЧИЕМ? (« Мы с вами летим!..»)

В конце стихотворения стоит знак восклицания и многоточие. Это значит, что его можно продолжить : за осенью придет зима, за зимой весна, а там и лето, осень и т.д. Т.е. природа движется по кругу. Перед нами кольцевая композиция .

Анализ стихотворения 6. Какова тема и идея стихотворения? ( О чем это стихотворение? Что автор хотел сказать этим стихотворением ?) Тема данного стихотворение – природа и человек. Автор показывает, что человек(общество) и природа похожи. Идея стихотворения заключается в том, что все в жизни, как и в природе, движется по кругу. Одно поколение сменит другое (как листья сменяют друг друга каждый год), и всегда будут те, кто стремится к спокойной размеренной жизни(« иглы ») и те, кто не желает мириться с обыденностью и покоем(« листья »). Но автор утверждает, что лучше прожить жизнь, как листья, наслаждаясь каждым мигом жизни, используя его, чем прозябать* свои дни. *Вести малосодержательную, унылую, безрадостную жизнь, бесцельное, пустое существование.

Анализ стихотворения

6. Какова тема и идея стихотворения? ( О чем это стихотворение? Что автор хотел сказать этим стихотворением ?)

Тема данного стихотворение – природа и человек. Автор показывает, что человек(общество) и природа похожи.

Идея стихотворения заключается в том, что все в жизни, как и в природе, движется по кругу. Одно поколение сменит другое (как листья сменяют друг друга каждый год), и всегда будут те, кто стремится к спокойной размеренной жизни(« иглы ») и те, кто не желает мириться с обыденностью и покоем(« листья »).

Но автор утверждает, что лучше прожить жизнь, как листья, наслаждаясь каждым мигом жизни, используя его, чем прозябать* свои дни.

*Вести малосодержательную, унылую,

безрадостную жизнь, бесцельное, пустое существование.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!