СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф. М. Достоевский. "Преступление и наказание". Наказание за преступление.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 10 классе. Достоевский. "Преступление и наказание". Наказание за преступление.

Просмотр содержимого документа
«Ф. М. Достоевский. "Преступление и наказание". Наказание за преступление.»

Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова.

Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова.

Цели : раскрыть перед учащимися сложный внутренний мир Раскольникова, его нравственные муки; рассказать о психологическом поединке Порфирия Петровича с Раскольниковым; выяснить, что заставило главного героя сделать «явку с повинной»; помочь учащимся осмыслить финал романа; показать начало нравственного возрождения Раскольникова через веру и любовь.

Цели : раскрыть перед учащимися сложный внутренний мир Раскольникова, его нравственные муки; рассказать о психологическом

поединке Порфирия Петровича с

Раскольниковым; выяснить, что

заставило главного героя сделать

«явку с повинной»; помочь учащимся осмыслить финал романа; показать начало нравственного возрождения Раскольникова через веру и любовь.

1. Кто такой Родион Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя. 2. В чем суть философии Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление?

1. Кто такой Родион Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя.

2. В чем суть философии Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление?

Суть философии Родиона Раскольникова: –  человек и общество преступны, поэтому понятия «преступление» не существует; –  страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирая средств; –  трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам; –  теория, разделяющая людей на две категории. Статья Раскольникова «О преступлении»; –  соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности; –  теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно, только проверив на деле, то есть совершив преступление.

Суть философии Родиона Раскольникова:

–  человек и общество преступны, поэтому понятия «преступление» не существует;

–  страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирая средств;

–  трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам;

–  теория, разделяющая людей на две категории. Статья Раскольникова «О преступлении»;

–  соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности;

–  теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно, только проверив на деле, то есть совершив преступление.

3. С какой целью Достоевский сталкивает Раскольникова с разными людьми? (С «сильными мира», матерью, сестрой, Мармеладовым, другом Разумихиным.)

3. С какой целью Достоевский сталкивает Раскольникова с разными людьми? (С «сильными мира», матерью, сестрой, Мармеладовым, другом Разумихиным.)

4. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?

4. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?

5. Почему, на ваш взгляд, Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?

5. Почему, на ваш взгляд, Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?

Наказание Раскольникова начинается ещё до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Наказание Раскольникова начинается ещё до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми – матерью и сестрой Дунечкой.

Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми – матерью и сестрой Дунечкой.

Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим.  Ложный путь , избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным мучениям, безысходным страданиям, к духовной смерти.

Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь , избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным мучениям, безысходным страданиям, к духовной смерти.

Психологические поединки Раскольникова  со следователем Порфирием Петровичем

Психологические поединки Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем

Часть III, глава 5. Первая встреча Раскольникова со следователем. Умный и наблюдательный Порфирий Петрович начинает анализировать теорию Раскольникова о праве сильной личности, «вникая во все мелочи и уточняя детали». Обращает на себя внимание и та тонкая психологическая игра, которую ведут противники. Это «начало борьбы, проба сил, первые подозрения».

Часть III, глава 5. Первая встреча Раскольникова со следователем.

Умный и наблюдательный Порфирий Петрович начинает анализировать теорию Раскольникова о праве сильной личности, «вникая во все мелочи и уточняя детали». Обращает на себя внимание и та тонкая психологическая игра, которую ведут противники. Это «начало борьбы, проба сил, первые подозрения».

Часть IV, главы 5–6. Вторая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. Следователь продолжает следствие, стремясь заставить подозреваемого признать свою вину. Вызывает восхищение высокое профессиональное мастерство Порфирия Петровича. Второй поединок – борьба достигает наивысшего накала. Измученный, исстрадавшийся Раскольников почти сломлен, быстро «сдает свои позиции», а ситуацией овладевает проницательный следователь.

Часть IV, главы 5–6. Вторая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем.

Следователь продолжает следствие, стремясь заставить подозреваемого признать свою вину. Вызывает восхищение высокое профессиональное мастерство Порфирия Петровича. Второй поединок – борьба достигает наивысшего накала. Измученный, исстрадавшийся Раскольников почти сломлен, быстро «сдает свои позиции», а ситуацией овладевает проницательный следователь.

Часть VI, глава 2. Третья встреча . Раскольников уже ждёт какого-то исхода, справедливого наказания, чтобы наконец-то освободиться от мук и безмерных страданий. Порфирий Петрович прямо обвиняет Раскольникова в преступлении. На вопрос: «Так кто же убил?» – следователь отвечает: «Как кто убил?.. да вы убили, Родион Романыч!» Он предлагает Раскольникову «явку с повинной».

Часть VI, глава 2. Третья встреча .

Раскольников уже ждёт какого-то исхода, справедливого наказания, чтобы наконец-то освободиться от мук и безмерных страданий. Порфирий Петрович прямо обвиняет Раскольникова в преступлении. На вопрос: «Так кто же убил?» – следователь отвечает: «Как кто убил?.. да вы убили, Родион Романыч!» Он предлагает Раскольникову «явку с повинной».

Обсуждение финала романа, встречи Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. 1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении? 2. Расскажите о встречах Раскольникова с Сонечкой. Что общего в их судьбе? (Часть IV, глава 4; часть V, глава 4; часть VI, глава 8.) Что значат для Раскольникова эти встречи? 3. Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня? 4. Почему каторжане ненавидят Раскольникова? 5. «Мир спасет красота», – считает Достоевский. Как вы это понимаете?

Обсуждение финала романа, встречи Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой.

1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении?

2. Расскажите о встречах Раскольникова с Сонечкой. Что общего в их судьбе? (Часть IV, глава 4; часть V, глава 4; часть VI, глава 8.) Что значат для Раскольникова эти встречи?

3. Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня?

4. Почему каторжане ненавидят Раскольникова?

5. «Мир спасет красота», – считает Достоевский. Как вы это понимаете?

Сонечке Мармеладовой суждено привести Родиона Раскольникова к покаянию и возрождению. В героине поражают убеждённость в своей правоте, самоотверженность, огромная любовь к людям, стремление помочь им.

Сонечке Мармеладовой суждено привести Родиона Раскольникова к

покаянию и возрождению. В героине поражают убеждённость в своей правоте, самоотверженность, огромная любовь к людям, стремление помочь им.

Видя терзания Раскольникова, сочувствуя ему всем сердцем, она, робкая и тихая, советует Раскольникову принять страдание и «искупить себя им».

Видя терзания Раскольникова, сочувствуя ему всем сердцем, она, робкая и тихая, советует Раскольникову принять страдание и «искупить себя им».

«Раскольников не осознал свой грех, не раскаялся, но по настоянию Сони он все-таки идёт на площадь и несёт туда своё нераскаянное покаяние», – пишет Н. С. Прокурова.

«Раскольников не осознал свой грех, не раскаялся, но по настоянию Сони он все-таки идёт на площадь и несёт туда своё нераскаянное покаяние», – пишет Н. С. Прокурова.

В эпилоге романа Раскольников и Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям, церкви, к родной почве идёт по нарастающей.

В эпилоге романа Раскольников и Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям, церкви, к родной почве идёт по нарастающей.

Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Тема сочинения:   ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЕСТЬ ИСТИННЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И В ЧЁМ ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ПРОИСХОДЯЩЕЕ?

Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению по роману

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Тема сочинения:

 

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЕСТЬ ИСТИННЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И В ЧЁМ ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ПРОИСХОДЯЩЕЕ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!