учитель русского языка и литературы МАОУ г. Владимира «Лицей №14»
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. |
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. Выставка книг детективного жанра и среди них роман «Преступление и наказание», деление школьников на группы в соответствии с выбранной книгой | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности |
Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России. регулятивные УУД: целеполагание | . Проблемный вопрос: Что объединяет книги на стеллаже? -не кажется ли какая-то из книг лишней? Проблемный вопрос: Подумайте, как сам автор отнёсся бы к тому, что его роман оказался среди современных детективов? Можно ли считать психологический роман Ф.М. Достоевского детективом? | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. |
Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | Задание: Вспомните знакомые вам книги предложенного жанра. Попытайтесь определить, что такое детектив? Целеполагание. Сформулируйте тему нашего урока. | Отвечают на вопросы. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
1.Выборочная проверка знания текста | Словесный, познавательный, эвристический | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку. регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. | Проверка заполнение маркировочной таблицы | Чтение таблицы : Что приближает психологический роман к детективу | Что нового узнали о жанре | | | Отвечают на вопросы учителя. |
2.Работа с литературоведческими/историческими/обществоведческими понятиями. | | Материал, данный учителем без примеров Виды детектива Закрытый. Также известен как классический. Узкий круг персонажей, преступление совершается в ограниченных условиях или пространстве, следовательно подозреваются все. Пример: Агата Кристи «10 негритят» Исторический. Сюжет разворачивается в прошлом, известные исторические события и обстоятельства влияют на расследование прямо или косвенно. Пример: Умберто Эко «Имя розы» Психологический. Обстоятельства и последствия преступления настолько запутаны, что грозят свести с ума чуть ли не всех персонажей. Морок захватывает и самого читателя. Пример: А. Дж. Финн «Женщина в окне» Иронический. Может быть прямой сатирой, высмеивающей стереотипы жанра, а может — и вполне серьезной криминальной историей, просто написанной с обилием юмора. Пример: Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник» Фантастический. Преступление совершается в мире будущего, вымышленной вселенной, на другой планете. Пример: Станислав Лем «Расследование» Полицейский. Сюжет фокусируется на работе профессиональных полицейских и их ежедневной рутине. Пример: Александра Маринина «Настя Каменская» (серия книг) Шпионский/конспирологический. Ведет по следу шпионов, разведчиков, «спящих агентов». Действие может происходить и в военное, и в мирное время. Пример: Борис Акунин «Турецкий гамбит» Политический. Убит президент, похищена британская герцогиня — каким бы ни было преступление, оно должно влиять на политику. Чаще всего мировую. Пример: Фредерик Форсайт «День Шакала» Как с этими детективами соотносится роман Ф.М. Достоевского? | Групповая работа. Каждая команда должна подобрать примеры или определить вид выбранной в начале урока детективной истории. Оценивается правильность и скорость выполнения задания. Коллективная проверка. Предполагаемый ответ: Закрытый. Пример: Агата Кристи «10 негритят» Исторический. Пример: Умберто Эко «Имя розы» Психологический. Пример: А. Дж. Финн «Женщина в окне» Иронический. Пример: Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник» Фантастический. Пример: Станислав Лем «Расследование» Полицейский. Пример: Александра Маринина «Настя Каменская» (серия книг) Шпионский/конспирологический. Пример: Борис Акунин «Турецкий гамбит» Политический. Пример: Фредерик Форсайт «День Шакала» |
3.Мини-исследование в группе. | | Карта жанра Посмотрим, как строится большая часть детективов Герои: Пострадавший. Мертвый или живой, находящийся в заложниках или невинно попавший за решетку. Пусть не главный герой, но один из центральных персонажей, ведь вокруг него крутится интрига книги. Главный герой. Иногда «звезда» произведения. А иногда автор делает его «ненадежным рассказчиком», усиливая напряжение и сомнение в происходящем. Преступник. Может быть как «мелкой» личностью, так и злым гением. Ложный подозреваемый. Все указывает на него. Разумеется, он не при чем. Персонажи второго плана. О них не стоит забывать, ведь второстепенные герои тоже вызывают читательский Внутренняя структура Классические три части Заполните таблицу согласно роману «Преступление и наказание». Определитесь: можно ли согласно «Карте жанра» считать этот роман детективом? И к какому типу детективов вы тогда его отнесёте? | Исследовательская работа. Приложение 1 Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. |
Физ. минутка (пауза релаксации) | | личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. | Физ.минутка «Бабочка» Разминка при перемене мест в группе в зависимости от их роли | Выполняют физические упражнения |
Этап 4. Практикум. Работа с текстом |
Работа с текстом или видеорядом | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Смотрим фрагменты (30 сек) или читаем детективов по романам А. Марининой, И. Хмелевской, А. Кристи и фрагмент с преступлением по роману Ф.М. Достоевского (4 минуты) Что отличает преступление Раскольникова и само описание (изображение) этого преступления от других увиденных вами? Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта Выберите «двойников» Раскольникова, определите, кто из них может быть героем вашего детектива | Отвечают на вопросы учителя. Дают развёрнутые ответы. Групповая работа. |
2.Словарная работа | |
3.Выразительное / выборочное чтение учащимися. 4. Словесное рисование | Метод словесного рисования/пересказа/ | Постройте портрет героя из трех главных компонентов: 1. Внешность 2. Социальное положение героя, общественная позиция, политические и религиозные взгляды 3. Степень общительности, предубеждения, фантазии. | Чтение, работа с приложением 1 ручкой другого цвета (та же схема) |
В каждой группе есть свой художник. Он создаёт серию зарисовок с места преступления | Работа с приложением 2 Афиширование Представляют свой сюжет и свои иллюстрации |
5. Знакомство с иллюстрациями | Наглядный, частично-поисковый | Какая история и иллюстрации вам больше понравилась, почему? | Дают развёрнутый ответ на вопросы. |
Этап 6. Подведение итогов урока |
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. | Определяют жанровую принадлежность романа «Преступление и наказание» и предлагают свои детективные истории с героями Достоевского (Приложение 2) |
2.Самооценка | Самоанализ | | Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. |
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный | | Дифференцированное домашнее задание: дописать групповую работу, проиллюстрировать её или написать свой детектив по данным таблиц (Приложения 1,2) | Записывают задания в дневники. |
4.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Появились ли новые любители детективов и новые авторы? Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос |
Им может быть кто угодно — главное, чтобы у него был повод начать расследование:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это личный враг, омрачающий существование главного героя___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________