СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" - первый русский детектив

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Попытка сформировать представление о жанре и выйти за рамки романа

Просмотр содержимого документа
«Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" - первый русский детектив»

План-конспект урока

Учитель: Селезнева Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МАОУ г. Владимира «Лицей №14»

Предмет: литература, 10 класс

Название раздела, темы: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Первый русский детектив

Тема мероприятия: жанровое своеобразие романа

Цели урока: сформировать представление о жанре и выйти за рамки произведения


Планируемые результаты:

Личностные УУД: формировать навыки анализа, синтеза, самоанализа и самоконтроля.

Познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для создания собственного художественного текста.

Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы, заполнять таблицы); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.



План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Выставка книг детективного жанра и среди них роман «Преступление и наказание», деление школьников на группы в соответствии с выбранной книгой

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.

регулятивные УУД: целеполагание

. Проблемный вопрос:

Что объединяет книги на стеллаже?

-не кажется ли какая-то из книг лишней?

Проблемный вопрос: Подумайте, как сам автор отнёсся бы к тому, что его роман оказался среди современных детективов?

Можно ли считать психологический роман Ф.М. Достоевского детективом?


Анализ, сопоставление.


Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.


Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.






Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Задание:

Вспомните знакомые вам книги предложенного жанра.

Попытайтесь определить, что такое детектив?


Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.


Отвечают на вопросы.


Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.




Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок



Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


1.Выборочная проверка знания текста



















Словесный, познавательный, эвристический


познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.



Проверка заполнение маркировочной таблицы




Чтение таблицы :

Что приближает психологический роман к детективу

Что нового узнали о жанре





Отвечают на вопросы учителя.










2.Работа с литературоведческими/историческими/обществоведческими понятиями.



Материал, данный учителем без примеров

Виды детектива

Закрытый. Также известен как классический. Узкий круг персонажей, преступление совершается в ограниченных условиях или пространстве, следовательно подозреваются все.
Пример: Агата Кристи «10 негритят»

Исторический. Сюжет разворачивается в прошлом, известные исторические события и обстоятельства влияют на расследование прямо или косвенно.
Пример: Умберто Эко «Имя розы»

Психологический. Обстоятельства и последствия преступления настолько запутаны, что грозят свести с ума чуть ли не всех персонажей. Морок захватывает и самого читателя.
Пример: А. Дж. Финн «Женщина в окне»

Иронический. Может быть прямой сатирой, высмеивающей стереотипы жанра, а может — и вполне серьезной криминальной историей, просто написанной с обилием юмора.
Пример: Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник»

Фантастический. Преступление совершается в мире будущего, вымышленной вселенной, на другой планете.
Пример: Станислав Лем «Расследование»

Полицейский. Сюжет фокусируется на работе профессиональных полицейских и их ежедневной рутине.
Пример: Александра Маринина «Настя Каменская» (серия книг)

Шпионский/конспирологический. Ведет по следу шпионов, разведчиков, «спящих агентов». Действие может происходить и в военное, и в мирное время.
Пример: Борис Акунин «Турецкий гамбит»

Политический. Убит президент, похищена британская герцогиня — каким бы ни было преступление, оно должно влиять на политику. Чаще всего мировую.
Пример: Фредерик Форсайт «День Шакала»


Как с этими детективами соотносится роман Ф.М. Достоевского?

Групповая работа. 

Каждая команда должна подобрать примеры или определить вид выбранной в начале урока детективной истории. Оценивается правильность и скорость выполнения задания. Коллективная проверка.

Предполагаемый ответ:

Закрытый. 
Пример: Агата Кристи «10 негритят»

Исторический. 
Пример: Умберто Эко «Имя розы»

Психологический. 
Пример: А. Дж. Финн «Женщина в окне»

Иронический. 
Пример: Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник»

Фантастический. 
Пример: Станислав Лем «Расследование»

Полицейский. 
Пример: Александра Маринина «Настя Каменская» (серия книг)

Шпионский/конспирологический. 
Пример: Борис Акунин «Турецкий гамбит»

Политический. 
Пример: Фредерик Форсайт «День Шакала»





3.Мини-исследование в группе.



Карта жанра

Посмотрим, как строится большая часть детективов

Герои: Пострадавший. Мертвый или живой, находящийся в заложниках или невинно попавший за решетку. Пусть не главный герой, но один из центральных персонажей, ведь вокруг него крутится интрига книги.

Главный герой. Иногда «звезда» произведения. А иногда автор делает его «ненадежным рассказчиком», усиливая напряжение и сомнение в происходящем.

Преступник. Может быть как «мелкой» личностью, так и злым гением.

Ложный подозреваемый. Все указывает на него. Разумеется, он не при чем.

Персонажи второго плана. О них не стоит забывать, ведь второстепенные герои тоже вызывают читательский

Внутренняя структура

Классические три части

Заполните таблицу согласно роману «Преступление и наказание». Определитесь: можно ли согласно «Карте жанра» считать этот роман детективом? И к какому типу детективов вы тогда его отнесёте?


Исследовательская работа.

Приложение 1

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.


Физ. минутка (пауза релаксации)


личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ.минутка «Бабочка»

Разминка при перемене мест в группе в зависимости от их роли

Выполняют физические упражнения


Этап 4. Практикум. Работа с текстом


Работа с текстом или видеорядом









Проблемный, метод фронтальной организации учащихся







личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Смотрим фрагменты (30 сек) или читаем детективов по романам А. Марининой, И. Хмелевской, А. Кристи и фрагмент с преступлением по роману Ф.М. Достоевского (4 минуты)

Что отличает преступление Раскольникова и само описание (изображение) этого преступления от других увиденных вами?


Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта

Выберите «двойников» Раскольникова, определите, кто из них может быть героем вашего детектива

Отвечают на вопросы учителя.


Дают развёрнутые ответы.

Групповая работа.



2.Словарная работа


3.Выразительное / выборочное чтение учащимися.

4. Словесное рисование


Метод словесного рисования/пересказа/


Постройте портрет героя из трех главных компонентов: 1. Внешность 2. Социальное положение героя, общественная позиция, политические и религиозные взгляды

3. Степень общительности, предубеждения, фантазии.

Чтение, работа с приложением 1 ручкой другого цвета (та же схема)

В каждой группе есть свой художник. Он создаёт серию зарисовок с места преступления

Работа с приложением 2

Афиширование

Представляют свой сюжет и свои иллюстрации

5. Знакомство с иллюстрациями

Наглядный, частично-поисковый

Какая история и иллюстрации вам больше понравилась, почему?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.


Этап 6. Подведение итогов урока


1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.





Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.


Определяют жанровую принадлежность романа «Преступление и наказание» и предлагают свои детективные истории с героями Достоевского

(Приложение 2)


2.Самооценка

Самоанализ


Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание


Словесный, наглядный


Дифференцированное домашнее задание: дописать групповую работу, проиллюстрировать её или написать свой детектив по данным таблиц (Приложения 1,2)

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия


Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Появились ли новые любители детективов и новые авторы?


Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Интрига – преступление: убийства, исчезновения, ограбления, похищения и проч.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Герои:

Главный герой - Протагонист

Им может быть кто угодно — главное, чтобы у него был повод начать расследование:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антагонист

Это личный враг, омрачающий существование главного героя___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подозреваемые:

Кто

Причина, по которой он(а) находится под подозрением

Алиби

















Улики:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Преступник: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Композиция:

Первое действие: суть преступления, знакомство с протагонистом (главным героем) и второстепенными персонажами, появление первых подозреваемых и первых трудностей в расследовании.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второе действие: новые детали расследования, снятие некоторых подозрений, усугубление ситуации.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Третье действие: доказательство невиновности подозреваемых в основном преступлении, ложный финал, новый ход со стороны настоящего преступника, настоящее завершение расследования.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________