СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф. М. Достоевский. "Преступление и наказание". Теория Раскольникова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Просмотр содержимого документа
«Ф. М. Достоевский. "Преступление и наказание". Теория Раскольникова.»

Внутренние метания героя Борьба совести и разума подтверждение в конфликтах действительности порождаются действительностью Подлинные причины преступления складывались в том «месяце сосредоточенной тоски и мрачного возбуждения», что предшествовал началу действия романа.  Мы видим лишь события, которые произошли непосредственно перед преступлением и подвели героя к роковой черте:  письмо матери  история Сони Мармеладовой  встреча с обманутой девочкой

Внутренние метания героя Борьба совести и разума

подтверждение в конфликтах действительности

порождаются действительностью

Подлинные причины преступления складывались в том

«месяце сосредоточенной тоски и мрачного возбуждения»,

что предшествовал началу действия романа.

Мы видим лишь события, которые произошли

непосредственно перед преступлением и подвели героя

к роковой черте:

письмо матери

история Сони Мармеладовой

встреча с обманутой девочкой

Раскольников – «идейный» убийца,  и идея эта «носится в воздухе» За полтора месяца до совершения преступления (после первого визита к Алёне Ивановне) Раскольников заходит в «один плохонький трактиришко» и слышит разговор студента и офицера (позднее оценит его как некое «предопределение, указание» ).  Речь шла об Алёне Ивановне. Студент утверждал, что он бы «эту проклятую старуху убил и ограбил… без всякого зазору совести», объясняя это тем, что «сто, тысячу добрых дел и начинаний … можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь!»

Раскольников – «идейный» убийца,

и идея эта «носится в воздухе»

За полтора месяца до совершения преступления

(после первого визита к Алёне Ивановне) Раскольников

заходит в «один плохонький трактиришко» и слышит

разговор студента и офицера (позднее оценит его

как некое «предопределение, указание» ).

Речь шла об Алёне Ивановне. Студент утверждал,

что он бы «эту проклятую старуху убил и ограбил…

без всякого зазору совести», объясняя это тем, что

«сто, тысячу добрых дел и начинаний … можно

устроить и поправить на старухины деньги,

обречённые в монастырь!»

Раскольников – «идейный» убийца,  и идея эта «носится в воздухе» За полтора месяца до совершения преступления (после первого визита к Алёне Ивановне)…  … Логика его [студента] казалась безупречной и поразила Раскольникова созвучностью  его собственным мыслям: «Убей её и возьми её деньги , с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служению всему человечеству и общему делу … За одну жизнь – Тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!»

Раскольников – «идейный» убийца,

и идея эта «носится в воздухе»

За полтора месяца до совершения преступления

(после первого визита к Алёне Ивановне)…

… Логика его [студента] казалась безупречной

и поразила Раскольникова созвучностью

его собственным мыслям:

«Убей её и возьми её деньги , с тем чтобы с

их помощью посвятить потом себя на служению всему

человечеству и общему делу … За одну жизнь –

Тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения.

Одна смерть

и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!»

Раскольников – «идейный» убийца,  и идея эта «носится в воздухе» В сфере отвлечённой морали всё решилось для Раскольникова задолго до рокового шага:  задуманное им – «не преступление» , а восстановление справедливости  в несправедливом  и бесчеловечном мире.  Но потребовалось полтора месяца, чтобы перевести эту идею в сферу практической жизни: убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую,  больную старушонку… всем вредную,  которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт» … … и Лизавету…

Раскольников – «идейный» убийца,

и идея эта «носится в воздухе»

В сфере отвлечённой морали всё решилось для

Раскольникова задолго до рокового шага: задуманное им – «не преступление» ,

а восстановление справедливости

в несправедливом и бесчеловечном мире. Но потребовалось полтора месяца, чтобы перевести

эту идею в сферу практической жизни:

убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную старушонку… всем вредную, которая сама не знает, для чего живёт,

и которая завтра же сама собой умрёт» …

… и Лизавету…

 Статья Раскольникова в «Периодической печати»  (Достоевский даже не упоминает о ней в I части  романа)  объясняет причины совершённого им преступления.  Все люди, по мысли Раскольникова, делятся на     два разряда  «необыкновенные», способные «сказать новое слово», дать «новый закон» и тем самым имеющие право нарушить закон, «свято чтимый обществом»  «обыкновенные», «по натуре своей консервативные, чинные», «живут в послушании и любят быть послушными» «…необыкновенный человек имеет право… то есть неофициальное право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, в том случае, если исполнение его идеи… того потребует».

Статья Раскольникова в «Периодической печати»

(Достоевский даже не упоминает о ней в I части романа)

объясняет причины совершённого им преступления.

Все люди, по мысли Раскольникова, делятся на

два разряда

«необыкновенные»,

способные «сказать новое

слово», дать «новый закон»

и тем самым имеющие

право нарушить закон,

«свято чтимый обществом»

«обыкновенные»,

«по натуре своей

консервативные, чинные»,

«живут в послушании и

любят быть послушными»

«…необыкновенный человек имеет право… то есть

неофициальное право разрешить своей совести

перешагнуть… через иные препятствия, в том случае,

если исполнение его идеи… того потребует».

Раскольников совершает преступление, согласуясь с непогрешимой арифметической логикой, и логика эта воспринимается им как логика самой жизни, недаром она кажется совершенно естественной и студенту в разговоре с офицером.  Это логика бунта против несправедливости В.Г.Белинский в письме к В.П.Боткину:  «Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастию. Да и что кровь тысяч в сравнении с унижением и страданием миллионов». (1847 год) насилие над «сильными мира сего» оправдано Поэтому Раскольников был уверен, «что рассудок и воля останутся при нём неотъемлемо, во всё время исполнения задуманного, единственно по той причине, что задуманное им – «не преступление». брак из сочувствия Мармеладова к К.И. вынуждает Соню «жить по жёлтому  билету» желание Дуни  помочь брату может осуществиться лишь ценой жертвы любовь к ближнему в этом мире оборачивается самоуничтожением

Раскольников совершает преступление, согласуясь с непогрешимой

арифметической логикой, и логика эта воспринимается им как

логика самой жизни, недаром она кажется совершенно естественной и

студенту в разговоре с офицером.

Это логика бунта против несправедливости

В.Г.Белинский в письме к В.П.Боткину:

«Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастию. Да и что кровь

тысяч в сравнении с унижением и страданием миллионов». (1847 год)

насилие над

«сильными мира

сего» оправдано

Поэтому Раскольников был уверен, «что рассудок и

воля останутся при нём неотъемлемо, во всё время

исполнения задуманного, единственно по той причине,

что задуманное им – «не преступление».

брак из сочувствия

Мармеладова к К.И.

вынуждает Соню

«жить по жёлтому

билету»

желание Дуни

помочь брату может

осуществиться лишь

ценой жертвы

любовь к ближнему

в этом мире

оборачивается

самоуничтожением

«мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». «Кровь в тебе кричит,» – объясняет наивная Настасья «Выжига»,– то есть мошенник, пройдоха – услышит в свой адрес Раскольников оскорбление прохожих. «Убивцом» назовёт Раскольникова мещанин, встретивший его у дома Алёны Ивановны, когда он зайдёт туда якобы с целью снять квартиру. Дуня заставит побелеть брата, вскрикнув в порыве возмущения от его «деспотизма»: «…Я ещё никого не зарезала…»  Раскольников начинает испытывать муки совести. Не случайно несколько раз появляются слова: «здесь воздуху нет»(Раскольников), «…всем человекам надобно воздуху » (Свидригайлов), «Вам теперь только воздуху надо, воздуху !» (Порфирий Петрович).  Но Раскольников не раскаялся.  Он начал тяжбу с собственной совестью.

«мрачное ощущение мучительного, бесконечного

уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались

в душе его».

«Кровь в тебе кричит,» – объясняет наивная Настасья

«Выжига»,– то есть мошенник, пройдоха – услышит

в свой адрес Раскольников оскорбление прохожих.

«Убивцом» назовёт Раскольникова мещанин, встретивший

его у дома Алёны Ивановны, когда он зайдёт туда якобы

с целью снять квартиру.

Дуня заставит побелеть брата, вскрикнув в порыве

возмущения от его «деспотизма»: «…Я ещё никого

не зарезала…»

Раскольников начинает испытывать муки совести. Не

случайно несколько раз появляются слова: «здесь воздуху

нет»(Раскольников), «…всем человекам надобно воздуху »

(Свидригайлов), «Вам теперь только воздуху надо, воздуху

(Порфирий Петрович).

Но Раскольников не раскаялся.

Он начал тяжбу с собственной совестью.

Какой мотив убийства является ведущим? Герой о причине убийства  Авторская ремарка 1…я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… 2….я и решил, завладев старухиными деньгами, употре- бить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете… 3. Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут ум- ными, то уж слишком долго будет…Не для того, чтобы матери помочь…я убил! Мне надо было узнать, вошь ли я, как все, или человек? сказал он, как бы надумавшись. В каком-то бесси- лии он дотащился до конца рассказа и поник головой. Он не заботился более: поймёт она его или нет. Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге. Глаза его горели лихорадочным огнём. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка бродила на его губах. Сквозь возбуждённое состояние духа проглядывало страшное бессилие. Соня поняла, как он мучается. Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом Наблюдения Сони за поведением героя

Какой мотив убийства является ведущим?

Герой о причине

убийства

Авторская

ремарка

1…я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…

2….я и решил, завладев старухиными деньгами, употре-

бить их на мои первые годы, не

мучая мать, на обеспечение себя в университете…

3. Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут ум-

ными, то уж слишком долго

будет…Не для того, чтобы матери помочь…я убил! Мне надо было узнать, вошь ли я, как все, или человек?

сказал он, как бы надумавшись.

В каком-то бесси-

лии он дотащился

до конца рассказа

и поник головой.

Он не заботился более: поймёт она его или нет.

Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге.

Глаза его горели

лихорадочным огнём. Он

почти начинал бредить;

беспокойная улыбка бродила на его губах. Сквозь возбуждённое состояние духа проглядывало страшное бессилие. Соня поняла,

как он мучается.

Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом

Наблюдения Сони

за поведением героя

Теория Раскольникова, выношенная в мрачном «подполье» каморки, похожей «на гроб», не выдержала «испытания на  прочность» под напором самой действительности. Всем  ходом романа Достоевский обнаруживает её  несостоятельность. Теория Раскольникова предполагала реальное воплощение: убить старуху-процентщицу, жизнь которой ничего не стоит взять её деньги, которые иначе пойдут в монастырь на эти деньги совершить много хороших дел  Герой смог сделать только первый шаг.  Но в романе есть другие герои, которые смогли пойти дальше, воспользоваться деньгами, добытыми нечестным  или преступным образом. Это двойники Раскольникова

Теория Раскольникова, выношенная в мрачном «подполье»

каморки, похожей «на гроб», не выдержала «испытания на

прочность» под напором самой действительности. Всем

ходом романа Достоевский обнаруживает её

несостоятельность.

Теория Раскольникова предполагала реальное воплощение:

  • убить старуху-процентщицу, жизнь которой ничего не стоит
  • взять её деньги, которые иначе пойдут в монастырь
  • на эти деньги совершить много хороших дел

Герой смог сделать только первый шаг.

Но в романе есть другие герои, которые смогли пойти

дальше, воспользоваться деньгами, добытыми нечестным

или преступным образом.

Это двойники Раскольникова

Двойники Раскольникова Лужин Свидригайлов «Возлюби прежде всех, самого себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…»  В основе теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом. Оправдывает себя: «Что ж тут, во всём этом, в самом деле, такого особо преступного с моей стороны, то есть без предрассудков-то , а здраво судя?» Лукавит: « Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или жертва?» ( по форме напоминает вопрос Раскольникова, но наоборот: «тварь я дрожащая или право имею?» Жертва – имею право на сочувствие, изверг – не имею).  Аргументы, напоминающие собственные, вызывают отвращение у Раскольникова. Раскольникову ненавистна мысль о сходстве теорий

Двойники Раскольникова

Лужин

Свидригайлов

«Возлюби прежде всех, самого

себя, ибо всё на свете на

личном интересе основано.

Возлюбишь одного себя, то и

дела свои обделаешь как

следует…»

В основе теории та же

идея сильной личности,

поставившей себя выше других

для достижения своих целей.

Допускает свободу действия во

имя личных интересов.

Боязнь полиции, случай с Соней

позволяют предполагать его

возможные преступления в

прошлом.

Оправдывает себя:

«Что ж тут, во всём этом, в самом

деле, такого особо преступного

с моей стороны, то есть без

предрассудков-то , а здраво

судя?»

Лукавит: « Тут весь вопрос: изверг

ли я сам, или жертва?» ( по форме

напоминает вопрос Раскольникова,

но наоборот: «тварь я дрожащая или

право имею?» Жертва – имею право

на сочувствие, изверг – не имею).

Аргументы, напоминающие

собственные, вызывают отвращение

у Раскольникова.

Раскольникову ненавистна мысль о сходстве теорий

 Окончательно опровергает теорию Раскольникова Соня . Сила её таится в безмерности любви к близким.  Сначала Раскольников на каторге не может понять, почему окружающие его воры, убийцы «так полюбили Соню», ему странным казалось их подчёркнуто уважительное отношение к «матушке Софье Семёновне».  По мысли Достоевского, христианская религия, вера в бога – основа народной жизни. Соня не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает.  Раскольников в эпилоге принимает путь Сони. «Заря обновлённого будущего» для него связана с этим принятием: «…он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь».

Окончательно опровергает теорию Раскольникова

Соня . Сила её таится в безмерности любви к близким.

Сначала Раскольников на каторге не может понять,

почему окружающие его воры, убийцы «так полюбили Соню»,

ему странным казалось их подчёркнуто уважительное

отношение к «матушке Софье Семёновне».

По мысли Достоевского, христианская религия, вера

в бога – основа народной жизни. Соня не возмущается, не

протестует, а смиряется и страдает.

Раскольников в эпилоге принимает путь Сони. «Заря

обновлённого будущего» для него связана с этим принятием:

«…он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он

только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!