Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ: ЖИЗНЬ, СУДЬБА, ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ, ИДЕЙНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Цель: ознакомить учащихся с биографией Ф. М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; показать связь личности мировоззрения писателя с его произведениями; совершенствовать умения и навыки составлять конспект, план, хронологическую таблицу жизни и творчества писателя; воспитывать личность, стремящуюся к духовной красоте и внутреннему богатству, ответственную за свои поступки. Оборудование: учебник, фотографии Ф. М. Достоевского, раздаточный материал. Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков. Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают, составляют тезисы, хронологическую таблицу о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского; рассказывают об идейных и эстетических взглядах Ф. М. Достоевского; участвуют в беседе. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Анализ контрольных сочинений III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока Слово учителя — Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кто из русских писателей является выразителем национального духа, и они обязательно назовут Ф. М. Достоевского, который уже несколько десятилетий разделяет первые места с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым среди наиболее читаемых за рубежом русских авторов. Фёдор Михайлович Достоевский занимает уникальное место в мировой культуре как писатель-философ, в творчестве которого раскрывались фундаментальные проблемы и основополагающие противоречия человеческого бытия. Это писатель, у которого своё открытие мира, отбор жизненного материала, композиционное и словесное выражение. Это человек, положивший жизнь на поиски путей к спасению человечества. Творчество Ф. М. Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа,— это темы истории, этики, религии. Не получив систематического философского образования, Ф. М. Достоевский очень много читал, впитывая в себя чужие идеи и откликаясь на них в своих размышлениях. Его «Дневник Писателя», оригинальный по своему стилю, заполнен художественными этюдами. Фёдор Михайлович прожил трагическую жизнь. Его одиночество было безгранично. Гениальные проблемы писателя были недоступны современникам: они видели в нём только проповедника гуманности, певца бедных людей, «униженных и оскорблённых». Никто не увидел то, что и гуманизм у Достоевского особенный: человек для него — микрокосм, центр бытия, солнце, вокруг которого всё вращается. В человеке — загадка мировой жизни. Решить вопрос о человеке — значит решить вопрос о Боге. Сам автор «Преступления и наказания» был такой же загадкой для своих современников. Сегодня мы проведём экскурс по жизни и творчеству писателя, чтобы понять гениальную личность, книги Достоевского, вошедшие в мировую классику, понять великое творение Фёдора Михайловича Достоевского — роман «Преступление и наказание», который занимает важное место не только в творчестве писателя, но и в мировой литературе… IV. Работа над темой урока 1. Вступительное слово учителя (с элементами беседы) — Собственная судьба Достоевского изобиловала драмами. «Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьёй, с детства оскорблённые неблагообразием своих отцов и среды своей…» — писал он. Л. Н. Толстой о Ф. М. Достоевском сказал, что это «человек, который весь борьба». Вечная внутренняя борьба, борьба с самим собой, неотступные поиски истины, сомнения, метания, ошибки, предельный накал чувств — вот что свойственно духовной жизни писателя, вот что воплотилось на страницах его произведений. «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной»,— утверждал Ф. М. Достоевский. • Как вы понимаете эти слова писателя-философа? О какой истине идёт речь? • В Евангелии Понтий Пилат спросил у Христа: «Что есть истина?» Как вы думаете, почему Христос ничего ему не ответил? Комментарий. Если учащиеся затрудняются ответить, то следует напомнить им, что во время своей проповеди Христос сказал: «Я есть путь и Истина». Истина для христиан — это не теория, не формула, не вселенский закон, а Христос. Эта Истина пишется с большой буквы, она живая, и ради неё Ф. М. Достоевский готов был отречься от всех истин объективной реальности. Эта Истина — тот компас, с которым писатель сверялся, когда создавал свои гениальные произведения. 2. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского (Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Ф. М. Достоевского.) Хронологическая таблица жизни и творчества Ф. М. Достоевского | Дата | Событие | 30 октября (11 ноября) 1821 г. | Рождение в Москве, в семье штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского | 1837–1843 гг. | Учёба в Главном инженерном училище в Петербурге | 1844 г. | Написание романа «Бедные люди», знакомство с В. Г. Белинским и И. И. Панаевым | 1849 г. | Арест по делу петрашевцев, вынесение смертного приговора, замена приговора на каторгу и солдатскую службу | 1850–1859 гг. | Отбывание каторжных работ (до 1854) и военная служба в Семипалатинске | 1861–1863 гг. | Издание журнала «Время» | 1863–1865 гг. | Издание журнала «Эпоха» | 1865–1866 гг. | Написание и публикация романа «Преступление и наказание»; написание романа «Игрок» | 1868 г. | Выход в свет романа «Идиот» | 1872 г. | Издание романа «Бесы» | 1873 г. | Начало «Дневника писателя» | 1875 г. | «Подросток» | 1876 г. | «Кроткая» | 1877 г. | Избрание членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности | 1879–1880 г. | Выход романа «Братья Карамазовы» | 28 января (9 февраля) 1881 г. | Кончина Ф. М. Достоевского | |
3. Сообщение учителя об идейных и эстетических взглядах Ф. М. Достоевского (Учащиеся составляют тезисы.) — Творчество Фёдора Михайловича Достоевского принадлежит к числу наиболее сложных и противоречивых явлений русской литературы второй половины XIX в. Начавший свою деятельность под воздействием передовых демократических идей 40-х гг., испытавший влияние В. Г. Белинского, осуждённый в молодости на каторгу за участие в социалистических кружках петрашевцев, Ф. М. Достоевский позднее разошёлся с деятелями русского освободительного движения. В 60–70-х гг. он выступил как противник великих русских революционеров-демократов, как проповедник покорности и смирения. Понимая, что миром правит зло, писатель утверждает, что мир может спасти лишь сострадание, милосердие и любовь. Достоевский провозгласил на весь мир, что «любовь спасёт мир»: к ближнему, к Богу, к любимому, к природе, к жизни. Писатель проповедовал духовное возрождение людей и общества в силе бесконечной и всеобъемлющей любви для осуществления вселенского царства правды на земле, и проповедовал он это живее, сильнее, чем кто-либо из современников. Нравственное совершенство для писателя есть истина и любовь; но истина на первом месте. Истине противостоит ложь. Рабы лжи — Пётр Верховенский в «Бесах», Ракитин в «Братьях Карамазовых». После истины важна любовь. Истинная любовь — это любовь Сони в «Преступлении и наказании». Конечно, она состоит и из сострадания, но не только: Соня всё крепче соединяется с Раскольниковым, разделяет с ним наказание и своей любовью спасает его. Практически в каждом герое или героине можно увидеть черты Христа: кротость, смирение, любовь, беззаветная и всепоглощающая, доброта, красота внутреннего «я», духовного мира. Вся жизнь персонажей зависит от решения религиозной проблемы, поэтому вера — действительно основополагающая в романах Достоевского. Вера в Бога и Провидение всегда спасала и поддерживала Достоевского в трудные минуты его личной жизни. И в своём мировоззрении писатель, как всякий настоящий христианин, выводил все мировые ценности, придающие жизни смысл и обеспечивающие конечную победу добра, из положения, что Бог существует, что Он — Творец мира. И по Достоевскому, главной личностью, приблизившей мир к этой спасительной точке, стала личность Иисуса Христа. Этот поиск «положительно-прекрасного человека» занимает основную, основополагающую часть в творчестве Достоевского. 4. «Умники и умницы»: работа с документальными материалами (в парах) У ч и т е л ь. Вам предлагается попробовать свои силы в художественном творчестве, где, как вы знаете, главную роль играет воображение, то есть умение представить себе, увидеть действующих лиц, обстоятельства, мизансцены в живых картинах. Для предлагаемой работы ни героев, ни событий выдумывать не надо: они «заданы» документальным материалом. Требуется эти факты представить в виде «живой сцены», в которой можно почувствовать и настроение, и атмосферу происходящих событий (не прямыми оценками, а художественными средствами — лексикой; эпитетами, метафорами, сравнениями, конструкцией предложений и т. п.). Прочитайте данные ниже документы. Анализируя их, ответьте на вопросы. • Каким вы видите здесь Ф. М. Достоевского? • Почему власти признали его крайне опасным? • Какие детали в документах показались вам особенно интересными? • Какой общий заголовок вы дадите этому материалу? Опираясь на документы, попробуйте создать живой, образный рассказ о данном периоде жизни Ф. М. Достоевского. Документ первый III отделение собственной его императорского величества канцелярии С.-Петербург 22 апреля 1849 года № 675 Г. Майору С.-Петербургского жандармского дивизиона Чудинову По высочайшему повелению предписываю Вашему Высокоблагородию завтра, в четыре часа пополуночи, арестовать отставного инженер-поручика и литератора Фёдора Михайловича Достоевского… При сём случае вы должны строго наблюдать, чтобы из бумаг Достоевского ничего не было скрыто… Ежели при опечатании бумаг и книг Достоевского он будет указывать, что некоторые из оных принадлежат другому какому-нибудь лицу, то не обращать на таковое указание внимания и оные также опечатать. При возлагаемом на вас поручении вы обязаны употребить наистрожайшую бдительность и осторожность под личною вашею ответственностью… Генерал-адъютант граф Орлов Документ второй ПРИГОВОР Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте месяце сего года из Москвы от дворянина Плещеева (подсудимого) копию с преступного письма литератора Белинского — читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского… Достоевский был у подсудимого Спешнева во время чтения возмутительного сочинения поручика Григорьева под названием «Солдатская беседа». А потому военный суд приговорил его, отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева,— лишить… чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием. Документ третий Отставного поручика Достоевского… лишить всех прав состояния и сослать в каторжную работу в крепостях на восемь лет. Заключение генерал-аудитора. Резолюция Николая I: «На четыре года, а потом рядовым». Документ четвёртый ИЗ ПИСЬМА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО БРАТУ Брат, любезный друг мой! всё решено! Я приговорён к четырёхлетним работам в крепости (кажется Оренбургской) и потом в рядовые. Сегодня, 22 декабря, нас отвезли на Семёновский плац. Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, переломили над головой шпаги и устроили наш предсмертный туалет (белые рубахи). Затем троих поставили к столбу для исполнения казни. Вызвали по трое, следовательно, я был во второй очереди, и жить мне оставалось не более минуты. Я вспомнил тебя, брат, всех твоих; в последнюю минуту ты, только один ты, был в уме моём, я тут только узнал, как люблю тебя, брат мой милый! Я успел тоже обнять Плещеева, Дурова, которые были возле, и проститься с ними. Наконец ударили отбой. Привязанных к столбу привели назад и нам прочли, что его императорское величество дарует нам жизнь. Затем последовали настоящие приговоры. V. Рефлексия. Подведение итогов урока Обобщающая беседа • Расскажите о молодости Достоевского и об эпохе, в которую она протекала. Закономерно ли было его обращение к литературе как основной профессиональной деятельности, с которой он связывал все свои надежды? • Почему Некрасов и Григорович, прочитав роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди», заявили Белинскому: «Новый Гоголь родился!»? • Подумайте, почему в докаторжный период в Ф. М. Достоевском совмещалось христианство с увлечением утопическим социализмом? Почему после каторги такое совмещение стало невозможным? • Почему пять главных романов Достоевского («Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы») принято называть «великим пятикнижием»? • Что общего у романов Достоевского с библейским Пятикнижием Моисея? VI. Домашнее задание 1. Написать эссе: «Согласны ли вы с утверждением Ф. М. Достоевского, что красота спасёт мир?» Своё мнение аргументировать. 2. Подготовить рабочие материалы на тему «Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского». |