СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф.Тютчев "Чародейкою зимой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ф.Тютчев "Чародейкою зимой"

Месяц январь – зиме государь. Береги нос в большой мороз. Мороз не велик, а стоять не велит. Декабрь зиму встречает, а год провожает.

Просмотр содержимого документа
«Ф.Тютчев "Чародейкою зимой"»

–   Что вы представили себе, слушая музыку?  –  Что почувствовали?  –  Кто узнал эту пьесу? Пётр Ильич Чайковский слушать музыку

–   Что вы представили себе, слушая музыку? –  Что почувствовали? –  Кто узнал эту пьесу?

Пётр Ильич

Чайковский

слушать музыку

–   Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь  на уроке?  –  Какие зимние месяцы вы знаете?  –  Что вы знаете о каждом месяце?  –  Какие пословицы и поговорки вы знаете? Месяц январь – зиме государь.  Береги нос в большой мороз.  Мороз не велик, а стоять не велит.  Декабрь зиму встречает, а год провожает.

–   Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь  на уроке? –  Какие зимние месяцы вы знаете? –  Что вы знаете о каждом месяце? –  Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Месяц январь – зиме государь. Береги нос в большой мороз. Мороз не велик, а стоять не велит. Декабрь зиму встречает, а год провожает.

–   Рассмотрите репродукцию картин И.И. Шишкина .  –  Что хотел нам сказать художник?  –   Кто догадался,  как называется эта картина?

–   Рассмотрите репродукцию картин И.И. Шишкина . –  Что хотел нам сказать художник? –   Кто догадался,  как называется эта картина?

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте, красоте зимнего пейзажа. Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту?

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте, красоте зимнего пейзажа.

Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту?

Фёдор Иванович  Тютчев 1803-1873

Фёдор Иванович

Тютчев

1803-1873

Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом  •  Прочитайте текст. •  Определите тему текста. •  Назовите главную мысль. •  Определите жанр текста. •  Назовите героя текста. •  Опишите его образ. •  Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою. •  Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации.

Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом

•  Прочитайте текст.

•  Определите тему текста.

•  Назовите главную мысль.

•  Определите жанр текста.

•  Назовите героя текста.

•  Опишите его образ.

•  Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.

•  Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации.

Чародейка  -то же, что и волшебник, колдунья. Чудная  – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Бахрома  –  это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.  Мещет  (форма слова метать – что значит: бросать, кидать; современная  форма глагола – мечет) Затрепещет  – задрожит.

Чародейка  -то же, что и волшебник, колдунья.

Чудная  – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью.

Бахрома  –  это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.

Мещет  (форма слова метать – что значит: бросать, кидать; современная 

форма глагола – мечет)

Затрепещет  – задрожит.

Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа? Строфа - группа стихотворных строк, объединённых ритмом, рифмой. По числу стихотворных строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие.

Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?

Строфа - группа стихотворных строк, объединённых ритмом, рифмой. По числу стихотворных строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие.

 Чтение стихотворения про себя   –   Какое настроение создаёт стихотворение?  –  Нарисуйте картины, возникающие в вашем сознании.  –  Какими красками ты рисовал бы иллюстрацию?  –  Попробуйте создать картину зимнего леса. Опишите его.   Отметьте непонятные для вас слова карандашом, подумайте над их значением.

Чтение стихотворения про себя

–   Какое настроение создаёт стихотворение? –  Нарисуйте картины, возникающие в вашем сознании. –  Какими красками ты рисовал бы иллюстрацию? –  Попробуйте создать картину зимнего леса. Опишите его.

Отметьте непонятные для вас слова карандашом, подумайте над их значением.

Какие иллюстрации подходят к стихотворению?

Какие иллюстрации подходят к стихотворению?

 Изобразительные средства   Метафоры: «под снежной бахромой»  «опутан, весь окован лёгкой цепью» «под снежной бахромой»  «опутан, весь окован лёгкой цепью»

Изобразительные средства

Метафоры:

«под снежной бахромой»

«опутан, весь окован лёгкой цепью»

  • «под снежной бахромой» «опутан, весь окован лёгкой цепью»
 Изобразительные средства  Эпитеты: «неподвижная, немая»  «не мертвец и не живой» «косой» «неподвижная, немая»  «не мертвец и не живой» «косой»

Изобразительные средства

Эпитеты:

«неподвижная, немая»

«не мертвец и не живой»

«косой»

  • «неподвижная, немая» «не мертвец и не живой» «косой»
 Изобразительные средства  Олицетворение:   «чародейкою Зимою околдован лес стоит»  «сном волшебным очарован»  «чудной жизнью он блестит» «чародейкою Зимою околдован лес стоит»  «сном волшебным очарован»  «чудной жизнью он блестит»

Изобразительные средства

Олицетворение:

«чародейкою Зимою околдован лес стоит»

«сном волшебным очарован»

«чудной жизнью он блестит»

  • «чародейкою Зимою околдован лес стоит» «сном волшебным очарован» «чудной жизнью он блестит»
 Изобразительные средства Метафоры: «под снежной бахромой» «опутан, весь окован лёгкой цепью» «под снежной бахромой» «опутан, весь окован лёгкой цепью» Эпитеты: «неподвижная, немая» «не мертвец и не живой» «косой» «неподвижная, немая» «не мертвец и не живой» «косой» Олицетворение: «чародейкою Зимою околдован лес стоит» «сном волшебным очарован» «чудной жизнью он блестит» «чародейкою Зимою околдован лес стоит» «сном волшебным очарован» «чудной жизнью он блестит»

Изобразительные средства

Метафоры:

«под снежной бахромой»

«опутан, весь окован лёгкой цепью»

  • «под снежной бахромой» «опутан, весь окован лёгкой цепью»

Эпитеты:

«неподвижная, немая»

«не мертвец и не живой»

«косой»

  • «неподвижная, немая» «не мертвец и не живой» «косой»

Олицетворение:

«чародейкою Зимою околдован лес стоит»

«сном волшебным очарован»

«чудной жизнью он блестит»

  • «чародейкою Зимою околдован лес стоит» «сном волшебным очарован» «чудной жизнью он блестит»
–   О чём стихотворение Ф. И. Тютчева ?  –  Почему Зиму поэт называет «чародейкою»?  –  Какое волшебство, колдовство она совершала?  –  Как вы думаете, почему слово Зима написано в стихотворении с большой буквы?  –  Почему в этом стихотворении Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа? Найдите примеры, которые говорят об этом.  –  В каком состоянии находится зимний лес ?  –  В каких словах и выражениях показаны недвижимость леса, состояние покоя?  –  Почему такое состояние леса Ф.И. Тютчев характеризует словами не мертвец и не живой?

–   О чём стихотворение Ф. И. Тютчева ? –  Почему Зиму поэт называет «чародейкою»? –  Какое волшебство, колдовство она совершала? –  Как вы думаете, почему слово Зима написано в стихотворении с большой буквы? –  Почему в этом стихотворении Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа? Найдите примеры, которые говорят об этом. –  В каком состоянии находится зимний лес ? –  В каких словах и выражениях показаны недвижимость леса, состояние покоя? –  Почему такое состояние леса Ф.И. Тютчев характеризует словами не мертвец и не живой?

–   Что в состоянии леса можно отнести к слову мертвец, а что к слову живой?  –  Укажите в стихотворении «волшебные»  слова? Как они связаны друг с другом? –   Зачем эти слова необходимы в стихотворении о зимнем лесе?  –  Какой волшебный сон снится зимнему лесу?  –  Как вы думаете, что это такое чудная жизнь зимнего леса?  –  Как преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца?  –  Опишите подробно, что с ним происходит.  –  Почему Ф.И.Тютчев назвал это ослепительной красотой?

–   Что в состоянии леса можно отнести к слову мертвец, а что к слову живой? –  Укажите в стихотворении «волшебные»  слова? Как они связаны друг с другом?

–   Зачем эти слова необходимы в стихотворении о зимнем лесе? –  Какой волшебный сон снится зимнему лесу? –  Как вы думаете, что это такое чудная жизнь зимнего леса? –  Как преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца? –  Опишите подробно, что с ним происходит. –  Почему Ф.И.Тютчев назвал это ослепительной красотой?

   Посмотрите внимательно ещё раз на картину И.И. Шишкина «Зима».  –  Что на ней изображено?  –  Как вы думаете, почему поэт Тютчев и художник Шишкин рассказали нам о зимнем лесе?  –  Таким ли вы себе представляли лес после чтения стихотворения Ф.И. Тютчева?  –  Соответствует ли изображённое на ка ртине описанию зимнего леса в стихотворении?  –  Какие особенности зимнего леса, описанные Ф.И. Тютчевым, вы можете найти на картине И.И. Шишкина?  –  Какие строчки из стихотворения Тютчева можно использовать как название картины?

   Посмотрите внимательно ещё раз на картину И.И. Шишкина «Зима». –  Что на ней изображено? –  Как вы думаете, почему поэт Тютчев и художник Шишкин рассказали нам о зимнем лесе? –  Таким ли вы себе представляли лес после чтения стихотворения Ф.И. Тютчева? –  Соответствует ли изображённое на ка ртине описанию зимнего леса в стихотворении? –  Какие особенности зимнего леса, описанные Ф.И. Тютчевым, вы можете найти на картине И.И. Шишкина? –  Какие строчки из стихотворения Тютчева можно использовать как название картины?

Как будем читать это стихотворение: быстро, медленно, грустно, весело, тихо, громко, радостно, торжественно?  –  Почему?

Как будем читать это стихотворение: быстро, медленно, грустно, весело, тихо, громко, радостно, торжественно? –  Почему?

Составьте синквейн на тему «Зима». Например:   Зима Снежная, волшебная Околдован, окован, блестит Ослепительная краса Волшебница-зима.

Составьте синквейн на тему «Зима».

Например:

Зима

Снежная, волшебная

Околдован, окован, блестит

Ослепительная краса

Волшебница-зима.

С каким стихотворением познакомились? Легко ли понять стихотворение? Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?

С каким стихотворением познакомились?

Легко ли понять стихотворение?

Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?

у з н а л   у д и в и л с я   з а д у м а л с я   п о в т о р и л   н а у ч и л с я   з а п о м н и л

у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!