– Что вы представили себе, слушая музыку? – Что почувствовали? – Кто узнал эту пьесу?
Пётр Ильич
Чайковский
слушать музыку
– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь на уроке? – Какие зимние месяцы вы знаете? – Что вы знаете о каждом месяце? – Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Месяц январь – зиме государь. Береги нос в большой мороз. Мороз не велик, а стоять не велит. Декабрь зиму встречает, а год провожает.
– Рассмотрите репродукцию картин И.И. Шишкина . – Что хотел нам сказать художник? – Кто догадался, как называется эта картина?
На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте, красоте зимнего пейзажа.
Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту?
Фёдор Иванович
Тютчев
1803-1873
Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом
• Прочитайте текст.
• Определите тему текста.
• Назовите главную мысль.
• Определите жанр текста.
• Назовите героя текста.
• Опишите его образ.
• Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.
• Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации.
Чародейка -то же, что и волшебник, колдунья.
Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью.
Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.
Мещет (форма слова метать – что значит: бросать, кидать; современная
форма глагола – мечет)
Затрепещет – задрожит.
Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?
Строфа - группа стихотворных строк, объединённых ритмом, рифмой. По числу стихотворных строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие.
Чтение стихотворения про себя
– Какое настроение создаёт стихотворение? – Нарисуйте картины, возникающие в вашем сознании. – Какими красками ты рисовал бы иллюстрацию? – Попробуйте создать картину зимнего леса. Опишите его.
Отметьте непонятные для вас слова карандашом, подумайте над их значением.
Какие иллюстрации подходят к стихотворению?
Изобразительные средства
Метафоры:
«под снежной бахромой»
«опутан, весь окован лёгкой цепью»
- «под снежной бахромой» «опутан, весь окован лёгкой цепью»
Изобразительные средства
Эпитеты:
«неподвижная, немая»
«не мертвец и не живой»
«косой»
- «неподвижная, немая» «не мертвец и не живой» «косой»
Изобразительные средства
Олицетворение:
«чародейкою Зимою околдован лес стоит»
«сном волшебным очарован»
«чудной жизнью он блестит»
- «чародейкою Зимою околдован лес стоит» «сном волшебным очарован» «чудной жизнью он блестит»
Изобразительные средства
Метафоры:
«под снежной бахромой»
«опутан, весь окован лёгкой цепью»
- «под снежной бахромой» «опутан, весь окован лёгкой цепью»
Эпитеты:
«неподвижная, немая»
«не мертвец и не живой»
«косой»
- «неподвижная, немая» «не мертвец и не живой» «косой»
Олицетворение:
«чародейкою Зимою околдован лес стоит»
«сном волшебным очарован»
«чудной жизнью он блестит»
- «чародейкою Зимою околдован лес стоит» «сном волшебным очарован» «чудной жизнью он блестит»
– О чём стихотворение Ф. И. Тютчева ? – Почему Зиму поэт называет «чародейкою»? – Какое волшебство, колдовство она совершала? – Как вы думаете, почему слово Зима написано в стихотворении с большой буквы? – Почему в этом стихотворении Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа? Найдите примеры, которые говорят об этом. – В каком состоянии находится зимний лес ? – В каких словах и выражениях показаны недвижимость леса, состояние покоя? – Почему такое состояние леса Ф.И. Тютчев характеризует словами не мертвец и не живой?
– Что в состоянии леса можно отнести к слову мертвец, а что к слову живой? – Укажите в стихотворении «волшебные» слова? Как они связаны друг с другом?
– Зачем эти слова необходимы в стихотворении о зимнем лесе? – Какой волшебный сон снится зимнему лесу? – Как вы думаете, что это такое чудная жизнь зимнего леса? – Как преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца? – Опишите подробно, что с ним происходит. – Почему Ф.И.Тютчев назвал это ослепительной красотой?
Посмотрите внимательно ещё раз на картину И.И. Шишкина «Зима». – Что на ней изображено? – Как вы думаете, почему поэт Тютчев и художник Шишкин рассказали нам о зимнем лесе? – Таким ли вы себе представляли лес после чтения стихотворения Ф.И. Тютчева? – Соответствует ли изображённое на ка ртине описанию зимнего леса в стихотворении? – Какие особенности зимнего леса, описанные Ф.И. Тютчевым, вы можете найти на картине И.И. Шишкина? – Какие строчки из стихотворения Тютчева можно использовать как название картины?
Как будем читать это стихотворение: быстро, медленно, грустно, весело, тихо, громко, радостно, торжественно? – Почему?
Составьте синквейн на тему «Зима».
Например:
Зима
Снежная, волшебная
Околдован, окован, блестит
Ослепительная краса
Волшебница-зима.
С каким стихотворением познакомились?
Легко ли понять стихотворение?
Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?
у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л