СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Файлы и файловые структуры"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения , обобщения  и закрепления темы "Файлы и файловые структуры".

Просмотр содержимого документа
«"Файлы и файловые структуры"»

План-конспект урока по информатике и ИКТ

Повторение и обобщение материала по теме «Файлы и файловые структуры»

1. ФИО: Гусейнова А.М.

2. Предмет(ы): Информатика и ИКТ.

3. Класс: 8.

4. Цель урока: расширить и систематизировать представления учащихся о файлах и файловых структурах.

5. Задачи:

5.1. Образовательные: повторить определение понятия «файл», «файловая система»; рассмотреть задания из единого государственного экзамена (ЕГЭ), на которых ученики чаще всего ошибаются.

5.2. Развивающие: развитие самоконтроля и умения выделять главное.

5.3. Воспитательные: воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности.

6. Тип урока: урок систематизации и обобщения.

7. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.

8. Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 кл. Семакин И.Г. и др.

9. Используемое оборудование: ПК учителя, раздаточный материал (тест), файлы с презентациями, проектор, демонстрационный экран.

10. Краткое описание урока:

  1. Организационный момент – 5 мин

  2. Актуализация опорных знаний – 5 мин

  3. Систематизация и обобщение – 23 мин

  4. Самостоятельная работа (тест) – 7 мин

  5. Подведение итогов – 3 мин

  6. Домашнее задание – 2 мин

11. Структура и ход урока:


1.Организационный момент(5 мин.)

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня мы с вами проведем обобщающий урок по теме «Файлы и файловые структуры». Рассмотрим задания из единого государственного экзамена на данную тему.


При изучении темы « Файлы и файловые структуры» мы рассмотрели самые важные вопросы этой темы: познакомились с основными понятиями и определениями, рассмотрели основные операции, совершаемые с файлами, научились применять все полученные знания при решении задач по файловым структурам.


Основная цель нашего урока - это

повторение и закрепление материала, т.е. мы с вами вспомним основные определения файловых структур; решим несколько задач.


Откройте тетради, запишите число и тему урока.

2.Актуализация опорных знаний – 5 мин

Давайте вспомним основные определения. Для этого вам необходимо ответить на следующие вопросы.


- Что такое файл?

-А что значит понятие файловая система?

- Что должно быть известно пользователю, чтобы найти нужный файл?

- Что такое каталог? Какой каталог называется корневым?

- Как называется графическое изображение иерархической файловой структуры?

- Перечислите основные операции, совершаемые с файлами?

-Какие ограничения на имена файлов существуют в операционной системе Windows?
(/ \ | * ? “ )

-Составьте шаблон для поиска файлов с расширением txt
(*.txt)

-В каком случае в одном каталоге (папке) могут храниться два файла с одинаковыми собственными именами?

3.Систематизация и обобщение – 20 мин

Теперь с вами перейдем к задачам .


1. Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?hel*lo.c?*

  1. hello.c

  2. hello.cpp

  3. hhelolo.cpp

  4. hhelolo.c

Как вы думаете, какой из ответов будет правильным.


Учитель показывает как можно легко найти решение и показывает возможные ловушки и проблемы (слайд 10).


2. Перемещаясь из одного каталога в другой, пользователь последовательно посетил каталоги DOC, USER, SCHOOL, A:\, LETTER, INBOX. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?

1) A:\DOC

2) A:\LETTER\INBOX

3) А:\SCHOOL\USER\DOC

4) А:\DOC\USER\SCHOOL



Запишем решение этой задачи.

1) сразу отметим, что здесь предполагается, что пользователь не переходил на другой диск;

2) в задачах, где нужно определить полный адрес файла или каталога, нужно начинать с поиска имени диска, в данном случае каталог находится на диске A:\

3) поскольку в списке посещенных каталогов перед A:\ стоит SCHOOL, пользователь мог попасть в корень диска A:\ только через каталог SCHOOL, поэтому адрес стартового каталога начинается с A:\SCHOOL

4) так как среди предложенных вариантов только один удовлетворяет этому условию, можно остановиться (правильный ответ – 3), однако, давайте все же доведем процедуру до конца, это

интересные моменты, которые не сработали здесь, но могут сработать в других задачах

5) как пользователь попал в каталог SCHOOL? по условию он мог как подниматься, так и спускаться по дереву каталогов

6) явно он не мог спуститься из USER в SCHOOL, потому что SCHOOL находится в корневом каталоге и каждый каталог имеет только одного «родителя»; значит, пользователь поднялся из USER в SCHOOL, и начальная часть полного адреса А:\SCHOOL\USER

7) аналогично можно доказать, что пользователь поднялся в каталог USER из каталога DOC

8) таким образом, мы доказали, что правильный ответ – 3.

Запишите в тетради возможные ловушки и проблемы

9.Перечислите известные вам параметры файла.
(Имя, тип, размер, дата и время создания, значок, размер)

10.Укажите полный путь к файлу компьютерные вирусы

(С:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы

11.Что характеризует расширение файла?
(тип информации, содержащейся в файле)

12.Выберите допустимые имена файлов из перечисленных ниже:
1) IVAN*.DOC
2) LIN?EXE
3) КУКУ.BMP
4) A.B.TXT
(3,4)

13.Какую информацию несет строка
L1.TXT         1 Кбайт        Текстовый документ     02.03.20005  18:00
( текстовый файл. созданный в программе Блокнот 02.03.2005 в 18:00)

14.Какие действия можно выполнить над файлом?
(Создать, Сохранить, Закрыть, Открыть, Переименовать, Переместить, Копировать, Удалить)

15.Составьте шаблон имен для поиска файлов, имена которых начинаются с символов inf
(inf*.*)

16.Какие из приведенных ниже схем имеют иерархическую структуру?
(2)





17.Была выполнена следующая последовательность действий:
Создать папку А
Создать папку Б
Открыть папку А
Создать папку 1
Создать папку 2
Изобразите структуру папок, созданную в результате этих действий.

  1. Постройте дерево каталогов
    C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp
    C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp
    C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp
    C:\Мои документы\Доклад.doc

17.Что является основным критерием автоматической группировки файлов в один каталог?
( Совпадение расширений)

18.Была выполнена следующая последовательность действий:
Создать папку А
Открыть папку А
Создать папку 1
Закрыть папку А
Создать папку Б
Открыть папку Б
Создать папку 2
Изобразите структуру папок, созданную в результате этих действий

19.Изобразите файловую структуру в виде дерева.
С: \SKI\SCATE\land.txt
С: \SPORT\SKI\Russia.txt
С: \SPORT\SKI\Germany.txt
С: \SKI\SCATE\INFO\city.txt

20.Установите соответствие между приложением ( левый столбик таблицы)  и типом файла, создаваемого в этом приложении по умолчанию,

Microsoft Word

BMP

Microsoft Excel

TXT

Paint

XLS

Блокнот

DOC

21.Какие параметры файла при сохранении будут заданы по умолчанию прикладной средой?
( Тип файла, значок, размер, дата и время создания)

22.Какой тип имеет файл s.exe?
( исполняемый)

23.Указан путь к файлу C:\ Vera\New\text.txt. Укажите местоположение файла.
(C:\Vera\New)


4.Самостоятельная работа (тест) – 7 мин

Тест по теме «Файл и файловая структура»

Вариант 1

1. Тип файла можно определить, зная его:

  1. Размер

  2. Дату создания

  3. Расширение

  4. Размещение

  1. 2. Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов. Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?a???*

  1. dad1

  2. dad22

  3. 3daddy

  4. add444

  5. 3. Полное имя файла было С:\Задачи\Физика.doc. Его переместили в каталог Tasks корневого каталога диска D:. Каким стало полное имя файла после перемещения

  1. D:\Tasks\Физика.doc

  2. D:\Tasks\Физика.txt

  3. D:\Задачи\Tasks\Физика.doc

  4. D:\Tasks\Задачи\Физика.doc

  1. 4. В некотором каталоге хранится файл Список_литературы.txt. В этом каталоге создали подкаталог с именем 10_CLASS и переместили в него файл Список_литературы.txt. После чего полное имя файла стало D:\SCHOOL\PHYSICS\10_CLASS\Список_литературы.txt. Каково пол­ное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения?

  1. D:\SCHOOL\PHYSICS\10_CLASS

  2. D:\SCHOOL\PHYSICS

  3. D:\SCHOOL

  4. SCHOOL

  1. 5. Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги LESSONS, CLASS, SCHOOL, D:\ , MYDOC, LETTERS. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?

  1. D:\MYDOC\LETTERS

  2. D:\SCHOOL\CLASS\LESSONS

  3. D:\LESSONS\CLASS\SCHOOL

  4. D:\LESSON

  1. Тест по теме «Файл и файловая структура»

  2. Вариант 2

  3. 1.Для удобства работы с файлами их группируют

  1. В корневые каталоги

  2. В архивы

  3. В каталоги

  4. На дискете

  1. 2. Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы: Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ. Символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность. Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?ba*r.?xt

  1. bar.txt

  2. obar.txt

  3. obar.xt

  4. barr.txt

  1. 3. В некотором каталоге хранился файл Задача5. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Задача5, полное имя файла стало Е:\Класс9\Физика\Задачник\Задача5. Каково было полное имя этого файла до перемещения?

  1. Е:\Физика\Задачник\Задача5

  2. Е:\Физика\Задача5

  3. Е:\Класс9\Задачник\Задача5

  4. Е:\Класс9\Физика\Задача5

  1. 4. В некотором каталоге хранится файл Список_10_клacca.txt. В этом каталоге создали подкаталог и переместили в него файл Список_10_класса.txt, после чего полное имя файла стало
    D:\USER\CLASS\DOC\Список_10_класca.txt.
    Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения?

  1. D:\USER\CLASS

  2. DOC

  3. D:\USER\CLASS\DOC

  4. CLASS

  5. 5. Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги ACADEMY, COURSE, GROUP, Е:\, PROFESSOR, LECTIONS. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?

  1. Е:\PROFESSOR\LECTIONS\ACADEMY

  2. Е:\ACADEMY\COURSE\GROUP

  3. E:\ACADEMY

  4. Е:\GROUP\COURSE\ACADEMY

  5. 5.Подведение итогов – 3 мин

  6. Сегодня мы с вами обобщили тему «Файлы и файловые структуры», вспомнили основные понятия, рассмотрели (выполнили) несколько заданий по данной теме.

  7. 6.Домашнее задание – 2 мин

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!