План-конспект урока по информатике и ИКТ Повторение и обобщение материала по теме «Файлы и файловые структуры»
1. ФИО: Гусейнова А.М.
2. Предмет(ы): Информатика и ИКТ.
3. Класс: 8.
4. Цель урока: расширить и систематизировать представления учащихся о файлах и файловых структурах.
5. Задачи:
5.1. Образовательные: повторить определение понятия «файл», «файловая система»; рассмотреть задания из единого государственного экзамена (ЕГЭ), на которых ученики чаще всего ошибаются.
5.2. Развивающие: развитие самоконтроля и умения выделять главное.
5.3. Воспитательные: воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности.
6. Тип урока: урок систематизации и обобщения.
7. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.
8. Используемые учебники и учебные пособия:
Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 кл. Семакин И.Г. и др.
9. Используемое оборудование: ПК учителя, раздаточный материал (тест), файлы с презентациями, проектор, демонстрационный экран.
10. Краткое описание урока:
Организационный момент – 5 мин
Актуализация опорных знаний – 5 мин
Систематизация и обобщение – 23 мин
Самостоятельная работа (тест) – 7 мин
Подведение итогов – 3 мин
Домашнее задание – 2 мин
11. Структура и ход урока:
1.Организационный момент(5 мин.)
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Сегодня мы с вами проведем обобщающий урок по теме «Файлы и файловые структуры». Рассмотрим задания из единого государственного экзамена на данную тему.
При изучении темы « Файлы и файловые структуры» мы рассмотрели самые важные вопросы этой темы: познакомились с основными понятиями и определениями, рассмотрели основные операции, совершаемые с файлами, научились применять все полученные знания при решении задач по файловым структурам.
Основная цель нашего урока - это
повторение и закрепление материала, т.е. мы с вами вспомним основные определения файловых структур; решим несколько задач.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
2.Актуализация опорных знаний – 5 мин
Давайте вспомним основные определения. Для этого вам необходимо ответить на следующие вопросы.
- Что такое файл?
-А что значит понятие файловая система?
- Что должно быть известно пользователю, чтобы найти нужный файл?
- Что такое каталог? Какой каталог называется корневым?
- Как называется графическое изображение иерархической файловой структуры?
- Перечислите основные операции, совершаемые с файлами?
-Какие ограничения на имена файлов существуют в операционной системе Windows?
(/ \ | * ? “ )
-Составьте шаблон для поиска файлов с расширением txt
(*.txt)
-В каком случае в одном каталоге (папке) могут храниться два файла с одинаковыми собственными именами?
3.Систематизация и обобщение – 20 мин
Теперь с вами перейдем к задачам .
1. Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?hel*lo.c?*
hello.c
hello.cpp
hhelolo.cpp
hhelolo.c
Как вы думаете, какой из ответов будет правильным.
Учитель показывает как можно легко найти решение и показывает возможные ловушки и проблемы (слайд 10).
2. Перемещаясь из одного каталога в другой, пользователь последовательно посетил каталоги DOC, USER, SCHOOL, A:\, LETTER, INBOX. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?
1) A:\DOC
2) A:\LETTER\INBOX
3) А:\SCHOOL\USER\DOC
4) А:\DOC\USER\SCHOOL
Запишем решение этой задачи.
1) сразу отметим, что здесь предполагается, что пользователь не переходил на другой диск;
2) в задачах, где нужно определить полный адрес файла или каталога, нужно начинать с поиска имени диска, в данном случае каталог находится на диске A:\
3) поскольку в списке посещенных каталогов перед A:\ стоит SCHOOL, пользователь мог попасть в корень диска A:\ только через каталог SCHOOL, поэтому адрес стартового каталога начинается с A:\SCHOOL
4) так как среди предложенных вариантов только один удовлетворяет этому условию, можно остановиться (правильный ответ – 3), однако, давайте все же доведем процедуру до конца, это
интересные моменты, которые не сработали здесь, но могут сработать в других задачах
5) как пользователь попал в каталог SCHOOL? по условию он мог как подниматься, так и спускаться по дереву каталогов
6) явно он не мог спуститься из USER в SCHOOL, потому что SCHOOL находится в корневом каталоге и каждый каталог имеет только одного «родителя»; значит, пользователь поднялся из USER в SCHOOL, и начальная часть полного адреса А:\SCHOOL\USER
7) аналогично можно доказать, что пользователь поднялся в каталог USER из каталога DOC
8) таким образом, мы доказали, что правильный ответ – 3.
Запишите в тетради возможные ловушки и проблемы
9.Перечислите известные вам параметры файла.
(Имя, тип, размер, дата и время создания, значок, размер)
10.Укажите полный путь к файлу компьютерные вирусы
(С:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы
11.Что характеризует расширение файла?
(тип информации, содержащейся в файле)
12.Выберите допустимые имена файлов из перечисленных ниже:
1) IVAN*.DOC
2) LIN?EXE
3) КУКУ.BMP
4) A.B.TXT
(3,4)
13.Какую информацию несет строка
L1.TXT 1 Кбайт Текстовый документ 02.03.20005 18:00
( текстовый файл. созданный в программе Блокнот 02.03.2005 в 18:00)
14.Какие действия можно выполнить над файлом?
(Создать, Сохранить, Закрыть, Открыть, Переименовать, Переместить, Копировать, Удалить)
15.Составьте шаблон имен для поиска файлов, имена которых начинаются с символов inf
(inf*.*)
16.Какие из приведенных ниже схем имеют иерархическую структуру?
(2)
17.Была выполнена следующая последовательность действий:
Создать папку А
Создать папку Б
Открыть папку А
Создать папку 1
Создать папку 2
Изобразите структуру папок, созданную в результате этих действий.
Постройте дерево каталогов
C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp
C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp
C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp
C:\Мои документы\Доклад.doc
17.Что является основным критерием автоматической группировки файлов в один каталог?
( Совпадение расширений)
18.Была выполнена следующая последовательность действий:
Создать папку А
Открыть папку А
Создать папку 1
Закрыть папку А
Создать папку Б
Открыть папку Б
Создать папку 2
Изобразите структуру папок, созданную в результате этих действий
19.Изобразите файловую структуру в виде дерева.
С: \SKI\SCATE\land.txt
С: \SPORT\SKI\Russia.txt
С: \SPORT\SKI\Germany.txt
С: \SKI\SCATE\INFO\city.txt
20.Установите соответствие между приложением ( левый столбик таблицы) и типом файла, создаваемого в этом приложении по умолчанию,
Microsoft Word | BMP |
Microsoft Excel | TXT |
Paint | XLS |
Блокнот | DOC |
21.Какие параметры файла при сохранении будут заданы по умолчанию прикладной средой?
( Тип файла, значок, размер, дата и время создания)
22.Какой тип имеет файл s.exe?
( исполняемый)
23.Указан путь к файлу C:\ Vera\New\text.txt. Укажите местоположение файла.
(C:\Vera\New)
4.Самостоятельная работа (тест) – 7 мин
Тест по теме «Файл и файловая структура»
Вариант 1
1. Тип файла можно определить, зная его:
Размер
Дату создания
Расширение
Размещение
2. Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов. Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?a???*
dad1
dad22
3daddy
add444
3. Полное имя файла было С:\Задачи\Физика.doc. Его переместили в каталог Tasks корневого каталога диска D:. Каким стало полное имя файла после перемещения
D:\Tasks\Физика.doc
D:\Tasks\Физика.txt
D:\Задачи\Tasks\Физика.doc
D:\Tasks\Задачи\Физика.doc
4. В некотором каталоге хранится файл Список_литературы.txt. В этом каталоге создали подкаталог с именем 10_CLASS и переместили в него файл Список_литературы.txt. После чего полное имя файла стало D:\SCHOOL\PHYSICS\10_CLASS\Список_литературы.txt. Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения?
D:\SCHOOL\PHYSICS\10_CLASS
D:\SCHOOL\PHYSICS
D:\SCHOOL
SCHOOL
5. Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги LESSONS, CLASS, SCHOOL, D:\ , MYDOC, LETTERS. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?
D:\MYDOC\LETTERS
D:\SCHOOL\CLASS\LESSONS
D:\LESSONS\CLASS\SCHOOL
D:\LESSON
Тест по теме «Файл и файловая структура»
Вариант 2
1.Для удобства работы с файлами их группируют
В корневые каталоги
В архивы
В каталоги
На дискете
2. Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы: Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ. Символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность. Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?ba*r.?xt
bar.txt
obar.txt
obar.xt
barr.txt
3. В некотором каталоге хранился файл Задача5. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Задача5, полное имя файла стало Е:\Класс9\Физика\Задачник\Задача5. Каково было полное имя этого файла до перемещения?
Е:\Физика\Задачник\Задача5
Е:\Физика\Задача5
Е:\Класс9\Задачник\Задача5
Е:\Класс9\Физика\Задача5
4. В некотором каталоге хранится файл Список_10_клacca.txt. В этом каталоге создали подкаталог и переместили в него файл Список_10_класса.txt, после чего полное имя файла стало
D:\USER\CLASS\DOC\Список_10_класca.txt.
Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения?
D:\USER\CLASS
DOC
D:\USER\CLASS\DOC
CLASS
5. Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги ACADEMY, COURSE, GROUP, Е:\, PROFESSOR, LECTIONS. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?
Е:\PROFESSOR\LECTIONS\ACADEMY
Е:\ACADEMY\COURSE\GROUP
E:\ACADEMY
Е:\GROUP\COURSE\ACADEMY
5.Подведение итогов – 3 мин
Сегодня мы с вами обобщили тему «Файлы и файловые структуры», вспомнили основные понятия, рассмотрели (выполнили) несколько заданий по данной теме.
6.Домашнее задание – 2 мин
4