СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факторы, обусловливающие необходимость инновационной деятельности в информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

объективно предполагающие введение инноваций в педагогическую деятельность учителя, связаны с развитием современной педагогической науки

Просмотр содержимого документа
«Факторы, обусловливающие необходимость инновационной деятельности в информатике»

Факторы, обусловливающие необходимость инновационной деятельности в информатике

Такие факторы подразделяются на две группы: объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся: социальные, общенаучные, педагогические, потребности школьной практики.

Социальные факторы связаны с оценкой влияния инноваций на развитие общества.

Влияние социальных факторов, стимулирующих введение инноваций в сферу образования, обусловлено тем, что образование как общественная функция отражает изменения в обществе: уровень развития системы образования практически является следствием развития общества. Так, современные социально - экономические преобразования в нашей стране обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии обучения и воспитания. Все это потребовало введения новшеств как в цели образования подрастающего поколения, так и в его организацию, методы, формы, способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

Общенаучные факторы, стимулирующие введение инноваций в сферу образования, обусловлены связью педагогической науки с другими науками о человеке. Сегодня педагогика взаимодействует с философией, психологией, с биологическими, экономическими науками, социологией. Современные достижения в развитии этих наук составляют методологические и теоретические предпосылки развития новых педагогических идей, теорий, гипотез, что обусловливает необходимость введения новшеств и в педагогическую деятельность.

Педагогические факторы, объективно предполагающие введение инноваций в педагогическую деятельность учителя, связаны с развитием современной педагогической науки. Это находит отражение в обогащении педагогической теории, наполнении ее новым содержанием, в развитии новых отраслей педагогического знания. Так, сегодня выделились и самостоятельно развиваются такие новые-отрасли педагогического знания, как педагогическая технология, педагогическая акмеология, педагогическая конфликтология, педагогическая инноватика. На стыке педагогики с техническими науками возникли такие новые отрасли, как кибернетическая, компьютерная, математическая педагогика, суггестология и др. В связи с этим возникает проблема внедрения в практику достижений современной педагогической науки – новых педагогических идей, теорий, концепций.

К объективным факторам, обусловливающим введение новшеств

всфере образования, относятся и потребности школьной практики,

одной из основных задач которой является сегодня повышение качества и эффективности педагогического процесса. Исследования отечественных и зарубежных ученых, мировой и отечественный практический опыт свидетельствуют о том, что основным путем повышения эффективности образования детей и молодежи является внедрение инноваций. Поэтому буквально все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше инноваций.

Субъективные предпосылки инновационной педагогической

деятельности - осознанная потребность значительной части учителей в создании, освоении и применении педагогических новшеств. Эта потребность формируется под влиянием специфики педагогического труда и тех основных требований, которые предъявляются сегодня к специалистам образовательной сферы: высокая культура и нравственность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее, творческое отношение к делу, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, эрудиция и социальная ответственность.

Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение.

Обоснование типологии педагогических нововведений позволяет изучать специфику и закономерности развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям. Опираясь на проведенные исследования (Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. -М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. -222 c.), была разработана типология педагогических нововведений. В систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

  • По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приемах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

  • По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

  • По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

  • По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

  • По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

  • По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

  • По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

  • По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

  • По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.

  • По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

Одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своѐ место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением.

Урок – традиционная ячейка образовательного процесса. Поскольку урок отражает всю систему обучения, то принципы инноватики подходят к проектированию и реализации педагогических новшеств по отношению к уроку так же, как и к системе образования в целом. В то же время, урок имеет особенности, которые определяют характер инноваций.

Инновационным изменениям подлежат:

  • само понятие «урок», его изменение по отношению к современной ситуации;

  • типология урока (новые типы уроков способны перевести его в качественно иной вид, на-пример, уроки-проекты, уроки-погружения);

  • методологические элементы урока: смысл, цели, роль в общем образовании;

  • методические структурные элементы урока: задачи, содержание, средства, формы и методы обучения, система контроля, оценки, рефлексии;

  • форма подготовки и проведения урока учителем, например, с помощью ресурсов и технологий Интернет.

Перечислим педагогические новшества, относящиеся к изменению урока:

  • Смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация».

  • Смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, предполагающего основную задачу учителя: определить при подготовке урока, что именно, какой образовательный продукт создадут ученики в ходе урока.

  • Переход от общего образования для всех к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. Для этого применяется ряд педагогических новшеств: индивидуальное целеполагание учеников, индивидуальные образовательные программы и их утверждение, личностная диагностика и мониторинг учебной деятельности каждого, индивидуализированная система диагностики и оценки образовательных результатов.

  • Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному.

  • Включение в план проведения урока выявление личностной и социальной значимости темы, организацию реального практического опыта учеников.

  • Переход от логической структуры урока к ситуационной. Внедрение в урок или в систему уроков технологии образовательной ситуации. В результате реализуется внутренняя логика развития учащихся по отношению к изучаемым вопросам.

  • Вместо заданий, не предполагающих их индивидуального решения, вводятся эвристические –открытые задания. Такие задания не имеют однозначных «правильных» ответов. Любой ответ всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения ученика. Средством инновационного продвижения данного новшества выступают дистанционные эвристические олимпиады.

  • Ограниченность содержания урока рамками классных стен преодолевается с помощью телекоммуникаций и ресурсов Интернет. Участие в дистанционных курсах, проектах, конференциях – и подготовка к ним – средства для перехода к открытому, распределенному образованию.

  • Моноориентированное образование (учеба у одного учителя в рамках одной методической системы) преодолевается путем введения технологий распределенного обучения. Очный учитель меняет свои функции в сторону функций тьютора, координатора образовательного процесса.

  • Вместо обобщения материала и заранее готовых выводов урока – внедряется система индивидуальной и коллективной рефлексии – осознание выполненной деятельности.

  • Универсализированная, в том числе тестовая система контроля результатов обучения заменяется на персонализированную, учитывающую индивидуальные возможности и цели каждого ученика.

  • Оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой.

  • Введение ученического портфолио как альтернативы формализованному контролю образовательных результатов учащихся.

Факторы, препятствующие нововведениям. Основная проблема управления преобразованиями заключается в возникновении феномена сопротивления изменениям. В качестве аргументов против введения новшеств часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему «Да, но...» (А.И.Пригожин): «Это у нас уже есть». Как правило, приводится сходное нововведение. В данном случае задачей оппонента является необходимость доказательства обманчивости сходства и значимости различий. «Это у нас не получится». В подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение конкретного новшества невозможным. «Это не решает главных проблем». Такое утверждение делается как бы с радикальных позиций. Новшество в этом случае получает образ паллиатива, а инноватор - черты недостаточно смелого проводника подлинного прогресса. Поскольку разведение главного и второстепенного - дело интерпретации, возможность отвода почти гарантирована. «Это требует доработки». Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой «сырого» и поэтому проводить его в жизнь вроде бы не следует. «Здесь не все равноценно». Если отсечь некоторые детали у новшества, то ощутимого запланированного эффекта уже не предвидится. «Есть и другие предложения». В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств. Перечисленные стереотипы подходят для описания закономерностей почти любых педагогических нововведений. Любой педагог или ученый-инноватор, как правило, встречался с некоторыми, или со всеми вышеприведенным аргументами. Зная логику оппонентов, инноватору целесообразно заранее подбирать контраргументы на подобные суждения, а также делать упреждающие шаги, чтобы нейтрализовать возможные действия на инновационный процесс со стороны его противников. Однако не все так просто. В обществе «существуют» специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Эти приемы можно охарактеризовать действиями типа: «инициатива наказуема», «не высовывайся», «тебе больше всех надо?», «вперед батьки не лезь», «на наш век хватит», «это надо согласовать» и т.п. Для распознания таких приемов от инноватора требуется непрерывная рефлексивная работа, выяснение того, что именно скрывается за тем или иным действием, предложением, его руководителей, коллег, подчиненных. Природа людей по отношению к нововведениям различна, одни склонены к их принятию, другие - более консервативны. Иногда в одном человеке одновременно уживаются различные проявления в отношении новаций из разных областей его деятельности.

В психологии имеется классификации субъектов инноваций, составленная Э.Роджерсом:1 группа -новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.2 группа -ранние реализаторы -13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.3 группа -предварительное большинство -34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после "ранних реализаторов", но значительно раньше так называемых "средних". Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.4 группа -позднее большинство -34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу («Средние реализаторы»).5 группа -колеблющиеся, обычно -16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций. По отношению к новаторству среди учителей ситуация выглядит немного по иному: новаторы составляют 6,6%, передовики -44,7%, умеренные -17,7%, около трети относятся к нововведениям сдержанно (К.Ангеловски). Если учитель привыкает жить в полном согласии с внешне заданными нормами и правилами, его инновационные способности гаснут. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может легче вписываться в педагогическое сообщество, но при этом снижается его творческий уровень. Если инноватор - руководитель? Особым образом характеризуется ситуация, когда инноватором является руководитель - директор школы или его заместитель, управленец другого звена. В этом случае необходимо предусмотреть возможные типы реакций со стороны подчиненных на инновационные действия, идущие от руководителя. Среди возможных моделей реакции человека на «навязывание» ему нововведения, имеется 5 фаз: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционализация (К.Ушаков). Фаза отрицания может быть характерна для подчиненного состоянием оцепенения, шока, растерянности. Здесь еще происходит ориентация на прошлое. На первой фазе зачастую отрицательную роль играет недостаточная информированность педколлектива о характере нововведения, поэтому целесообразно, игнорируя проявление недовольства, ориентировать подчиненных на будущее, давая им время для адаптации. На фазе сопротивления возможно проявление подчиненными раздражения, возникновение у них депрессии, связанной с ощущением неизбежности перемен. Руководителю необходимо наладить «обратную связь» с коллективом, больше слушать, поддерживать колеблющихся. Но порой целесообразным может быть и резкое столкновение вплоть до категорического: «делайте или уходите».

На этапе исследования подчиненный, согласившись с неизбежностью перемен, начинает ориентироваться в новых формах деятельности. Руководителю необходимо следить за процессом, поддерживать его динамику, из обилия идей выделить приоритеты. Для этапа вовлеченности характерно возникновение творческих групп. Постановка целей становится более точной. Резко улучшается координация деятельности. На данном этапе необходимо совместно с подчиненными разрабатывать долгосрочные цели, сосредоточившись на создании новых символов и ритуалов. Жизнь требует от современного учителя и руководителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение - это максимальное развитие своей индивидуальности. Педагогическая инноватика находится сегодня в стадии становления. Возрастающая потребность в ее разработке очевидна как для науки, так и для образовательной практики.

Пример педагогических нововведений в практике.

Портфолио – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности. Портфолио учащегося отражает самооценку, самоанализ, перспективу дальнейшей деятельности учащегося, социальную практику, т.е. обеспечивает создание условий для осознанного выбора образовательной траектории.

Основными типами портфолио являются:

  • портфолио документов (достижений) – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио

  • портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Данная модель предполагает качественную оценку

  • портфолио отзывов включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования. Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профессионального направления комплексное портфолио конструируется на основе предложенных вариантов портфолио.

    Процесс формирования портфолио условно можно разбить на два этапа:

  • технический (выбор средств для создания портфолио)

  • содержательный (информационное наполнение портфолио)

Большинство умений и навыков, необходимых для создания портфолио, вырабатываются на уроках информатики и ИКТ согласно образовательному стандарту по «Информатике и информационно-коммуникационным технологиям».
Необходимые умения и навыки для информационного наполнения портфолио.
Кроме технических умений, необходимых для подготовки информации к её публикации в портфолио, важным моментом является умение учащегося работать с информацией:

  • знать о существовании доступных источников информации и уметь ими пользоваться: применять современные средства получения, хранения, преобразования информации (собирать необходимую для  решения поставленных задач информацию, анализировать её, обобщать факты, устанавливать статистические закономерности, аргументировать свои выводы и применять их) и др.

  • уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.

Необходимые умения и навыки для «технического» воплощения портфолио.
Учащиеся должны уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах.
 

 
Microsoft Word
Работать с текстовыми редакторами учащиеся начинают с 3-го класса. С 5 по 11 изучают разнообразные возможности ТР Microsoft Word (способы редактирования, форматирования текста, вставка в документ различных объектов).

Графические редакторы
С возможностями графических редакторов учащиеся знакомятся во 2-5 классах на примере ГР Paint и др. редакторов, предложенных ЦОР для учащихся начальных классов.

В 8-11 классах на уроках информатики изучаются Adobe Photoshop частично (в большем объеме в рамках дополнительных занятий, элективных курсов и пр.), MS Picture Manager и др. редакторы, дающие возможность обработать графические изображения.

Интернет
Возможности Интернет изучаются в рамках темы «Телекоммуникационные технологии» в 9-11 классах.
Microsoft Power Point
Изучение этой программы в Школе начинается с 5-го класса. В результате обучения и согласно образовательным стандартам учащиеся умеют:

  1. Проектировать презентаций (шаблоны оформления, изменение разметки слайда, вставка графических объектов, вставка таблиц, вставка диаграмм).

  2. Оформлять слайды. (Например, для портфолио – это  "официальные документы”, "самоотчет по успеваемости” и пр.).

  3. Форматировать слайды (изменение цветовой схемы, изменение образца слайдов, добавление колонтитулов слайда, изменение фона слайда).

  4. Настройка времени показа и анимационных эффектов (настройка скорости и звукового сопровождения перехода, добавление анимационных эффектов).

  5. Добавление в слайд звуковых файлов (запись звуковых файлов, добавление звуковых файлов).

  6. Различные способы сохранения презентаций(*.ppt, *.pps, *.mhtml).

Основы Web-дизайна
Эта тема учащимися изучается в 9 и 11 классе в рамках темы «Телекоммуникационные технологии». В результате обучения и согласно образовательным стандартам учащиеся знают язык разметки гипертекста HTML в следующем объеме:

  • форматирование текста;

  • оформление списков;

  • гиперссылки;

  • вставка объектов в документ HTML;

  • фреймы;

  • таблицы

Изучение данных тем позволяет учащимся формировать портфолио в электронном виде.
Вот как оно выглядит:

  1. Общая структура Портфолио представляет собой веб-страницу, разработанную коллективно.

  2. Каждый учащийся, создавая презентацию о себе, может разместить её на данном веб-ресурсе.

  3. Вот примеры таких презентаций, оформленных в едином стиле нашего Портфолио.

  • информация о себе

  • информация о своих планах на будущее

  •  результаты учебной деятельности

  • участие в конкурсах и творческие работы

  • достижения (грамоты и дипломы)

  • участие в научно-исследовательской работе и её результаты содержательная компонента вариативна

  1. Проблемы, возникающие при работе с Портфолио:
    Сбор информации. Учащиеся не все и не всегда выражают желание участвовать в проектах или демонстрировать те или иные достижения, по различным причинам.
    Решение:
    Работа классного руководителя (помощь в сборе и отборе информации), индивидуализация работы, конфиденциальность предоставленной информации.
    Консультации учителей информатики по техническим вопросам. Предоставление доступа к ресурсам Интернет.

Список используемой литературы:

  1. Гаянова Назиля Накиповна, «Создание портфолио учащегося с помощью программы Microsoft PowerPoint».