СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательных учреждениях".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательных учреждениях".»

 Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении  Подготовила: педагог- психолог  МБОУ « СОШ № 10» ИГОСК  Рожкова Марина Васильевна

Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении

Подготовила: педагог- психолог

МБОУ « СОШ № 10» ИГОСК

Рожкова Марина Васильевна

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Психологический смысл суицида – отреагирование аффекта, снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой человек находится. Исследования показывают, что большинство подростков воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни. Лишь в 10% случаев суицидального поведения подростки действительно желают «свести счеты с жизнью», а в 90% случаев -обратить на себя внимание.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Психологический смысл суицида – отреагирование аффекта, снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой человек находится.

Исследования показывают, что большинство подростков воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни.

Лишь в 10% случаев суицидального поведения подростки действительно желают «свести счеты с жизнью», а в 90% случаев -обратить на себя внимание.

Что нужно знать о суициде?   Суицид можно предотвратить. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны. Самоубийство может совершить каждый.

Что нужно знать о суициде?

  • Суицид можно предотвратить.
  • Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя.
  • Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.
  • Самоубийство может совершить каждый.
Группа риска подростков, склонных к суициду Отличники.     Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности.    Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.      Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям особенно в пубертатном возрастном периоде.  Дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Группа риска подростков, склонных к суициду

  • Отличники.
  •     Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности.
  •    Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.
  •      Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям особенно в пубертатном возрастном периоде.
  • Дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Виды суицидального поведения: Истинное решение . В этом случае, молодые люди четко осознают все последствия своего решения. Они тщательно продумывают свои действия, желая достичь гарантированного результата. В случае просчетов, попытка повторяется через определенный промежуток времени. Чувствительный (аффективный). Подобные акты суицида совершаются в состоянии аффекта, что выражается сильными переживаниями. В случае неудачи, действие навряд ли повторится снова, поскольку снижение остроты эмоций способствуют переменам в поведенческой модели. Демонстративный. С помощью подобных поступков подросток хочет привлечь внимание окружающих к собственным проблемам. В этой ситуации, подросток не желает уйти из жизни, а использует суицид в качестве инструмента манипуляции. Повторяются многократно, иногда попытка может закончиться истинным суицидом.

Виды суицидального поведения:

  • Истинное решение . В этом случае, молодые люди четко осознают все последствия своего решения. Они тщательно продумывают свои действия, желая достичь гарантированного результата. В случае просчетов, попытка повторяется через определенный промежуток времени.
  • Чувствительный (аффективный). Подобные акты суицида совершаются в состоянии аффекта, что выражается сильными переживаниями. В случае неудачи, действие навряд ли повторится снова, поскольку снижение остроты эмоций способствуют переменам в поведенческой модели.
  • Демонстративный. С помощью подобных поступков подросток хочет привлечь внимание окружающих к собственным проблемам. В этой ситуации, подросток не желает уйти из жизни, а использует суицид в качестве инструмента манипуляции. Повторяются многократно, иногда попытка может закончиться истинным суицидом.
СИТУАЦИИ РИСКА, В КОТОРЫХ НУЖНО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ :  Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми;  Несчастная любовь или разрыв романтических отношений;  Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание);  Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха;  Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства);  Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия). Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);

СИТУАЦИИ РИСКА, В КОТОРЫХ НУЖНО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ :

  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми;
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений;
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание);
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха;
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства);
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);
СИТУАЦИИ РИСКА, В КОТОРЫХ НУЖНО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ : семейные конфликты, сложная психологическая обстановка в семье;  расставание с любимым человеком или его измена;   ссора с друзьями, конфликты с педагогами ; смерть кого-либо из близких родственников; частое попадание подростка в стрессовые ситуации ; затяжное депрессивное состояние подростка; отсутствие перспектив в будущем; низкая самооценка, трудности в самоопределении;   социально-экономическая дестабилизация; употребление алкоголя или наркотиков снижает уровень самоконтроля и т.д.

СИТУАЦИИ РИСКА, В КОТОРЫХ НУЖНО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ :

  • семейные конфликты, сложная психологическая обстановка в семье;
  • расставание с любимым человеком или его измена;
  • ссора с друзьями, конфликты с педагогами ;
  • смерть кого-либо из близких родственников;
  • частое попадание подростка в стрессовые ситуации ;
  • затяжное депрессивное состояние подростка;
  • отсутствие перспектив в будущем;
  • низкая самооценка, трудности в самоопределении;  
  • социально-экономическая дестабилизация;
  • употребление алкоголя или наркотиков снижает уровень самоконтроля

и т.д.

Признаки (индикаторы) готовящегося суицида 1. Особенности поведения: безрассудные поступки, связанные с риском для жизни; высокая импульсивность; уход «в себя», от общения или, наоборот, активное стремление к общению с окружающими; общая заторможенность, бездеятельность или, напротив, двигательное возбуждение; употребление алкоголя и других ПАВ;   враждебное отношение к окружающим; раздаривание вещей и пристраивание домашних животных; утрата интереса к тому, что раньше было значимо; самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности; ухудшение работоспособности; частые прогулы (отсутствие на определенных уроках).

Признаки (индикаторы) готовящегося суицида

1. Особенности поведения:

  • безрассудные поступки, связанные с риском для жизни;
  • высокая импульсивность;
  • уход «в себя», от общения или, наоборот, активное стремление к общению с окружающими;
  • общая заторможенность, бездеятельность или, напротив, двигательное возбуждение;
  • употребление алкоголя и других ПАВ;
  •   враждебное отношение к окружающим;
  • раздаривание вещей и пристраивание домашних животных;
  • утрата интереса к тому, что раньше было значимо;
  • самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности;
  • ухудшение работоспособности;
  • частые прогулы (отсутствие на определенных уроках).
2. Эмоциональные проявления:  сниженное настроение, заторможенность, тоска; переживание горя; выраженная растерянность, чувство вины, безысходности, страхи и опасения; переживание неудачи, собственной неполноценности, малозначимости; повышенная раздражительность, слезливость, капризность; тихий монотонный голос или, напротив, экспрессивная речь; тоскливое выражение лица, бедность мимики; резкие и необоснованные вспышки агрессии.

2. Эмоциональные проявления:

  • сниженное настроение, заторможенность, тоска;
  • переживание горя;
  • выраженная растерянность, чувство вины, безысходности, страхи и опасения;
  • переживание неудачи, собственной неполноценности, малозначимости;
  • повышенная раздражительность, слезливость, капризность;
  • тихий монотонный голос или, напротив, экспрессивная речь;
  • тоскливое выражение лица, бедность мимики;
  • резкие и необоснованные вспышки агрессии.
3. Словесные (непосредственные высказывания и записи на страничке в соцсетях): о бессмысленности жизни вообще и своей, в частности, пессимизм, невидение перспектив; о чувстве беспомощности, вины («Я никому не нужен…Всем только мешаю»); собственной ненужности, никчемности («Я ничтожество! Ничего собой не представляю!», «Я – тварь. Всем приношу несчастья…»); шутки о желании умереть («Никто из жизни еще живым не уходил!»); сообщения о плане, способе самоубийства, о приобретении средств самозащиты; фразы, связанные с прощанием с жизнью («Последний раз встречаемся…, смотрю любимые фотографии…»).

3. Словесные (непосредственные высказывания и записи на страничке в соцсетях):

  • о бессмысленности жизни вообще и своей, в частности, пессимизм, невидение перспектив;
  • о чувстве беспомощности, вины («Я никому не нужен…Всем только мешаю»);
  • собственной ненужности, никчемности («Я ничтожество! Ничего собой не представляю!», «Я – тварь. Всем приношу несчастья…»);
  • шутки о желании умереть («Никто из жизни еще живым не уходил!»);
  • сообщения о плане, способе самоубийства, о приобретении средств самозащиты;
  • фразы, связанные с прощанием с жизнью («Последний раз встречаемся…, смотрю любимые фотографии…»).
4. Особенности внешнего вида и продуктов деятельности: изменение внешнего вида; безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях; использование символики смерти в татуировках, аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия; атрибуты и орудия смерти; символы смерти (круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией); интерес к неформальным объединениям , сайтам с суицидальной направленностью; рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей и на полях; тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла.

4. Особенности внешнего вида и продуктов деятельности:

  • изменение внешнего вида;
  • безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях;
  • использование символики смерти в татуировках, аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия; атрибуты и орудия смерти; символы смерти (круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией);
  • интерес к неформальным объединениям , сайтам с суицидальной направленностью;
  • рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей и на полях;
  • тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла.
Какие цели преследуют подростки – суициденты:   Протест или месть . Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». Призыв . Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию. Избежание наказания/страдания . Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли. Самонаказание . Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины. Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.

Какие цели преследуют подростки – суициденты:

  • Протест или месть . Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже».
  • Призыв . Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию.
  • Избежание наказания/страдания . Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.
  • Самонаказание . Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
  • Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.
  Что в поведении подростка должно насторожить преподавателя: Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам. У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность. Резкое изменение поведения.  Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников. Подросток прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью. Суицидальные наклонности в сочинениях и эссе.

Что в поведении подростка должно насторожить преподавателя:

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Резкое изменение поведения.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Подросток прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
  • Суицидальные наклонности в сочинениях и эссе.
Классификация суицидальных проявлений Антивитальные переживания Первая ступень - пассивные суицидальные мысли Вторая ступень - суицидальные замыслы Третья ступень - суицидальные намерения

Классификация суицидальных проявлений

Антивитальные переживания

Первая ступень - пассивные суицидальные мысли

Вторая ступень - суицидальные замыслы

Третья ступень - суицидальные намерения

Проявления суицидального поведения на первом этапе   Беспричинное снижение настроения и повседневной активности Появление несвойственных ранее реакций в виде бесцельных уходов из дома, блужданий в одиночестве Прослушивание печальной музыки Отчаяние и плач Повышение или потеря аппетита Нехватка жизненной активности Косвенные высказывания «…Ребенка словно подменили!»

Проявления суицидального поведения на первом этапе

Беспричинное снижение настроения и повседневной активности

Появление несвойственных ранее реакций в виде бесцельных уходов из дома, блужданий в одиночестве

Прослушивание печальной музыки

Отчаяние и плач

Повышение или потеря аппетита

Нехватка жизненной активности

Косвенные высказывания «…Ребенка словно подменили!»

Проявления суицидального поведения на втором этапе Прогулы занятий, снижение успеваемости Появление интереса к темам смерти, ухода из жизни. Поиск соответствующих ресурсов в Интернете, социальных сетях   Уход от обычной социальной активности, замкнутость.  Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.  Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.  Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе. Непосредственные заявления   о суицидальной попытке

Проявления суицидального поведения на втором этапе

Прогулы занятий, снижение успеваемости

Появление интереса к темам смерти, ухода из жизни. Поиск соответствующих ресурсов в Интернете, социальных сетях

  Уход от обычной социальной активности, замкнутость.

Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.

Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.

Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе.

Непосредственные заявления   о суицидальной попытке

Проявления суицидального поведения на третьем этапе Утрата прежних интересов, прекращение или уменьшение контактов с друзьями, равнодушие к происходящему Изменение привычек с тенденцией к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдению правил личной гигиены Многозначительное прощание с другими людьми. Приведение в порядок своих дел.   Отказ от личных вещей.  Скудные планы на будущее.   Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей. Намек на смерть

Проявления суицидального поведения на третьем этапе

Утрата прежних интересов, прекращение или уменьшение контактов с друзьями, равнодушие к происходящему

Изменение привычек с тенденцией к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдению правил личной гигиены

Многозначительное прощание с другими людьми.

Приведение в порядок своих дел.

  Отказ от личных вещей.

Скудные планы на будущее.

  Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.

Намек на смерть

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ   Установите заботливые взаимоотношения с ребенком Будьте внимательным слушателем Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации Помогите определить источник психического дискомфорта Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем Помогите определить перспективу на будущее .

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ

  • Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
  • Будьте внимательным слушателем
  • Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
  • Помогите определить источник психического дискомфорта
  • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
  • Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
  • Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем
  • Помогите определить перспективу на будущее .
Формы профилактики подростковой суицидальности:   Неразглашение фактов суицидальных случаев в учебных коллективах. Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска. Предоставление информации обучающимся о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов. Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.

Формы профилактики подростковой суицидальности:

  • Неразглашение фактов суицидальных случаев в учебных коллективах.
  • Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска.
  • Предоставление информации обучающимся о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов.
  • Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.

Формы профилактики подростковой суицидальности:   Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого педагога. Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы. Формирование у обучающихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.

Формы профилактики подростковой суицидальности:

  • Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого педагога.
  • Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.
  • Формирование у обучающихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.
Заключение Коррекционная работа с подростками, склонными к суициду, не является самостоятельным процессом, ее необходимо осуществлять комплексно с привлечением педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков и т.д. Помимо основных коррекционных мероприятий, дополнительно можно информировать о работе специальных служб оказания помощи, например, о телефоне доверия для детей и подростков: 8 – 800 – 2000 – 122.

Заключение

Коррекционная работа с подростками, склонными к суициду, не является самостоятельным процессом, ее необходимо осуществлять комплексно с привлечением педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков и т.д.

Помимо основных коррекционных мероприятий, дополнительно можно информировать о работе специальных служб оказания помощи, например, о телефоне доверия для детей и подростков: 8 – 800 – 2000 – 122.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!