Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении
Подготовила: педагог- психолог
МБОУ « СОШ № 10» ИГОСК
Рожкова Марина Васильевна
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Психологический смысл суицида – отреагирование аффекта, снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой человек находится.
Исследования показывают, что большинство подростков воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни.
Лишь в 10% случаев суицидального поведения подростки действительно желают «свести счеты с жизнью», а в 90% случаев -обратить на себя внимание.
Что нужно знать о суициде?
- Суицид можно предотвратить.
- Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя.
- Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.
- Самоубийство может совершить каждый.
Группа риска подростков, склонных к суициду
- Отличники.
- Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности.
- Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.
- Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям особенно в пубертатном возрастном периоде.
- Дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Виды суицидального поведения:
- Истинное решение . В этом случае, молодые люди четко осознают все последствия своего решения. Они тщательно продумывают свои действия, желая достичь гарантированного результата. В случае просчетов, попытка повторяется через определенный промежуток времени.
- Чувствительный (аффективный). Подобные акты суицида совершаются в состоянии аффекта, что выражается сильными переживаниями. В случае неудачи, действие навряд ли повторится снова, поскольку снижение остроты эмоций способствуют переменам в поведенческой модели.
- Демонстративный. С помощью подобных поступков подросток хочет привлечь внимание окружающих к собственным проблемам. В этой ситуации, подросток не желает уйти из жизни, а использует суицид в качестве инструмента манипуляции. Повторяются многократно, иногда попытка может закончиться истинным суицидом.
СИТУАЦИИ РИСКА, В КОТОРЫХ НУЖНО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ :
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми;
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений;
- Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание);
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха;
- Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства);
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);
СИТУАЦИИ РИСКА, В КОТОРЫХ НУЖНО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ :
- семейные конфликты, сложная психологическая обстановка в семье;
- расставание с любимым человеком или его измена;
- ссора с друзьями, конфликты с педагогами ;
- смерть кого-либо из близких родственников;
- частое попадание подростка в стрессовые ситуации ;
- затяжное депрессивное состояние подростка;
- отсутствие перспектив в будущем;
- низкая самооценка, трудности в самоопределении;
- социально-экономическая дестабилизация;
- употребление алкоголя или наркотиков снижает уровень самоконтроля
и т.д.
Признаки (индикаторы) готовящегося суицида
1. Особенности поведения:
- безрассудные поступки, связанные с риском для жизни;
- высокая импульсивность;
- уход «в себя», от общения или, наоборот, активное стремление к общению с окружающими;
- общая заторможенность, бездеятельность или, напротив, двигательное возбуждение;
- употребление алкоголя и других ПАВ;
- враждебное отношение к окружающим;
- раздаривание вещей и пристраивание домашних животных;
- утрата интереса к тому, что раньше было значимо;
- самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности;
- ухудшение работоспособности;
- частые прогулы (отсутствие на определенных уроках).
2. Эмоциональные проявления:
- сниженное настроение, заторможенность, тоска;
- переживание горя;
- выраженная растерянность, чувство вины, безысходности, страхи и опасения;
- переживание неудачи, собственной неполноценности, малозначимости;
- повышенная раздражительность, слезливость, капризность;
- тихий монотонный голос или, напротив, экспрессивная речь;
- тоскливое выражение лица, бедность мимики;
- резкие и необоснованные вспышки агрессии.
3. Словесные (непосредственные высказывания и записи на страничке в соцсетях):
- о бессмысленности жизни вообще и своей, в частности, пессимизм, невидение перспектив;
- о чувстве беспомощности, вины («Я никому не нужен…Всем только мешаю»);
- собственной ненужности, никчемности («Я ничтожество! Ничего собой не представляю!», «Я – тварь. Всем приношу несчастья…»);
- шутки о желании умереть («Никто из жизни еще живым не уходил!»);
- сообщения о плане, способе самоубийства, о приобретении средств самозащиты;
- фразы, связанные с прощанием с жизнью («Последний раз встречаемся…, смотрю любимые фотографии…»).
4. Особенности внешнего вида и продуктов деятельности:
- изменение внешнего вида;
- безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях;
- использование символики смерти в татуировках, аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия; атрибуты и орудия смерти; символы смерти (круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией);
- интерес к неформальным объединениям , сайтам с суицидальной направленностью;
- рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей и на полях;
- тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла.
Какие цели преследуют подростки – суициденты:
- Протест или месть . Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже».
- Призыв . Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию.
- Избежание наказания/страдания . Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.
- Самонаказание . Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
- Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.
Что в поведении подростка должно насторожить преподавателя:
- Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
- У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
- Резкое изменение поведения.
- Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
- Подросток прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам.
- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
- Суицидальные наклонности в сочинениях и эссе.
Классификация суицидальных проявлений
Антивитальные переживания
Первая ступень - пассивные суицидальные мысли
Вторая ступень - суицидальные замыслы
Третья ступень - суицидальные намерения
Проявления суицидального поведения на первом этапе
Беспричинное снижение настроения и повседневной активности
Появление несвойственных ранее реакций в виде бесцельных уходов из дома, блужданий в одиночестве
Прослушивание печальной музыки
Отчаяние и плач
Повышение или потеря аппетита
Нехватка жизненной активности
Косвенные высказывания «…Ребенка словно подменили!»
Проявления суицидального поведения на втором этапе
Прогулы занятий, снижение успеваемости
Появление интереса к темам смерти, ухода из жизни. Поиск соответствующих ресурсов в Интернете, социальных сетях
Уход от обычной социальной активности, замкнутость.
Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.
Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе.
Непосредственные заявления о суицидальной попытке
Проявления суицидального поведения на третьем этапе
Утрата прежних интересов, прекращение или уменьшение контактов с друзьями, равнодушие к происходящему
Изменение привычек с тенденцией к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдению правил личной гигиены
Многозначительное прощание с другими людьми.
Приведение в порядок своих дел.
Отказ от личных вещей.
Скудные планы на будущее.
Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.
Намек на смерть
ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ
- Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
- Будьте внимательным слушателем
- Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
- Помогите определить источник психического дискомфорта
- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
- Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
- Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем
- Помогите определить перспективу на будущее .
Формы профилактики подростковой суицидальности:
- Неразглашение фактов суицидальных случаев в учебных коллективах.
- Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска.
- Предоставление информации обучающимся о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов.
- Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.
Формы профилактики подростковой суицидальности:
- Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого педагога.
- Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.
- Формирование у обучающихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.
Заключение
Коррекционная работа с подростками, склонными к суициду, не является самостоятельным процессом, ее необходимо осуществлять комплексно с привлечением педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков и т.д.
Помимо основных коррекционных мероприятий, дополнительно можно информировать о работе специальных служб оказания помощи, например, о телефоне доверия для детей и подростков: 8 – 800 – 2000 – 122.
Спасибо за внимание!