Факультативный курс «Актуальные проблемы обществознания»
Факультативный курс разработан в соответствии с требованиями ФГОС на основе программы элективного курса «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ». Автор – составитель: Каменчук И. Л., СарИПКРО, Саратов, 2010 г. Программа факультатива конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, способствует изучению предмета, делая акцент на сложных вопросах и связывая теоритические положения с актуальными проблемами современного человека и общества. Программа содействует реализации единой концепции обществоведческого образования, призвана способствовать развитию творческого мышления учащихся.
Формы работы:
— работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
— критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
— анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания; — решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
— участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.
Сроки реализации – 10-11 классы, количество учебных часов – 70.
I. В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИК НА БАЗОВОМ УРОВНЕ НАУЧИТСЯ:
Человек. Человек в системе общественных отношений: ключевые понятия и трудные вопросы
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их
примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной
жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации
индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его
основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их
примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни
человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в
современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования
и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся
(динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных
изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и
последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем.
Экономика: основы науки и трудные вопросы
– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– конкретизировать примерами основные факторы производства и
факторные доходы;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры
действия законов спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь,
поведение основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о
тенденциях развития современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять
задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в
банковской системе РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия
инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать
механизм их взаимодействия;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной
политики в области занятости;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки
зрения экономической рациональности, анализировать собственное
потребительское поведение;
– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией
гражданами своих экономических интересов;
– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной
экономики;
– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях
экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь
общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и
показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой
внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения: обзор основных позиций, сложные вопросы
– Выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников
о структуре общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической
группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих
успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации
разрешения конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль,
различать санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах
последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в
конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов,
приводить примеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на
современном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать
факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи
в современном обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на
демографическую ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни
современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и
значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной
информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и
проблемные задачи.
Политика: систематизация знаний, отработка сложных вопросов
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты
политического воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и
целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической
системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических
режимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях,
принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную
избирательные системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского
общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в
современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
- формулировать суждение о значении многопартийности и
идеологического плюрализма в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении
участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений: основные теоритические положения и проблемные вопросы
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской
Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина»,
ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и
обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от
выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в
практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения
субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в
повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах
приема в образовательные организации профессионального и высшего
образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения
трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК
РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на
защиту прав человека.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Факультативный курс способствует формированию у обучающихся знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.
В процессе изучения курса поднимаются актуальные вопросы жизни современного российского общества, дается представление об основных тенденциях развития мирового сообщества в глобальном мире.
Курс является интегративным, включает достижения различных наук
( философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира.
Программа факультатива составлена на основе модульного принципа построения учебного материала.
Человек. Человек в системе общественных отношений: ключевые понятия и трудные вопросы
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы
и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура,
контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная
культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты)
социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и
деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и
необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания.
Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды
человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и
методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная
жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание.
Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение.
Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность.
Основные направления развития образования. Функции образования как
социального института. Общественная значимость и личностный смысл
образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного
общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное
взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как
формы социального изменения. Основные направления общественного
развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального
прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные
направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика: основы науки и трудные вопросы
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика,
макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон
спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон
предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и
функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные
бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники
финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы
маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк
Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе
России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная
политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение
собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в
экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов.
Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и
бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность
и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели.
Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика.
Международная специализация, международное разделение труда,
международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок.
Государственная политика в области международной торговли. Глобальные
экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.
Социальные отношения: обзор основных позиций, сложные вопросы
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная
стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как
социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их
причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды
социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в
современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции
развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная
демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения
и организации в Российской Федерации.
Политика: систематизация знаний, отработка сложных вопросов
Политическая деятельность. Политические институты. Политические
отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и
функции. Государство как основной институт политической системы.
Государство, его функции. Политический режим. Типология политических
режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная
система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое
государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология
лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-
политические течения современности. Политические партии, их признаки,
функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки,
типология общественно-политических движений. Политическая психология.
Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической
жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм,
его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений: основные теоритические положения и проблемные вопросы
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы
системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное
право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности
гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые
правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики
государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую
среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское
право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права
собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности.
Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы
защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые
формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и
расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и
обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в
профессиональные образовательные организации и образовательные
организации высшего образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на
работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы
социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок
их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного
процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.
Понятие и предмет международного права. Международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база
противодействия терроризму в Российской Федерации.