Календарно-тематическое планирование факультативного курса составлено на
основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровнях.
«Основы математического анализа» единственный раздел математики, изучаемый в школе, не относится к элементарной математике. Основным объектом изучения здесь является числовая функция. Не смотря на краткость, школьный курс «Основ математического анализа» даёт возможность выпускнику средней школы не только получить представление о математическом анализе как о мощном прикладном аппарате современной математике, но и научиться сознательно им пользоваться при решении целого ряда задач, не поддающихся элементарным методам.
Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс «Функция и её производная» 11 класс. 34 часа.»
«Функция и её производная»
11 класс. 34 часа.
Календарно-тематическое планирование факультативного курса составлено на
основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровнях.
«Основы математического анализа» единственный раздел математики, изучаемый в школе, не относится к элементарной математике. Основным объектом изучения здесь является числовая функция. Не смотря на краткость, школьный курс «Основ математического анализа» даёт возможность выпускнику средней школы не только получить представление о математическом анализе как о мощном прикладном аппарате современной математике, но и научиться сознательно им пользоваться при решении целого ряда задач, не поддающихся элементарным методам.
Цели факультативного курса.
В факультативном курсе содержание образования развивается в следующих направлениях:
Систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений;
Знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объёме позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические , физические и другие прикладные задачи;
Без расширения и углубления школьной теоретической базы рассмотреть некоторые виды задач, встречающихся в школьной и конкурсной практике, при решении которых используются идеи математического анализа и его аппарат.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать / понимать:
Значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
Значение идей и методов математического анализа для построения моделей реальных объектов, процессов и ситуаций.
Уметь:
Вычислять производные элементарных функций, применяя правила вычисления производных, используя справочные материалы;
Исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
Решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | Лекции | Практические занятия | Формы контроля |
1. | Функции и графики | 14 | | | |
1.1 | Простейшие функциональные зависимости | 2 | 1 | 1 | Составление справочной таблицы |
1.2 | Простейшие преобразования графиков | 5 | 2 | 3 | |
1.3 | Графики дробно-линейных функций | 3 | 1 | 2 | Самостоятельная работа |
1.4 | Построение графиков, содержащих знаки абсолютной величины | 4 | 1 | 3 | |
2. | Производная и касательная | 20 | | | |
2.1 | Понятие о непрерывности и предельном переходе | 2 | 1 | 1 | |
2.2 | Касательная к графику | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Производная сложной функции | 3 | 1 | 2 | Самостоятельная работа |
2.4 | Приближённые вычисления | 3 | 1 | 2 | |
2.5 | Производная в физике и технике | 2 | 1 | 1 | |
2.6 | Применение производной к исследованию функций | 5 | 1 | 4 | Тест |
2.7 | Решение задач | 3 | | 3 | |
3. | Итого | 34 | 11 | 23 | |
Содержание курса
Тема 1.
Обзор функций, изучаемых в школьном курсе: прямая и обратная пропорциональности, линейная, рациональная и дробно- рациональная, тригонометрические функции.
Симметрия относительно оси ординат и оси абсцисс; параллельный перенос вдоль оси ординат и оси абсцисс.
Свойства функции: области определения и значений, чётность, нечётность, периодичность, нули функции, промежутки возрастания и убывания, точки экстремума, экстремум функции. График функции.
Понятие абсолютной величины. Построение графиков вида: y=
.
Тема 2.
Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Теоремы о пределах последовательностей.
Понятие о непрерывности функции. Основные теоремы о непрерывных функциях. Понятие о пределе функции в точке.
Производная функции. Физический и геометрический смысл производной.
Приближенные вычисления.
Исследование функций с помощью производных. Уравнение касательной к графику функции.
Литература
Математика. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандартного общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области. Волгоград. Издательство «Учитель». 2006г.
И. Ф. Шарыгин, В, И, Голубев. «Факультативный курс по математике». Москва. Просвещение. 1991.
Учебный год. Элективные курсы. Приложение. Выпуск 8. № 19, 2005 г.
Дорднов А.М., Острецов И.Н. «Графики функций». Москва. Высшая школа. 1972.
М.Л. Галицкий , М.М. Машкович. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. Москва. Просвещение