Программа факультативного курса
«Музеи мира»
для учащихся 5 классов
Пояснительная записка.
«Музей – грандиозная памятная книга человечества»
Л.В. Луначарский
Программа «Музеи мира» разработана на основании требований ФГОС НОО второго поколения, школьной программы патриотического воспитания и имеет художественно-эстетическую направленность.
Нормативно – правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
7. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
Программа внеурочного курса по выбору «Музеи мира» предназначена для учащихся 5-6 классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности. Она рассчитана на 36 часов (2 часа в неделю во втором полугодии). В ней даются сведения о крупнейших музеях мира: Лувре, Государственном Эрмитаже, музее Прадо, Дрезденской галерее, музее Метрополитен, Рейксмузеуме в Амстердаме, Лондонской национальной галерее, Британском музее, Галерее Уффици, музеях Ватикана и др., а также истории их коллекций, хранящихся там шедеврах, ставших достоянием мирового искусства.
Цель: Основная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть значение ведущих музеев мира как сокровищниц мировой культуры и их роль в сохранении произведений искусства.
Для выполнения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
познакомить учащихся с собранием произведений искусства ведущих музеев мира;
проследить историю их создания и историю их коллекций;
дать представление о хранящихся в музеях шедеврах изобразительного искусства, вошедших в золотой фонд мирового искусства;
раскрыть значение, роль, место музея в художественной культуре.
раскрыть значение, роль, место музея в художественной культуре.
Задачи программы:
1. Развитие духовно - познавательных потребностей детей;
2. Развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;
3. Развитие мотивационной сферы (эстетической, этической, познавательной мотивации);
4. Развитие коммуникативных навыков;
5. Развитие музейной культуры и визуальной грамотности.
Общая характеристика учебного предмета
В наше сложное время, когда полностью утрачивают свое значение нравственные ценности и чувство патриотизма порой вовсе не знакомо подростковому поколению, возникает необходимость в изучении предметов, основанных на традициях культуры. Уважение к своему Отечеству начинается с уважения и изучения мировой культуры. Знакомство с историей и культурой – это познание прошлого, восстановление связи времен, необходимое условие развития современного человека. Именно музей позволяет сохранять историческую и культурную память народа.
Программа факультативного курса поможет учащимся познакомиться с различными музеями России и мира, в которых хранится память о прошлом. Данный материал выходит за рамки программы по МХК, а также включает в себя и краеведческий материал.
Путешествуя по разным городам России и мира, через образные рассказы экскурсовода - учителя или ученика, мультимедийные презентации и красочные видеофильмы, учащиеся ближе познакомятся с интересными экспонатами музеев нашей страны и других стран. Программа построена на основе межпредметной интеграции с предметами гуманитарного цикла: историей, литературой, изобразительным искусством.
Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием информационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры.
Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир, используя информационную систему.
Место предмета в учебном плане
Программа решает задачи внеурочной деятельности:
- занятость детей в свободное время,
- организация дополнительного досуга
Программа рассчитана на 2 года обучения -70часов: 1 год обучения – 35 часов, 2 год обучения – 35 часов, по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты
Изучение учебного материала по курсу "Музеи мира" должно обеспечить учащемуся:
понимание:
- значения, роли и места музеев в художественной культуре;
- функций художественных музеев как хранилищ произведений искусства;
представление:
о научной, просветительской, реставрационной деятельности музея;
знание: крупнейших музеев мира, истории их создания;
- значительных произведений искусства, хранящихся в музеях;
формирование:
- художественно-эстетической и духовно-нравственной культуры;
приобретение навыков и качеств:
- культурной толерантности.
Виды деятельности:
виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, посещение музеев города Калининграда, викторины, конкурсы, подготовка презентаций.
Формы контроля:
тестирование, защита экскурсионных проектов, видеовикторины, участие в интерактивных играх и конкурсах.
Содержание учебного предмета
Музей в современном обществе - центр культуры, решающий задачи развития и воспитания всесторонне развитой личности.
Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на художественно-эстетические, интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.
Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, даёт мощный стимул для формирования и развития личности ребёнка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом.
Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей. Он способен успешно решать целый ряд задач: приобщение ребёнка к русской и национальной культуре, развитие его визуальной грамотности, образного и ассоциативного мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы.
Музейно - педагогический процесс обеспечивает приобретение ребёнком целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации и др.
Музейно - педагогический процесс формирует в ребёнке единство познавательного, эстетического и действенно - практического начал.
Это последнее, действенно - практическое начало, очень важно, т.к. связано с переходом от созерцания красоты к её активному воплощению в различных формах жизнедеятельности ребёнка.
В приобретении навыков творчески активного отношения к миру музею отводится огромная роль.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, национальной культурой, традициями и обрядами, приобщить к художественной культуре.
Актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций. Такая постановка проблемы создает в мире ребёнка взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего.
Тематический план курса (36 часов)
1 | Введение | 1 час |
Тема 1. | Лувр | 4 часа |
Тема 2. | Государственный Эрмитаж | 4 часа |
Тема 3. | Музей Прадо | 2 часа |
Тема 4. | Дрезденская галерея | 2 часа |
Тема 5. | Галерея Уффици | 2 часа |
Тема 6. | Британский музей | 2 часа |
Тема 7. | Лондонская национальная галерея | 2 часа |
Тема 8. | Тема 8. Рейксмузей в Амстердаме | 2 часа |
Тема 9. | Музеи Ватикана | 2 часа |
Тема 10. | Музей Метрополитен | 2 часа |
Тема11. | Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. искусств им. Пушкина. | 2 часа |
Тема12. | Государственная Третьяковская галерея | 2 часа |
Тема13. | Музей С. Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке | 1 час |
Тема 14. | Египетский музей в Каире | 2 часа |
Тема15. | Пекинский императорский музей | 1 час |
Тема16, 17, 18. | Музеи Калининграда. | 3 час |
| Всего: | 36 часов |
Использованная литература
Гоинг Л. Живопись Лувра. – М.: Междунар. книга, 2005. – 687 с.
Гринкевич В.П. история музеев мира. – Минск: БГУ, 2003. – 282 с.
Государственная Третьяковская галерея. – М.: Красная площадь, 19978. – 351 с.
Губарева М.В., Ионина Н.А. 100 великих музеев мира. – М.: Вече, 2005. – 464 с.
Джентили А. Лондонская Национальная галерея. – М.: Слово, 2004. – 605 с.
Импрессионисты и постимпрессионисты: шедевры живописи из собрания Гос. Эрмитажа и Гос. музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. – М.: Амарант, 1998. – 255 с.
Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. – СПб: Петрополис, 2001. 221 с.
Кудрявцев Б.В. Художественные музеи Лондона. – М.: Искусство, 1994. – 222 с.
Лондонская Национальная галерея. – М.: Олма-пресс, 2003. – 127 с.
Лувр. – М.: Вече, 2003. – 2006 с.
Лувр. – М.: Олма-пресс, 2003. – 126 с.
Лысикова О.В. Музеи мира. – М.: Флинта, 2002. – 128 с.
Мауджери М. Шедевры живописи: музеи и коллекции Европы и Америки. – СПб.: Славия, 1997. – 430 с.
Метрополитен. Нью-Йорк. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 142 с.
Микелетти Э. Флоренция: Галерея Уффици. – М.: АСТ, 2001. – 238 с.
Музеи Ватикана. Рим. – М.: АСТ: Премьера, 2002. – 132 с.
Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. – СПб.: ГАК, 1997. – 327 с.
Музейное дело и художественное образование. – Саратов: Слово, 2000. – 179 с.
Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб.: Б.и., 2004. – 427 с.
Немилова И.С. Загадки старых картин. – М.: Изобразительное искусство, 1996. – 349 с.
Перес С. Прадо. – М.: АСТ, 2000. – 238 с.
Пиотровский М.Б. Эрмитаж: великие коллекции великого музея. – СПб.: Славия, 2003. – 350 с.
Прадо: живопись. – М.: ЗАО, 1999. – 652 с.
Пьетранджели К. Ватикан. – М.: Слово, 1998.
Рачеева Е.П. Сокровища европейских музеев. – М.: Олма- пресс. ОАО ПФ, 2004. – 400 с.
Ревякин В.И. Музеи мира. М., 1993. – 244 с.
Серюльяс М. Лувр. – М.: АСТ, 2000. – 239 с.
Сокровища европейских музеев. – М.: Олма-пресс, 2004. – 399 с.
Турскова Т.А. Музеи мира. – М., 2001.
Уффици. – М.: Олма0пресс, 2002. – 127 с.
Хадсон К. Влиятельные музеи. – Новосибирск: Сиб. хронограф, 2001. 194 с.
Шедевры живописи: Из собрания лучших художественных галерей Европы. – СПб.: Славия, 1995. – 469 с.
Штейн М.Т. Нью-Йорк: Музей Метрополитен. Музей современного искусства Гуггенхайма. – М.: АСТ, 2000. – 237 с.
Эрмитаж. – М.: АСТ: Премьера, 2002. – 135 с.
Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М.: Рус. слово, 2003. – 532 с.

Программа факультативного курса «Музеи мира»
для учащихся 6 классов
Пояснительная записка.
«Музей – грандиозная памятная книга человечества»
Л.В. Луначарский
Программа «Музеи мира» разработана на основании требований ФГОС НОО второго поколения, школьной программы патриотического воспитания и имеет художественно-эстетическую направленность.
Нормативно – правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
7. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
Программа внеурочного курса по выбору «Музеи мира» предназначена для учащихся 5-6 классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности. Она рассчитана на 36 часов (2 часа в неделю во втором полугодии). В ней даются сведения о крупнейших музеях мира: Лувре, Государственном Эрмитаже, музее Прадо, Дрезденской галерее, музее Метрополитен, Рейксмузеуме в Амстердаме, Лондонской национальной галерее, Британском музее, Галерее Уффици, музеях Ватикана и др., а также истории их коллекций, хранящихся там шедеврах, ставших достоянием мирового искусства.
Цель: Основная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть значение ведущих музеев мира как сокровищниц мировой культуры и их роль в сохранении произведений искусства.
Для выполнения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
познакомить учащихся с собранием произведений искусства ведущих музеев мира;
проследить историю их создания и историю их коллекций;
дать представление о хранящихся в музеях шедеврах изобразительного искусства, вошедших в золотой фонд мирового искусства;
раскрыть значение, роль, место музея в художественной культуре.
раскрыть значение, роль, место музея в художественной культуре.
Задачи программы:
1. Развитие духовно - познавательных потребностей детей;
2. Развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;
3. Развитие мотивационной сферы (эстетической, этической, познавательной мотивации);
4. Развитие коммуникативных навыков;
5. Развитие музейной культуры и визуальной грамотности.
Общая характеристика учебного предмета
В наше сложное время, когда полностью утрачивают свое значение нравственные ценности и чувство патриотизма порой вовсе не знакомо подростковому поколению, возникает необходимость в изучении предметов, основанных на традициях культуры. Уважение к своему Отечеству начинается с уважения и изучения мировой культуры. Знакомство с историей и культурой – это познание прошлого, восстановление связи времен, необходимое условие развития современного человека. Именно музей позволяет сохранять историческую и культурную память народа.
Программа факультативного курса поможет учащимся познакомиться с различными музеями России и мира, в которых хранится память о прошлом. Данный материал выходит за рамки программы по МХК, а также включает в себя и краеведческий материал.
Путешествуя по разным городам России и мира, через образные рассказы экскурсовода - учителя или ученика, мультимедийные презентации и красочные видеофильмы, учащиеся ближе познакомятся с интересными экспонатами музеев нашей страны и других стран. Программа построена на основе межпредметной интеграции с предметами гуманитарного цикла: историей, литературой, изобразительным искусством.
Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием информационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры.
Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир, используя информационную систему.
Место предмета в учебном плане
Программа решает задачи внеурочной деятельности:
- занятость детей в свободное время,
- организация дополнительного досуга
Программа рассчитана на 2 года обучения -70часов: 1 год обучения – 35 часов, 2 год обучения – 35 часов, по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты
Изучение учебного материала по курсу "Музеи мира" должно обеспечить учащемуся:
понимание:
- значения, роли и места музеев в художественной культуре;
- функций художественных музеев как хранилищ произведений искусства;
представление:
о научной, просветительской, реставрационной деятельности музея;
знание: крупнейших музеев мира, истории их создания;
- значительных произведений искусства, хранящихся в музеях;
формирование:
- художественно-эстетической и духовно-нравственной культуры;
приобретение навыков и качеств:
- культурной толерантности.
Виды деятельности:
виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, посещение музеев города Калининграда, викторины, конкурсы, подготовка презентаций.
Формы контроля:
тестирование, защита экскурсионных проектов, видеовикторины, участие в интерактивных играх и конкурсах.
Содержание учебного предмета
Музей в современном обществе - центр культуры, решающий задачи развития и воспитания всесторонне развитой личности.
Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на художественно-эстетические, интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.
Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, даёт мощный стимул для формирования и развития личности ребёнка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом.
Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей. Он способен успешно решать целый ряд задач: приобщение ребёнка к русской и национальной культуре, развитие его визуальной грамотности, образного и ассоциативного мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы.
Музейно - педагогический процесс обеспечивает приобретение ребёнком целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации и др.
Музейно - педагогический процесс формирует в ребёнке единство познавательного, эстетического и действенно - практического начал.
Это последнее, действенно - практическое начало, очень важно, т.к. связано с переходом от созерцания красоты к её активному воплощению в различных формах жизнедеятельности ребёнка.
В приобретении навыков творчески активного отношения к миру музею отводится огромная роль.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, национальной культурой, традициями и обрядами, приобщить к художественной культуре.
Актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций. Такая постановка проблемы создает в мире ребёнка взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего.
Изучение учебного материала по курсу "Музеи мира" должно обеспечить учащемуся:
- значения, роли и места музеев в художественной культуре;
- функций художественных музеев как хранилищ произведений искусства;
о научной, просветительской, реставрационной деятельности музея;
- значительных произведений искусства, хранящихся в музеях;
- художественно-эстетической и духовно-нравственной культуры;
- культурной толерантности.
Виды деятельности:
виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, посещение музеев города Калининграда, викторины, конкурсы, подготовка презентаций.
Формы контроля:
тестирование, защита экскурсионных проектов, видеовикторины, участие в интерактивных играх и конкурсах.
Тематический план курса (35 часов)
| Введение | 1 час |
Тема 1. | Венский музей истории искусств. | 2 часа |
Тема 2. | Национальный археологический музей в Афинах. | 2 часа |
Тема 3. | Королевский морской музей в Гринвиче. | 2 часа |
Тема 4. | Московский государственный исторический музей. | 2 часа |
Тема 5. | Большой дворец в Петергофе. | 2 часа |
Тема 6. | Музей Метрополитен. Коллекция импрессионистов. | 2 часа |
Тема 7. | Собор Василия Блаженного. | 2 часа |
Тема 8. | Царское село. Екатерининский дворец. | 2 часа |
Тема 9. | Сокровища Московского кремля. Оружейная палата. | 2 часа |
Тема 10. | Сокровища Московского кремля. Алмазный фонд. | 2 часа |
Тема11. | Музеи Санкт - Петербурга. | 2 часа |
Тема12. | Лувр. Древнеегипетское искусство. | 2 часа |
Тема13. | Галерея Боргезе. | 2 часа |
Тема 14. | Национальный музей Барджелло. Флоренция. | 2 час |
Тема15. | Музей Орсе в Париже. | 2 час |
Тема16. | Версальский дворец. | 2 часа |
Тема17,18. | Музеи Калининграда. | 2 часа |
| Всего: | 35часов |
Использованная литература
Гоинг Л. Живопись Лувра. – М.: Междунар. книга, 2005. – 687 с.
Гринкевич В.П. история музеев мира. – Минск: БГУ, 2003. – 282 с.
Государственная Третьяковская галерея. – М.: Красная площадь, 19978. – 351 с.
Губарева М.В., Ионина Н.А. 100 великих музеев мира. – М.: Вече, 2005. – 464 с.
Джентили А. Лондонская Национальная галерея. – М.: Слово, 2004. – 605 с.
Импрессионисты и постимпрессионисты: шедевры живописи из собрания Гос. Эрмитажа и Гос. музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. – М.: Амарант, 1998. – 255 с.
Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. – СПб: Петрополис, 2001. 221 с.
Кудрявцев Б.В. Художественные музеи Лондона. – М.: Искусство, 1994. – 222 с.
Лондонская Национальная галерея. – М.: Олма-пресс, 2003. – 127 с.
Лувр. – М.: Вече, 2003. – 2006 с.
Лувр. – М.: Олма-пресс, 2003. – 126 с.
Лысикова О.В. Музеи мира. – М.: Флинта, 2002. – 128 с.
Мауджери М. Шедевры живописи: музеи и коллекции Европы и Америки. – СПб.: Славия, 1997. – 430 с.
Метрополитен. Нью-Йорк. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 142 с.
Микелетти Э. Флоренция: Галерея Уффици. – М.: АСТ, 2001. – 238 с.
Музеи Ватикана. Рим. – М.: АСТ: Премьера, 2002. – 132 с.
Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. – СПб.: ГАК, 1997. – 327 с.
Музейное дело и художественное образование. – Саратов: Слово, 2000. – 179 с.
Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб.: Б.и., 2004. – 427 с.
Немилова И.С. Загадки старых картин. – М.: Изобразительное искусство, 1996. – 349 с.
Перес С. Прадо. – М.: АСТ, 2000. – 238 с.
Пиотровский М.Б. Эрмитаж: великие коллекции великого музея. – СПб.: Славия, 2003. – 350 с.
Прадо: живопись. – М.: ЗАО, 1999. – 652 с.
Пьетранджели К. Ватикан. – М.: Слово, 1998.
Рачеева Е.П. Сокровища европейских музеев. – М.: Олма- пресс. ОАО ПФ, 2004. – 400 с.
Ревякин В.И. Музеи мира. М., 1993. – 244 с.
Серюльяс М. Лувр. – М.: АСТ, 2000. – 239 с.
Сокровища европейских музеев. – М.: Олма-пресс, 2004. – 399 с.
Турскова Т.А. Музеи мира. – М., 2001.
Уффици. – М.: Олма0пресс, 2002. – 127 с.
Хадсон К. Влиятельные музеи. – Новосибирск: Сиб. хронограф, 2001. 194 с.
Шедевры живописи: Из собрания лучших художественных галерей Европы. – СПб.: Славия, 1995. – 469 с.
Штейн М.Т. Нью-Йорк: Музей Метрополитен. Музей современного искусства Гуггенхайма. – М.: АСТ, 2000. – 237 с.
Эрмитаж. – М.: АСТ: Премьера, 2002. – 135 с.
Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М.: Рус. слово, 2003. – 532 с.