СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативный курс "Музеи мира" часть 1-2

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Музей – грандиозная памятная книга человечества» Л.В. Луначарскийй

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Музеи мира" часть 1-2»






Программа факультативного курса

«Музеи мира»

для учащихся 5 классов



Пояснительная записка.

«Музей – грандиозная памятная книга человечества»

Л.В. Луначарский

Программа «Музеи мира» разработана на основании требований ФГОС НОО второго поколения, школьной программы патриотического воспитания и имеет художественно-эстетическую направленность.

Нормативно – правовыми документами программы являются:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

7. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

Программа внеурочного курса по выбору «Музеи мира» предназначена для учащихся 5-6 классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности. Она рассчитана на 36 часов (2 часа в неделю во втором полугодии). В ней даются сведения о крупнейших музеях мира: Лувре, Государственном Эрмитаже, музее Прадо, Дрезденской галерее, музее Метрополитен, Рейксмузеуме в Амстердаме, Лондонской национальной галерее, Британском музее, Галерее Уффици, музеях Ватикана и др., а также истории их коллекций, хранящихся там шедеврах, ставших достоянием мирового искусства.

Цель: Основная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть значение ведущих музеев мира как сокровищниц мировой культуры и их роль в сохранении произведений искусства.

Для выполнения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

познакомить учащихся с собранием произведений искусства ведущих музеев мира;

  • проследить историю их создания и историю их коллекций;

  • дать представление о хранящихся в музеях шедеврах изобразительного искусства, вошедших в золотой фонд мирового искусства;

  • раскрыть значение, роль, место музея в художественной культуре.

  • раскрыть значение, роль, место музея в художественной культуре.

Задачи программы:



1.     Развитие духовно - познавательных потребностей детей;

2.     Развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;

3.    Развитие мотивационной сферы (эстетической, этической, познавательной мотивации);

4.     Развитие коммуникативных навыков;

5.     Развитие музейной культуры и визуальной грамотности.




Общая характеристика учебного предмета


 В наше сложное время, когда полностью утрачивают свое значение нравственные ценности и чувство патриотизма порой вовсе не знакомо подростковому поколению, возникает необходимость в изучении предметов, основанных на традициях культуры. Уважение к своему Отечеству начинается с уважения и изучения мировой культуры. Знакомство с историей и культурой – это познание прошлого, восстановление связи времен, необходимое условие развития современного человека. Именно музей позволяет сохранять историческую и культурную память народа.

Программа факультативного курса поможет учащимся познакомиться с различными музеями России и мира, в которых хранится память о прошлом. Данный материал выходит за рамки программы по МХК, а также включает в себя и краеведческий материал.

Путешествуя по разным городам России и мира, через образные рассказы экскурсовода - учителя или ученика, мультимедийные презентации и красочные видеофильмы, учащиеся ближе познакомятся с интересными экспонатами музеев нашей страны и других стран. Программа построена на основе межпредметной интеграции с предметами гуманитарного цикла: историей, литературой, изобразительным искусством.

Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием информационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры.

 Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир, используя информационную систему.


Место предмета в учебном плане


Программа решает задачи внеурочной деятельности:

- занятость детей в свободное время,

- организация дополнительного досуга

Программа рассчитана на 2 года обучения -70часов: 1 год обучения – 35 часов, 2 год обучения – 35 часов, по 1 часу в неделю.


Планируемые результаты

Изучение учебного материала по курсу "Музеи мира" должно обеспечить учащемуся:

понимание:

- значения, роли и места музеев в художественной культуре;

- функций художественных музеев как хранилищ произведений искусства;

представление:

о научной, просветительской, реставрационной деятельности музея;

знание: крупнейших музеев мира, истории их создания;

- значительных произведений искусства, хранящихся в музеях;

формирование:

- художественно-эстетической и духовно-нравственной культуры;

приобретение навыков и качеств:

- культурной толерантности.

Виды деятельности:

виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, посещение музеев города Калининграда, викторины, конкурсы, подготовка презентаций.

Формы контроля: 

тестирование, защита экскурсионных проектов, видеовикторины, участие в интерактивных играх и конкурсах.



Содержание учебного предмета

Музей в современном обществе - центр культуры, решающий задачи развития и воспитания всесторонне развитой личности.

Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на художественно-эстетические, интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, даёт мощный стимул для формирования и развития личности ребёнка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом.

Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей. Он способен успешно решать целый ряд задач: приобщение ребёнка к русской и национальной культуре, развитие его визуальной грамотности, образного и ассоциативного мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы.

Музейно - педагогический процесс обеспечивает приобретение ребёнком целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации и др.

Музейно - педагогический процесс формирует в ребёнке единство познавательного, эстетического и действенно - практического начал.

Это последнее, действенно - практическое начало, очень важно, т.к. связано с переходом от созерцания красоты к её активному воплощению в различных формах жизнедеятельности ребёнка.

В приобретении навыков творчески активного отношения к миру музею отводится огромная роль.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, национальной культурой, традициями и обрядами, приобщить к художественной культуре.

Актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций. Такая постановка проблемы создает в мире ребёнка взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего.

























Тематический план курса (36 часов)



1

Введение

1 час

Тема 1.

Лувр

4 часа

Тема 2. 

Государственный Эрмитаж

4 часа

Тема 3.

Музей Прадо

2 часа

Тема 4.

Дрезденская галерея 

2 часа

Тема 5. 

Галерея Уффици


2 часа

Тема 6.

Британский музей


2 часа

Тема 7. 

Лондонская национальная галерея


2 часа

Тема 8. 

Тема 8. Рейксмузей в Амстердаме


2 часа

Тема 9. 

Музеи Ватикана


2 часа

Тема 10. 

Музей Метрополитен


2 часа

Тема11.

Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. искусств им. Пушкина.

2 часа

Тема12.

Государственная Третьяковская галерея 


2 часа

Тема13.  

 Музей С. Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке


1 час

Тема 14.

Египетский музей в Каире


2 часа

Тема15. 

 Пекинский императорский музей


1 час

Тема16, 17, 18. 

 Музеи Калининграда.  


3 час


Всего:

36 часов


















Использованная литература


Гоинг Л. Живопись Лувра. – М.: Междунар. книга, 2005. – 687 с.

Гринкевич В.П. история музеев мира. – Минск: БГУ, 2003. – 282 с.

Государственная Третьяковская галерея. – М.: Красная площадь, 19978. – 351 с.

Губарева М.В., Ионина Н.А. 100 великих музеев мира. – М.: Вече, 2005. – 464 с.

Джентили А. Лондонская Национальная галерея. – М.: Слово, 2004. – 605 с.

Импрессионисты и постимпрессионисты: шедевры живописи из собрания Гос. Эрмитажа и Гос. музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. – М.: Амарант, 1998. – 255 с.

Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. – СПб: Петрополис, 2001. 221 с.

Кудрявцев Б.В. Художественные музеи Лондона. – М.: Искусство, 1994. – 222 с.

Лондонская Национальная галерея. – М.: Олма-пресс, 2003. – 127 с.

Лувр. – М.: Вече, 2003. – 2006 с.

Лувр. – М.: Олма-пресс, 2003. – 126 с.

Лысикова О.В. Музеи мира. – М.: Флинта, 2002. – 128 с.

Мауджери М. Шедевры живописи: музеи и коллекции Европы и Америки. – СПб.: Славия, 1997. – 430 с.

Метрополитен. Нью-Йорк. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 142 с.

Микелетти Э. Флоренция: Галерея Уффици. – М.: АСТ, 2001. – 238 с.

Музеи Ватикана. Рим. – М.: АСТ: Премьера, 2002. – 132 с.

Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. – СПб.: ГАК, 1997. – 327 с.

Музейное дело и художественное образование. – Саратов: Слово, 2000. – 179 с.

Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб.: Б.и., 2004. – 427 с.

Немилова И.С. Загадки старых картин. – М.: Изобразительное искусство, 1996. – 349 с.

Перес С. Прадо. – М.: АСТ, 2000. – 238 с.

Пиотровский М.Б. Эрмитаж: великие коллекции великого музея. – СПб.: Славия, 2003. – 350 с.

Прадо: живопись. – М.: ЗАО, 1999. – 652 с.

Пьетранджели К. Ватикан. – М.: Слово, 1998.

Рачеева Е.П. Сокровища европейских музеев. – М.: Олма- пресс. ОАО ПФ, 2004. – 400 с.

Ревякин В.И. Музеи мира. М., 1993. – 244 с.

Серюльяс М. Лувр. – М.: АСТ, 2000. – 239 с.

Сокровища европейских музеев. – М.: Олма-пресс, 2004. – 399 с.

Турскова Т.А. Музеи мира. – М., 2001.

Уффици. – М.: Олма0пресс, 2002. – 127 с.

Хадсон К. Влиятельные музеи. – Новосибирск: Сиб. хронограф, 2001. 194 с.

Шедевры живописи: Из собрания лучших художественных галерей Европы. – СПб.: Славия, 1995. – 469 с.

Штейн М.Т. Нью-Йорк: Музей Метрополитен. Музей современного искусства Гуггенхайма. – М.: АСТ, 2000. – 237 с.

Эрмитаж. – М.: АСТ: Премьера, 2002. – 135 с.

Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М.: Рус. слово, 2003. – 532 с.









Программа факультативного курса «Музеи мира»

для учащихся 6 классов

Пояснительная записка.

«Музей – грандиозная памятная книга человечества»

Л.В. Луначарский

Программа «Музеи мира» разработана на основании требований ФГОС НОО второго поколения, школьной программы патриотического воспитания и имеет художественно-эстетическую направленность.

Нормативно – правовыми документами программы являются:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

7. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

Программа внеурочного курса по выбору «Музеи мира» предназначена для учащихся 5-6 классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности. Она рассчитана на 36 часов (2 часа в неделю во втором полугодии). В ней даются сведения о крупнейших музеях мира: Лувре, Государственном Эрмитаже, музее Прадо, Дрезденской галерее, музее Метрополитен, Рейксмузеуме в Амстердаме, Лондонской национальной галерее, Британском музее, Галерее Уффици, музеях Ватикана и др., а также истории их коллекций, хранящихся там шедеврах, ставших достоянием мирового искусства.

Цель: Основная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть значение ведущих музеев мира как сокровищниц мировой культуры и их роль в сохранении произведений искусства.

Для выполнения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

познакомить учащихся с собранием произведений искусства ведущих музеев мира;

  • проследить историю их создания и историю их коллекций;

  • дать представление о хранящихся в музеях шедеврах изобразительного искусства, вошедших в золотой фонд мирового искусства;

  • раскрыть значение, роль, место музея в художественной культуре.

  • раскрыть значение, роль, место музея в художественной культуре.


Задачи программы:



1.     Развитие духовно - познавательных потребностей детей;

2.     Развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;

3.    Развитие мотивационной сферы (эстетической, этической, познавательной мотивации);

4.     Развитие коммуникативных навыков;

5.     Развитие музейной культуры и визуальной грамотности.



Общая характеристика учебного предмета

 В наше сложное время, когда полностью утрачивают свое значение нравственные ценности и чувство патриотизма порой вовсе не знакомо подростковому поколению, возникает необходимость в изучении предметов, основанных на традициях культуры. Уважение к своему Отечеству начинается с уважения и изучения мировой культуры. Знакомство с историей и культурой – это познание прошлого, восстановление связи времен, необходимое условие развития современного человека. Именно музей позволяет сохранять историческую и культурную память народа.

Программа факультативного курса поможет учащимся познакомиться с различными музеями России и мира, в которых хранится память о прошлом. Данный материал выходит за рамки программы по МХК, а также включает в себя и краеведческий материал.

Путешествуя по разным городам России и мира, через образные рассказы экскурсовода - учителя или ученика, мультимедийные презентации и красочные видеофильмы, учащиеся ближе познакомятся с интересными экспонатами музеев нашей страны и других стран. Программа построена на основе межпредметной интеграции с предметами гуманитарного цикла: историей, литературой, изобразительным искусством.

Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием информационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры.

 Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир, используя информационную систему.


Место предмета в учебном плане


Программа решает задачи внеурочной деятельности:

- занятость детей в свободное время,

- организация дополнительного досуга

Программа рассчитана на 2 года обучения -70часов: 1 год обучения – 35 часов, 2 год обучения – 35 часов, по 1 часу в неделю.


Планируемые результаты

Изучение учебного материала по курсу "Музеи мира" должно обеспечить учащемуся:

понимание:

- значения, роли и места музеев в художественной культуре;

- функций художественных музеев как хранилищ произведений искусства;

представление:

о научной, просветительской, реставрационной деятельности музея;

знание: крупнейших музеев мира, истории их создания;

- значительных произведений искусства, хранящихся в музеях;

формирование:

- художественно-эстетической и духовно-нравственной культуры;

приобретение навыков и качеств:

- культурной толерантности.

Виды деятельности:

виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, посещение музеев города Калининграда, викторины, конкурсы, подготовка презентаций.

Формы контроля: 

тестирование, защита экскурсионных проектов, видеовикторины, участие в интерактивных играх и конкурсах.



Содержание учебного предмета

Музей в современном обществе - центр культуры, решающий задачи развития и воспитания всесторонне развитой личности.

Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на художественно-эстетические, интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, даёт мощный стимул для формирования и развития личности ребёнка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом.

Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей. Он способен успешно решать целый ряд задач: приобщение ребёнка к русской и национальной культуре, развитие его визуальной грамотности, образного и ассоциативного мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы.

Музейно - педагогический процесс обеспечивает приобретение ребёнком целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации и др.

Музейно - педагогический процесс формирует в ребёнке единство познавательного, эстетического и действенно - практического начал.

Это последнее, действенно - практическое начало, очень важно, т.к. связано с переходом от созерцания красоты к её активному воплощению в различных формах жизнедеятельности ребёнка.

В приобретении навыков творчески активного отношения к миру музею отводится огромная роль.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, национальной культурой, традициями и обрядами, приобщить к художественной культуре.

Актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций. Такая постановка проблемы создает в мире ребёнка взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего.

Изучение учебного материала по курсу "Музеи мира" должно обеспечить учащемуся:

  • понимание:

- значения, роли и места музеев в художественной культуре;

- функций художественных музеев как хранилищ произведений искусства;

  • представление:

о научной, просветительской, реставрационной деятельности музея;

  • знание: крупнейших музеев мира, истории их создания;

- значительных произведений искусства, хранящихся в музеях;

  • формирование:

- художественно-эстетической и духовно-нравственной культуры;

  • приобретение навыков и качеств:

- культурной толерантности.



Виды деятельности:

виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, посещение музеев города Калининграда, викторины, конкурсы, подготовка презентаций.

Формы контроля: 

тестирование, защита экскурсионных проектов, видеовикторины, участие в интерактивных играх и конкурсах.









Тематический план курса (35 часов)




Введение

1 час

Тема 1.

Венский музей истории искусств.

2 часа

Тема 2.

Национальный археологический музей в Афинах.

2 часа

Тема 3.

Королевский морской музей в Гринвиче.

2 часа

Тема 4.

Московский государственный исторический музей.

2 часа

Тема 5.

Большой дворец в Петергофе.

2 часа

Тема 6.

Музей Метрополитен. Коллекция импрессионистов.

2 часа

Тема 7.

Собор Василия Блаженного.

2 часа

Тема 8.

Царское село. Екатерининский дворец.

2 часа

Тема 9.

Сокровища Московского кремля. Оружейная палата.

2 часа

Тема 10.

Сокровища Московского кремля. Алмазный фонд.

2 часа

Тема11.

Музеи Санкт - Петербурга.

2 часа

Тема12.

Лувр. Древнеегипетское искусство.

2 часа

Тема13.

Галерея Боргезе.

2 часа

Тема 14.

Национальный музей Барджелло. Флоренция.

2 час

Тема15.

Музей Орсе в Париже.

2 час

Тема16.

Версальский дворец.

2 часа

Тема17,18.

Музеи Калининграда.

2 часа


Всего:

35часов

Использованная литература


Гоинг Л. Живопись Лувра. – М.: Междунар. книга, 2005. – 687 с.

Гринкевич В.П. история музеев мира. – Минск: БГУ, 2003. – 282 с.

Государственная Третьяковская галерея. – М.: Красная площадь, 19978. – 351 с.

Губарева М.В., Ионина Н.А. 100 великих музеев мира. – М.: Вече, 2005. – 464 с.

Джентили А. Лондонская Национальная галерея. – М.: Слово, 2004. – 605 с.

Импрессионисты и постимпрессионисты: шедевры живописи из собрания Гос. Эрмитажа и Гос. музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. – М.: Амарант, 1998. – 255 с.

Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. – СПб: Петрополис, 2001. 221 с.

Кудрявцев Б.В. Художественные музеи Лондона. – М.: Искусство, 1994. – 222 с.

Лондонская Национальная галерея. – М.: Олма-пресс, 2003. – 127 с.

Лувр. – М.: Вече, 2003. – 2006 с.

Лувр. – М.: Олма-пресс, 2003. – 126 с.

Лысикова О.В. Музеи мира. – М.: Флинта, 2002. – 128 с.

Мауджери М. Шедевры живописи: музеи и коллекции Европы и Америки. – СПб.: Славия, 1997. – 430 с.

Метрополитен. Нью-Йорк. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 142 с.

Микелетти Э. Флоренция: Галерея Уффици. – М.: АСТ, 2001. – 238 с.

Музеи Ватикана. Рим. – М.: АСТ: Премьера, 2002. – 132 с.

Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. – СПб.: ГАК, 1997. – 327 с.

Музейное дело и художественное образование. – Саратов: Слово, 2000. – 179 с.

Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб.: Б.и., 2004. – 427 с.

Немилова И.С. Загадки старых картин. – М.: Изобразительное искусство, 1996. – 349 с.

Перес С. Прадо. – М.: АСТ, 2000. – 238 с.

Пиотровский М.Б. Эрмитаж: великие коллекции великого музея. – СПб.: Славия, 2003. – 350 с.

Прадо: живопись. – М.: ЗАО, 1999. – 652 с.

Пьетранджели К. Ватикан. – М.: Слово, 1998.

Рачеева Е.П. Сокровища европейских музеев. – М.: Олма- пресс. ОАО ПФ, 2004. – 400 с.

Ревякин В.И. Музеи мира. М., 1993. – 244 с.

Серюльяс М. Лувр. – М.: АСТ, 2000. – 239 с.

Сокровища европейских музеев. – М.: Олма-пресс, 2004. – 399 с.

Турскова Т.А. Музеи мира. – М., 2001.

Уффици. – М.: Олма0пресс, 2002. – 127 с.

Хадсон К. Влиятельные музеи. – Новосибирск: Сиб. хронограф, 2001. 194 с.

Шедевры живописи: Из собрания лучших художественных галерей Европы. – СПб.: Славия, 1995. – 469 с.

Штейн М.Т. Нью-Йорк: Музей Метрополитен. Музей современного искусства Гуггенхайма. – М.: АСТ, 2000. – 237 с.

Эрмитаж. – М.: АСТ: Премьера, 2002. – 135 с.

Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М.: Рус. слово, 2003. – 532 с.